DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10589
Е.В. Алексеева - кандидат экономических наук, доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
E. V. Alekseeva - candidate of economic Sciences, associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
Ю.В. Бугаева - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
Yu. V. Bugaeva - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ:
ПРАКТИКА СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE IN COMBATING CORRUPTION IN CUSTOMS AUTHORITIES: PRACTICE
OF THE EUROPEAN UNION COUNTRIES
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие коррупции в таможенных органах и индекса восприятия коррупции, проведен анализ рейтинга некоторых ведущих демократических стран Европейского союза по данному показателю за 2017-2019 годы, рассмотрен опыт функционирования организационно-правового механизма противодействия коррупции в таможенных органах стран Европейского союза, который ориентирован на комплексное применение правовых, экономических, организационных и воспитательных мер с целью выявления основных зон коррупционных рисков и предупреждения преступлений коррупционной направленности в области таможенного дела, сделан вывод о возможности применения опыта наименее коррумпированных стран Европейского союза при формировании соответствующих мер для ликвидации коррупционных систем в таможенных органах Российской Федерации с учетом индивидуальных социальных, экономических и политических особенностей страны.
Abstract. this article examines the concept of corruption in customs authorities and the corruption perception index, analyzes the rating of some of the leading democratic countries of the European Union for this indicator for 20172019, and examines the experience of functioning of the organizational and legal mechanism for combating corruption in the customs authorities of the European Union, which is focused on the integrated application of legal, economic, organizational and educational measures to identify the main areas of corruption risks and prevent corruption-related crimes in the field of customs, it is concluded that it is possible to apply the experience of the least corrupt countries of the European Union in the formation of appropriate measures to eliminate corruption systems in the customs authorities of the Russian Federation, taking into account individual social, economic and political characteristics of the country.
Ключевые слова: таможенные органы, коррупция, индекс восприятия коррупции, международный опыт, противодействие коррупции.
Keywords: customs authorities, corruption, corruption perception index, international experience, anti-corruption.
В условиях глобализации коррупция перестала быть сугубо национальным явлением, и превратилось в массовое преступление с существенно выраженной международной составляющей. Поэтому материальный, политический и моральный вред причиняется не только национальным интересам отдельных стран, но и всему международному сообществу.
Ежегодно в таможенных службах выявляются сотни преступлений коррупционной направленности. Но данные сведения могут некорректно отражать реальное состояние коррумпированности экономики страны, так как коррупционные преступления вследствие определенных субъективных и объективных причин могут рассматриваться как латентные, т. е. сведения о коррупционной преступности в таможенных органах не всегда отражены в уголовной статистике государства.
С проявлением коррупции сталкиваются не только развивающиеся, но и развитые страны, в том числе и государства Европейского союза. Согласно рейтингу 2017-2019 гг. по восприятию коррупции, который ежегодно составляется неправительственной организацией Transparency International, именно государства с развитой экономической и политической системой достигли наивысших результатов в противодействии коррупции в таможенной деятельности.
Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) - это ежегодно обновляемый рейтинг стран мира по уровню распространенности коррупции в государственном аппарате управления. В соответствии с данным исследованием под коррупцией следует понимать любое превышение служебных и должностных полномочий в личных целях. Анализ данных проводится на основе информации, полученной от физических или юридических лиц, непосредственно столкнувшихся с коррупционной деятельностью или профессионально изучающих проявления коррупции. В рамках данного индекса все страны мира распределяются в рейтинге по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 баллов - это самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 баллов - самый низкий.
По данным за 2019 г. в группе лидеров по восприятию коррупции первое место разделяют Дания и Новая Зеландия, которые набрали 87 баллов, второе место занимает Финляндия - 86 баллов, на третьем месте Сингапур
- 85 баллов. Данные страны на протяжении последних трёх лет неизменно занимали лидирующие места в данном рейтинге. Коррупционные проявления в данных странах отслеживаются на всех уровнях и звеньях управленческой иерархии, во всех её аспектах и формах проявления. Не является исключением и таможенная система данных стран, которая функционирует в условиях эффективного антикоррупционного законодательства, высокого уровня законопослушного поведения должностных лиц таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности, а также здоровой и нравственной атмосферы общества.
Наиболее существенные успехи по борьбе с коррупцией в группе стран-участниц Евросоюза за 2019 г. достигнуты Данией и Финляндией. Они же является лидирующими странами в данном рейтинге. Замыкают пятёрку наименее коррумпированных стран Евросоюза Нидерланды - 82 балла, а также Германия и Люксембург, которые имеют 80 баллов. Данные показатели восприятия коррупции в странах Евросоюза за 2019 г., а также за 2017-2018 гг. представлены в таблице.
Таблица - Рейтинг наименее коррумпированных стран ЕС за 2017-2019 гг.
Страна 2017 г. 2018 г. 2019 г.
баллы место баллы место баллы место
Дания 88 1 88 1 87 1
Финляндия 85 3 85 3 86 3
Нидерланды 82 8 82 8 82 8
Германия 81 12 80 11 80 9
Люксембург 82 8 81 9 80 9
Исходя из данной таблицы, можно сделать выводы о том, что Дания на протяжении 2017-2019 гг. занимает лидирующее место в рейтинге восприимчивости коррупции, несмотря на снижение показателя в 2019 г. на 1 балл. Финляндия также сохраняет стабильность своих позиций в мировом рейтинге. В 2019 г. Финляндия получила 86 баллов, что на 1 балл больше данного показателя в 2017-2018 гг., однако, несмотря на увеличение баллов, остаётся на 3 месте, как и в 2017-2018 гг. За период 2017-2019 гг. Нидерланды имеют абсолютную стабильность и занимают 8 место в рейтинге и ежегодно набирают 82 балла. Германия в 2019 г. улучшила свои позиции, оказавшись на 9 месте в рейтинге. В 2017-2018 гг. Германия находилась только на 12 и 11 местах соответственно. Однако, в 2017 г. количество баллов было выше и составляло 81 балл по сравнению с 80 баллами в 2018-2019 гг. Положение Люксембурга в данном рейтинге неоднозначно, так как в 2017г. Люксембург имел 82 балла, что на 2 балла больше по сравнению с 2019 г. Но, несмотря на то, что ежегодно Люксембург терял по 1 баллу, уже к 2018 г. он поднялся с 8 места в 2017 г. на 9 и до сих пор сохраняет данную позицию.
Центральным элементом борьбы с коррупцией в каждом конкретном государстве является государственная антикоррупционная политика. Она охватывает все сферы государственных органов, в том числе и таможенную службу.
Деятельность по противодействию коррупции в таможенных органах так же, как и в других государственных органах подразумевает применение мер организационно-управленческого характера, направленных на выявление и пресечение коррупционных преступлений. При анализе опыта борьбы с коррупцией в таможенных службах стран-участниц Евросоюза необходимо учитывать ряд особенностей: небольшие размеры территории данных государств, невысокая численность населения и высокий уровень жизни. Так, например, антикоррупционная политика таможенной службы Дании опирается на развитый механизм противодействия коррупции, который включает следующие аспекты:
- детально регламентированное антикоррупционное законодательство, состоящее из 20 нормативно--правовых актов, в которых чётко определены квалификации коррупционных практик в области таможенного дела;
- высокоразвитая система институтов гражданского общества, которое активно взаимодействует со всей системой государственного управления, в том числе и с таможенной службой, которая в свою очередь обеспечивает общественный контроль за деятельностью всех таможенных подразделений в стране;
- отсутствие в системе таможенных органов специализированного отдела, осуществляющего контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Антикоррупционной особенностью Дании является наличие специальных антикоррупционных договоров. Неподписание такого договора с представителями таможенной службы является основанием отказа в трудоустройстве и торговом сотрудничестве. Данный договор налагает на сотрудников таможенных органов, а также на участников внешнеэкономической деятельности обязанность не принимать и не предлагать взятки при совершении таможенных операций и процедур.
Отличительной особенностью таможенной службы Финляндии является незначительное количество ресурсов, в том числе и человеческих. Всего в таможенном ведомстве Финляндии насчитывается около 2,2 тысячи человек, при этом поступления в федеральный бюджет государства составляют примерно 10 млрд. евро ежегодно, что является 30% всего дохода в бюджете государства.
Данные обстоятельства уменьшают финансовую значимость таможенной деятельности, уступая ведущую роль ускорению таможенных процедур и совершенствованию торговых отношений. Организационная структура таможенной службы Финляндии не представляет собой обычную государственную бюрократическую систему, а скорее напоминает коммерческие организации.
Также, в таможенной службе Финляндии уделяется большое значение новым кадрам. Многосторонним обучением специалистов в области таможенного дела занимается непосредственно само таможенное ведомство. Ещё ведомство имеет собственную Таможенную школу, для преподавания в которой привлекаются разработчики обучения, инструктора и преподаватели, непосредственно занимающиеся таможенной деятельностью. Таким образом, борьба с коррупцией в таможенных органах Финляндии заключается в отсутствии бюрократии и протекционизма в кадрах таможенных органов, а также в наличии простоты и лаконичности во многих таможенных операциях.
В таможенной службе Нидерландов система борьбы с коррупцией построена на Стратегии общественной честности и системного устранения причин коррупции. Данная стратегия включает в себя широкий комплекс, институциональных, организационных и процедурных мер. К данным мерам следует отнести ежегодно разрабатываемую систему мониторинга таможенных операций и процедур, где возможно проявление коррупционных действий и строго контроля за деятельностью таможенных органов, осуществляющих данные таможенные операции и процедуры. Также, в таможенной службе Нидерландов существует служба внутренней безопасности, которая осуществляет выявление ошибок сотрудников таможенных органов, их нарушений антикоррупционного законодательства. Значимую роль в борьбе с коррупцией в таможенных органах и во всей государственной структуре Нидерландов играют средства массовой информации, которые сами проводят расследования коррупционных преступлений и распространяют информацию о случившихся коррупционных прецедентах.
Таким образом, особенностью системы противодействия коррупции в таможенных органах Нидерландов является постоянная отчётность и гласность в вопросах обнаружения коррупционных преступлений, создание специальных служб внутренней безопасности, которые проводят систему обучения сотрудников таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, разъясняющую вред и негативные последствия коррупционной деятельности, а также обязанность таможенных органов всех уровней регистрировать все известные им случаи коррупционного поведения.
Люксембург традиционно занимает высокое положение по результатам международных исследований уровня восприятия коррупции. В таможенной службе Люксембурга практически полностью отсутствуют случаи незначительной коррупции или взяточничества. С другой стороны, в таможенных органах Люксембурга возникают случаи проявления других форм коррупции, например, обмен услугами, фаворитизм и протекционизм в кадровом составе таможенных органов.
Также, в антикоррупционной системе таможенных органов Люксембурга отсутствуют общая и секторальная стратегии предупреждения и борьбы с коррупционными проявлениями, кодекс этики должностных лиц таможенных органов. Кроме того, несмотря на ряд примеров передовой практики противодействия коррупции в таможенной деятельности, касающейся свободного доступа к информации, которой располагает таможенная служба, Люксембург ещё не ввел общее право на доступ ко всем административным документам таможенной службы.
Проблема коррупции в таможенной службе Германии считается большой угрозой общественному порядку, которая нарушает идеи равенства и справедливости немецкого общества. Традиционно борьба с коррупцией в таможенных органах Германии сосредоточена на создании и внедрении целого комплекса мер по её профилактике и предупреждению что, по мнению многих немецких специалистов, приносит гораздо более ощутимую пользу, чем усиление карательных санкций.
В таможенной службе Германии независимо от конкретных специфических функций и полномочий должностные лица таможенных органов обязаны исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества и государства. Все сотрудники таможенных органов несут полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению своих служебных полномочий. Особенностью противодействия коррупции в таможенной системе Германии являются повышенные требования и ограничения, связанные со службой в таможенных органах, которые компенсируются соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни в стране.
Исходя из анализа опыта борьбы с коррупцией в таможенных органах наименее коррумпированных стран Европейского союза, можно сделать вывод о том, что их таможенные службы при разработке антикоррупционных мер смогли провести многофакторное исследование ситуации и в итоге основывались как на социальных, так и на институциональных факторах. Несмотря на широкий спектр данных мер во всех странах Европейского союза, государства-лидеры в противодействии коррупции придерживаются единой стратегии в методах борьбы с коррупцией в таможенных органах, используя международные механизмы. К таким механизмам относятся упрощение бюрократических механизмов в таможенной деятельности, совершенствование антикоррупционного законодательства, повышение наказания за коррупционное поведение на уровне общественного осуждения и т. д. Таким образом, формируя соответствующие меры для ликвидации коррупционных систем в таможенных органах Российской Федерации, необходимо ориентироваться как на опыт наименее коррумпированных стран Европейского союза, так и на индивидуальные социальные, экономические и политические особенности страны.
Источники:
1. Алексеева Е.В., Захаров П.В. Особенности и проблемы управления персоналом в таможенных органах Российской
Федерации//Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-1 (58). С. 15-17.
2. Дорожкина Т.В., Ромашкова А.К., Иочис Я.А. Современная антикоррупционная политика в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС/Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 52-56.
3. Панзабекова А. Ж. Зарубежный опыт противодействия коррупции и возможности его применения в странах ЕАЭС. Россия: тенденции и перспективы развития // материалы XV Международной научной конференции. 2015. С. 73-78
4. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах //Вестник Калужского университета. 2018. № 3. С. 7-12.
5. Transparency International: Индекс восприятия коррупции - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.transpar-ency.org.ru
References:
1. Alekseeva E. V., Zakharov P. V. Features and problems of personnel management in the customs authorities of the Russian Federation//Economics and business: theory and practice. 2019. No. 12-1 (58). Pp. 15-17.
2. Dorozhkina T. V., Romashkova A. K., Iochis Ya. a. Modern anti-corruption policy in the customs authorities of the EAEU member States//Russian Economic Bulletin. 2020. Vol. 3. No. 1. P. 52-56.
3. Panzabekova A. Zh. Foreign experience in countering corruption and its application in the EAEU countries. Russia: trends and prospects of development / / proceedings of the XV International scientific conference. 2015. Pp. 73-78
4. Petrushina O. M., Borzenkova A.V. Corruption and the fight against it in the customs authorities //Herald of the Kaluga state University. 2018. No. 3. Pp. 7-12.
5. Transparency International: The index of perception of corruption [Electronic resource]. - Mode of access: www.transpar-ency.org.ru
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10590
Е.А. Белова - к.с.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, [email protected],
E.A. Belova - Ph. D., associate Professor of the Department «Эксплуатации автомобильного транспорта » of the «Pacific National University».
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ APPLICATION OF LOGISTICS PRINCIPLES AS A BASIS FOR IMPROVING THE QUALITY
OF PASSENGER SERVICE
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска дополнительных мер, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров. В статье концептуальные логистические подходы рассматриваются как инструмент для повышения уровня качества перевозочного процесса: объединения его в единую систему, способную предоставить транспортные услуги населению на должном качественном уровне при минимальных затратах. Качество понимается как поток, функционирующий в заданных границах, качество услуги как оценка процесса обслуживания с точки зрения способности организации выполнять те функции и задачи, которые от неё ожидает клиент. В данной работе рассмотрен зарубежный опыт организации системы пассажирских перевозок и определены основные принципы ее построения определены принципы организации системы пассажирских перевозок и показатели качества характерные для каждой из рассмотренных моделей. Автором проведено исследование, выявлены показатели влияющие на уровень удовлетворенности пассажиров, предложены варианты решений, направленные на повешение уровня лояльности клиентов и качества предоставляемых услуг.
Abstract. The article is devoted to level of quality of services provided. In the article, conceptual logistics approaches are considered as a tool for improving the quality of the transportation process: combining it into a single system capable of using the services of the system at the proper quality level at minimal cost. Quality is a flow that functions within given boundaries, quality of services as an assessment of the process in terms of the organization's ability to perform the functions and tasks that the client expects from it. In this article, the foreign experience of organizing the passenger transportation system is considered and the basic principles of its construction are determined, the principles of organizing the passenger transportation system and the quality indicators characteristic of each of the considered models are determined. The author conducted a study, identified indicators affecting the level of passenger satisfaction, suggested options for solutions aimed at increasing the level of customer loyalty and the quality of services provided.
Ключевые слова: логистический подход, пассажирские перевозки, клиентоориентированность, качество услуги, транспортное обслуживание, транспортная подвижность населения, интермодальные транспортные системы.
Key words: logistic approach, passenger transportation, customer focus, quality of service, transport services, transport mobility of the population, intermodal transport systems
В настоящее время концептуальные логистические подходы довольно часто применяются в различных сферах деятельности таких как предпринимательство, государственный сектор, городское хозяйство, транспортной и торговой инфраструктуре, промышленности, сельском хозяйстве, туризме, строительстве и т.д., а также при предоставлении транспортных услуг как грузовладельцам с целью перемещения груза, так и пассажирам.