DOI 10.24412/2309-4788-2021-11117
Е.В. Алексеева - к. э.н., доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
E. V. Alekseeva - candidate of econ omic Scien ces, associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
А.Д. Воронина - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Voron in aAD @stu dklg. ru,
A.D. Voronina - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
Н.А. Хохлова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
N.A. Khokhlova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MAIN DIRECTIONS OF COMBATING CORRUPTION IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Коррупция - сложное социальное явление, которое является глобальной и трудноразрешимой проблемой в современном обществе и представляет собой серьёзную угрозу для национальной и экономической безопасности государства. Высокий уровень коррупции существенно снижает эффективность работы государственных органов, в том числе и таможенных Несмотря на принимающиеся в настоящее время в таможенных органах активные меры по профилактике коррупции и работу по противодействию ей, коррупция продолжает видоизменяться, усложняться, интегрироваться в структуру общества. В статье анализируются показатели антикоррупционной деятельности таможенных органов Российской Федерации, раскрываются некоторые причины, ведущие к совершению коррупционных преступлений в таможенных органах, рассматривается понятие индекса восприятия коррупции, проведен анализ рейтинга некоторых стран по данному показателю за 2018 -2020 годы, делается вывод о необходимости применения международного опыта противодействия коррупции в указанной сфере.
Abstract. Corruption is a complex, social phenomenon that is a global and intractable problem in modern society and poses a serious threat to the national and economic security of the state. The high level of corruption significantly reduces the efficiency ofthe work of state bodies, including customs. Despite the active measures currently being taken in the customs authorities to prevent corruption and work to counteract it, corruption continues to change, become mors complex, and integrate into the structure of society. The article analyzes the indicators of anti-corruption activities ofthe customs authorities of the Russian Federation, reveals s ome of the reasons leading to the commis s ion of corruption crimes in the customs authorities, considers the concept ofthe corruption perception index, analyzes the rating of some countries on this indicator for 2018-2020, and concludes that it is necessary to apply international experience in combating corruption in this area.
Ключевые слова: таможенные органы, коррупция, индекс восприятия коррупции, международный опыт, противодействие коррупции.
Keywords: customs authorities, corruption, corruption perception index, international experience, anti-corruption.
Высокий уровень коррупции во многих странах значительно снижает эффективность работы государственных органов, таможенные органы не является исключением. Зачастую именно таможенные органы приводят в качестве примера наиболее коррумпированных государственных органов.
В таможенных органах всех стран мира ведется активная работа по противодействию коррупции, начиная с работы с личным составом таможенных органов, заканчивая оценкой и совершенствованием законодательства в области таможенного дела. Результатом принимающихся в настоящее время в таможенных органах активных мер по профилактике коррупции и многоуровневой работы по противодействию ей является контроль и удержание роста коррупционных проявлений, однако, данные мероприятия не всегда являются достаточными.
В числе наиболее часто встречающихся коррупционных правонарушений, совершаемых в таможенных органах, следует отметить: получение взятки, мошенничество, присвоение или растрата.
Высокий уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации обусловлен несколькими факторами:
- высокий уровень коррумпированности государственного аппарата и бизнеса в целом;
- недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;
- низкая оплата труда;
- отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям, и нарушениям дисциплины, недостаточный личный пример руководителей таможенных органов;
- недостаточный уровень воспитательно -профилактической работы руководителей всех уровней;
- недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить «лазейки» для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенного законодательства;
- кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский, корпоративный, националь ный), позволяющий недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности и коррумпированным таможенникам продвигать на должности «своих» людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли и др.
Следует отметить, что таможенные органы Российской Федерации активно ведут борьбу с преступлениями коррупционной направленности. Для этого Федеральная таможенная служба издаёт планы по противодействию коррупции. В соответствии с «Планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2018-2020 годы» таможенными органами за этот период был проведен целый ряд мероприятий, а именно:
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ФТС России и проектов нормативных правовых актов ФТС России в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
- направление оперативными подразделениями таможенных органов в подразделения по противодействию коррупции информации о наличии в действиях должностных лиц таможенных органов правонарушений коррупционной направленности, полученной в рамках оперативно-служебной деятельности, в том числе при ведении оперативных материалов;
- расширение практики проведения открытых аукционов и конкурсов в электронной форме в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России;
- проведение проверочных мероприятий в отношении кандидатов, поступающих на службу в таможенные органы, а также должностных лиц таможенных органов, назначаемых на руководящие должности;
- применение в практической деятельности таможенных органов методическихрекомендаций Минтруда России по вопросам реализации антикоррупционного законодательства;
- обсуждение на оперативных совещанияхв таможенных органахвопросов соблюдения должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- проведение среди должностных лиц таможенных органов социологических исследований по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных проявлений;
- обеспечение исполнения плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, утвержденного приказом ФТС России от 24 апреля 2013 г. N 811;
- выполнение правовых и организационных мер по минимизации коррупционныхрисков, предусмотренных картой коррупционных рисков и мер по их минимизации ФТС России и многие другие.
По результатам работы по противодействию коррупции в таможенных органах РФ за 2020 год возбуждено 266 уголовных дел, что на 96 дел меньше, чем в 2019 году и на 15 дел больше, чем в 2018 году. Из них по преступлениям коррупционной направленности - 148 уголовных дел (67 - в отношении 49 должностных лиц таможенных органов и 81 - в отношении 82 взяткодателей). Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в 2020 году, выявленными подразделениями по противодействию коррупции являлись: дача взятки (ст. ст. 291, 291.2 УК РФ) - 81 уголовное дело; получение взятки (ст. 290 УК РФ, 291.2) -30 уголовныхдел; мошенничество, присвоение или растрата (ч.ч. 3,4 ст. 159 УК РФ) - 17 уголовных дел; другие должностные коррупционные преступления (ст.ст. 183, 291.1 УК РФ) - 7 уголовных дел. Можно предположить, что рост коррумпированности в таможенныхорганах обусловлен ухудшением экономического положения в России, вызванным мировой пандемией СОУГО-19.
Проведённые мероприятия по предотвращению преступлений коррупционной направленности поспособствовали повышению эффективности взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с подразделениями по противодействию коррупции; минимизации коррупционных рисков, подтверждению результатов таможенного контроля; исключению проявлений коррупционных рисков при рассмотрении обращений, жалоб, заявлений граждан, должностных лиц таможенных органов и работников. Данные мероприятия обеспечили соблюдение требований законодательства РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и эффективное, рациональное использование бюджетных средств, повысили эффективность принимаемыхмер по предотвращению фактов поступления на службу в таможенные органы лиц, склонных к коррупционным деяниям.
Коррупция в таможенных органах является одной из важных проблем не только на национальном уровне, но и на международном. Изучение зарубежного опыта борьбы с коррупцией в таможенных органах является одним из главных направлений по получению информации о том, какие средств а и методы позволят снизить уровень коррупционной преступности.
Индекс восприятия коррупции (ИВК) - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Анализ данных осуществляется на основе опросов эксперто в и пред-
принимателей, которые столкнулись с таким явлением как коррупционные действия. Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции за 2020 год, в котором были оценены на основе 13 экспертных опросов 180 стран и территорий. По шкале от 0 до 100 баллов страны распределяются в зависимости от уровня коррупции, где 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 - самый низкий.
Анализируя данные за 2018-2020 годы, стоит отметить, что лидирующими странами в Индексе восприятия корру пции являются Дания и Новая Зеландия, которые набрали по 87-88 баллов за анализиру емую динамику (таблица 1). В 2020 году по Индексу восприятия коррупции Россия набрала 30 баллов из 100 (что на два балла больше, чем в 2018 и 2019 годах) и заняла 129 место из 180. Столько же баллов набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали.
Таблица 1 - Рейтинг некоторых стран по индексу восприятия коррупции за 2018-2020 гг.
Страна 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Новая Зеландия 87 (2) 87 (1) 88 (1)
Дания 88 (1) 87 (1) 88 (1)
Финляндия 85 (3) 86 (2) 85 (2)
Швейцария 85 (3) 85 (3) 85 (2)
Сингапур 85 (3) 85 (3) 85 (2)
Швеция 85 (3) 85 (3) 85 (2)
Россия 28 (138) 28 (137) 30 (129)
Анализ опыта противодействия коррупции зарубежных стран позволит избежать ошибок в антикоррупционной деятельности и выбрать наиболее правильные методы борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации. В тоже время программа, направленная на борьбу с коррупцией в таможенных органах одной страны, может работать по-разному и быть неэффективной в другом государстве. Применение зарубежного опыта борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации не может основываться на простом копировании каких-либо мер антикоррупционного регулирования, которые показали свою эффективность в таможенных органах других стран. Это связано с тем, что коррупция продолжает видоизменяться, усложняться, адаптируясь к тенденциям, происходящим во внешней среде таможенной деятельности, а также имеет национальные особенности и традиции общественного восприятия. Поэтому необходимо тщательно оценить и проработать весь накопившийся положительный международный опыт и разработать свою собственную программу по противодействию коррупции в таможенньгх органах, которая будет адаптирована к российским условиям, а также учитывать политическую и экономическую ситуацию и менталитет граждан.
Исследование зарубежного опыта противодействия коррупции в таможенных органах и реализация предусмотренных международным правом нормативных предписаний в таможенной практике, а также всех действующих антикоррупционных стандартов поможет создать надежные правовые, политические, экономические и общественные предпосылки для эффективной антикоррупционной деятельности, а также ликвидации причин и условий её возникновения в таможенных органах Следовательно, основной акцент должен быть сделан на использование мер предупреждения коррупционной преступности.
Источники
1. Алексеева Е.В., Бугаева Ю.В. Анализ международного опыта противодействия коррупции в таможенных органах: практика стран Европейского Союза // Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 30-33.
2. Алексеева Е.В., Воробьева Е.Д. Коррупция в деятельности таможенных органов Российской Федерации: причины возникновения и возможность применения зарубежного опыта противодействия // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 32 (6). С. 42-46.
3. Дорожкина Т.В., Ромашкова А.К., Иочис Я.А. Современная антикоррупционная политика в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС//Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 52-56.
4. Короткова О.А Исторический экскурс понятия «взятка» // Современный ученый. 2019. № 6. С. 264-268
5. Короткова О.А., Соколов И.С. Коррупция как неотъемлемое явление государственного управления: исторический аспект // Закон и право. 2019. № 7. С. 46-49
6. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах //Вестник Калужского университета. 2018. № 3. С. 7-12.
References
1. Alekseeva E. V., Bugaeva Yu. V. Analysis of international experience in combating corruption in customs authorities: practice of the European Union countries // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). pp. 30-33.
2. Alekseeva E. V., Vorobyova E. D. Corruption in the activities of the customs authorities of the Russian Federation: the causes of occurrence and the possibility of applying foreign experience in countering // Natural sciences and humanities research. 2020. No. 32 (6). pp. 42-46.
3. Dorozhkina T. V., Romashkova A. K., Iochis Ya. A. Modern anti-corruption policy in the customs authorities of the EAEU member States. 2020. Vol. 3. No. 1. pp. 52-56.
4. Korotkova O. A Historical excursion of the concept of "bribe" / / Modern scientist. 2019. No. 6. pp. 264 -268
5. Korotkova O. A., Sokolov I. S. Corruption as an integral phenomenon of public administration: a historical aspect. 2019. No. 7. pp. 46-49
6. Petrushina O. M., Borzenkova A.V. Corruption and the fight against it in the customs authorities //Bulletin of the Kaluga University. 2018. No. 3. pp. 7-12.
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11118
А.А. Амадаев - к.э.н., доцент с.н.с. лаборатории экономических исследований, отдела историко-филологических и социально-политических исследований ФГБУНКомплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН, [email protected],
A.A. Amadaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Senior Researcher Laboratory of Economic Research, Department of Historical-Philological and Socio-Political Research of the Federal State Budgetary Institution of Science of the Complex Research Institute named after V.I. H.I. ¡bragimov RAS, [email protected];
B.Ш. Расумов - Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальноеуправ-ление», ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, [email protected],
V.S. Rasumov - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Chechen State University, Grozny, [email protected].
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА TOOLKIT MANAGEMENT TOOLKIT
Аннотация. Сегодня одной из актуальных проблем экономической среды является финансовая стабильность, а также эффективное функционирование предприятий, которое во многом зависит от использования финансовых инструментов. Исходя из объекта управления основными инструментами финансового менеджмента, эффективность бизнеса рассматривается как финансовая отчетность, финансовый анализ и финансовое планирование.
Финансовые инструменты - относительно новое понятие в теории финансов, однако его важность стремительно возрастает, поскольку предприятия, которые уделяют значительное внимание финансовым инструментам и формированию эффективной финансовой стратегии, более конкурентоспособны, экономически стабильны и инвестиционно привлекательны.
Abstract. Today one ofthe pressing problems ofthe economic environment is financial stability, as well as the efficient functioning of enterprises, which largely depends on the use offinancial instruments. Based on the object of management of the main financial management tools, business efficiency is considered as financial reporting, financial analysis and financial planning.
Financial instruments are a relatively new concept in the theory offinance, but its importance is growing rapidly, since enterprises that pay significant attention to financial instruments and the formation of an effective financial strategy are more competitive, economically stable and attractive for investment.
Ключевые слова: финансовый менеджмент, финансовые инструменты, рынок, ликвидность, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовая отчетность, риски.
Keywords: financial management, financial instruments, market, liquidity, financial analysis, financial planning, financial reporting, risks.
Главным компонентом рыночной экономики является развитая финансовая система, связь между основными участниками которой проявляется через движение финансовых потоков на рынке. Финансовый рынок -это важнейший элемент экономики, перераспределяющий капитал между кредиторами и заемщиками, его развитие оказывает существенное влияние на темпы экономического роста . Предназначение финансового рынка это обеспечение притока финансовыхресурсов от тех секторов где имеется избыток денежныхсредств к тем секторам, где испытывают недостаток . Рычагами воздействия на процессы распределения капитала между различными сегментами рынка становятся финансовые инструменты, которые включают в себя как финансовые активы, так и финансовые обязательства.
На основе финансовых активов и инструментов постоянно развиваются новые операции, которые в определенном смысле способствуют оживлению инвестиционного процесса в целом. В частности, можно упомянуть залоговые и ипотечные операции, операции секьюритизации активов и т. д.
Существуют разные подходы к толкованию термина « финансовый инструмент». Наиболее распространенными являются:
финансовый инструмент - это соглашение между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера - у другого;
финансовые инструменты являются юридическими соглашениями, которые требуют от одной из с торон выплатить деньги, или дать обещание их выплатить на оговоренных условиях контрагенту в обмен на уплату процентов, приобретение прав, премии или возмещение риска;