Научная статья на тему 'Правовые основы противодействия коррупции в системе таможенной службы'

Правовые основы противодействия коррупции в системе таможенной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1132
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / FIGHT AGAINST CORRUPTION / НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ / VIOLATION OF REQUIREMENTS OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЯНИЙ / THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF CORRUPTION / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / LIABILITY OF EMPLOYEES AND PUBLIC SERVANTS / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR / КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / CORRUPTION OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваль Виктория Дмитриевна

Статья посвящена борьбе с коррупцией в таможенной среде, в частности рассматриваются основные нормативные правовые акты в сфере борьбы с коррупцией, указываются проблемные вопросы и предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства для государственных служащих, проходящих службу в таможенных органах. В настоящее время коррупция отрицательно влияет на функционирование таможенной системы, подрывая правовые основы таможенного администрирования. Вопросы предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенных органов Российской Федерации охватываются целым правовым механизмом отечественных нормативно-правовых актов. Анализ ведомственных актов ФТС России говорит об активизации деятельности таможенных органов в сфере противодействия коррупции на протяжении последнего десятилетия. За совершение коррупционных правонарушений должностные лица таможенных органов подвергаются уголовной или административной ответственности, а также гражданско-правовой и дисциплинарной. После анализа привлечения к дисциплинарной ответственности была проведена аналогия между видами дисциплинарных взысканий государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, было установлено совпадение требований к порядку применения дисциплинарных взысканий. Вместе с тем, в настоящее время существует потребность дальнейшего совершенствования данных норм. Для противодействия коррупции важно использовать всю систему правовых средств, другими словами, необходима системная антикоррупционная политика. В этой связи особое значение имеет все более тесное внутриотраслевое и межотраслевое взаимодействие правовых норм о противодействии и предупреждении коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваль Виктория Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE SYSTEM OF THE CUSTOMS SERVICE

The article is devoted ‘The Fight against Corruption in the Customs Environment’ and in particular examines the main regulatory legal acts in the ‘Sphere of Fight against Corruption’. Identifies problematic issues and proposals for the improvement of anti-corruption laws for government officials serving in customs service system. Currently corruption has a negative impact on the functioning of the customs system and undermining the legal foundations of customs administration. The prevention and suppression of corruption in the customs bodies of the Russian Federation covers the whole legal framework of the domestic legal acts. Analysis of departmental acts of the FCS of Russia said that the revitalization of the customs authorities in the corruption’s counteraction sphere grows in the last decade. The head management workers of the customs service system received criminal or administrative, civil and disciplinary liability. If they did corruption deals by analysis then disciplinary action was created the analogy between the types of disciplinary sanctions of civil servants and employees of customs authorities, there was found the coincidence requirements to the procedure of application of disciplinary penalties. However, currently there is a need to further improve these norms. To counter corruption is important to use the whole system of remedies or the necessary system.

Текст научной работы на тему «Правовые основы противодействия коррупции в системе таможенной службы»

УДК 342 (951)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

© 2016

Коваль Виктория Дмитриевна, аспирант

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Россия, Саратов, улица Чернышевского, 104, кабинет 127, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена борьбе с коррупцией в таможенной среде, в частности рассматриваются основные нормативные правовые акты в сфере борьбы с коррупцией, указываются проблемные вопросы и предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства для государственных служащих, проходящих службу в таможенных органах. В настоящее время коррупция отрицательно влияет на функционирование таможенной системы, подрывая правовые основы таможенного администрирования. Вопросы предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенных органов Российской Федерации охватываются целым правовым механизмом отечественных нормативно-правовых актов. Анализ ведомственных актов ФТС России говорит об активизации деятельности таможенных органов в сфере противодействия коррупции на протяжении последнего десятилетия. За совершение коррупционных правонарушений должностные лица таможенных органов подвергаютсяуголовной или административной ответственности, а также гражданско-правовой и дисциплинарной. После анализа привлечения к дисциплинарной ответственности была проведена аналогия между видами дисциплинарных взысканий государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, было установлено совпадение требований к порядку применения дисциплинарных взысканий. Вместе с тем, в настоящее время существует потребность дальнейшего совершенствования данных норм. Для противодействия коррупции важно использовать всю систему правовых средств, другими словами, необходима системная антикоррупционная политика. В этой связи особое значение имеет все более тесное внутриотраслевое и межотраслевое взаимодействие правовых норм о противодействии и предупреждении коррупции.

Ключевые слова: борьба с коррупцией, нарушение требований законодательства РФ, антикоррупционное законодательство, предупреждение и пресечение коррупционных деяний, ответственность сотрудников и государственных служащих, антикоррупционное поведение, коррупционное правонарушение

THE LEGAL BASIS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE SYSTEM

OF THE CUSTOMS SERVICE

© 2016

Koval Viktoriya Dmitrievna, graduate student ,

Saratov state law Academy (410056, Russia, Saratov, street Chernyshevskogo, 104, office 127, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted 'The Fight against Corruption in the Customs Environment' and in particular examines the main regulatory legal acts in the 'Sphere of Fight against Corruption'. Identifies problematic issues and proposals for the improvement of anti-corruption laws for government officials serving in customs service system. Currently corruption has a negative impact on the functioning of the customs system and undermining the legal foundations of customs administration. The prevention and suppression of corruption in the customs bodies of the Russian Federation covers the whole legal framework of the domestic legal acts. Analysis of departmental acts of the FCS of Russia said that the revitalization of the customs authorities in the corruption's counteraction sphere grows in the last decade. The head management workers of the customs service system received criminal or administrative, civil and disciplinary liability. If they did corruption deals by analysis then disciplinary action was created the analogy between the types of disciplinary sanctions of civil servants and employees of customs authorities, there was found the coincidence requirements to the procedure of application of disciplinary penalties. However, currently there is a need to further improve these norms. To counter corruption is important to use the whole system of remedies or the necessary system.

Keywords: fight against corruption, violation of requirements of the legislation of the Russian Federation, anti-corruption legislation, the prevention and suppression of corruption, liability of employees and public servants, anti-corruption behavior, corruption offense

Административно-правовое противодействие коррупции в системе таможенной службы РФ всегда было одним из приоритетных направлений обеспечения законности и правопорядка в системе правоохранительной службы РФ. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на коллегии Генпрокуратуры 03 июня 2013 г. сказал, что одной из главных задач сохранения государственных основ и устоев России является борьба с коррупцией. Не нужно думать, что кто-то кого-то обижает. Надо «вычищать» провинившихся, в том числе и в своих рядах [1].

Сейчас вопросы предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенных органов Российской Федерации охватываются целым правовым механизмом отечественных нормативно-правовых актов. В числе первых здесь, конечно, нужно назвать федеральный закон «О противодействии коррупции» [2], который определяет основные направления деятельности в сфере борьбы с коррупцией в таможенных органах, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (в первую очередь, как сферу служебных отношений), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности, выступает системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции.

Статьи 8, 8.1 и 9 ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляют обязанности государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о расходах, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, что получило закрепление в должностных инструкциях должностных лиц таможенных органов.

Также устанавливаются правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов государственного служащего, членов его семьи (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) их общему доходу за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Имущество, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, будет обращаться в доход Российской Федерации по решению суда.

В этой связи гражданские служащие и сотрудники таможенных органов обязаны представлять представителю нанимателя и начальнику таможенного органа сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи.

Невыполнение должностным лицом таможенных органов должностной (служебной) обязанности - уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим его увольнение со службы в таможенных органах либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также в 2010 г. в России был утвержден Президентом РФ первый Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг. [3], который отразил три основных направления противодействия коррупции:

- ликвидация условий для возникновения коррупции, в частности модернизация антикоррупционного законодательства;

- создание стимулов к антикоррупционному поведению;

- создание антикоррупционного стандарта поведения.

Впоследствии Президентом РФ были утверждены планы на 2012-2013 гг. [4], 2014-2015 гг. [5] и 2016-2017 гг. [6]

В документах четко сказано, что нужно сделать, причем, что очень важно, сделан акцент на профилактические меры: предупреждение и профилактику коррупции, создание антикоррупционных стандартов поведения, преодоление правового нигилизма и юридической безграмотности граждан.

Именно федеральный закон «О противодействии коррупции» и Национальные планы противодействия коррупции дали существенный толчок к выработке таможенными органами целого комплекса профилактических мер по противодействию коррупции. Основные мероприятия такого противодействия отражаются в соответствующих планах таможенных органов Российской Федерации [7-9], которые формируются на достаточно непродолжительный срок, что является удачным.

Вопросы противодействия коррупции предусмотрены в федеральных законах, регулирующих государственную службу в таможенных органах, некоторых других федеральных законах, целом ряде указов Президента Российской Федерации [10-14] и постановлений Правительства Российской Федерации.

В п.2 ст.13 ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» отдельно оговаривается возможность лишения лица права занимать отдельные должности государственной службы.

Также Планом по противодействию коррупции была введена норма, обязывающая госслужащих сообщать о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей.

В действующем законодательстве ФТС России обозначена попытка предотвратить конфликт частных и публичных интересов. В случаях, когда в качестве одаряемого выступает специальный субъект и правоотношения связаны с его должностным положением или с исполнением им служебных обязанностей, дарение возможно только в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, либо при условии, если стоимость подарка не превышает обозначенной в законе суммы[15].

В части 6 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [16] по этому поводу предусмотрен запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения как от физических, так и от юридических лиц (подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплат развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений).

Аналогичный запрет возложен и на сотрудников таможенных органов в ст. 7.1 федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [17]. По этому же вопросу (получения подарков) при-

няты некоторые нормативные акты Президентом РФ, Правительством РФ.

Анализ ведомственных актов ФТС России говорит об активизации деятельности таможенных органов в сфере противодействия коррупции на протяжении последнего десятилетия. Так, вопросы противодействия коррупции затронуты в Кодексе этики таможенника [18], разработан и утвержден порядок уведомления должностными лицами таможенных органов о фактах обращения коррупционного характера [19], порядок предоставления сведений о доходах [20]. В целях противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах регламентирована деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов [21], а также предусмотрен перечень должностей, по которым предусмотрена ротация кадров, прописан порядок организации работы «Телефона доверия».

В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ «О противодействии коррупции» за совершение коррупционных правонарушений виновные лица подвергаются уголовной или административной ответственности, а также гражданско-правовой и дисциплинарной.

Уголовная ответственность за совершение преступления коррупционной направленности предусмотрена соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [22]. Действующий УК РФ не употребляет понятие коррупции как таковое, его элементы использованы в разных составах преступлений.

Привлечение к административной ответственности происходит в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [23], в котором в отличие от УК РФ правонарушения должностных лиц не выделены в отдельную главу.

Должностное лицо, как известно, является специальным субъектом многих административных правонарушений, но лишь некоторые из них связаны с коррупцией. К ним можно отнести, например, самоуправство, не причинившее существенного вреда (ст. 19.1 КоАП РФ), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ [24] дополнил КоАП РФ составом правонарушения, устанавливающим административную ответственность юридических лиц за деяние коррупционной направленности, - это состав, предусмотренный ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Следует отметить, что само понятие должностного лица в этой статье используется непосредственно в том смысле, в каком оно применяется в Уголовном кодексе РФ, а не в ст. 2.4 КоАП РФ. Примечание устанавливает, что под должностным лицом в этой статье понимаются лица, указанные в примечании 1-3 к ст. 285 УК РФ; под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в данной норме понимается лицо, указанное в примечании 1 к ст. 201 УК РФ.

Дела о перечисленных административных правонарушениях возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за это правонарушение составляет не два месяца, а шесть лет со дня совершения административного правонарушения.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ был введен еще один состав административного правонарушения коррупционного характера для физических лиц. Этот состав предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ, которая в ныне действующей редакции имеет название «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего».

Одной из новелл современного законодательства России о противодействии коррупции является установление ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения - ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Что касается дисциплинарных взысканий, то в федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в отношении сотрудников таможенных органов предусмотрено пять видов дисциплинарных взысканий (ст. 29): 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; 5) увольнение из таможенных органов.

В ноябре 2011 г. федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ [25] в закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» было введено три новые нормы, регламентирующие вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов за коррупционные правонарушения. Так, в ст. 29.1 говорится о взыскании за несоблюдение ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. В ст. 29.2 предусмотрены основания увольнения сотрудника таможенного органа в связи с утратой доверия (некоторые из этих оснований носят коррупционный характер). В ст. 29.3 предусмотрен порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.

Сам процесс (порядок) привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности предусмотрен законодательством о государственной гражданской службе (в ст. 57 «Дисциплинарные взыскания» и ст. 58 «Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания»). За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» устанавливает такие основания для привлечения к дисциплинарной ответственности, как исполнение гражданским служащим неправомерного поручения (что может быть связано с коррупционным правонарушением); неявка гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказ госслужащего от аттестации. Федеральный закон «О противодействии коррупции» добавляет к этим основаниям и непредставление сведений либо представление сведений или представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах (п. 4 ст. 6).

В ноябре 2011 г. в федеральный закон «О государственной гражданской службе» (как и в вышеуказанный ФЗ РФ «О службе в таможенных органах РФ») были введены новые нормы, регламентирующие вопросы ответственности за коррупционные правонарушения. В ст. 59.1 данного закона предусмотрели виды взысканий за указанные правонарушения. В ст. 59.2 закреплены основания увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия (часть из них носят коррупционный характер). В ст. 59.3 предусмотрен сам порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.

В целом отмечается аналогия между видами дисциплинарных взысканий государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов. Во многом совпадают и требования к порядку применения дисциплинарных взысканий. Вместе с тем, существует потребность дальнейшего совершенствования данных норм. В частности, применение дисциплинарных взысканий все еще в значительной степени зависит от субъективных оценок и усмотрений руководителя государственного органа, поэтому важным направлением совершенствования законодательства о государственной службе должно являться более четкое закрепление

оснований для дисциплинарных взысканий государственных служащих, необходимо более детально регламентировать алгоритм и критерии принятия решения о дисциплинарных мерах в отношении государственного служащего, нарушившего запрет, ограничение, либо не исполнившего служебную обязанность.

Упомянутые нормативные правовые акты стали существенным шагом в формировании эффективной правовой базы противодействия коррупции в работе таможенной службы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фоменко Е.В. Актуальные вопросы совершенствования действующего законодательства по борьбе с коррупцией и взяточничеством // Российский следователь. 2013. № 24. С. 40 - 43.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в последней ред. ФЗ от 03.07.2016 № 236-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

3. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010г. № 460 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010. № 16. Ст. 1875.

4. Указ Президента РФ от 13 марта 2012г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы» // Собрание законодательства РФ. 19.03.2012. № 12. Ст. 1391.

5. Указ Президента РФ от 11 апреля 2014г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. Ст. 1729.

6. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 14. Ст.1985.

7. Приказ ФТС России от 28 октября 2010г. № 1983 «Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2013 гг.» // СПС Консультант плюс

8. Приказ ФТС России от 11 июня 2014г. № 1089 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2014-2015 годы» // опубликован не был

9. Приказ ФТС России от 26.04.2016 № 868 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации. Представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2016-2017 годы» // опубликован не был

10. Указ Президента РФ от 19 мая 2008г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (в последней ред. Указа Президента РФ от 14.02.2014 № 80-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.05.2008. № 21. Ст. 2429.

11. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

12. Указ Президента РФ от 18 мая 2009г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в последней ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 № 364) // Собрание законодательства РФ. 25.05.2009. № 21. Ст. 2544.

13. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблю-

дения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (в последней ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 № 364) // Собрание законодательства РФ. 28.09.2009. № 39. Ст. 4588.

14. Указ Президента РФ от 01 июля 2010г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») (в последней ред. Указа Президента РФ от 22.12.2015 № 650) // Собрание законодательства РФ. 05.07.2010. №27. Ст. 3446.

15. Приказ ФТС России от 24.03.2016 № 568 «Об утверждении Положения о сообщении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, должностными лицами и работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка. Реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» // Таможенные ведомости. 2016. № 8.

16. Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в последней ред. ФЗ от 03.07.2016 № 276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

17. Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в последней ред. ФЗ от 22.12.2014 № 431-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3586.

18. Приказ ФТС России от 14 августа 2007г. № 977 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации».

19. Приказ ФТС России от 18 января 2010г. № 57 «Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений» (в ред. приказа ФТС России от 17.04.2012 № 711) // Российская газета. № 46. 05.03.2010.

20. Приказ ФТС России от 29.09.2015 № 1955 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, представительствах (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 30.10.2015.

21. Приказ ФТС России от 19 июля 2016 г. № 1409 «Об утверждении Положения о комиссиях региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов (со статусом юридического лица) по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» // Бюллетень нормативных

актов федеральных органов исполнительной власти. № 37. 12.09.2016.

22. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.07.2016 № 375-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.07.2016 № 374-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

24. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (в последней ред. ФЗ от 06.12.2011 № 395-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6235.

25. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6730.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.