Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / «ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздецкая Е.В.

В статье обозначена актуальность развития международного сотрудничества ФТС России с таможенными службами зарубежных стран. Реформирование системы управления таможенными органами предполагает переход на цифровизацию технологических процессов и вовлечение искусственного интеллекта в планирование контрольной работы. Выстраивание бесконтактных отношений таможенных органов с бизнесом снизит коррупционную составляющую взаимоотношений с участниками ВЭД. Поддерживание и развитие новых точек взаимодействия между таможенными службами России и зарубежных стран позволит выйти на современный формат отношений с целью продвижения интересов страны в рамках международной системы таможенного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дроздецкая Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF CUSTOMS

The article outlines the relevance of the development of international cooperation between the FCS of Russia and the customs services of foreign countries. Reforming the management system of customs authorities involves the transition to digitalization of technological processes and the involvement of artificial intelligence in the planning of control work. Building non-contact relations between customs authorities and business will reduce the corruption component of relations with foreign economic activity participants. Maintaining and developing new points of interaction between the customs services of Russia and foreign countries will allow us to enter a modern format of relations in order to promote the country's interests within the framework of the international system of customs regulation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Е.В. Дроздецкая, студент

Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-1-196-199

Аннотация. В статье обозначена актуальность развития международного сотрудничества ФТС России с таможенными службами зарубежных стран. Реформирование системы управления таможенными органами предполагает переход на цифровизацию технологических процессов и вовлечение искусственного интеллекта в планирование контрольной работы. Выстраивание бесконтактных отношений таможенных органов с бизнесом снизит коррупционную составляющую взаимоотношений с участниками ВЭД. Поддерживание и развитие новых точек взаимодействия между таможенными службами России и зарубежных стран позволит выйти на современный формат отношений с целью продвижения интересов страны в рамках международной системы таможенного регулирования.

Ключевые слова: международное таможенное сотрудничество, цифровизация технологических процессов, искусственный интеллект, интеллектуальный пункт пропуска, «зеленый сектор».

Ключевыми векторами международного таможенного сотрудничества ФТС России с таможенными службами зарубежных стран являются:

- усиление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, ШОС и БРИКС;

- развитие международного информационного обмена и сотрудничество в правоохранительной области.

На основе распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 г. была принята и реализована "Стратегия развития таможенных органов 2020", которой было предусмотрено развитие таможенной службы России в условиях внедрения новых цифровых технологий. Далее Стратегия - 2020 г. была заменена Стратегией - 2030г. (утвер-

ждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020г.) В документе определены перспективные направления генезиса таможенной службы, среди которых цифро-визация и автоматизация технологических процессов, формирование предложений по применению преференций с целью развития экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций, создание благоприятной среды для деятельности законопослушных участников внешнеэкономической деятельности [1].

Преемственность Стратегий - 2020 г. и 2030 г. развития таможенной службы представлена в таблице 1:

Таблица 1. Сравнительный анализ ст ратегий развития таможенных органов РФ

2020 год - электронная таможня 2030 год - интеллектуальная таможня

Личный кабинет участника ВЭД Применение искусственного интеллекта

Автоматизация применения системы управления рисками Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени

16 центров таможенного декларирования «Интеллектуальный пункт пропуска»

Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС

Единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей Современные онлайн платежные решения

Личный кабинет участника ВЭД Семантическая сверка электронных разрешительных документов

Реформирование системы управления таможенными органами предполагает переход на цифровизацию технологических процессов и вовлечение искусственного интеллекта в контрольную работу [4].

Приоритетом становится задача повышения качества администрирования таможенных платежей и снижения административной нагрузки на бизнес. Данный результат можно получить за счет автоматической регистрации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска, и их автоматического выпуска, а также посредством совершенствования работы по отбору компаний для включения в «зеленый сектор».

Основными критериями, при соблюдении которых можно претендовать на включение в «зеленый сектор», являются: наличие действующего соглашения с Минэкономразвития РФ о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки на территории РФ, наличие подтверждения Министерством промышленности и торговли РФ о целевом использовании ввозимых в рамках соглашения товаров, отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей, осуществление внешнеторговой деятельности не менее 6 месяцев и др.

ФТС РФ планируется концентрация декларирования в центрах электронного декларирования, а фактический контроль - в местах нахождения товаров. Для борьбы с «серым импортом» предлагается ввести маркировку каждой единицы некоторых видов товаров. На повестке дня внедрение единого механизма сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости [5].

Особенностью системы прослеживае-мости станет электронный документооборот счетов-фактур и универсальный передаточный документ между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы про-слеживаемости и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения при продаже импортных товаров.

Переход на качественно новый уровень оказания услуг участникам ВЭД представляется возможным за счет насыщения информационных систем ФТС России элементами искусственного интеллекта. Так в интеллектуальном пункте пропуска все контрольные процедуры будут осуществляться в автоматическом режиме, что в перспективе создаст условия для безостановочного перемещения безрисковых товаров через границу, с использованием системы управления рисками [2].

Основой функционирования данной модели должна стать единая государственная цифровая платформа. Она будет интегрирована не только с базами данных других контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств контроля, комплексов потокового сканирования грузов и автотранспорта, весовых и габаритных измерений, систем поточного контроля, системы распознавания номеров транспортных средств. Это позволит осуществлять проведение всех необходимых форм таможенного контроля без физического присутствия должностных лиц инспекторского состава для снятия показателей. Для чего и планируется к запуску в автоматическом режиме "Зеле-

ный коридор для пропуска и контроля безрисковых товаров.

Важнейшим элементом новой стратегии станет внедрение технологии определения уровня риска. Планируется введение технологии онлайн работы СУР (система управления рисками), то есть назначение мер дополнительного контроля - осмотра, досмотра и других, станет существенно объективней и будет зависеть прежде всего от совокупности полученных с помощью средств технического контроля и межведомственного информационного обмена характеристик товара, условий его перемещения через таможенную границу и степени законопослушности декларанта.

В результате планируется создать гибкую модульную систему управления рисками с учетом следующих принципов:

- применение возможностей искусственного интеллекта;

- использование технологий, базирующихся на методах Data Mining (это способы прогнозирования данных, при помощи которых проводится аналитическая работа по выявлению закономерностей в больших массивах информации);

- интеграция элементов СУР с действующими и перспективными системами таможенных служб государств-членов ЕАЭС [3]. Таким образом, "Цифра" станет платформой, устанавливающей гибкий информационный обмен с органами государственной власти и участниками ВЭД [6].

Поддерживание и развитие новых точек взаимодействия между таможенными службами России и зарубежных стран позволит выйти на современный формат отношений с целью продвижения интересов страны в рамках международной системы таможенного регулирования.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения 04.04.2021 г.)

2. Гомон И.В., Ахмедзянов А.А., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития внешнеэкономической и таможенной деятельности России // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №2 (91). - С. 80-87.

3. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнес-климата на территории ЕАЭС // Modern Economy Success. - 2020. - №2. -С. 110-114.

4. Крутиков В.К., Косихина О.П., Мигел А.А. Российские особенности внедрения цифровых технологий в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №5 (94). - С. 6669

5. Петрушина О.М., Борисов С.В. Направления по совершенствованию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС // В сборнике «Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях». Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 208-210.

6. Платформа цифровых финансовых активов «Цифра». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4710180 (дата обращения 04.04.2021 г.)

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN

THE FIELD OF CUSTOMS

E.V. Drozdetskaya, student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article outlines the relevance of the development of international cooperation between the FCS of Russia and the customs services of foreign countries. Reforming the management system of customs authorities involves the transition to digitalization of technological processes and the involvement of artificial intelligence in the planning of control work. Building non-contact relations between customs authorities and business will reduce the corruption component of relations with foreign economic activity participants. Maintaining and developing new points of interaction between the customs services of Russia and foreign countries will allow us to enter a modern format of relations in order to promote the country's interests within the framework of the international system of customs regulation.

Keywords: international customs cooperation, digitalization of technological processes, artificial intelligence, intelligent checkpoint, "green sector".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.