НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Е.Э. Толикова, д-р экон. наук, профессор А.К. Сайлаубаева, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-3-234-239
Аннотация. Статья посвящена исследованию сфер применения цифровых технологий в деятельности таможенных органов. Проведен анализ зарубежного опыта построения цифровой таможни «Digital Customs». Изучена цифровая специфика Дубайской и Сингапурской таможен. Приведены сведения, обосновывающие необходимость использования таможенных информационных технологий. Систематизирован опыт государств-членов ЕАЭС в вопросах проведения отдельных таможенных операций в автоматическом режиме. Сделан вывод о преимуществах использования платформенных решений в деятельности таможенных органов, в том числе в процессе оказания таможенных услуг на платформе NTR и работе сервиса анализа рентгеноскопических изображений на основе искусственного интеллекта, полученных с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.
Ключевые слова: цифровая таможня, электронная таможня, сквозные цифровые технологии, инновации в таможенном деле
В 2010-2020 гг. таможенная служба подверглась кардинальным изменениям, перейдя от бумажного носителя к электронной или безбумажной таможне, а впоследствии, и к цифровой таможне.
Сферам цифровизации деятельности таможенных органов, посвящены работы В.В. Макрусева, Ю.В. Малышенко, Г.И. Немировой, П.Н. Афонина, С.Ю. Цы-пранюк.
Информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач, в том числе для обмена информацией в электронном виде с федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями, для предоставления государственных услуг населению и участникам внешнеэкономической деятельности, иным заинтересованным лицам [10]. Цифровая таможня является логическим продолжением, развитием безбумажной таможни и электронной таможни [4].
В Модели «Digital Customs», а именно «Модель зрелости цифровой таможни» описываются основные направления раз-
вития цифровых технологий в таможенном деле [13]. А именно:
- инициирование - сбор данных международных сделок, автоматизация делопроизводства и публикация информации;
- реализация - электронная обработка деклараций на товары, транзитных деклараций, внедрение процессов стандартизации, дематерилизация необходимой сопроводительной документации;
- закрепление - гармонизация данных, таможенный контроль после выпуска товаров, система управления рисками и предварительное электронное информирование;
- вовлечение - интерактивные услуги, интеграция услуг, предоставляемых в электронном виде, различное программное обеспечение (мобильные приложения, стационарное оборудование);
- укрепление - международный обмен необходимой информацией, система «Единое окно», непрерывное автоматизированное таможенное оформление;
- начинание - GNC Utility Blocks (Служебный блок Глобальной таможенной сети), использование новейших технических средств таможенного контроля [5].
П.Н. Афонин, А.А. Плетухина, И.П. Хвостова [2, 7] приводят следующие типы таможенных информационных технологий, которые требуют комплексной автоматизации: таможенное оформление и таможенный контроль в торговом обороте; контроль доставки товаров; ведение таможенной статистики внешнеэкономической деятельности, формирование данных для официальных публикаций и информационная поддержка федеральных и местных властей таможенной статистики внешней торговли; таможенная статистика внешней торговли и формирование данных для публикаций; таможенно-банковский валютный контроль валютных поступлений
от экспорта товаров и расчета платежей в иностранной валюте; контроль над соблюдением мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; регулирование внешнеторговых бартерных сделок; контроль исполнения решений таможенных органов; таможенный контроль товаров из контролируемого списка; информационное обеспечение деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.
В таблице 1 сгруппированы сквозные цифровые технологии, которые уже используются или могут быть применены в деятельности таможенных органов.
Таблица 1. Применение сквозных цифровых технологий в деятельности таможенных органов__
НАЗВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И ВЭД
Искусственный интеллект - анализ снимков инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК); - в международной торговле
Нейросетевые технологии Применяется в ТО при: - оценке рисков недостоверного декларирования за счет обучения нейросети на большом массиве исторических данных; - прогнозировании поступления таможенных платежей в бюджет; - категорировании участников внешнеэкономической деятельности; - автоматическом анализе изображений (распознавания образов), полученных с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, с целью выявления запрещенных к провозу товаров; - автоматической классификации товара по его характеристикам; - автоматической проверке правильности классификации товара по его описанию; - автоматической проверке принадлежности заявленного товара к различным ограничительным спискам, реестрам
BigData и облачные хранилища данных Позволяют хранить, структурировать и анализировать огромные объемы данных, конкретно Big Data в таможенной сфере имеет применение в выявлении мошеннических схем по неуплате и неправомерному возврату НДС, также возможно в области прогнозирования поступления таможенных и иных платежей в бюджет, в области статистики внешней торговли, сопоставления данных из различных источников, при выявлении расхождений и анализе причин таких расхождений
[оТ Используется для повышения эффективности международной торговли. Эта технология позволяет осуществлять автоматическое управление процессами, контролировать цепочки поставок, осуществлять коммуникации с клиентами
Цифровые платформы Включают в себя единый набор компонентов (оборудование, программное обеспечение и обслуживающие модули с заданной архитектурой) и правила (стандарты, протоколы, политики и контракты с правами и обязанностями), используемые во взаимодействии различных участников ВЭД [31
«Облачные» технологии Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 1911-р утверждена «Концепция создания государственной единой облачной платформы» (ГЕОП), в соответствии с которой перевод органов государственной власти на сервисную модель потребления «облачных» сервисов и услуг центров обработки данных позволит: - повысить стабильность функционирования информационно-телекоммуникационных систем; - повысить безопасность содержащейся в информационных ресурсах информации; - снизить затраты на развитие и модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимых «облачных» продуктов и сервисов
Блокчейн или распределенных реестров В таможенном деле технологии блокчейн могут применяться при создании распределенной базы данных совместно с другими участниками процесса внешнеторговой деятельности - декларантами и таможенными представителями, логистическими и транспортными компаниями, банками, другими контролирующими органами. На принципах данной технологии могут быть созданы системы «единого окна» (single window), электронные торговые площадки и другие системы, комплексно автоматизирующие процессы внешнеторговой деятельности
В ноябре 2016 года Евразийская экономическая комиссия вместе с экспертами Всемирного банка начала совместную работу по изучению опыта и выработке рекомендаций для получения экономического эффекта от развития цифрового пространства и реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, направленной на создание в регионе единой цифровой экономики и получение соответствующих цифровых дивидендов [11].
В государствах-членах ЕАЭС законодательно закреплены и успешно используются технологии совершения отдельных таможенных операций в автоматическом режиме. Реализация данных технологий осуществляется на основании пункта 3 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС [9].
В настоящее время таможенные службы ЕАЭС имеют возможность в автоматическом режиме совершать порядка 15 видов таможенных операций, среди которых автоматическая регистрация таможенных деклараций, подаваемых в виде электронного документа (декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство), автоматическая регистрация деклараций таможенной стоимости, автоматический выпуск товаров, автоматическое формирование ряда таможенных документов. Это значит, что данные таможенные операции совершаются информационными системами таможенных органов ЕАЭС без участия должностных лиц. Наибольшее количество обрабатываемых таможенных документов и со-
вершаемых в автоматическом режиме таможенных операций на сегодняшний день в Российской Федерации.
Проводя анализ зарубежного опыта в сфере цифровизации деятельности таможенных органов, следует заметить, что важную роль играют ведущие IT разработчики. Так, компания Capgemini является разработчиком цифровых сервисов для Дубайской таможни. Дубайская таможня поставила задачу разработчику создать цифровую платформу для взаимодействия с клиентами, внедрить модель электронного управления. Capgemini разработала систему контроля грузов на Oracle Siebel платформе, что позволило использовать цифровые устройства для получения цифровых сервисов и добиться более качественного управления между департаментами [6]. Система контроля грузов помогла Дубайской таможне привести свои процессы в соответствие со стандартами безопасности ВТамО. Компания Capgemini отмечает, что на сегодняшний день Дубай-ская таможня предлагает своим клиентам один из лучших цифровых сервисов в мире в виде сокращенного времени ожидания и улучшенных пользовательских интерфейсов в Интернете. Компания Accenture является разработчиком NTR платформы для Сингапура и в своей работе делает упор на применение самых передовых цифровых технологий.
Платформа создает условия продавцам для достижения ими операционной эффективности через цифровизацию (рисунок1).
Сокращение времени судов при прибытии
Предварительная обработка товаров, прибывающих на границу
Граждане могут заказывать товары с гарантией, что только легитимный продукт пройдет таможню и их цифровая оплата будет обработана безопасным способом
Туристы и иммиграционные службы будут иметь возможность быстрогно и бесприпятственного процесса пересечения международных границ
Рис. 1. Преимущества использования NTR платформы в деятельности таможенных органов [1]
На сайте Сингапурской таможни приводится перечень таможенных электронных услуг, сформированных по 12 разделам. Одним из таких разделов является
сегмент электронных таможенных услуг на платформе NTR. Этот сегмент включает в себя 7 разделов (рисунок 2).
Рис. 2. Разделы электронных таможенных услуг на платформе NTR
Работа над расширением перечня таможенных услуг на платформе NTR проводится на постоянной основе. Главным достижением Сингапурской таможни стала система единого окна, которая получила не одну награду от международных организаций [12]. Сингапур стал одним из первых государств, внедривших электронные технологии в таможенное оформление. В 1989 году в стране заработала система TradeNet, которая в усовершенствованном виде работает и по сей день. Раньше она объединяла лишь несколько правительственных учреждений, а сегодня позволяет участнику ВЭД подавать документы на рассмотрение во все нужные инстанции (35 ведомств) в электронном виде через единое окно.
В РФ в рамках реализации ведомственной Программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2021 -2023 годы, в 2021 году разработан сервис анализа на основе искусственного интеллекта рентгеноскопических изображений, полученных с использованием инспекци-
онно-досмотровых комплексов, позволяющий осуществлять автоматизированный анализ рентгеноскопических изображений, получаемых в процессе проведения таможенного осмотра с использованием ИДК. Выявление товаров происходит с использованием механизмов и моделей искусственного интеллекта и принципов работы нейронных сетей. Проведена опытная эксплуатация Сервиса на объектах пилотной зоны Северо-Западного таможенного управления и Центрального таможенного управления [8].
Весь комплекс работ по совершенствованию системы ИДК позволит:
- повысить результативность осмотров с применением ИДК за счет повышения качества анализа;
- увеличить охват объектов контроля за счет сокращения времени на один осмотр;
- минимизировать субъективный и коррупционный факторы за счет удаленного принятия решений по снимку ИДК и использования элементов искусственного интеллекта.
Рис. 3. Сервис анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) с использованием элементов искусственного интеллекта
В целях развития информационно-аналитического обеспечения деятельности таможенных органов, совершенствования процессов обработки больших объемов данных, а именно подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, обеспечена реализация механизмов анализа неструктурированных данных, позволяющих в автоматическом режиме выявлять товары, подпадающие при ввозе на территорию Российской Фе-
Библиографический список
1. Арабян М.С., Гильманова К.М. Цифровизация как приоритетный инструмент совершенствования таможенного администрирования на примере ЕАЭС // Таможенное дело. 2019. №4. С. 17-21.
2. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии: Учебник. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 352 с.
3. Киреева А.А., Мусаева Д.М. Цифровые платформы, реализующие развитую систему сервисов для работы с электронным контентом // Экономика: стратегия и практика. 2018. №4 (48). С. 38-50.
4. Кожанков А.Ю., Бабенко К.И. Новая парадигма применения информационных коммуникационных технологий Всемирной таможенной организацией // Вестник российской таможенной академии. 2017. № 3.
5. Краснова А.И., Кузьмичева Р.А., Лебедева А.Ю. Внедрение цифровой таможни в России: от теории к практике // БИТ. 2020. Т. 4 №1 (13)
6. Официальный сайт capgemini.com // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.capgemini.com (дата обращения: 22.05.2022)
7. Плетухина А.А. Повышение уровня информационного обеспечения деятельности юриста / А.А. Плетухина, И.П. Хвостова, Е.П. Степанова // Вестн. Северо-Кавказского федерал. ун-та. - 2014. - № 6. - С. 68-72.
8. «Таможенная служба Российской Федерации в 2021 году» // Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.customs.gov.ru (дата обращения: 22.05.2022)
9. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
дерации под запреты и ограничения, а также являющиеся объектами интеллектуальной собственности. В ЕАИС таможенных органов данную технологию реализует сервис КПС «Семантика» [8].
Итак, сделаем вывод, что цифровая таможня - это глобальная модель, ориентированная на будущее, согласно нормам международного права, в эпоху создания электронных продуктов.
// Правовая база «Консультант» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.05.2022)
10. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Правовая база «Консультант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.05.2022)
11. «Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eec.eaeunion.org (дата обращения: 20.05.2022)
12. Цыпранюк С.Ю. Использование опыта таможенной службы Сингапура в целях совершенствования таможенных операций в воздушных пунктах пропуска // Вестник Российской Таможенной Академии. 2018. №1. С. 147-154.
13. Customs Maturity Model // World Customs Organization. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.wcoomd.org (дата обращения: 10.05.2022).
CUSTOMS SERVICE DIGITAL TRANSFORMATION DIRECTIONS
E.E. Tolikova, Doctor of Economics Sciences, Professor A.K. Sailaubaeva, Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article is devoted to the study of the areas of application of digital technologies in the activities of customs authorities. An analysis of foreign experience in building digital customs «Digital Customs» was carried out. The digital specifics of Dubai and Singapore Customs have been studied. Information justifying the need to use customs information technologies is given. The experience of the EEU member-states in conducting individual customs operations in automatic mode has been systematized. It was concluded about the advantages of using platform solutions in the activities of customs authorities, including in the process of providing customs services on the NTR platform and the work of a service for analyzing X-ray images based on artificial intelligence obtained using inspection and inspection complexes.
Keywords: digital customs, electronic customs, end-to-end digital technologies, innovations in customs.