ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
УДК 343.140.01
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.2.98
Д. Н. ФЕДОРЕНКО*
Актуальные вопросы оценки эффективности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России
В работе рассмотрены основные направления противодействия коррупции в России. Приведены результаты деятельности подразделений, осуществляющих противодействие коррупции в таможенных органах России за 2005-2016 гг. Рассмотрен вопрос об актуальности разработки и внедрения научно-обоснованного комплексного критерия оценки эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России.
Ключевые слова: коррупция, критерий оценки эффективности, таможенные органы России, противодействие, система мер.
ФЕДОРЕНКО
Дмитрий Николаевич - соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности. dm-fed-mvd@yandex.ru.
FEDORENKO D. N. - applicant at the Department of Operative Research Activities.
D.N. FEDORENKO
Topical Issues of Estimation of Efficiency of Divisions on Counteraction of Corruption of Customs Authorities of Russia
The article dwells on the basic directions of counteraction of corruption in Russia. The results of the units in charge of combating corruption in customs authorities of Russia over the 2005-2016 years are described. The author focuses on the relevance of developing and implementing the evidence-based integrated measure of efficiency of operational activities of divisions on corruption counteraction in customs authorities of Russia.
Keywords: corruption, criterion of efficiency, the customs authorities of Russia, counteraction, the system of measures.
Несмотря на принимаемые меры со стороны государства и общества в России сохраняется высокий уровень коррупции во всех сферах
* Российская таможенная академия. 140009, г. Люберцы, Комсомольский пр-т, 4.
Russian Customs Academy. 4, Komsomolskiy prospekt, Lyubertsi, Moskovskaya oblast, Russian Federation, 140009.
общественных отношений1, в том числе и в таможенной сфере2. Как положительный момент хотелось бы отметить, что, по мнению международной организации Transparency International, несмотря на политизированность международных институтов, Россия по итогам 2016 г. не ухудшила свое положение в ежегодном индексе восприятия коррупции3.
Президентом России В. В. Путиным постоянно подчеркивается важность противодействия коррупции в стране. Так, 26 января 2016 г. на заседании Совета по противодействию коррупции он заявил о том, что искоренить коррупцию в России «сегодня завтра» не удастся, но попыток оставлять нельзя. «Наверное, это сложная задача, может быть, даже труднодостижимая, - сказал Путин. -Но если мы остановимся, будет хуже. Двигаться нужно только вперед»4.
Актуальность противодействия коррупции в таможенной сфере обусловлена тем, что, несмотря на снижение доли поступлений в федеральный бюджет России, таможенные органы остаются одним из основных звеньев в процессе его форми-рования5, поэтому коррупционные проявления наносят существенный урон экономической безопасности российского государства.
В соответствии с нормами ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» данная деятельность в таможенных органах России организована по трем основным направлениям:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных право-нарушений6.
Основанная на принципах комплексного применения и адаптивности, система мер по противодействию коррупции в таможенных органах России состоит из организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных мер.
1 Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://www.cdep.ru/), в 2016 г. за коррупционные преступления осуждено лиц на 15 % больше, чем в 2015 г.
2 В январе 2017 г. Мещанский суд Москвы заочно арестовал объявленного в международный розыск экс-начальника таможни аэропорта Внуково, генерал-майора таможенной службы Юрия Шебуняева, обвиняемого по делу о контрабанде товаров из Турции (http://ria.ru/incidents/20170124/1486356617.html).
3 URL: http://www.kommersant.ru/doc/3200980 (дата обращения 28.04.2017).
4 URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/01/26/625539-putin-korruptsiyu (дата обращения 28.04. 2017).
5 Так, в 2016 г. ФТС России перечислила в бюджет 4,4 трлн руб., что составляет 101 % установленного прогнозного задания по формированию доходов федерального бюджета. А по состоянию на 31 марта 2017 г. перечислено в бюджет Российской Федерации 1,03 трлн руб., что на 39,5 млрд руб. больше, чем в I квартале 2016 г. Прогнозное задание при этом перевыполнено на 6,1 % (http: // customs.ru).
6 Приказ ФТС России от 26.04.2016 № 868 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2016-2017 годы».
Правительство России, понимая важную роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства, в 2012 г. приняло Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Данным документом утверждены различные взаимосвязанные направления развития таможенной службы, соответствующие стратегической цели и приоритетам таможенной политики. В числе этих направлений, наряду с развитием социальной сферы и международного сотрудничества, содействием развитию интеграционных процессов, совершенствованием организационно-управленческой деятельности и информационно-технического обеспечения, таможенного регулирования, таможенного контроля после выпуска товаров, реализации фискальной функции, правоохранительной деятельности, таможенной инфраструктуры и системы государственных услуг, особо предусмотрено укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности7.
В реализации системы мер по противодействию коррупции в пределах своей компетенции принимают участие подразделения по противодействию коррупции, оперативно-розыскные, кадровые, правовые, финансовые и медицинские подразделения, руководители всех рангов, а также подразделения Российской таможенной академии. Исполнение специального комплекса мер осуществляют только подразделения по противодействию коррупции.
По результатам проведенных исследований [1-3; 5-7] и анализа служебной деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России можно сделать вывод, что в современных сложных политических и экономических условиях они в целом успешно выполняют поставленные перед ними задачи.
За I квартал 2017 г. по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 189 уголовных дел (I квартал 2016 г. - 104). По должностным преступлениям в целом возбуждено 65 уголовных дел в отношении 34 должностных лиц таможенных органов. По сравнению с I кварталом 2016 г. более чем в 2 раза возросло число уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности. Так, в I квартале 2016 г. возбуждено 64 таких дела, в 2017 г. - 149. Из них в отношении 26 должностных лиц таможенных органов возбуждено 44 уголовных дела, в отношении 22 взяткодателей - 105 уголовных дел. По иным совершенным должностными лицами таможенных органов преступлениям против интересов государственной службы, не носящим коррупционного характера, возбуждено 21 уголовное дело (I квартал 2016 г. - 8). По другим составам преступлений (в том числе по частям 1 и 2 ст. 159 УК РФ (Мошенничество), частям 1 и 2 ст. 160 УК РФ (Присвоение или растрата), ст. 327 УК РФ (Подделка документов), совершенных как должностными лицами таможенных органов, так и иными лицами, -
7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
19 уголовных дел. Другими правоохранительными органами за I квартал 2017 г. уголовные дела по преступлениям коррупционной направленности в отношении должностных лиц таможенных органов не возбуждались.
Таким образом, доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 100 %.
Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности, выявленными подразделениями по противодействию коррупции в указанный период, являлись: дача взятки (ст. 291 УК РФ) - 105 уголовных дел; получение взятки (ст. 290 УК РФ) - 24 уголовных дела; мошенничество, присвоение или растрата (части 1, 2 статей 159, 160 УК РФ) - 7 уголовных дел; злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) - 7 уголовных дел.
По результатам рассмотрения в судебных органах уголовных дел, возбужденных по ранее направленным материалам, получены сведения об осуждении 13 должностных лиц таможенных органов, 6 взяткодателей и 1 иного лица8.
Говоря о достигнутых результатах, хотелось бы провести ретроспективный анализ оперативно-служебной деятельности подразделений, осуществлявших противодействие коррупции в таможенных органах России, за 12 лет. Ранее нами рассматривались обобщенные показатели [4], в данной статье обратимся к возбужденным по фактам взяточничества уголовным делам по материалам этих подразделений за 2005-2016 гг. (см. таблицу).
Анализ приведенных результатов оперативно-розыскной деятельности подразделений, осуществляющих противодействие коррупции в таможенных органах России, позволяет сделать вывод, что с момента расформирования Управления собственной безопасности и создания в 2011 г. Управления по противодействию коррупции наблюдается достаточно резкое снижение показателей с последующим постепенным выравниванием.
К примеру, в 2011 г. возбуждено 76 уголовных дел по фактам получения взяток, а в 2012 г. данный показатель составил 35 уголовных дел. Одновременно со становлением подразделений по противодействию коррупции увеличивалось и количество возбужденных уголовных дел по данным составам, достигнув в 2016 г. 96, что является абсолютным максимумом.
Данный факт обусловлен тем, что противодействие коррупции в таможенных органах имеет специфику и механическое включение в процесс сотрудников, имеющих опыт ОРД в иных оперативных подразделениях как ФТС России, так и других субъектов ОРД, не дает моментального положительного результата, как и
иИЬ: Ьйр: // customs.ru (дата обращения 28.04.2017).
прием на службу должностных лиц таможенных органов России, ранее не имевших опыта ОРД.
Уголовные дела по фактам взяточничества, возбужденные по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов
Год Количество уголовных дел
по фактам получения взяток (статьи 290, 291.2 УК РФ) по фактам дачи взяток (статьи 291, 291.1, 291.2 УК РФ)
2005 39 36
2006 31 (-20,5) 34 (-5,6)
2007 45 (+45) 33 (-3)
2008 32 (-29) 42 (+27)
2009 54 (+68,7) 39 (-7,2)
2010 70 (+29,6) 54 (+38,5)
2011 76 (+8,6) 40 (-25,9)
2012 35 (-53,9) 21 (-47,5)
2013 29 (-17,1) 55 (+162)
2014 39 (+34,5) 52 (-5,5)
2015 67 (+71,8) 55 (+5,8)
2016 96 (+43,3) 45 (-18,2)
Примечание. В скобках дана динамика (%).
В то же время постоянное изменение как таможенного законодательства, так и организационной структуры таможенных органов9 оказывает негативное воздействие на функционирование системы мер по противодействию коррупции в таможенных органах.
Особое внимание нам хотелось обратить на выявление подразделениями по противодействию коррупции фактов дачи взяток. Если за 2016 г. возбуждено 45, то уже за I квартал 2017 г. - 105 дел. По нашему мнению, за исключением случаев дачи взяток сотрудниками таможенных органов, данная функция является не свойственной подразделениям по противодействию коррупции таможенных органов, а относится к компетенции органов внутренних дел и является отвлечением от выявления фактов получения взяток должностными лицами таможенных органов.
9 11 апреля 2017 г. подписан договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, т. е. с момента принятия Таможенного кодекса Таможенного союза прошло менее 8 лет. Организационно-структурной комиссией ФТС России 17 февраля 2017 г. признано целесообразным ликвидировать ряд таможенных постов, находящихся в регионе деятельности Центральной акцизной таможни, СевероЗападного, Приволжского и Сибирского таможенных управлений (http://customsonline.ru/4157-fts-planiruet-masshtabnoe-sokraschenie-tamozhennyh-postov.html).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря на достигнутые успехи, организация оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию коррупции требует усовершенствования и адаптации к складывающейся оперативной обстановке.
Президентом России В. В. Путиным 1 декабря 2016 г. в послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено, что борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества10. Одним из важных, по нашему мнению, элементов такой деятельности является разработка и внедрение научно-обоснованного комплексного критерия оценки (ККО) эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию коррупции. Такого же мнения придерживаются 29 % опрошенных в процессе исследования руководителей данных подразделений. Критерий должен суммарно учитывать результаты оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскного предупреждения, уголовно-процессуальной, административной, дисциплинарной работы, а также результаты иных мероприятий.
В рамках данной статьи рассмотрим критерий эффективности уголовно-процессуальной деятельности (КЭУПД), т. к. она, по нашему мнению, является наиболее публичной и яркой стороной деятельности подразделений по противодействию коррупции:
КЭУПД = квуд + кнс+ кпр+ кпнр+ кос+ копр+ кнм.
КВУД - показатель, характеризующий количество возбужденных дел по материалам подразделений по противодействию коррупции и зависящий от категории преступления. Зависимость показателя от категории преступления обусловлена тем, что в российском уголовном законодательстве преступления разделены по характеру и степени общественной опасности на четыре крупные группы преступлений (особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести и небольшой тяжести). Естественно, что выявление преступлений, представляющих большую общественную опасность, должно являться первоочередной задачей подразделений по противодействию коррупции таможенных органов11,
10 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 28.04.2017).
11 Например, сравнимы ли преступные деяния начальника таможенного поста Уссурийской таможни, в отношении которого возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, который в феврале 2017 г. лично получил от представителя юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, взятку в виде денег в сумме 400 тыс. руб. за покровительство, и главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Хабаровского таможенного поста таможни, в отношении которого возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество), который с октября 2016 г. по январь 2017 г. лично получил от менеджера одной из коммерческих организаций денежные средства на общую сумму 11 тыс. руб. в качестве взятки за ускорение процесса оформления поданных деклараций.
а как следствие, и оцениваться выше. Данный показатель вычисляется следующим образом:
квуд = (кособо тяжких х Количество дел КатеГории особой тЯЖКИх + кТЯЖких х
х Количество дел категории тяжкие + КСРВДНЕЙ тяжести х х Количество дел категории средней тяжести + КНЕБОЛЬШОЙ тяжести х х Количество дел категории небольшой тяжести) / Общее количество уголовных дел,
где кособо тяжких = 1, ктяжких = 0,8 ксредней тяжести = 0,6, кнебольшой тяжести = 0,4■ Максимальное значение КВУД равно 1, при условии возбуждения 100 % уголовных
дел категории особо тяжкие, таких как по пунктам 5 и 6 ст. 290 УК РФ.
Аналогично данной методике рассчитываются показатели направленных
в суд уголовных дел (К), уголовных дел, прекращенных по не реабилитирующим
основаниям (К ), и лиц, осужденных по направленным в суд уголовным делам
(Кос).
При расчетах показателей уголовных дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям (К ), и лиц, оправданных по направленным в суд уголовным делам (К ), используется тот же принцип, но применяются понижающие коэффициенты. Так, кособо тяжких = 0,4, ктяжких = 0,6, ксредней тяжести = 0,8'
К = 1
кнебольшой тяжести = 1
Показатель эффективности направленных материалов для принятия процессуального решения (К ) имеет собственную методику расчета, но как и все выше перечисленные показатели зависит от категории преступления:
КНМ = (Количество материалов категории небольшой тяжести -- Количество дел категории небольшой тяжести) / Количество материалов категории небольшой тяжести х КНЕБОЛЬШОЙ тяжести + + (Количество материалов категории средней тяжести -- Количество дел категории средней тяжести) / Количество материалов категории средней х КСРЕДНЕЙ тяжести + + (Количество материалов категории тяжкие - Количество дел категории тяжкие) / Количество материалов категории тяжкие х КТЯЖКИХ + + (Количество материалов категории особо тяжкие -- Количество дел категории особо тяжкие) / Количество материалов категории особо тяжкие х КОСОБО тяжких,
где кнебольшой тяжести = 0,4 ксредней тяжести = 0,6 ктяжких = 0,8 кособо тяжких = 1
Таким образом, использование КЭУПД, являющегося компонентой ККИ, учитывающего как количественные, так и качественные результаты оперативно-служебной деятельности, имеющего максимальное значение равное 1, позволит перейти от субъективных к объективным оценкам работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Сформированная в таможенных органах России система мер по противодействию коррупции в целом соответствует складывающейся оперативной обстановке и уровню коррупции в таможенной сфере.
2. Антикоррупционное, оперативно-розыскное и таможенное законодательства России требует адаптации к современным условиям.
3. В Комплексную программу развития ФТС России на период до 2020 года необходимо внести положение о разработке и внедрении научно-обоснованного комплексного критерия оценки эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию коррупции.
Список литературы
1. Федоренко Д. Н. Антикоррупционная экспертиза и оперативно-розыскная деятельность: на примере таможенных органов России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. № 1. С. 59-67.
2. Федоренко Д. Н. Влияние интеграционных процессов на совершенствование антикоррупционного законодательства в таможенной сфере // Экономика России в условиях глобализации: институционный аспект: сб. материалов межвузовской науч.-практ. конф. кафедры экономики таможенного дела Российской таможенной академии. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. С. 27-29.
3. Федоренко Д. Н. Вопросы противодействия коррупции через призму видения оперативным составом таможенных органов // Таможенное дело. 2016. № 4. С. 33-36.
4. Федоренко Д. Н. Исторический и статистический аспекты оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России по противодействию коррупции в ХХ-ХХ! вв. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (24). С. 116-123.
5. Федоренко Д. Н. Противодействие коррупции в таможенных органах России: проблемы правового регулирования // Таможенные чтения - 2016. Мировые интеграционные процессы в современной науке: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. / под общ. ред. проф. С. Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал РТА, 2016. Т. II. С. 221-231.
6. Федоренко Д. Н. Противодействие коррупции в таможенных органах России - составная часть экономической безопасности Российской Федерации // Анализ и оценка информации при выявлении и расследовании экономических и иных преступлений: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 27 мая 2014 г. Н.Новгород / под ред. А. Ф. Лубина. Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. С. 259-264.
7. Федоренко Д. Н. Пути совершенствования взаимодействия подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России и следственных
подразделений на транспорте Следственного комитета России // Оптимизация предварительного следствия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 19 мая 2016 г., Москва. М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2016. С. 425-429.
© Федоренко Д. Н., 2017 © Fedorenko N.. 2017
Для цитирования:
Федоренко Д. Н. Актуальные вопросы оценки эффективности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 98-106.