сроков расследования, обеспечение безопасности субъектов расследования преступлений и тайны следствия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андриянов В.Н. Современный подход к разработке методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности /
В.Н. Андриянов, Ю.П. Гармаев // Сибирский Юридический вестник. 2003. № 1. С. 7-9.
2. Гармаев Ю.П. Методика расследования преступления: правоприменительная практика и комментарии законодательства / Ю.П. Гармаев // Таможенное дело. 2006. № 3. С. 16-23.
T.V. Tolstukhina
The problem of counteraction to crime corruption investigation
The concept, content and ways of counteraction to crime corruption investigation are analyzed. A conclusion about the necessity of legal, organizational and personnel counteraction system improvement is drawn.
УДК 339.543:328.185
А.В. Бородина, канд. техн. наук, доц., (Россия, Тула, ТулГУ)
О ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Рассмотрены основные направления противодействия коррупции и
должностным преступлениям в таможенных органах.
Ключевые слова: коррупция, таможенные органы, система управления
рисками.
Коррупция — это наиболее опасное явление, наносящее огромный вред экономике России. Таможенные службы часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. В частности, согласно данным, полученным в Сибирском таможенном управлении в результате анкетирования участников внешнеторговой деятельности, несмотря на то что большинство участников акции (68,3 %) выразили полное доверие к должностным лицам таможенных органов, все они отметили, что все-таки таможенники нарушают их права и законные интересы или же незаконно возлагают какую-либо обязанность. Это наиболее проявляется на этапах принятия декларации и при контроле таможенной стоимости товаров и уплаты таможенных платежей (31 и 25 % соответственно) [13. С. 216].
Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются: получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), превышение
должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ). В первом полугодии 2009 г. органами внутренних дел к уголовной ответственности привлечено 91 должностное лицо таможенных органов. Наибольшая часть возбуждаемых уголовных дел в отношении таможенников приходится на получение взяток, причем в течение последнего года средняя сумма взятки увеличилась в 3 раза и составила в среднем по стране 27 тыс. руб. [12. С. 8-9].
Масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, снижение уровня инвестиций), бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и функционирование таможенной системы (подрываются правовые основы таможенного администрирования, ограничиваются возможности решения правительственных задач, создается негативный имидж таможенников в обществе) [10. С. 58].
Стратегию борьбы с коррупцией международное таможенное сообщество при участии Всемирной таможенной организации (ВТО) выработало и изложило в Арушской декларации ВТО [12. С. 8-9], одобренной сессией Совета ВТО еще в июне 2003 г.
Она содержит 10 принципиальных направлений:
1. Четкое управление и приверженность идее.
2. Наличие регулятивных стандартов.
3. Открытость и прозрачность.
4. Автоматизация.
5. Реформирование и модернизация службы.
6. Аудит и расследование.
7. Кодекс чести.
8. Управление кадрами.
9. Моральная и организационная культура.
10. Взаимодействие с бизнесом.
При этом декларация намеренно не носит предписывающий характер, так как таможенные службы ее государств-членов работают в разных социальных, политических и экономических условиях. В ней предусматривается общая концепция, а фактическая реализация каждого направления остается на усмотрение конкретной таможенной службы.
В настоящее время борьба с коррупцией актуальна для ФТС России и выходит на более качественный уровень. В мае 2008 г. одним из первых указов Президента России был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции [4]. В соответствии с данным указом (пп. а п. 2) основными задачами Совета являются:
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
В своем видеоблоге уже в мае 2009 г. Президент России констатировал первые результаты деятельности Совета при Президенте по противодействию коррупции:
- в июле 2008 г. Совет представил Президенту Российской Федерации Национальный план противодействия коррупции [2], который состоит из четырех разделов и перечня первоочередных законодательных актов, которые необходимо разработать и принять для успешной реализации плана;
- принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов (федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [8]; федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [9] и др.);
- подписан целый ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью и государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций (в частности, о мерах по противодействию коррупции [4]; о внесении изменений в указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [7]; о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов [3]; об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [5]; об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования [6] и др.).
Ряд мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение возможных коррупционных проявлений, повышение уровня воспитатель-
но-профилактической работы, служебной дисциплины в таможенных органах, содержит аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.», утвержденная приказом ФТС России от 5 октября 2006 г. № 964. Она рассчитана до 2010 г. и является основным документом по организации и проведению работы в данном направлении.
В рамках Программы предусмотрено:
- проведение специальных проверок представленных документов на должности сотрудников таможенных органов с целью выявления связи кандидатов с преступными сообществами;
- разработка механизма противодействия коррупционным проявлениям при обнаружении событий административных правонарушений, возбуждении и производстве дел об административных правонарушениях;
- создание единой автоматизированной базы данных о привлеченных к дисциплинарной ответственности, а также допустивших нарушения законности и порядка и привлеченных к уголовной ответственности;
- подготовка и переподготовка кадров таможенных органов по вопросам профилактики коррупции;
- организация и участие в международных мероприятиях по проблемам противодействия коррупции и др.
Планируется, что при реализации мероприятий программы ФТС России к концу 2009 г. будут достигнуты следующие значения основных показателей программы:
- снижение уровня преступности по коррупционным деяниям в таможенной сфере на 10 % по отношению к 2008 г.;
- снижение уровня нарушений служебной дисциплины, совершаемых должностными лицами таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, на 5 % по отношению к 2008 г.;
- повышение доли лиц, прошедших различные формы обучения, в общей фактической численности должностных лиц таможенных органов до 15,5 % и др.
В настоящее время в рамках реализации мероприятий Программы в деятельности таможенных органов Российской Федерации применяется система управления рисками, которая основывается на эффективном использовании их ресурсов для предотвращения таких нарушений, которые: имеют устойчивый характер; связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывают конкурентоспособность отечественных производителей; затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы [1].
Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не снижая эффективности таможенного контроля, и освобо-
ждает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишних бюрократических процедур. Система управления рисками позволяет таможенным органам в полной мере реализовать принцип выбороч-ности таможенного контроля. Таким образом, законодатель избавляет лиц, перемещающих товары через таможенную границу, от тотального контроля и потенциального проявления в отношении их негативных деяний, в том числе и связанных с совершением коррупции [11. С. 23].
Кроме того, в последние годы в таможенных органах активно внедряется система электронного декларирования, которая не только упрощает саму процедуру таможенного оформления, что обосновывается использованием сети Интернет, но и минимизирует затраты участников внешней торговли. Исключение личного контакта таможенного инспектора с декларантом также является положительным моментом.
Важнейшим направлением в оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности остается борьба с преступлениями против интересов государственной службы и коррупционными проявлениями в таможенной сфере. Проводя досмотр товаров и транспортных средств, таможенный инспектор должен осознавать как степень своей ответственности за возможные с его стороны правонарушения, так и неотвратимость самого наказания. По сведениям ФТС России, на протяжении последних пяти лет силами подразделений собственной безопасности выявлено более 80 % преступлений коррупционной направленности [11.
С. 24].
С целью оптимизации баланса частных и публичных интересов ФТС России в рамках административной реформы проводит работу по обеспечению прозрачности деятельности таможенных органов при осуществлении государственных функций и предоставлении государственных услуг. С 2006 г. Федеральной таможенной службой РФ были приняты более 10 Административных регламентов, которые четко регулируют все предусмотренные таможенные процедуры и позволяют минимизировать количество действий таможенников, остающихся на их усмотрение в их деятельности [11. С. 25].
В заключение следует констатировать, что проблема противодействия коррупции в России — это задача не только правоохранительных органов, но и первоочередная задача всего российского общества, так как одной из причин возникновения мошеннических схем является складывавшаяся годами толерантность к коррупции. С целью прекращения случаев взяточничества в таможенных органах работают телефоны «горячей линии», по которым можно сообщать о любых нарушениях. И, безусловно, пока наше общество не будет воспитано в духе нетерпимости к коррупции, ситуация вряд ли изменится.
Еще одной мерой по борьбе с коррупцией в службе является материальное поощрение таможенников за выявленные правонарушения. В зако-
нодательство уже внесены изменения, предусматривающие финансовое стимулирование сотрудников таможни, выявляющих случаи протекционизма и коррупции.
И, наконец, в условиях расширяющихся международных связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия, что предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1069 // СПС КонсультантПлюс.
2. Национальный план противодействия коррупции: Приказ от
31.07.2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. 05.08.2008. № 164.
3. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов: указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 г. № 269 // Собрание законодательства РФ. 12.03.2007. № 11. Ст. 1280.
4. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 815 // Собрание законодательства РФ.
26.05.2008. № 21. Ст. 2429.
5. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 557 // Собрание законодательства РФ. 25.05.2009. № 21. Ст. 2542.
6. Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования: указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 561 // Собрание законодательства РФ. 25.05.2009. № 21. Ст. 2546.
7. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885: указ Президента Российской Федерации от
16.07.2009 г. № 814 // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3658.
8. О противодействии коррупции: федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ.
29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
9. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
20.07.2009. № 29. Ст. 3609.
10. Диканова Т.А. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег: метод. пос. / Т.А. Диканова, В.Е. Осипов. - М., 2000.
11. Бакаева О.Ю. Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов / О.Ю. Бакаева // Таможенное дело. 2009. № 2.
12. Куракин А.В. Административно-правовые средства пресечения коррупции в системе таможенной службы и органах внутренних дел Российской Федерации / А.В. Куракин // Гражданин и право. 2009. № 1.
13. Русских В. Что думают про нас участники ВЭД? / В. Русских // Таможня. 2009. № 1-2.
A. V. Borodina
The problem of customs corruption
The directions of major actions against customs corruption in Russia are described in the paper.
УДК 339.543:346.548
И.А. Кобзарь, д-р юрид. наук, проф., (Россия, Тула, ТулГУ)
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Исследуется роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности и необходимость взаимодействия всей системы правоохранительных органов при реализации данной задачи.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, экономическая безопасность, взаимодействие.