Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ , ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ХОДЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ , ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ХОДЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОЕННО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INTERNATIONAL COOPERATION / MILITARY TECHNICAL COOPERATION / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS CONTROL / ECONOMIC SECURITY / INFORMATION SECURITY / THREATS TO INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

В статье обосновываются и предлагаются принципы создания системы защиты информационных потоков, возникающих при осуществлении военно технического сотрудничества при электронном взаимодействии в ходе таможенного контроля для обеспечения экономической безопасности государства. Также рассматриваются основные направления развития военно технического сотрудничества России, реализации Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года и связанные с этим задачи в рамках обеспечения информационной защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CREATING A SYSTEM OF PROTECTION OF INFORMATION FLOWS ARISING IN THE IMPLEMENTATION OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION DURING ELECTRONIC INTERACTION DURING CUSTOMS CONTROL TO ENSURE SAFETY

The article suggests the principles of creating a system for protecting information flows that arise during the implementation of military technical cooperationin electronic interaction during customs control toensure economic security. The main directions of development of military technical cooperation of Russia and implementation of the development Strategy of the Federal customs service until 2030 and related tasks that it faces in the framework of information security are also considered

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ , ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ХОДЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 339.56.055, 338.2

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ПОТОКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

В ХОДЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Максимов Юрий Анатольевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора филиала (по научной работе), к.т.н., к.э.н., доцент, e-mail: maximoff2000@mail.ru

В статье обосновываются и предлагаются принципы создания системы защиты информационных потоков, возникающих при осуществлении военно-технического сотрудничества при электронном взаимодействии в ходе таможенного контроля для обеспечения экономической безопасности государства. Также рассматриваются основные направления развития военно-технического сотрудничества России, реализации Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года и связанные с этим задачи в рамках обеспечения информационной защиты

Ключевые слова: международное сотрудничество; военно-техническое сотрудничество; таможенное регулирование; таможенный контроль; экономическая безопасность; информационная безопасность; угрозы информационной безопасности

PRINCIPLES OF CREATING A SYSTEM OF PROTECTION OF INFORMATION FLOWS ARISING IN THE IMPLEMENTATION OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION DURING ELECTRONIC INTERACTION DURING CUSTOMS CONTROL TO ENSURE SAFETY

Maximov Yuri A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director (for scientific work), PhD in Economic Sciences and Technical Sciences, Docent, e-mail: maximoff2000@mail.ru

The article suggests the principles of creating a system for protecting information flows that arise during the implementation of military-technical coopera-tioninelectronicinteractionduringcustomscontroltoensure economic security. The main directions of development of military-technical cooperation of Russia and implementation of the development Strategy of the Federal customs service until 2030 and related tasks that it faces in the framework of information security are also considered

Keywords: international cooperation; military-technical cooperation; customs regulation; customs control; economic security; information security; threats to information security

Для цитирования: Максимов Ю.А. Принципы создания системы защиты информационных потоков, возникающих при осуществлении военно-технического сотрудничества при электронном взаимодействии в ходе таможенного контроля для обеспечения экономической безопасности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 13-18.

Последние годы характеризуются повышением уровня угроз экономической и национальной безопасности, особенно учитывая использование западными странами политического давления и экономических санкций против Российской Федерации, которые зачастую применяются под выдуманными предлогами в силу защиты экономических интересов Запада.

Не секрет, что большинство западных стран и США практически в открытую отказываются от внешнеторговой политики фритредерства и уверенно двигаются от глобализации к национальному протекционизму, в том числе путем отступления от норм Всемирной торговой организации (ВТО).

Не является исключением рынок экспорта и импорта вооружений и военной техники. Несмотря на одну из ведущих ролей РФ на рынке вооружений и военной техники продолжается усиление международной и внутриотраслевой

конкуренции, требующей повышения конкурентоспособности.

Доля военного экспорта России за последние пять лет составила 21 % мирового объема, что на 6 % меньше показателя периода 2010-2014 гг. Существенно - на 47 %, по сравнению с указанным периодом, снизились поставки российского оружия в Индию, являющуюся главным партнером России в области торговли вооружениями.

В 2015-2019 гг. Россия поставляла оружие 47 государствам: 55 % этого объема пришлось на основных партнеров - это Индия, Китай и Алжир. С точки зрения регионального распределения 57 % военных поставок было произведено в страны Азии и Океании, 19 - на Ближний Восток, 17 - в африканские страны, 5,7 - в европейские и 0,8 % -в страны Северной и Южной Америки [1].

Особое место во внешнеторговой деятельности России занимает военно-техническое

hi

ж >

у

н

а

ъ

ig

н а я

s н

н

M м

а

Ц

s я

Cd

а

М

к а

я

е а

ÜJ

п

сотрудничество (ВТС), которое ставит перед государственными органами различного уровня такие задачи, как своевременное рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности в области ВТС, проведение стратегической оценки его текущего состояния на основе анализа информации о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники.

ВТС является одним из определяющих факторов в обеспечении национальной, информационной, экономической, военной безопасности. Наибольшее влияние ВТС оказывает на состояние политической, экономической и информационной безопасности государства, так как именно в этих сферах сосредоточены основные риски и угрозы для страны, негативное влияние которых может быть достаточно эффективно снижено за счет расширения влияния России в мире в различных сферах международной деятельности, улучшение ее положительного имиджа, усиление доверия к себе политического и военного руководства иностранных государств, укрепление и развитие союзнических и партнерских отношений, увеличение доходности внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в сфере торговли [2].

Особое место в осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечении экономической безопасности играет Федеральная таможенная служба (ФТС) России, которая, являясь федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, осуществляет непосредственные функции по контролю за перемещаемыми через таможенную границу товарами, в том числе военно-технического и двойного назначения.

Так, ФТС обладает исключительными полномочиями по осуществлению документального и фактического контроля товаров и транспортных средств, ввозимых и вывозимых из РФ, а также некоторыми функциями по контролю за перемещением товаров в рамках международного таможенного транзита.

В соответствии с принятой Правительством РФ Стратегией развития ФТС России планируется к 2030 г. создание насыщенной «искусственным интеллектом», быстроперенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами интеллектуальной таможенной службы в рамках введения полномасштабной цифровизации и автоматизации, внедрения новых принципов организации деятельности и цифровой трансформации технологий таможенного оформления и контроля на всех стадиях совершения таможенных операций, которое обеспечит эффективное противодействие угрозам национальной безопасности [3].

Так, в контексте предыдущей программы построения электронной таможни были осуществлены мероприятия, направленные на введение

единых лицевых счетов плательщиков таможенных платежей, автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров. Была создана система из электронных таможен, с 16-ю местами и с автоматическим применением системы управления рисками (СУР).

В рамках новой стратегии будут выполняться задачи по повсеместному применению «искусственного интеллекта» в деятельности электронной таможни, по оценке уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени, по электронному межведомственному взаимодействию на всём пространстве ЕАЭС, по семантической сверке электронных разрешительных документов. Иными словами, речь идет о создании так называемых интеллектуальных пунктов пропуска.

В условиях, когда возрастает угроза несанкционированного доступа в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО) со стороны глобального информационного пространства и совершенствуются способы и методы совершения преступлений в условиях развития информационных технологий, таможенные органы должны играть основную роль в вопросах обеспечения безопасности внешней торговли и военно-технического сотрудничества при перемещении товаров военно-технического и двойного назначения через таможенную границу.

Следует отметить, что при этом реализация задач обеспечения безопасности внешней торговли и ее упрощения требует целостного системного подхода.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [4], международными договорами РФ, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами и об экспортном контроле установлены особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из РФ продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

В мировой практике объектами экспортного контроля являются: вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области, оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии, товары и технологии «двойного назначения», применяемые в военных и гражданских целях.

Инструкция «О порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки

заявленных сведений и принятии решения в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля» [5] устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены. Принадлежность товаров к контролируемым в рамках военно-технического сотрудничества определяется соответствием их технических параметров и описания товарам контрольных списков.

При этом вопросы идентификации товаров военно-технического и двойного назначения, перемещаемых чрез таможенную границу, для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

Документальный контроль в соответствии с п. 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 года № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» является одной из форм таможенного контроля [6].

Документальный контроль со стороны таможенных органов заключается в проверке должностными лицами документов и сведений, при этом уполномоченное должностное лицо таможенных

органов проводит анализ сведений, заявленных в таможенной декларации и в приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров.

Если разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о необходимости независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения. В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии соответствующих государственных органов, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества и экспортного контроля, а также иных контролирующих органов. Так, в рамках экспортного контроля ответственными за организацию взаимодействия на федеральном уровне, в рамках Соглашения о взаимодействии федеральной службы по техническому и экспортному контролю и федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации в целях экспортного контроля, являются следующие уполномоченные структурные подразделения: от ФСТЭК России - 5-е управление (экспортного контроля); от ФТС России - Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

Взаимодействие участников ВЭД и таможенных органов при электронном декларировании происходит через ассоциацию сетей Интернет и внутренних информационных серверов ФТС, а также государственных органов, осуществляющих соответствующий контроль. Так, общую модель информационного взаимодействия можно представить в виде схемы, представленной на рис 1.

Рис. 1. Схема информационного взаимодействия в процессе формирования профиля риска

в рамках «электронной таможни»

Расширяется информационное взаимодействие в рамках ЕАЭС, особенно учитывая заинтересованность государственных органов стран-участников в обмене информацией в целях обеспечения экономической безопасности. В рамках этого взаимодействия участвуют различные информационные ресурсы и серверы министерств и ведомств, но, как показывает опыт, построение любой сложной технической, информационной или экономической системы имеет особенность: чем из большего количества элементов системы она состоит, тем больше вероятность воздействия на её устойчивость внешних или внутренних потенциальных угроз. Так, на рис. 2 представлена схема информационного взаимодействия в рамках ЕАЭС.

В систему «электронной таможни» помимо Главного центра обработки данных ФТС России, занимающего центральное место, входят региональные электронные таможни (РЭТ) и центры электронного декларирования (ЦЭД), непосредственно подчиненные РЭТ. Система предусматривает функционирование одного-двух ЦЭД в структуре РЭТ. Для осуществления контроля ЦЭД информационно взаимодействует с таможенными постами фактического контроля (ТПФК) своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска - с постами фактического контроля по всей стране.

Специализированные ЦЭД взаимодействуют с любым постом фактического контроля своей таможни. В связи с тем, что ЦЭД осуществляет документальный контроль только в электронном виде, он взаимодействует с любым постом фактического контроля, в который декларанту удобно представить

документы на бумажном носителе. Общую структуру взаимодействия, можно представить в виде схемы на рис. 3.

Таможенные посты фактического контроля наделяются компетенцией в отношении товаров в несобранном или разобранном виде, припасов, а также товаров, помещаемых под процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада и свободной таможенной зоны, а также под специальную таможенную процедуру. Кроме того, таможни фактического контроля осуществляют контроль после выпуска товаров.

В рамках единой системы электронной таможни внедрена субъектно-ориентированная модель управления рисками, основанная на распределении организаций по категориям уровня риска, и разработаны алгоритмы для применения свыше 700 новых индикаторов риска, что позволяет более эффективно осуществлять выбор объектов таможенного контроля, сконцентрировать внимание на наиболее рисковых товарных поставках, а также снизить административное воздействие на добросовестных участников ВЭД.

Однако, несмотря на перспективность создаваемой системы, следует обратить внимание на то, что чем сложнее создаваемая система, тем более пристальное внимание необходимо уделять этапам проектирования и диагностики в целях обеспечения устойчивости и бесперебойности её функционирования.

Информационные системы общего пользования, в соответствии с положениями защиты информации, в целях гарантий экономической

Рис. 2. Информационное взаимодействие в рамках ЕАЭС

Рис. 3. Административное и информационное взаимодействие РЭТ, ЦЭД и ТПФК [7]

и национальной безопасности должны обеспечивать сохранность и неизменность обрабатываемой информации при попытках несанкционированных или случайных воздействий на нее в процессе обработки или хранения, беспрепятственный доступ пользователей к содержащейся в информационной системе общего пользования информации, защиту от действий пользователей в отношении информации, не предусмотренных правилами пользования информационной системой общего пользования, приводящих в том числе к уничтожению, модификации и блокированию информации.

Система «электронной таможни» (далее СЭТ), по существу, является сложной технической системой обработки информации и принятия решения по выпуску товара на таможенную территорию ЕАЭС.

Основными задачами обеспечения защиты информационных потоков при обмене данными между субъектами ВЭД являются:

1. Создание системы защиты данных и информационных потоков в рамках единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР.

2. Создание научно-методического аппарата информационного обеспечения защиты программ по выявлению рисков.

3. Определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков системы защиты экономической информации, обрабатываемой в ходе электронного документооборота.

4. Оценка потенциально возможного ущерба в случае возникновения рисков экономической информационной безопасности.

5. Создание методики разработки мер по предотвращению или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов, предложений по их оптимальному распределению для обеспечения защиты информации.

6. Разработка использования методик оценки эффективности применяемых мер обеспечения экономической безопасности при информационном взаимодействии.

7. Создание базы данных для анализа результатов применения отдельных форм защиты информационных потоков, а также причин и условий, способствующих совершению их «прорывов», с целью выработки предложений по модернизации стратегии обеспечения информационной и экономической безопасности.

В рамках создания системы защиты информационных потоков, возникающих в ходе применения инновационных технологий в таможенной сфере, необходимо использование следующих принципов:

- принцип системного подхода к построению информационной защиты, позволяющего охватить все элементы и структуры применения инновационных технологий и исключить нанесение ущерба экономическим интересам в каждом из элементов информационного взаимодействия;

- принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации как по вертикали, так и по горизонтали на всех уровнях таможенного администрирования в современных условиях формирования «электронной таможни»;

- принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по необходимым мерам защиты информационных потоков по предотвращению или минимизации рисков экономической безопасности как государства, так и участников ВЭД.

Применение указанных принципов позволит построить систему обеспечения информационной безопасности в существующей структуре обмена данными как в ведомственных сетях ФТС России, так и с участниками ВЭД, что позволит обеспечить организацию эффективной методологии мер экономической безопасности в таможенной сфере в условиях расширения инновационного обновления взаимодействия с различными субъектами внешней торговли.

Библиографический список:

1. ТАСС. Эксперты: США и Россия остаются крупнейшими экспортерами оружия в мире. URL: https://tass. ru/ekonomika/7927835

2. Левкин И.М., Власова И.А. Военно-техническое сотрудничество России в системе национальной

безопасности страны / Управленческое консультирование. № 6. 2017. 38

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Принята Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р. // ЭБД «Гарант».

4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/

5. Приказ ГТК РФ от 26 декабря 2003 года № 1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля» // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/03pr1545/

6. Приказ ГТК РФ от 28 ноября 2003 года № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/03pr1356/

7. Письмо Федеральной таможенной службы от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Разъяснения по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.