S.A. Markova-Murashova, D.E. Michael
MEDIATION AS A SOCIAL AND LEGAL INSTITUTION-THEORETICAL MODERN WORLD
This article is devoted to the modern problems of the theory and practice of mediation and focuses on one of the ways to increase the resolution of legal disputes of culture and as a consequence, the method of improving the legal culture of society as a whole - mediation, the definition of its legal nature, conditions of formation as a social and legal institution in the future.
Keywords: Mediation, alternative dispute resolution, legal culture, civil society, the legal conflict, methods of alternative dispute resolution, mediation, social and legal institution.
УДК 342.9
Д.К. Нечевин, доктор юрид. наук, профессор, +7(499)244-86-95, nechevin@mail.ru, (Россия, Москва, МГЮА им. О.Е. Кутафина) М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент каф. ГиАП, +7(953)427-30-43, maxpol84@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье проанализированы положения основных нормативных правовых актов, направленных на выявление, предупреждение и профилактику коррупции в таможенных органах Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, административно-правовые акты, таможенные органы.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» [1] правовой основой борьбы с коррупцией являются Конституция, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также подзаконные правовые акты. Пункт 4 ст. 5 указанного закона обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Президент РФ Д.А. Медведев обозначил в качестве одного из важнейших приоритетов внутренней политики государства борьбу с коррупцией. В утвержденном Указом Президента РФ Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы [2] был обозначен курс на усиление борьбы с коррупцией и коррупционными правонарушениями на
всех уровнях власти. Так, в соответствии с п. 5 Национального плана федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам было предписано:
а) провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной службы категории «руководители», и принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) активизировать работу по формированию в государственных органах отрицательного отношения к коррупции, привлекать для этого общественные объединения, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества, каждый факт коррупции в соответствующем государственном органе предавать гласности;
в) обеспечить в необходимых случаях участие специалистов в международных антикоррупционных мероприятиях;
г) принять меры по кадровому укреплению подразделений, в функциональные обязанности которых входит участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции.
Стоит отметить, что таможенные органы уже достаточно давно занимаются планомерной работой по противодействию коррупции в своих рядах. За последние несколько лет были приняты специальные ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы профилактики и предупреждения коррупции в таможенных органах [3]. К ним, в частности, относятся:
- Приказ ФТС России от 14 августа 2007 года № 977 «Об утверждении Кодекса Этики и Служебного Поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации»;
- Приказ ФТС России от 18.01.2010 № 57 «Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений»;
- Приказ ФТС России от 28 октября 2010 г. № 1983 «Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.»;
- Приказ ФТС от 12 января 2011 г. № 14 «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
- Распоряжение ФТС России от 10.03.2009 № 38-р «Об организации работы в таможенных органах по противодействию коррупции»;
- Распоряжение ФТС России от 30.12.2009 № 246-р «О представлении должностными лицами ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2009 год»;
- Распоряжение ФТС России от 08 февраля 2011 г. № 19-р «О представлении в ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2010 год и размещении представленных сведений на официальном сайте ФТС России».
Каждый из приведенных выше документов играет важную роль в деле борьбы с коррупцией и укреплении законности и дисциплины в таможенных органах Российской Федерации.
В рамках данной статьи хочется отметить некоторые наиболее предметные с точки зрения автора положения указанных нормативных актов по борьбе с коррупцией, которые обязаны соблюдать сотрудники ФТС РФ.
Так, в соответствии с п. 6 Кодекса Этики и Служебного Поведения должностные лица таможенных органов обязаны:
- не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности;
- уведомлять начальника таможенного органа (представителя нанимателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких либо лиц в целях склонения к свершению коррупционных правонарушений.
Кроме того, они должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины.
В 2009 году руководителем ФТС России было подписано особое распоряжение «Об организации работы в таможенных органах по противодействию коррупции. Во исполнение данного распоряжения начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, было поручено организовать и обеспечить:
а) проведение занятий в системе профессиональной учебы должностных лиц таможенных органов по изучению и разъяснению Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
б) разработку комплекса мероприятий, направленных на соблюдение должностными лицами таможенных органов требований Федерального закона о противодействии коррупции;
в) внесение дополнений в должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов, обязывающих их:
- представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей;
- уведомлять начальника таможенного органа (представителя нанимателя) обо всех случаях обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
г) рассмотрение фактов совершения должностными лицами таможенных органов коррупционных правонарушений на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (комиссий по борьбе с коррупцией) с информированием ежегодно до 20 декабря о проведенной работе Управления государственной службы и кадров ФТС России;
д) информирование должностных лиц таможенных органов о порядке и результатах работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (комиссий по борьбе с коррупцией);
е) внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение должностными лицами таможенных органов своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении их на вышестоящую должность, присвоении специального звания, классного чина, а также при их поощрении.
Важно отметить, что в структуре таможенных органов было образовано отдельное Управления по противодействию коррупции. К числу основных задач и функций данного управления относятся:
- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности таможенных органов;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений и нанесению ущерба экономическим интересам и экономической безопасности Российской Федерации;
- осуществление мероприятий по организации и обеспечению государственной защиты должностных лиц таможенных органов в связи с
исполнением ими должностных обязанностей, безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие таможенным органам Российской Федерации в лице Управления, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких;
- осуществление контроля за организацией защиты от преступных посягательств в отношении объектов таможенной инфраструктуры, а также содействие федеральным органам исполнительной власти в проведении мероприятий антитеррористического характера;
- контроль за обеспечением информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации;
- разработка и осуществление системы мер по противодействию коррупции в таможенных органах и обеспечению собственной безопасности таможенных органов, включающей в себя комплекс предупредительно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий;
- координация и контроль за организацией оперативно-розыскной деятельности подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов, соблюдением законодательства Российской Федерации при ее осуществлении;
- выявление, предупреждение и пресечение попыток поступления на службу или трудоустройства в таможенные органы лиц, связанных с преступными сообществами, имеющих преступные намерения и представляющих угрозу для собственной безопасности таможенных органов;
- осуществление совместно с другими правоохранительными органами мероприятий по розыску лиц, совершивших или имеющих намерения совершить преступления, относящиеся к компетенции Управления, если местонахождение таких лиц неизвестно или данные о таких лицах отсутствуют, а также установлению имущества, подлежащего конфискации;
- информирование государственных органов по вопросам противодействия коррупции, собственной безопасности таможенных органов;
- разработка или участие в разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регламентирующих оперативно-служебную деятельность подразделений по противодействию коррупции таможенных органов;
- рассмотрение обращений граждан, организаций и должностных лиц таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
Большая работа по борьбе с коррупцией проводится подразделениями по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов Российской Федерации. За 11 месяцев 2011 г. по их инициативе было возбуждено 233 уголовных дела по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием
служебного положения в отношении 137 должностных лиц таможенных органов, из них 219 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении 122 должностных лиц таможенных органов. Всего за указанный период по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов возбуждено 390 уголовных дел, в том числе 40 уголовных дел по ст. 291 УК РФ в отношении 33 взяткодателя. Кроме того, за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 56 должностное лицо таможенных органов и 18 взяткодателей.
Также по инициативе и с участием подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов проведены 534 служебные проверки, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 366 должностных лиц, уволено - 6.
Таким образом, в настоящее время таможенные органы Российской Федерации занимаются активной и целенаправленной работой по профилактике коррупции и коррупционных правонарушений. Проводятся мероприятия по выявлению фактов коррупции, имеющих место в деятельности должностных лиц таможенных органов. Становится более прозрачной информация о доходах сотрудников таможенных органов. Ежегодно проводятся профилактические конференции и семинары антикоррупционной направленности. Хочется надеяться, что указанные меры позволят в будущем существенно минимизировать проявления коррупции в таможенных органах.
Список литературы
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
2. Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // СЗ РФ, 19.03.2012, № 12, ст. 1391.
3. Нормативные документы, регламентирующие противодействие коррупции / Официальный сайт ФТС РФ [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=75:20 11-01-25-08-23-06&Itemid=1854&layout=default.
Nechevin D.K., Polyakov M.M.
OF LEGAL BASIS PREVENT CORRUPTION IN RUSSIAN FEDERATION CUSTOMS AUTHORITIES
The article analyzes the position of the main legal instruments for the detection, prevention and prevention of corruption in the customs authorities of the Russian Federation
Keywords: corruption, legal and administrative acts, customs authorities.