СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
SPECIFICS OF CUSTOMS AND LOGISTIC MECHANISMS IN THE SYSTEM OF FOREIGN TRADE OF RUSSIA
T.A. Шиндина, Е.А. Степанов Т.Д. Shindina, Е.А. Stepanov
Внешняя торговля, таможенная логистика, таможенный орган, импортер, экспортер, электронное декларирование, предварительное информирование, таможенные платежи.
Возникновение таможенной логистики как особого направления знаний связано с повышением роли таможенных органов в глобальных логистических цепях системы внешней торговли. Это происходит потому, что управление экспортно-импортными потоками в настоящее время невозможно без оптимального взаимодействия предприятия с таможенными органами. Формы данного взаимодействия постоянно меняются и совершенствуются, что связано с постоянным научно-техническим прогрессом в организации внешней торговли и таможенного дела. В России, как и в каждой стране мира, складывается своя институциональная среда в системе внешнеторговых отношений, что служит причиной формирования особых таможенно-логистических механизмов взаимодействия участников внешней торговли и таможни. Поэтому исследование специфики данного взаимодействия в России представляет особый интерес. В статье уточнено понятие «таможенно-логистический механизм», рассмотрены формы таможенно-логис-тических механизмов в системе внешней торговли. Проведен обзор отечественной социально-экономической литературы по проблемам таможенной логистики. Рассмотрена специфика таможенно-логистических механизмов во внешней торговле России. Сделаны соответствующие выводы.
Возникновение таможенной логистики как особого направления знаний связано с повышением роли таможенных органов в глобальных логистических цепях системы внешней торговли. Это происходит потому, что управление экспортно-импортными потоками в настоящее время невозможно без оптимального вза-
Foreign trade, customs logistics, customs authority, importer, exporter, electronic declaring, preliminary informing, customs payments. The emergence of customs logistics as a special direction of knowledge is connected with the increase of the role of customs authorities in the global logistic chains of the system of foreign trade, it occurs because the management of export-import streams is currently impossible without optimum interaction of the enterprise with customs authorities. The forms of this interaction constantly change and improve that is connected with continuous scientific-and-technical advance in the organization of foreign trade and customs affairs. There is a special institutional environment in the system of foreign trade relations in Russia, as well as in each country of the world. It causes the formation of special customs and logistic mechanisms of interaction of participants of foreign trade and customs. Therefore the research of the specifics of this interaction in Russia is of special interest. The authors of the article specify the concept «customs and logistic mechanism», consider the forms of customs and logistic mechanisms in the system of foreign trade. They also review domestic social and economic literature on the problems of customs logistics. Besides, they describe the specifics of customs and logistic mechanisms in foreign trade of Russia and draw the corresponding conclusions.
но с постоянным научно-техническим прогрессом в организации внешней торговли и таможенного дела. В России, как и в каждой стране мира, складывается своя институциональная среда в системе внешнеторговых отношений, что служит причиной формирования особых таможенно-логистических механизмов взаимодействия
имодействия предприятия с таможенными ор- участников внешней торговли и таможни. Поэто-
ганами. Формы данного взаимодействия постоянно меняются и совершенствуются, что связа-
му исследование специфики данного взаимодействия в России представляет особый интерес.
<
m
Щ
I %
tí m
о
b х к
w m н u
Рч
<
о ^ О о ^ h o Q
w
H
S о
Рч
w
0
! X
1 «
«
и w v S
Ь
1-4
<c
ri w с
«
S M
H U
W PQ
Понятия «таможня» и «логистика» сочетаются вместе в целом ряде работ отечественных экономистов и специалистов по логистике. В литературе встречаются термины «таможенная логистика», «таможенно-логистическое регулирование», «логистика таможенной переработки», «таможенное управление логистическими потоками» и т. д. Каждый из авторов использует сочетание этих слов для анализа определенного механизма взаимодействия участников внешней торговли с таможенными органами. Рассмотрим их более подробно.
В. Юрицин уточняет термин «взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее- ВЭД)», на основании теории игр строит объектно-ориентированную модель взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Выделяет понятие «таможенно-логистическое регулирование», под которым подразумевает установление порядка и правил совершения таможенных процедур, оптимизацию материальных, транспортных, финансовых и людских потоков через управление информацией о них [Юрицин, 2012]. В данном определении имеется отражение формальных факторов институциональной среды системы внешней торговли.
Д. Стаханов и В. Стаханов выделяют термин «логистика таможенной переработки грузов», под которым понимают оптимально организованную систему взаимодействий всех участников ВЭД в процессе таможенной переработки грузов для достижения максимально возможного совокупного полезного эффекта [Стаханов Д.В., Стаханов В.Н., 2001]. В своем исследовании они излагают теоретические основы логи-стизации таможенного дела, дают практические рекомендации по повышению эффективности работы таможенных органов с использованием логистического инструментария.
А. Парфёнов и А. Морозов исследуют правовые, экономические и организационные основы использования логистических технологий в таможенной сфере. Они выделяют формы таможенно-логистических операций в рамках Единого экономического пространства
ЕврАзЭс [Парфенов, Морозов, 2012]. К их числу они относят электронное декларирование, уплату платежей «таможенными картами», предварительное информирование, технологию «удаленного выпуска», технологию «сухого порта», получение участниками ВЭД статуса «уполномоченного экономического оператора».
А. Смекалин и Е. Степанов выделяют следующие формы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД: противодействие, нейтралитет и взаимодействие. Первые две формы можно отнести к неформальным факторам институциональной среды внешней торговли, а последнюю - к формальным. Взаимодействие происходит по определенному алгоритму таможенно-логистических операций, который и представляет собой механизм взаимодействия. Оценка эффективности этого механизма дана в виде системы показателей [Смекалин, Степанов, 2014].
Е. Смирнова особое внимание уделяет управлению финансовыми потоками в таможенной сфере. Она рассматривает основные способы уплаты таможенных платежей: наличный, безналичный и с помощью межбанковской системы электронных расчетов «Таможенная карта», приводит общие схемы движения средств при оплате этими способами, раскрывает преимущества и недостатки каждого варианта [Смирнова, 2009].
Ю. Григорьев излагает теоретические аспекты исследования инструментария логистики в интересах оптимизации процедур в экономике таможенной деятельности. Он указывает на противоречия целей деятельности таможенных органов и участников внешней торговли. По его мнению, это противоречие кроется в реальной специфике теории и практики отношений между субъектами и укладами жизни той и другой институции [Григорьев, 2014].
О. Зуева и Б. Колесников рассматривают значение товарной номенклатуры ВЭД в качестве инструмента государственного регулирования логистических товаропотоков во внешней торговле, показывают значимость тамо-
женных методов управления логистическими потоками в международной торговле [Зуева, Колесников, 2013].
А. Молонова выделяет понятие «межсистемные логистические образования». К ним относятся объекты таможенной и околотаможенной инфраструктуры, расположенные на определенной компактной территории и тесно взаимосвязанные [Молонова, 2012].
Также проблемам таможенной логистики во внешней торговле были посвящены работы Е. Дороховой [2009], А. Глухомонова [2012], А. Ершова [2007], А. Власова [2014], А. Рябчен-кова [2010], В. Горшенина [2004], Д. Иванова [2010], Ю. Глушковой и М. Куликовой [2014], К. Корнякова [2011], В. Буракова [2012], В. За-ложных и О. Чинаревой [2013].
В начале нашего анализа определимся с понятием «система внешней торговли». Любую систему с институциональной точки зрения можно представить в виде механизма, у которого есть свои составные части (узлы). В нашем случае такими частями являются экспортеры, импортеры и таможенные органы, контролирующие внешнюю торговлю.
К экспортерам мы будем относить государственные органы, юридических и физических лиц, которые вывозят определенные категории товаров с российской части таможенной территории для коммерческих целей. К таким категориям относят: товары, произведенные, выращенные или добытые в стране, а также товары, ранее вывезенные из-за границы и подвергшиеся переработке; ранее ввезенные товары, подвергшиеся переработке под таможенным контролем; реэкспортируемые товары.
К импортерам мы будем относить государственные органы, юридических и физических лиц, которые ввозят определенные категории товаров на российскую часть таможенной территории для коммерческих целей. К таким категориям относят: товары иностранного происхождения для личного потребления, для промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий; товары иностранного происхождения для переработки с
целью потребления внутри страны или же с целью вывоза из нее; реимпорт.
Система внешней торговли при экспорте и импорте товаров представлена на рис.1 и 2.
В процессе внешней торговли между частями рассматриваемой системы формируются взаимосвязи, которые сопровождаются товарными, финансовыми и информационными потоками, причем последние потоки обслуживают товарный поток. Поэтому между частями системы возникают товарные, финансовые, таможенные, правовые, информационные, трудовые и другие отношения, которые выражаются в виде определенных механизмов. Механизмы управления потоками товаров, финансов и информации при непосредственном участии таможенных органов будем называть таможенно-логистическими. В зависимости от этого можно выделить формы таможенно-логистических механизмов.
К первой группе относится таможенно-логистический механизм управления товарными потоками. Данный механизм включает в себя последовательность операций при пересечении товаром таможенной границы. С точки зрения участников внешней торговли данные операции выражаются в таможенном оформлении товара, в его доставке в пункты пропуска, на склады временного хранения или таможенные склады. С позиции таможенного органа эти операции выражаются в осуществлении таможенного контроля товара при пересечении им таможенной границы.
Ко второй группе относится таможенно-логистический механизм управления финансовыми потоками. Сточки зрения участника ВЭД механизм включает в себя процесс уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза (если товар является подакцизным), сбора за таможенное оформление и других платежей. С позиции таможенного органа механизм включает в себя таможенные операции по контролю за уплатой таможенных платежей.
К третьей группе относится таможенно-логистический механизм управления информа-
<С
ч tí m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
EÍ W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
Таможенная территория Таможенного союза
Экспортер
Таможенный орган
Таможенная
Импортер-нерезидент
А
I
граница
Товарный поток Финансовый поток Информационный поток
Рис. 1. Система внешней торговли при экспорте товара
Таможенная территория Таможенного союза
Импортер ▲ ■
Таможенный орган -1
хт
Экспортер-нерезидент
"X" . 1
Таможенная
граница
Товарный поток Финансовый поток Информационный поток
Рис. 2. Система внешней торговли при импорте товара
ционными потоками. Сточки зрения участников внешней торговли механизм включает в себя подачу декларации на товар в электронном виде (электронное декларирование), информирование таможенного органа на таможенной границе о перемещении товара (предварительное информирование) и т. д. С позиции таможенного
органа механизм включает в себя таможенные операции электронного выпуска товара.
Поскольку каждая форма таможенно-логис-тического механизма представляет собой отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выделим их виды на рис 3.
Рис. 3. Модель формирования и развития взаимодействия в рампах отношений между таможней и участниками внешней торговли
С т
и
§
а
с т
о |
ь <
я я
д К н
о
рц
м т к
к
>>
о <
§
о ° 2 и О 5
Он К
ч: й и
И с «
X
Н
и
ш
Противодействие (антивзаимодействие) как особый вид отношений условно ставит две цели. Одна цель связана с антогонистическим отношением между частями системы внешней торговли, основанными на наличии противоречий и отрицании общих интересов, и имеет разрушительный или неестественный ход событий. Вторая цель связана с выявлением сравнительных преимуществ одной из противостоящих сторон в соответствии с неукоснительно соблюдаемыми обеими сторонами нормами и правилами (институтами). Эти институты могут становиться общим благом и использоваться для положительного эффекта работы механизмов. В этом случае они приемлемы и необходимы с позиций философии взаимодействия и могут занять в ней особое место. Здесь диалектическая борьба присутствует как явление, не нарушающее естественного хода эволюции различных процессов взаимодействия, происходящих в поведении экономических единиц. Нейтралитет основывается на неучастии или отказе от совместных действий или объединении интересов.
Взаимодействие может быть выражено следующими формами: сотрудничество на договорной основе, сотрудничество на основе рамочных стандартов, взаимодействие на основе товарно-денежных отношений, взаимодействие на принципах государственно-частного партнерства и доверия.
Сотрудничество таможенных органов и участников внешней торговли, хотя и является наиболее слабым из всех видов взаимодействия, приведенных на рис. 3, в то же время имеет особое значение в формировании общих интересов, взаимопомощи и создании атмосферы доверия. Сотрудничество как взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД, как правило, дает малый эффект. Однако в современных условиях значение сотрудничества гораздо заметнее содействия из-за большого радиуса действия международных конвенциально-договорных актов в международных таможенных отношениях.
Содействие между таможней и участниками внешней торговли является видом взаимодействия и, как правило, вызывает медленные процессы совершенствования таможенных операций
и процедур, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эти отношения обладают очень малым радиусом действия, требуют обеспечения безопасности международных связей поставки товаров, подробного описания стандартов и правил. Но с другой стороны, они направлены на упрощение и ускорение таможенных процедур и операций.
Товарно-денежное взаимодействие отличается от других видов взаимодействия участием товарно-денежных отношений, которые либо появляются во время торговой сделки, либо поглощаются при взаимодействии, либо переносят взаимодействие между субъектами сделки. Товарно-денежные отношения обеспечивают связь и интеграцию распределенных в пространстве пунктов пропуска, таможен и участников внешней торговли в единое информационно-экономическое пространство и тем самым определяют устойчивость макроэкономического состояния государства.
Взаимодействие, основанное на государст-венно-частном партнерстве и меморандуме доверия, является новой инновационной формой отношений. Это сильное взаимодействие, которое вызывает процессы, протекающие с наибольшей по сравнению с другими процессами интенсивностью, и приводит к самой сильной связи между таможней и участниками ВЭД. Именно оно обусловливает полное доверие и общий таможенно-логистический механизм таможенных органов и уполномоченных экономических операторов в системе регулирования внешней торговли.
По нашему мнению, в настоящее время в системе внешней торговли России сформировались три основные формы таможенно-логистических механизмов, представленные на рис. 4.
Начиная с 2014 года все российские предприятия, осуществляющие внешнюю торговлю, обязаны подавать декларацию на товар в таможенный орган в электронном виде (электронное декларирование). Схема механизма электронного декларирования представлена на рис. 5. Эта форма развивалась эволюционно и в своем развитии выразилась в нескольких таможенно-логистических механизмах управления информационными потоками.
Рис. 4. Формы таможенно-логистических механизмов в РФ
1. Открытие новой процедуры и оформление комплекта документов.
2. Подача комплекта документов.
3.Получение регистрационного номера ДТ.
4. Проверка ДТ.
5. Получение решения по ДТ
1. Получение комплекта документов.
2. Регистрация ДТ.
3. Проверка ДТ.
4. Принятие решения по ДТ
Декларант
Интернет
Рис. 5. Механизм электронного декларирования
Система электронного декларирования (ЭД-1) начала действовать в России в 2002 году. Базу этой системы образовывали программные комплексы «АИСТ-М» (либо «АИСТ-РТ21») и «ЭДТ и ТС». Первый комплекс представлял собой информационную систему, которая использовалась таможенным органом для выполнения стандартных таможенных операций с декларацией. Второй комплекс использовали как участник внешней торговли, так и таможенный инспектор. Фактически комплекс «ЭДТ и ТС» состоял из двух совершенно независимых подсистем - декларанта и таможенного органа. Недостатками этой системы являлись: повышение трудоемкости должностных лиц таможенных органов, необходимость представления большого числа документов в бумажном виде,
обеспечение комплексу «ЭДТ и ТС» монополии на рынке программного обеспечения для декларантов, желавших работать по системе ЭД-1.
На смену системе ЭД-1 пришла система ЭД-2. Возможность взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД через сеть Интернет привела к возникновению новых способов взаимодействия и структурных и программных сдвигов во всей системе электронного декларирования. Система ЭД-2 стала активно применяться с начала 2010 года. В ней стало возможным организовать Единый национальный центр приема и предварительной обработки таможенных электронных деклараций (на базе ГНИВЦ ФТС России), а также использовать для подготовки деклараций и передачи данных в таможенный орган не только ком-
< да
I
С да
о
В
ш
да н
о
рц
§
2 к
и **
е1 Р§ 5 и
К и О
и
<
к
ш С
X
н
и
И
м
плекс «ЭДТ и ТС», но и программные средства других разработчиков. Внедрение системы ЭД-2 привело к тому, что к концу 2011 года большая часть деклараций на товары стала подаваться в электронном виде.
В начале 2012 года произошло внедрение еще одной технологии - ЭД-3. Главная особенность ЭД-3 - возможность декларирования товаров через портал «Электронное декларирование» сайта ФТС России. Декларанту предоставляется возможность формировать таможенную декларацию и другие документы, которые он должен представить в таможню, пользуясь средствами портала. Другими словами, ЭД-3 позволяет декларанту отказаться от приобретения коммерческих программ и услуг посредников для декларирования.
Согласно статье 93 ТК ТС, таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Другими словами, это представление документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров и транспортных средств на пункт пропуска и / или прибытия к месту фактического выпуска товара (предварительное информирование).
Механизм предварительного информирования позволяет оптимизировать и ускорить совершение таможенных операций; сократить участниками внешней торговли временные, транспортные и финансовые издержки; повысить эффективность таможенного контроля; повысить пропускную способность российских пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможенных операций в местах прибытия (инспектору не нужно вручную вводить данные, что резко ускоряет процесс оформления и исключает ошибки); оптимизировать таможенный контроль за счет выбора его объектов еще до фактического прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска.
В данный момент система предварительного информирования официально функционирует только применительно к перевозкам автомобильным и железнодорожным транспортом. Технологии представления и использования предвари-
тельной информации применительно к международным перевозкам морским и воздушным транспортом находятся в стадии экспериментов.
Процесс организации транзитной перевозки и ее таможенного контроля с использованием предварительной информации при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза можно представить в виде такой последовательности операций (рис. 6).
1. Информирование декларанта о транспортном средстве по доставке товара (сообщение делает отправитель груза или транспортная компания).
2. Заполнение документа с предварительной информацией и отправка на сервер ГНИВЦ (декларант заполняет уведомление МДП или уведомление о транзите товаров).
3. Проверка сервером ГНИВЦ представленных сведений. В случае успешной проверки происходит передача декларанту уникального идентификатора в форме штрих-кода предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пункте пропуска.
4. Получение декларантом идентификационного номера и его передача водителю транспортного средства или диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы.
5. Предъявление документа со штрих-кодом таможенному инспектору при прибытии товаров и транспортных средств в пункт пропуска с целью последующего запроса по этому номеру предварительной информации (ПИ) из базы данных ГНИВЦ ФТС России. В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.
6. Считывание штрих-кода сканером в штатной системе таможенного контроля и автоматическое формирование запроса в базу данных.
7. Предоставление сервером ГНИВЦ запрошенной информации в автоматическом режиме. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору ПИ загружается в штатные программные средства. Далее таможенный инспектор осуществляет таможенные операции в соответствии с установленным порядком. Предварительная информация хранится на сервере ГНИВЦ
т.д. шиндина, е.а. степанов. специфика таможенно-логистических механизмов в системе внешней торговли россии
Таможенный пост на границе
ПИШ 10101001 10111000 01111001
у
ЬьГ
Запрос в
систему
ГНИВЦ
ГНИВЦ ФТС
База данных ПИ
ПИШ 10101001 10111000 01111001
|! 1111111111111 938275032
£
У
Декларант
з-
пит 10101001 10111000 01111001
Рис. 6. Использование предварительного информирования при перевозках автотранспортом по книжке МДП
две недели. Если в течение этого срока пересечения границы не состоялось, то переданная информация аннулируется.
Формирование таможенно-логистического механизма по уплате таможенных платежей в России развивается также эволюционно. Этот механизм имеет целый ряд недостатков, что препятствует совершению таможенных операций с товарами в сроки, установленные законодателем, в связи с чем возникает необходимость автоматизации процесса уплаты таможенных платежей. Целью автоматизации становится сокращение сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов.
В настоящее время организация таможенно-логистического механизма по взиманию таможенных платежей и формирование таможенных доходов предполагают наличие определенных участников в системе внешней торговли, которые возникают в процессе движения денежных средств от плательщика на счет Федерального казначейства.
Однако непосредственно в процессе перечисления денежных средств в федеральный бюджет таможенные органы не участвуют в связи с переходом на уплату по кодам бюджетной классификации и электронным декларированием.
Ведение лицевых счетов участников ВЭД происходит в том таможенном органе, который осуществляет оформление, при этом затруднено получение обобщенной информации по начисленным и уплаченным таможенным платежам, начисленной задолженности, внесенного обеспечения. Кроме того, зачет денежных средств между таможенными органами в счет погашения задолженности также возможен только в том таможенном органе, где зарегистрирован декларант. Также нужно отметить, что, поскольку передача информации о первичных документах в целях оперативного учета таможенных платежей с уровня таможни, регионального таможенного управления и ФТС осуществляется не в режиме реального времени, своевременное формирование данных бюджет-
<
га га -с
и <
С га
о
1-4
о Я X га га н и
р-
<
и ^
о
1-4
0
и §
и
е.,
1
О £
О и
о
щ
и га х К и о
1-4
<
я га с
а д
н
и
ного учета является затруднительным. Поэтому существующий механизм необходимо упростить, сохранив при этом достаточный уровень контроля за поступлением таможенных платежей в доходную базу федерального бюджета.
ФТС России в целях решения указанных проблем разработана «Концепция централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета участника ВЭД». При этом необходимо отметить, что данный документ разрабатывался в строгом соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, со Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года и Планом мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования». Концепция учета таможенных платежей предполагает поэтапное введение централизации уплаты таможенных платежей до 2017 года. Реализация данной Концепции начала осуществляться в 2013 году, соответственно, механизмы администрирования таможенных доходов требуют тщательного исследования и анализа.
В целях совершенствования таможенно-логистического механизма по уплате таможенных платежей предлагается открыть единый лицевой счет (ЕЛС) и единую базу данных, которые будут концентрироваться в расчетном таможенном центре (РТЦ). ЕЛ Ц участника ВЭД должен стать доступным для операций списания денежных средств в каждом субъекте национальной экономики России. Ведение лицевых счетов должно быть закреплено за расчетным таможенным центром в зависимости от федерального округа, в котором участнику ВЭД был присвоен номер налоговой регистрации (ИНН). Такая привязка позволит участникам ВЭД осуществлять взаимодействие только с одним, максимально приближенным таможенным органом.
В настоящее время учет денежных средств и контроль за поступлением таможенных платежей осуществляются теми таможенными органами, в регионе деятельности которых были совершены таможенные операции. Однако предлагаемый механизм предусматривает распределение функций ведения лицевого счета и осуществления контроля за поступлением таможенных платежей в раз-
личных таможенных органах. При этом обеспечивается возможность совершения таможенных операций в разных таможенных органах со списанием таможенных платежей с единого лицевого счета участника ВЭД.
Следует отметить, что для эффективной работы таможенно-логистического механизма уплаты таможенных платежей необходимо бесперебойное обеспечение информационного взаимодействия таможенных органов с юридическими лицами, которые ответственны за поступление на счет Федерального казначейства и на счет, определенный международным договором государств-членов Таможенного союза (ввозная таможенная пошлина), денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов. В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» с июля 2013 года созданы правовые и технические условия внедрения уплаты таможенных платежей электронным способом, также организовано подключение к системе, которая обеспечивает возможность удаленной уплаты таможенных платежей. Кроме того, с декабря 2014 года начнется внедрение автоматизированной системы по учету обеспечения таможенных пошлин и налогов.
Таким образом, основные контрольные функции входят в компетенцию Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России. Функции же по учету и ведению лицевых счетов участников ВЭД относятся к компетенции создаваемых таможенных расчетных центров. Таможни участвуют в этом процессе только в той части, где речь идет о физических лицах, не имеющих ИНН. На уровне таможенного поста осуществляются списание таможенных платежей с единых лицевых счетов участников ВЭД, принятие денежного залога, корректировка таможенной стоимости товаров, а также корректировка подлежащих уплате сумм таможенных платежей. Как видим, из этой системы выпадает региональное таможенное управление. Однако за региональным таможенным управлением сохранены функции по прогнозированию поступлений в федеральный бюджет таможенных пла-
тежеи; установление нижестоящим таможенным органам контрольных показателей по формированию федерального бюджета в части доходов, ад-министрируемых таможенными органами, также анализируется выполнение этих контрольных заданий.
На основании проведенного в статье анализа получим следующие выводы.
1. Понятия «таможня» и «логистика» сочетаются вместе в целом ряде работ отечественных экономистов и специалистов по логистике. В литературе встречаются термины «таможенная логистика», «таможенно-логистическое регулирование», «логистика таможенной переработки», «таможенное управление логистическими потоками» и т. д. Каждый из авторов использует сочетание этих слов для анализа определенного механизма взаимодействия участников внешней торговли с таможенными органами.
2. С институциональной точки зрения систему внешней торговли можно представить в виде механизма, у которого есть свои составные части (узлы). В нашем случае такими частями являются экспортеры, импортеры и таможенные органы, контролирующие внешнюю торговлю. В процессе внешней торговли между частями рассматриваемой системы формируются взаимосвязи, которые сопровождаются товарными, финансовыми и информационными потоками, причем последние потоки обслуживают товарный поток. Поэтому между частями системы возникают товарные, финансовые, таможенные, правовые, информационные, трудовые и другие отношения, которые выражаются в виде определенных механизмов.
3. Механизмы управления потоками товаров, финансов и информации при непосредственном участии таможенных органов будем называть таможенно-логистическими. В настоящее время в системе внешней торговли России сформировались три основные формы таможенно-логистических механизмов: таможенное декларирование, предварительное информирование, уплата таможенных платежей.
4. Таможенно-логистический механизм управления информационными потоками в России развивался эволюционно и в настоящее время выра-
жается в формах электронного декларирования и предварительного информирования. Применение этих форм позволяет снизить издержки по взаимодействию участников системы внешней торговли, а именно сократить временные, транспортные и финансовые издержки; повысить эффективность таможенного контроля; повысить пропускную способность российских пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможенных операций в местах прибытия; оптимизировать таможенный контроль за счет выбора его объектов еще до фактического прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска.
5. В настоящее время учет денежных средств и контроль за поступлением таможенных платежей осуществляются теми таможенными органами, в регионе деятельности которых были совершены таможенные операции. Механизм по уплате таможенных платежей предусматривает распределение функций ведения лицевого счета и осуществления контроля за поступлением таможенных платежей в различных таможенных органах. При этом обеспечивается возможность совершения таможенных операций в разных таможенных органах со списанием таможенных платежей с единого лицевого счета участника ВЭД. Для эффективной работы таможенно-логистического механизма уплаты таможенных платежей необходимо бесперебойное обеспечение информационного взаимодействия таможенных органов с юридическими лицами, которые ответственны за поступление на счет Федерального казначейства и на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза (ввозная таможенная пошлина), денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов.
Библиографический список
1. Бураков В.И. Специфика потокового процесса в экспортно-импортных операциях // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. №5. С. 11.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
2. Власов A.B., Диденко О.В. Проблемы развития таможенных услуг и транспортно-логистических систем в условиях глобализации мировой экономики (на примере стран таможенного союза // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2014. № 40. С. 122-130.
3. Глухоманова A.A. Влияние изменений в системе регулирования грузовыми перевозками на развитие внешнеэкономической деятельности (на примере Дальневосточного региона) // Транспортное дело России. 2012. № 5. С. 249-251.
4. Глушкова Ю.О., Куликова М.В. Особенности логистическихоперацийвусловияхстановле-ния таможенного союза в рамках ЕВРАЗЭС// Kant. 2011. № 1. С. 47-48.
5. Горшенин В.Ф. Внешнеэкономические связи в региональных товарно-транспортных системах // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. № 1. С. 5-10.
6. Григорьев Ю.П. Логистика в экономике таможенной деятельности: концептуальный подход// Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 34-44.
7. Дорохова Е.И. К вопросу о развитии таможенной логистики // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 3. С. 190-194.
8. Ершов А.Д., Сизова К.А. Таможенное содействие международным цепям поставок товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2007. № 3. С. 12-30.
9. Заложных В.М., Чинарева О.И. Основы формирования мировой логистики и ее особенности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: матер. конф. Воронеж: Изд-во Воронежской гос. лесотехнической академии, 2013. С. 245-250.
10. Зуева О.Н., Колесников Б.В. Развитие методологии логистики в сфере таможенного оформления товаров // Управленец. 2013. № 1. С. 52-55.
11. Иванов Д.А. Организационно-экономический механизм управления экспортно-импортными товарными потоками // Наука-промышленности и сервису. 2010. № 5. С. 183-188.
12. Корняков К.А. Перспективы использования новых технологий как средств модернизации таможенного контроля товаров в условиях таможенного союза // Таможенное дело. 2011. № 4. С. 33-38.
13. Молонова A.B. Логистические межсистемные образования в таможенной сфере // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 172а-174.
14. Парфенов А., Морозов А. Особенности применения технологий таможенной логистики в рамках единого экономического пространства //Логистика. 2012. № 4. С. 26-29.
15. Рябченкова A.B. Инновационные подходы к концепции организации смешанных транспортно-логистических центров и их местоположения на территории крупного города (агломерации) на примере г. Иркутска // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 5. С. 145-151.
16. Смекалин А.Е., Степанов Е.А. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД // Актуальные проблемы, новые вызовы и перспективы таможенного дела в современной России: матер, науч.-практ. конф. М.: Перо, 2014. С. 179-184.
17. Смирнова Е.А. Логистика финансовых потоков в таможенной сфере // Налоги и финансы. 2009. № 3. С. 32-36.
18. Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Таможенная логистика. М.: ПРИОР, 2001 96 с.
19. Юрицин В.М. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенных процедур в приграничной зоне России: автореф. дис. ... канд. эконом, наук. 2012.