12. Rodionov D.G., Yalymov S.V., Konnikov E.A. Model of the institutional environment of small and medium-sized businesses // Economic science. 2020. No. 190. Pp. 138-146.
13. Auerswald P. The Coming Prosperity: How Entrepreneurs Are Transforming the Global Economy. Oxford University Press, 2012. 280 p.
14. Dmitriev N., Zaytsev A., Dubanevich L. Determining the Strategic Prospects of an Enterprise by Assessing the Dynamics of its Intellectual Rent // Montenegrin Journal of Economics. 2020. No 4. Pp. 187-197.
15. Rodionov D.G., Rudskaya I.A. Regional innovative environment in national economic // Development. 2017. No. 4. P. 20.
16. Rudskaya I., Rodionov D. The concept of total innovation management as a mechanism to enhance the competitiveness of the national innovation system // ACM International Conference Proceeding Series. 2018. Pp. 246-251.
17. Zaytsev A., Degtereva V., Dmitriev N. Mathematical Approach to Calculating the Intellectual Rent of an Industrial Enterprise for Achieving Innovative Leadership // ICSEAL. 2019. Pp. 178-184.
18. Zaytsev A., Rodionov D., Dmitriev N., Kichigin O. Comparative analysis of results of using assessment methods for intellectual capital // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. № 1. P. 012025.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10685
Е.В. Алексеева - кандидат экономических наук, доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
E.V. Alekseeva - candidate of economic Sciences, associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
Е.Д. Воробьева - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
E.D. Vorobyova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
КОРРУПЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ CORRUPTION IN THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE CAUSES AND THE POSSIBILITY OF USING FOREIGN EXPERIENCE IN THE COUNTERACTION
Аннотация. В современном российском социуме коррупционные явления имеют широкое распространение, системный характер, тенденцию к постоянному воспроизводству. Высокий уровень коррупции существенно снижает эффективность работы государственных органов, в том числе и таможенных. Учитывая ту роль, которую таможенные органы играют в сборе доходов, содействии внешней торговле, в обеспечении национальной безопасности, наличие коррупции в таможенных органах негативно влияет на перспективы социального и экономического развития страны. Несмотря на принимающиеся в настоящее время в таможенных органах активные меры по профилактике коррупции и многоуровневую работу по противодействию ей, коррупция продолжает видоизменяться, усложняться, интегрироваться в структуру общества. Изучение данного явления, порождает множество дискуссий относительно определения самого понятия «коррупция», системности ее проявлений, неотъемлемых признаков. В данной статье представлена динамика и структура видов преступлений коррупционной направленности в таможенных органах Российской Федерации за 2017-2019 годы, анализируются показатели антикоррупционной деятельности таможенных органов, раскрываются некоторые причины, ведущие к совершению коррупционных преступлений в таможенных органах, делается вывод о необходимости совершенствования работы в указанной сфере. Исследование международного опыта противодействия коррупции в таможенных органах и реализация предусмотренных международным правом нормативных предписаний в таможенной практике, а также всех действующих антикоррупционных стандартов поможет создать надежные правовые, политические, экономические и общественные предпосылки для эффективной антикоррупционной деятельности, а также ликвидации причин и условий её возникновения в таможенных органах.
Abstract. In modern Russian society, corruption phenomena are widespread, systemic, and tend to constantly reproduce. A high level of corruption significantly reduces the efficiency of government agencies, including customs. Given the role that customs authorities play in collecting revenue, promoting foreign trade, and ensuring national security, the presence of corruption in customs authorities negatively affects the prospects for social and economic development of the country. Despite the active measures currently being taken in the customs authorities to prevent corruption and multi-level work to counter it, corruption continues to change, become more complex, and integrate into the structure of society. The study of this phenomenon generates a lot of discussions about the definition of the concept of "corruption", the system of its manifestations, and its inherent features. This article presents the dynamics and structure of types of corruption-related crimes in the customs authorities of the Russian Federation for 2017-2019, analyzes the indicators of anti-corruption activities of customs authorities, reveals some of the reasons leading to the Commission of corruption crimes in the customs authorities, and concludes that it is necessary to improve work in this area. The study of international experience in combating corruption in customs authorities and the implementation of international law regulations in customs practice, as well as all existing anti-corruption standards will help create reliable legal, political, economic and social prerequisites for effective anti-corruption activities, as well as eliminate the causes and conditions of its occurrence in customs authorities.
Ключевые слова: коррупция, таможенные органы, коррупционные преступления, антикоррупционная деятельность, противодействие коррупции.
Keywords: corruption, customs authorities, corruption crimes, anti-corruption activities, anti-corruption.
Во всех таможенных службах мира ведется активная работа по противодействию коррупции, начиная с работы с личным составом таможенных органов, заканчивая анализом и совершенствованием законодательства в области таможенного дела. Результатом этой работы является контроль и удержание роста коррупционных проявлений, однако, данные мероприятия не являются достаточными.
Таможенные органы являются одними из наиболее коррумпированных государственных органов, что подтверждается информацией, публикуемой ФТС РФ о совершенных административных правонарушениях в области таможенного дела и об уголовных делах, относящихся к компетенции таможенных органов, в том числе возбужденных в отношении должностных лиц таможенных органов. В 2019 году по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 362 уголовных дела, что на 44,2% больше по сравнению с 2018 годом (таблица 1).
Таблица 1 - Статистика антикоррупционной деятельности таможенных органов Российской Федерации
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение 2019 г. в % от
2017 г. 2018 г.
Общее количество возбужденных уголовных дел, ед. 406 251 362 -10,8 44,2
Количество уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, ед., в том числе: 306 173 282 -7,8 63,0
- в отношении должностных лиц 135 93 159 17,8 71,0
- в отношении взяткодателей 171 80 123 -28,1 53,8
Количество возбужденных уголовных дел по другим преступлениям, совершенным как должностными лицами таможенных органов, так и иными лицами, ед. 100 78 80 -20,0 2,6
Анализ показывает, что число возбужденных дел коррупционной направленности в отношении должностных лиц таможенных органов Российской Федерации растет на 71% по сравнению с 2018 годом и на 17,8% по сравнению 2017 годом соответственно. В течение 2019 года так же отмечается рост случаев дачи взятки должностным лицам таможенных органов. Если за 2018 год возбуждено 80 уголовных дел по преступлениям данной категории, по которым проходит 68 взяткодателей, то за 2019 год возбуждено 123 уголовных дела по фактам дачи взятки в отношении 94 взяткодателей. Сложно дать однозначную оценку этому явлению, поскольку, с одной стороны, увеличение количества возбужденных дел коррупционной направленности является возможным следствием ужесточения борьбы с коррупцией в таможенных органах, с другой - может являться показателем имеющейся тенденции увеличения коррупции. По иным совершенным должностными лицами таможенных органов преступлениям против интересов государственной службы, не носящих коррупционный характер, в 2019 году возбуждено 36 уголовных дел, по другим составам преступлений (в том числе по ч.ч. 1, 2 статьи 159 УК РФ («Мошенничество»), ч.ч. 1, 2 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), статье 327 УК РФ («Подделка документов»), совершенных как должностными лицами таможенных органов, так и иными лицами, по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 44 уголовных дела.
Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов растет, и составила в 2019 году 93,5% против 88,5% в 2018 году.
Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах, выявленных подразделениями по противодействию коррупции за анализируемый период, являлись: дача взятки (статьи 291, 291.1 и 291.2 УК РФ), получение взятки (статьи 290 и 291.2 УК РФ), мошенничество, присвоение или растрата (статьи 159 и 160 УК РФ). Динамика видов преступлений коррупционной направленности представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика видов преступлений коррупционной направленности,
выявленных подразделениями по противодействию коррупции, случаев
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение 2019 г. в
% от
2017 г. 2018 г.
Получение взятки 82 67 107 30,5 59,7
Дача взятки 171 80 123 -28,1 53,8
Мошенничество, присвоение и растрата 25 17 24 -4,0 41,2
Злоупотребление должностными полномочиями 14 4 11 -21,4 175,0
Иные случаи 14 5 17 21,4 240,0
Возбуждено всего уголовных дел коррупционной направ- 306 173 282 -7,8 63,0
ленности
Наибольший удельный вес в структуре видов преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по противодействию коррупции, занимает «дача взятки», его доля в 2019 году составляет 43,6%. Однако в структуре преступлений за анализируемый период его удельный вес имеет тенденцию к снижению (55% - в 2017 году, 46% - в 2018 году).
По инициативе подразделений по противодействию коррупции или с их участием в 2019 году проведено 505 служебных, функциональных, инспекторских и иных проверок, что на 6,6% меньше по сравнению с 2018 годом и на 7,7% - по сравнению с 2017 годом (таблица 3).
Таблица 3 - Меры по противодействию коррупции в таможенных органах
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение 2019 г. в % от
2017 г. 2018 г.
Служебные, функциональные, инспекторские и иные проверки, шт. 547 541 505 -7,7 -6,6
Наказано в дисциплинарном порядке, чел. 564 454 445 -21,1 -2,0
Уволено из таможенных органов, чел. 13 12 10 -23,1 -16,7
Несмотря на все существующие нормативные акты и проводимые мероприятия по минимизации последствий коррупционных действий, проблема борьбы с проявлениями коррупции в деятельности таможенных органов, а также имплементация положительного зарубежного опыта по борьбе с коррупцией в таможенной деятельности остаётся весьма актуальной. Однако без ясного понимания причин коррупции сложно дать четкую, полную и непротиворечивую оценку явления коррупции и вырабатывать эффективные методы борьбы с ней.
Одной из причин проявления коррупции в таможенных органах Российской Федерации, на наш взгляд, является постоянное реформирование таможенных служб стран-участниц ЕАЭС, а также изменения наднационального таможенного законодательства. В настоящее время наднациональное таможенное законодательство не является совершенным и имеет некоторые недостатки. Так, основополагающий документ, регламентирующий систему правоотношений в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс ЕАЭС содержит массу отсылочных норм к законодательству государств-членов ЕАЭС или к решениям Евразийской экономической комиссии, что относится к коррупциогенным факторам, поскольку усложняется изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и всем участникам таможенных правоотношений.
Коррупциогенность данного фактора состоит также и в том, что законодатель предоставляет полномочному органу в области таможенного дела более конкретное регулирование тех или иных отношений, в том числе путём издания соответствующих актов, чем провоцирует его на создание условий в ущерб интересам участникам внешнеэкономической деятельности и гражданам. Также, в ряде статей ТК ЕАЭС используется слово «иные» (ст.14, ст.51-52, ст.62-63, ст.67-68 и др.), что предоставляет возможность безграничного нормотворчества и, в конечном счете, ослабляет значимость статьи-первоисточника, в которой содержится такая отсылочная норма.
Кроме того, регламентация ряда важнейших таможенных процедур на уровне государств-участников ЕАЭС может привести как к разнообразному правовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. Это может привести к тому, что участники внешнеэкономической деятельности оперативно смогут реагировать на различия в нормативных документах и искать всевозможные способы для применения законодательства того государства, которое выгодно ему для минимизации таможенных издержек.
Одной из основных причин с коррупции в таможенной системе на наш взгляд, являются некоторые свойства человеческого поведения, национальных традиций, а также терпимость населения страны к коррупционным явлениям в таможенной деятельности. Изучение зарубежного опыта формирования антикоррупционного правосознания в обществе открывает направления для получения информации о том, какими средствами, методами и в каких формах возможно создание обстановки нетерпимости к коррупционному поведению и снижение коррупционной преступности в таможенных органах.
Значение зарубежного опыта противодействия коррупции в таможенных органах, включающего разнообразные по своему содержанию меры для решения задачи формирования антикоррупционного правосознания сотрудников таможенной службы и участников таможенных правоотношений, обусловлено тем, что правосознание - это особый правовой феномен, который развивается под влиянием комплекса разносторонних факторов, включающих особенности исторического развития страны, специфику функционирования институтов государства, целенаправленную деятельность по формированию антикоррупционного мировоззрения и сознания, социальную обстановку. Процесс его формирования предполагает воздействие на личность и общество в целом с разных сторон, затрагивающих устранение правовых, социальных, экономических, духовно-нравственных и других причин и условий коррупции.
Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности применения в борьбе с коррупцией мер антикоррупционного правосознания. Так, например, в Дании с целью формирования правовой идеологии среди должностных лиц таможенных органов, на регулярной основе проводятся специальные занятия путём использования разных психологических приемов, упражнений. Эти занятия способствуют формированию самодисциплины по борьбе с коррупцией. Целесообразно внедрять такую практику и в таможенные органы РФ, адаптируя программы таких занятий к национальной культуре.
Уровень развития коррупции в таможенных органах РФ свидетельствует о слабом развитии правовых антикоррупционных установок граждан. Коррупционная деятельность в таможенной системе воспринимается как обыденное явление, как неотъемлемая составляющая современного общества.
Однако в современном обществе недостаточно преподнесение проблемы коррупции в таможенных органах лишь в нравственной плоскости. Необходимо обосновать разрушительные последствия коррупции в таможенной деятельности, её отрицательное влияние на общество и экономику, смысл пресечения и предупреждения коррупции. Для этого следует активно вовлекать средства массовой информации в пропагандистские кампании по борьбе с коррупцией в таможенной системе.
Существует две формы участия населения и граждан в борьбе с коррупцией в таможенной деятельности: пассивная и активная. Первая форма заключается в том, чтобы само население страны отказалось от желания предлагать взятки должностным лицам таможенных органов. Вторая выражается в жалобах в соответствующие правоохранительные органы на вымогателей или взяткодателей в таможенной системе. Данная форма в таможенной службе РФ не развита в силу менталитета: жалоба обществом воспринимается как донос. В этом плане от РФ отличаются западные страны. То, что в нашей стране принято называть доносом, в западных странах воспринимается как исполнение гражданского долга. Внедрение такого опыта в таможенную деятельность РФ будет равносильно внедрению цивилизованного правосознания и отношения к таможенному законодательству. В некоторых странах предоставление информации о коррупционных явлениях в государственных структурах, в том числе и в таможенной, материально стимулируется. Применение такого механизма в таможенной практике РФ является весьма спорным, однако упрощение режима сообщений о нарушениях закона является на наш взгляд существенным фактором. К примеру, в Финляндии, где один из самых низких уровень коррупции, в любом общественном месте на видных местах вывешены адреса и телефоны служб, куда следует немедленно сообщать в случае подтверждения вымогательства со стороны таможенного служащего. Не требуются письменные заявления, сообщения и звонки совершаются и анонимно. Также в Финляндии всех должностных лиц таможенной службы, фигурирующих в коррупционных схемах, включают в «черные списки», что в будущем не позволит им продвигаться по государственной службе.
Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует, что сегодня противостоять коррупции в таможенных органах можно посредством применения комплекса мер и механизмов, охватывающих правовые, административные, экономические, информационные инструменты, которые следует ратифицировать в антикоррупционной системе РФ. Главный акцент должен быть сделан на условия и причины возникновения данного явления в таможенной деятельности, т.е. на использование мер предупреждения коррупционной преступности.
В этой связи изучение и учёт международной практики борьбы с коррупцией в таможенной сфере позволит избежать ошибок и выбрать правильные элементы антикоррупционных мер в таможенных органах Российской Федерации. В тоже время одна и та же программа по борьбе с коррупцией в таможенных органах одного государства может работать по-разному и быть неэффективной в другой стране. Использование зарубежного опыта борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации не может осуществляться при помощи простого копирования тех или иных мер антикоррупционного регулирования, которые показали свою эффективность в таможенных органах других стран, так как коррупция постоянно адаптируется к изменениям внешних условий таможенной деятельности, а также имеет национальные особенности и стереотипы общественного восприятия. Поэтому необходимо тщательно оценить и проработать весь накопившийся положительный международный опыт и разработать свою собственную программу по противодействию коррупции в таможенных органах, которая будет адаптирована к российским условиям и будет учитывать политическую и экономическую ситуацию, а также менталитет граждан. Кроме того, для снижения уровня коррупции в таможенных органах Российской Федерации, в силу её широкого распространения, необходимо принятие не одной антикоррупционной конвенции или программы, а всей системы международных антикоррупционных мер и условий, обеспечивающих эффективность противодействия коррупции в таможенных службах.
Источники:
1. Алексеева Е.В., Бурин В.А., Андронова Е.В. О проблеме коррупции в таможенных органах//Вестник современных исследований. 2018. № 12.17 (27). С. 22-27.
2. Алексеева Е.В., Ефремова М.Е. Некоторые аспекты совершенствования процедуры аттестации персонала в таможенных органах//Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 13. С. 84-86.
3. Дорожкина Т.В., Ромашкова А.К., Иочис Я.А. Современная антикоррупционная политика в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС/Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 52-56.
4. Коваль В. Д. Противодействие коррупции в таможенных органах в системе общегосударственных мер противодействия коррупции: Международно-правовой аспект // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 11 А. С. 70-76
5. Кузьмин В. П., Кузьмин П. В. Пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8, №2(27). С. 67-73;
6. Непарко М.В., Шуликова М.А., Пильгун Я.С. Анализ и совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов по расследованию уголовных дел//Дневник науки. 2019. № 4 (28). С. 146.
7. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru.
8. Пасс А. А., Татубаев Т. М. Противодействие коррупции в странах ЕАЭС: имплементация мирового опыта // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. С. 474-475;
9. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах //Вестник Калужского университета. 2018. № 3. С. 7-12.
References:
1. Alekseeva E. V., Burin V. A., Andronova E. V. on the problem of corruption in customs authorities//Bulletin of modern research. 2018. No. 12.17 (27). Pp. 22-27.
2. Alekseeva E. V., Efremova M. E. Some aspects of improving the procedure for certification of personnel in customs author-ities//Bulletin of the Central Russian University educational consortium. Series: Economics and management. 2019. No. 13. Pp. 84-86.
3. Dorozhkina T. V., Romashkova A. K., Iochis Ya. a. Modern anti-corruption policy in the customs authorities of the EAEU member States/ / Russian Economic Bulletin. 2020. Vol. 3. No. 1. Pp. 52-56.
4. Koval V. D. Anti-corruption in customs authorities in the system of national anti-corruption measures: International legal aspect // Questions of Russian and international law. 2018. Volume 8. No. 11A. Pp. 70-76
5. Kuzmin V. P., Kuzmin P. V. Ways to improve the effectiveness of the fight against corruption in Russia, taking into account foreign experience // Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. Series: History and law. 2018. Vol. 8, No. 2(27). Pp. 67-73;
6. Neparko M. V., Shulikova M. A., Pilgun Ya. s. Analysis and improvement of law enforcement activities of customs authorities in the investigation of criminal cases//The diary science. 2019. No. 4 (28). P. 146.
7. Official website of the Federal customs service of Russia [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.customs.ru.
8. Pass A. A., Tatubaev T. M. Anti-corruption in the EAEU countries: implementation of world experience / / Greater Eurasia: Development, security, cooperation. 2018. Pp. 474-475;
9. Petrushina O. M., Borzenkova A.V. Corruption and the fight against it in customs authorities //Herald of the Kaluga state University. 2018. No. 3. Pp. 7-12.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10686
А.А. Амадаев - к.э.н. доцент, старший научный сотрудник лаборатории экономических исследований ФГБУН «Комплексный научно-исследовательский институт РАН им. Х.И. Ибрагимова», [email protected],
A.А. Amadaev - Ph. D. associate Professor, senior researcher, Laboratory of economic research, Federal state budgetary INSTITUTION "Complex scientific research Ibragimov Institute of the Russian Academy of Sciences»;
Ф.К. Ахмедов- ассистент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» ФГБОУВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],
F.K. Akhmedov - Assistant of the basic Department of the chamber of Commerce and industry of the Russian Federation " human capital Development» Plekhanov Russian University of Economics;
А.Э. Хасуев - магистр, теория технологии социальной работы, Чеченский государственный университет, [email protected].
A.A. Khasuyev - master's degree in social work technology theory, Chechen state University.
МАРКЕТИНГ - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА MARKETING IS A KEY FACTOR OF ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. Статья посвящена проблеме маркетинговой деятельности и процессу управления ею. Актуальность темы работы обусловлена тем, что обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предопределяет необходимость более широкого использования маркетинговых инструментов в деятельности хозяйствующих субъектов. Соответственно возрастают роль и значение процесса управления маркетингом как инструмента повышения эффективности функционирования коммерческих организаций.