Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/35ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 23.01.2019; опубликована 14.03.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Лаптев Р.А., Харланова В.Н., Реутова Ю.И. Совершенствование деятельности по противодействию коррупции и профилактике правонарушений в таможенных органах Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/35ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Laptev R.A., Harlanova V.N., Reutova Ju.I. (2019). Improvement of anti-corruption and crime prevention activities in the customs authorities of the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https ://esj. today/PDF/35ECVN 119.pdf (in Russian)
УДК 338, 339 ГРНТИ 06.51.01, 06.52.17
Лаптев Роман Алексеевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат исторических наук, доцент E-mail: [email protected]
Харланова Виктория Николаевна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Студент (обучающийся по программе магистратуры) E-mail: [email protected]
Реутова Юлия Игоревна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Студент (обучающийся по программе магистратуры) E-mail: [email protected]
Совершенствование деятельности по противодействию коррупции и профилактике правонарушений в таможенных органах Российской Федерации
Аннотация. В работе рассмотрены изменения в российском законодательстве, направленные на совершенствование борьбы с коррупцией.
В статье отмечено, что в Российской Федерации имеется необходимая законодательная база по противодействию коррупции, прежде всего, Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 №273-ФЭ. В целом, нормативная правовая основа борьбы с коррупцией отличается динамизмом и соответствует реалиям времени. Однако, периодически выявляемые факты коррупционного характера в органах государственной власти свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования.
В работе предложены мероприятия по профилактике преступлений и правонарушений коррупционной направленности. Причем, все меры разделены на материального, нематериального и репрессивного характера, комбинация которых может обеспечить наиболее эффективное противостояние коррупции. Также в статье сформулированы основные причины
необходимости повышения заработной платы сотрудникам и служащим таможенных органов и «привязывания» ее к величине прожиточного минимума. Причем следует отметить важность того аспекта, что к прожиточному минимуму «привязывается» минимальный размер оплаты труда в таможенных органах (средний размер оплаты труда показал свою незначительную эффективность, т. к. при суммировании доходов руководителей и подчиненных определяется приемлемое значение, однако одни работники получают достаточно высокий доход, в то время как остальные - низкий).
При этом, в работе отмечается важность использования нематериального стимулирования и создания атмосферы стабильности.
Также в исследовании отмечено, что для противодействия коррупции в таможенных органах РФ целесообразно разумное заимствование опыта у относительно менее коррумпированных стран. К таким странам относят: Данию, Новую Зеландию, Финляндию, Швецию и Норвегию.
Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная деятельность; таможенные органы; союз (ассоциация) ветеранов таможенной службы; кадровый резерв; ротация
Коррупция и преступления коррупционной направленности признаны во всем мире опасными как на национальном, так и на международном уровнях. Особенно опасным является расширение правонарушений коррупционного характера и приобретение ими международного статуса в связи с развитием глобализации, активной деятельности транснациональных компаний, различного рода интеграционных процессов [1; 2]. В настоящее время существует ряд международных документов по противодействию коррупции, таких, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS №173). Каждое государство на национальном уровне стремится к регулированию отношений, связанных с возможностью коррупционных преступлений и ответственности за них. В России также имеется необходимое законодательство, однако только нормативными документами без идеологической и экономической основы добиться желаемых результатов невозможно, в связи с чем, в работе рассмотрены направления совершенствования деятельности по противодействию коррупции в таможенных органах России, разделенные на мероприятия материального и нематериального характера.
Борьба с коррупцией в России является первоочередной задачей органов власти на всех уровнях на протяжении длительного времени. При этом количество преступлений коррупционного характера значительно не меняется, да и в обществе нет существенных изменений в направлении невосприятии коррупции.
Таможенные органы с точки зрения коррупции имеют в обществе крайне негативную оценку несмотря на сравнительно невысокую коррумпированность (исходя из материалов статистики), однако факты имеют место быть. Таким образом, отдельные явления формируют негативный имидж службы, а также показывает недостаточность применения только репрессивных мер.
В связи с этим, в работе поставлена цель - рассмотреть основные направления совершенствования деятельности по противодействию коррупции и профилактике правонарушений в таможенных органах Российской Федерации.
Введение
Цель исследования
Материал и методы исследования
Основными материалами исследования являются нормативные правовые акты в области противодействия коррупции (прежде всего, Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 №273-Ф3 1), а также статистические сборники ФТС России и Росстата, результаты исследований российских и зарубежных ученых.
Методы исследования представляют собой комплекс системного и статистического анализа, а также декомпозиции, индукции и дедукции.
Результаты исследования и их обсуждение
Борьба с деяниями коррупционного характера перманентна и не может быть прекращена, т. к. либо нелегально, либо посредством постоянного поиска неоднозначных положений в нормативных правовых актах, позволяющих безнаказанно осуществлять коррупционную деятельность, коррупция будет существовать в любом обществе.
Учитывая это, в настоящее время идет подготовка Проекта Федерального закона №430594-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции", основные положения которого можно представить в виде схемы (рисунок 1)2.
Меры по усилению борьбы с коррупцией на госслужбе
ч г 1 г
Расширение прав по получению справок по счетам физических лиц (в отдельных случаях юридических лиц) при осуществлении проверок Введение в отдельных случаях упрощенного порядка привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности Отнесение к исполнительным документам определение судьи о наложении ареста на имущество юридического лица
Рисунок 1. Меры по усилению борьбы с коррупцией на госслужбе (составлено авторами)
Согласно законопроекту руководители госкорпораций, публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов наделяются правом получать справки по счетам физических лиц (в отдельных случаях юридических лиц) при осуществлении проверок соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции. При этом устанавливается, что полученная информация может использоваться исключительно в соответствии с антикоррупционным законодательством [3].
Также в ряд федеральных законов вносятся изменения, предусматривающие упрощенный порядок привлечения госслужащих, работников госкорпораций и некоторых
1 Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.
2 Проект Федерального закона № 430594-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.03.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. co nsultant. ru/co ns/cgi/online.
других лиц к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) в случае признания ими факта совершения правонарушения, а также устанавливается единый срок давности для применения взысканий - не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.
К исполнительным документам предлагается отнести определение судьи о наложении ареста на имущество юридического лица в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица")3.
В Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" вносятся изменения, направленные на установление контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, по сделкам по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенным лицами в период замещения (занятия) таких должностей [4].
Проведенный анализ антикоррупционной деятельности в таможенных органах России уже показал достаточно успешный результат в борьбе с коррупционными проявлениями и профилактикой правонарушений. Однако имеющиеся случаи проявления негативных фактов коррупционной направленности свидетельствуют о необходимости совершенствования мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в таможне. Основные направления совершенствования приведены на рисунке 2.
Прежде всего, необходимо «привязать» минимальный размер заработной платы труда (фиксированный оклад должности инспектора) к размеру прожиточного минимума в регионе. Это возникает в связи с неравномерностью развития регионов России (причем существенному ввиду ее большой протяженности, разнородности ресурсного и человеческого капитала), а также редким увеличением должностного оклада сотрудников и служащих таможенных органов России (особенно касается служащих). Так, в долларовом выражении (доллар США) служащий таможенных органов получал вознаграждение за работу (зарплату) в 2005-2008 гг. порядка 800-1200 долларов, в 2009-2014 гг. - 600-1000 долларов США, после девальвации российского рубля и инфляции в 2014 г. - 300-500 долларов США [5].
Причем приведенные данные касаются полного размера оплаты труда, должностной оклад значительно меньше.
Таким образом, предлагается устанавливать размер оплаты труда по каждому региону. Данная работа возлагается на подразделения по бухгалтерскому учету таможен, в задачу которых следует внести обязанности по мониторингу величины прожиточного минимума в регионе и пересчету размеров заработных плат. При этом, для упрощения процедуры, необходимо обеспечение подразделения соответствующим программным продуктов с целью автоматизации работы и предупреждения ошибок вследствие человеческого фактора.
Пересматривать и изменять размер оплаты труда в таможенных органах необходимо в срок не позднее, чем через три месяца после обнародования официальными органами власти размера прожиточного минимума в регионе.
3 КоАП РФ Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW34661/.
Страница 4 из 15
35ECVN119
Рисунок 2. Основные направления профилактики нарушенийкоррупционного характера в таможенных органах России (составлено авторами)
Так, Постановлением Администрации Курской области от 13.04.2018 № 316-па «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Курской области за 1 квартал 2018 года4 (В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»5 и Законом Курской области от 28 марта 2013 г.
4 Постановление администрации Курской области от 13 апреля 2018 № 316 -па "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально -демографическим группам населения в Курской области за 1 квартал 2018 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://rg. ru/2018/04/17/kursk-po st316-reg-dok. html.
5 Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 № 134-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW16565/.
№ 17-ЗКО «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Курской области»6) установлена величина прожиточного минимума в Курской области за 1 квартал 2018 года: в расчете на душу населения 8708 рублей; для трудоспособного населения 9335 рублей; для пенсионеров 7225 рублей; для детей 8797 рублей.
Рисунок 3. Основные посылы к повышению заработной платы служащим и сотрудникам таможенных органов (составлено авторами)
Таким образом, минимальный размер оплаты труда в таможенных органах Курской области должен составлять 28005 рублей.
Произвести расчет дополнительных расходов Федерального бюджета Российской Федерации в результате изменения (роста) оплаты труда в региональных таможенных органах в рамках данной работы не представляется возможным, однако важность деятельности службы (формирование доходной части Федерального бюджета, контроль за перемещением грузов, защиты внутреннего рынка и потребителей от некачественной продукции), представляется, оправдывает затраты.
Так, за 2016 г. перечислено в Федеральный бюджет РФ 11997,92 млн руб., за 2015 г. -11040,55 млн руб., при плановом задании 11433,70 млн руб., и это только фискальная составляющая деятельности Курской таможни7.
6 Закон Курской области от 28.03.2013 № 17-ЗКО "О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Курской области" (принят Курской областной Думой 22.03.2013) из информационного банка "Курская область" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. co nsultant. ru/re gbase/cgi/o nline.
7 Справка об итогах деятельности таможни за 11 месяцев 2017 года. Страница 6 из 15
Следует отметить важность того аспекта, что к прожиточному минимуму «привязывается» именно минимальный размер оплаты труда в таможенных органах. Средний размер оплаты труда показал свою незначительную эффективность, т. к. при суммировании доходов руководителей и подчиненных определяется приемлемое значение, однако одни работники получают достаточно высокий доход, в то время как остальные - низкий.
Расширение перечня социальных гарантий (далее - дополнительный соцпакет), несмотря на дополнительные затраты, позволит повысить престиж таможенной службы России и снизить коррупционные проявления, т. е. является мероприятием профилактической направленности. К числу элементов дополнительного соцпакета относятся:
• компенсация оплаты проезда к месту отпуска (один раз в год, только по России);
• предоставление места в санатории/детском лагере (либо компенсация затрат в пределах установленных норм) для одного из детей сотрудника (один раз в три года) (если стаж менее 10 лет, то в регионе деятельности таможенного органа, если более 10 лет - по России);
• при наличии благодарности РТУ или ФТС России предоставляется дополнительное медицинское страхование;
• внедрение программы ипотеки (на опыте «военной ипотеки») для служащих и сотрудников, имеющих опыт работы в таможенных органах от 10 лет [6].
Приведенные меры материального стимулирования как прямого, так и косвенного воздействия имеют своей целью следующее:
• создать у работника чувство «гордости работой в таможенных органах» и «строгого хранения своей репутацией»;
• создать условия, когда служащий или работник таможенных органов стремится выполнять свои обязанности и не вынужден думать «каким образом прокормить свою семью».
Необходимо минимизировать взаимодействие сотрудника таможенной службы и лица следующего через таможенную границу ЕАЭС, для этого нужно ввести автоматизированную систему подачи документов и прохождения таможенного контроля в пунктах пропуска (в настоящее время реализуются мероприятия по автоматическому выпуску, но не повсеместно)
[7].
Также, наряду с автоматизацией некоторых таможенных операций, целесообразно создать онлайн трансляцию или мониторинг (чтобы автомобиль при въезде пропускался, например, через МИДК, если возникают подозрения в нарушении таможенного законодательства ЕАЭС, то автомобиль направляется на таможенный досмотр, который проводит сотрудник таможенного органа, снабженный специальными техническими средствами (портативная камера видео наблюдения и микрофоном), данные с камеры в онлайн режиме передаются в таможенное управление в регионе деятельности которого находится данный таможенный пост).
Эту же схему желательно применять при перемещении через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами (установить техническое средство для прохождения физического лица в МАПП минуя контакт с сотрудниками таможенных органов).
Внедрение данных элементов позволит сократить число сотрудников на посту и снизить возможность получения взятки (проявления факта коррупции) должностным лицом, также сократить время прохождения таможенного контроля и поможет оперативно передавать
данные о лице и товарах, которые он везет в таможенный орган, уполномоченный решать проблемы, связанные с коррупцией.
Также целесообразно произвести оснащение кабинетов сотрудников таможенных органов камерами и прослушивающими устройствами. Это даст возможность контролировать действия сотрудников, а также знать содержание личных разговоров по телефону в рабочее время, чтобы оперативно реагировать на предположительное получение взятки должностным лицом таможенного органа. При этом факт наличия в кабинете (помещении) системы видео или аудио наблюдения позволит улучшить атмосферу дисциплинированности (в настоящее время уровень дисциплины достаточно высок, но в рамках противодействия коррупции и возникновению конфликта интересов данное мероприятия может оказаться эффективным).
Для противодействия коррупции в таможенных органах РФ целесообразно разумное заимствование опыта у относительно менее коррумпированных стран. К таким странам относят: Данию, Новую Зеландию, Финляндию, Швецию и Норвегию. Россия находится на 131-м месте в рейтинге восприятия коррупции, составленном международной организацией Transparency International. Не всегда определенная программа по противодействию коррупции в таможенных органах в разных странах может оказать такое же влияние на сложившуюся ситуацию, как и в той стране, у которой эту программу переняли.
Необходимо перенять отдельные элементы из опыта Дании и США, т. к. они больше всего подходят для России. Опыт Дании поможет создать в России условия для формирования благоприятной бизнес - среды, использование метода разработанного Датским агентством международного развития, суть которого состоит в том, что антикоррупционные положения должны включаться в договоры в качестве обязательных [8].
Таким образом, стороны берут на себя довольно серьезное обязательство, что, как минимум, дисциплинирует их и побуждает воздержаться от участия в коррупционных процессах под страхом расторжения выгодного контракта. В этом случае необходимо тесное взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества по вопросам противодействия коррупции, в т. ч. невосприятия коррупции как явления. В этом направлении уже имеются определенные результаты, например, Хартия добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Опыт США в ограничении получения должностными лицами подарков также может быть интересен и полезен для российской специфики - эту проблему освещал в своем труде А.Д. Павлов. Статья 575 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) 8 запрещает дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает размеров 3000 рублей, однако в ней не предусмотрен временной фактор. Необходимо либо полностью запретить какие-либо подарки в адрес должностных лиц государственных органов, либо указать временной промежуток. Эта мера в значительной степени снизит уровень «теневой» коррупции, как в рядах таможенных служащих, так и полностью в государственном секторе.
Комплексная реализация этих мер, как повышение минимального размера заработной платы, так и усиление контроля за деятельностью служащих и сотрудников, позволит еще снизить возможности проявления коррупционных правонарушений в таможенных органах России.
Итак, важную роль в противодействии коррупции являются профилактические мероприятия, которые направлены на предварительное отстранение служащего или сотрудника таможенных органов России от деяния коррупционной направленности. Выше приведены меры
8 ГК РФ Статья 575. Запрещение дарения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/.
противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах России, которые условно можно разделить на две составляющие - материального и нематериального характера, также, представлены меры материального характера. Однако, профилактические мероприятия осуществляются как материальными, так и нематериальными мерами.
Среди наиболее значимых мер нематериального характера можно выделить необходимость создания союзов (ассоциаций) ветеранов таможенной службы (далее - Союз) в каждом регионе деятельности таможни. Это связано с тем, что такие профессиональные организации, отчасти, обеспечивают социальную и правовую защиту ветеранов, осуществляют с ними культурно-просветительные мероприятия, ведут большую работу по возрождению и преумножению традиций таможенной службы, оказывают помощь в трудоустройстве. В подобных учреждениях членами (участниками) могут быть как действующие, так и бывшие сотрудники и служащие.
Прежде всего, это вопросы поддержания (морального и материального) ветеранов таможенной службы. Сотрудничество Союза с коммерческими структурами, органами власти и общественными организациями направлено на развитие двух- и многосторонних отношений, а также анализ рынка в целях обеспечения трудоустройства ветеранов таможенной службы. В результате такого сотрудничества может увеличиваться и размер спонсорской помощи [9].
В этом направлении на уровне государства, финансирующего производство кинофильмов через «Фонд кино» необходим государственный заказ на кинокартины, аналогичные «Белому солнцу пустыни», где в лице таможенника Верещагина воспринималась вся таможенная служба Царской империи как служба чести, нравственности, доблести.
Цель выступлений перед будущими сотрудниками таможенных органов можно коротко охарактеризовать следующим образом: «Каждый сотрудник, который служит в таможенных органах, должен возложить на себя ответственность и обязанность неукоснительно выполнять свои обязанности, быть преданным своей профессии, защищать экономическую безопасность Родины и интересы своей страны. Таможенник обязан быть профессионалом своего дела и честно выполнять свою работу в соответствии с высокими моральными принципами, поддерживать и укреплять авторитет Федеральной таможенной службы России, быть примером законопослушания, дисциплинированности и исполнительности».
Рисунок 4. Основные направления деятельности союзов (ассоциаций) ветеранов таможенной службы (составлено авторами)
Участие в образовательной и научной деятельности означает, что организация, основу которой составляют ветераны таможенных органов, обладающие значительным опытом и знаниями, может принимать участие как в образовательных проектах в учебных заведениях, так и заниматься подготовкой и реализацией программ повышения квалификации и переподготовки совместно с ВУЗами.
Научная деятельность предполагает участие в конкурсах на финансирование научных проектов (образовательных, воспитательных), выделяемых органами власти в виде различного рода грантов, программ и т. п.
Организация досуговых мероприятий для ветеранов таможенных органов представляет собой следующую работу:
• организация встреч ветеранов с обсуждением вопросов таможенного дела и обменом опыта;
• подготовка и проведение мероприятий, посвященных празднованию государственных праздников (День Победы, День таможенника, День защитника отечества);
• подготовка и проведение юбилеев ветеранов и действующих сотрудников таможенных органов.
Взаимодействие (сотрудничество) с аналогичными организациями в России и за рубежом подразумевает налаживание контактов с подобными организациями с целью:
• обмена опытом по работе Союзов (ветеранов);
• обмена опытом в рамках таможенного дела;
• взаимопосещения (культурно-просветительские поездки и т. п.);
• участия в совместных мероприятиях в рамках своей деятельности [10].
Исходя из вышеизложенного, можно предложить создавать союзы (ассоциации) ветеранов таможенной службы в каждом регионе (на первоначальном этапе инициатором (в дальнейшем - партнером) могут выступить органы власти в лице региональной таможни, либо комитета региональной администрации по внешним связям).
Фонд, из которого финансируется деятельность союза (ассоциации) ветеранов службы, формируется из источников, приведенных на рисунке 5.
ФОНД СОЮЗА ВЕТЕРАНОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Отчисления сотрудников и
служащих таможенных органов, а также ветеранов таможенной службы
Доходы от образовательной и научной деятельности
Рисунок 5. Источники формирования фонда союза ветеранов таможенной службы (составлено авторами)
Отчисления сотрудников и служащих таможенных органов, а также ветеранов таможенной службы, должны составлять незначительную часть оплаты труда (0,5-1 %) и носить добровольный характер. Таким образом, несмотря на возможную инициативу со
стороны органов власти в создании организации, членство в ней исключительно добровольное. При этом необходима общественная ревизия деятельности, а Фонд обязан провозгласить политику открытости.
Доходы от образовательной и научной деятельности связаны с участием в конкурсах на финансирование научных проектов (образовательных (в т. ч. повышение квалификации), воспитательных), выделяемых органами власти в виде различного рода грантов, программ и т. п.
Средства спонсорской помощи подразумевает возможность получения безвозмездной помощи со стороны коммерческих структур, при этом важна именно их «безвозмездная основа».
Союз (ассоциация) ветеранов таможенных органов также является одним из функциональных элементов развития корпоративного духа. Для того чтобы создать атмосферу корпоративного духа в таможенных органах необходимо проводить общение не только в формальной обстановке, но и неформальное времяпрепровождение является неотъемлемой частью успешного выполнения функциональных обязанностей.
Обязательно нужно проводить корпоративные вечера, отмечать дни рождения сотрудников, организовывать выездные поездки на природу или экскурсии всем коллективом (данная работа может быть возложена на союз ветеранов таможенной службы). Это важно для того, чтобы сотрудники имели возможность пообщаться в неформальной обстановке как друг с другом, так и со своим руководством.
Данные мероприятия позволят более активно проявлять участие в жизни своих коллег, дорожить работой в таможенных органах.
Создание или развитие союза ветеранов таможенных органов, развитие корпоративного духа приведет к возникновению или усилению чувства гордости работой в таможне, а также бережному отношению к своей репутации, что будет способствовать распространению атмосферы непринятия коррупции [3].
Помимо всего отмеченного выше, важным фактором противодействия коррупции является ротация в системе таможенных органов. Согласно статье 60.1. «Ротация гражданских служащих» (введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 395-ФЗ) Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе»9.
Однако, как представляется с точки зрения оптимизации и повышения эффективности, ротацию необходимо производить с учетом следующих факторов:
• степени подготовленности лица по новому направлению деятельности (нужен период подготовки и внеочередная аттестация);
• периода ротации (если должностное лицо назначается на должность сроком менее полугода, оно может и не стремиться изучить все нюансы возглавляемого подразделения). Здесь следует отметить, что одной из основных задач руководителя является выполнение отделом своих обязанностей, что напрямую не связано с глубиной и широтой его подготовки по данному направлению, а умением организовать работу подразделения. При этом руководитель несет
9
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 №
79-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
ответственность за весь отдел (отделение и т. п.) и ошибка любого из подчиненных приводит к возникновению проблемных ситуаций.
Статья 64 «Кадровый резерв на гражданской службе» вышеуказанного Федерального закона гласит: «Для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации». Включение в кадровый резерв таможенного органа может производиться по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (пп. 2 п. 6 ст. 64 79-ФЗ). Таким образом, соискатель, не одержав победу в результате конкурсного отбора, может быть зачислен в кадровый резерв, а затем назначение на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.
Данная практика открывает возможности для назначения на вакантные должности посредством коррупционной составляющей. В связи с этим, необходимо усовершенствовать процедуру отбора в кадровый резерв и назначения на должность. Так, например, можно организовать собеседование соискателя с тремя (как минимум) служащими таможенных органов (один, как минимум, представитель профильного направления деятельности), по итогам чего производится тайное голосование и определяется результат. Возможны и другие варианты назначения на вакантные должности из кадрового резерва: дополнительная аттестация, конкурс между представителями кадрового резерва и т. п. Возможны варианты участия отраслевых союзов (Союз ветеранов таможенной службы) в собеседовании с конкурсантами.
Также, в целях снижения коррупционного давления (когда полномочия позволяют ими воспользоваться в своих интересах, либо интересах других лиц) необходимо назначать на руководящие должности (среднего и низшего звена) служащих и сотрудников, имеющих определенный опыт деятельности (не менее 3-5 лет) в таможенных органах, причем по профильным направлениям.
Сбор и анализ сведений о собственности соискателей и его близких родственниках (победителях конкурсных отборов), необходим, чтобы процедура представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера имела более эффективный результат. В связи с тем, что для обоснования своих расходов, превышающих доходы, некоторые гражданские служащие указывают следующую формулировку «накопления прошлых лет», «подарок родственников». Внесение соответствующей поправки позволит устранить этот недостаток.
В целом кадровое обеспечение таможенных органов должно осуществляться на научнообоснованных методах, с учетом динамично возрастающих требований к кадрам и прогнозирования будущих потребностей.
Основными задачами в этой области являются:
• совершенствование работы по подбору и расстановке кадров;
• обеспечение необходимого профессионального уровня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
• создание условий и реализация возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе для переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов в
учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
• повышение эффективности системы воспитательной работы с личным составом;
• реализация мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»10, основные положения которого продолжали осуществляться в 2018 г., а также распространяются на 2019 г.;
• осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов и иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений, а также на обеспечение собственной безопасности таможенных органов.
Заключение
Таким образом, комплексный подход, одновременно реализующий мероприятия как борьбы с коррупционными правонарушениями, так и их профилактику, позволит снизить уровень коррупции в таможенных органах России и повысить престиж работы.
10 Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 20162017 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаптев, Р.А. Национальная экономика России в системе мирохозяйственных связей // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 8. С. 25-27.
2. Лаптев, Р.А. Исследование роли транснациональных компаний в международных отношениях // В сборнике: Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития сборник научных статей. 2016. С. 139-141.
3. Щербакова, А.В., Лаптев, Р.А. Коррупция в России - болезнь или способ существования? // В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А. 2016. С. 328-330.
4. Букреева, Т.Н., Костылёва, А.В. Антикоррупционная деятельность в Китае // В сборнике: Глобализация - путь к объединению Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. под редакцией: Бычковой Л.В., Кузьминой В.М.; Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 50-54.
5. Коварда, В.В., Шатунова, А.Р. Нравственное состояние российского общества как основная составляющая социально-экономического развития стран // В сборнике: Россия в глобальной экономике и политике Сборник научных статей. Под редакцией Л.В. Бычковой, В.М. Кузьминой. 2014. С. 105-109.
6. Kovarda V.V. Moral status of Russian society as the base for social and economic systems development // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 25. № 3. С. 460464.
7. Противодействие коррупции: учебное пособие / составители: А.М. Межведилов, Л.Т. Бакулина, И.О. Антонов, М.В. Талан, Ю.В. Виноградова, А.Д. Гильфанова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 192 с.
8. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы, приоритеты, технологии / под ред. А.П. Кошкина. - Вып. 3. - Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. - 76 с.
9. Мальцев, В.В. Актуальные проблемы противодействия коррупции // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2 (2). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 81-89.
10. Попов, В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодействия. М.: АИПНБ. 2012. - 150 с.
Laptev Roman Alekseevich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Harlanova Victoria Nikolaevna
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Reutova Julia Igorevna
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Improvement of anti-corruption and crime prevention activities in the customs authorities of the Russian Federation
Abstract. The paper considers the changes in the Russian legislation aimed at improving the fight against corruption.
The article notes that the Russian Federation has the necessary legislative framework for combating corruption, first of all, the Federal law "on combating corruption" dated 25.12.2008 №273-FZ. In General, the legal framework for combating corruption is dynamic and relevant to the realities of the time. However, periodically revealed facts of corruption in public authorities indicate the need for further improvement.
The paper proposes measures for the prevention of crimes and offenses of corruption. Moreover, all measures are divided into material, non-material and repressive, the combination of which can provide the most effective opposition to corruption. Also in the article the main reasons for the need to increase wages to employees and employees of customs authorities and "tying" it to the subsistence minimum are formulated. Moreover, it should be noted the importance of the aspect that the minimum wage in the customs authorities is "tied" to the subsistence minimum (the average wage has shown its insignificant efficiency, because when summing the incomes of managers and subordinates, an acceptable value is determined, but some workers receive a sufficiently high income, while the rest - low).
At the same time, the paper notes the importance of using non-material incentives and creating an atmosphere of stability.
The study also noted that in order to counter corruption in the customs authorities of the Russian Federation it is reasonable to borrow experience from relatively less corrupt countries. These countries include: Denmark, New Zealand, Finland, Sweden and Norway.
Keywords: corruption; anti-corruption activities; customs authorities; Union (Association) of veterans of customs service; personnel reserve; rotation