Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
916
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
незаконный оборот культурных ценностей / база данных украденных произведений искусства / полицейские операции / компетентные полицейские структуры / Интерпол / ООН / ЮНЕСКО / trafficking in cultural property / database of stolen works of art / police operations / competent police agencies / Interpol / United Nations / UNESCO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Владимировна Пузырева, Анастасия Александровна Клюенкова

Проведен анализ состояния и тенденций развития международного правоохранительного сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Определен вклад Интерпола в координацию межведомственного универсального взаимодействия; выделены общие направления сотрудничества Интерпола и Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) в сфере противодействия преступлениям против культурных ценностей как угрозе международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Владимировна Пузырева, Анастасия Александровна Клюенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN COMBATING ILLEGAL TRAFFICKING OF CULTURAL PROPERTIES

Analyzed the state and development trends of international law enforcement cooperation between states in the fight against illicit trafficking in cultural property. The contribution of Interpol to the coordination of such interdepartmental universal interaction was determined, and general forms of cooperation between Interpol and the United Nations (UNESCO) in the field of combating crimes against cultural property as a threat to international security were formulated.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 341 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10416

ББК 67.412 © Ю.В. Пузырева, А.А. Клюенкова, 2020

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Юлия Владимировна Пузырева, заместитель начальника кафедры прав человека и международного права, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Анастасия Александровна Клюенкова, командир отделения 561 учебного взвода 4 «М» курса международно-правового факультета

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Проведен анализ состояния и тенденций развития международного правоохранительного сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Определен вклад Интерпола в координацию межведомственного универсального взаимодействия; выделены общие направления сотрудничества Интерпола и Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) в сфере противодействия преступлениям против культурных ценностей как угрозе международной безопасности.

Ключевые слова: незаконный оборот культурных ценностей, база данных украденных произведений искусства, полицейские операции, компетентные полицейские структуры, Интерпол, ООН, ЮНЕСКО.

INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN COMBATING ILLEGAL TRAFFICKING OF CULTURAL PROPERTIES

Yuliya V. Puzyreva, Deputy Head of the Department of Human rights and International Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Anastasia A. Kluenkova, Commander of Department 561 Training Platoon 4 «M» Course Faculty of International Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. Analyzed the state and development trends of international law enforcement cooperation between states in the fight against illicit trafficking in cultural property. The contribution of Interpol to the coordination of such interdepartmental universal interaction was determined, and general forms of cooperation between Interpol and the United Nations (UNESCO) in the field of combating crimes against cultural property as a threat to international security were formulated.

Keywords: trafficking in cultural property, database of stolen works of art, police operations, competent police agencies, Interpol, United Nations, UNESCO.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пузырева Ю.В., Клюенкова А.А. Международное правоохранительное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):205—212.

Незаконный оборот культурных ценностей является общепризнанным преступлением как на национальном, так и на международном уровнях. Данный вид преступной деятельности лишает народы основополагающих элементов их идентичности и ценных ресурсов для устойчивого развития, отнимая у них прошлое и, тем самым, подрывая их будущее. Поэтому включение в Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. задач по борьбе со всеми формами организованной пре-

ступности и защите культурного наследия имеет особое значение.

Неоценимая стоимость культурных ценностей делает их потенциальным источником прибыли для преступных организаций. Кроме того, культурные ценности все чаще подвергаются повышенной опасности со стороны определенных террористических групп, которые используют их для финансирования своей преступной деятельности или уничтожают, если такие объекты отражают ценности, противоречащие их пре-

ступным идеологиям. Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций неоднократно призывали государства-члены к осуществлению более эффективного и слаженного сотрудничества в борьбе с преступлениями против культурного наследия [4].

Международная уголовная полиция — Интерпол, наряду с ЮНЕСКО, Международным советом музеев, Всемирной таможенной организацией и другими международными партнерами, вносит неоценимый вклад в противодействие незаконному обороту культурных ценностей, в дело предотвращения, раскрытия и расследования краж и грабежей, фальсификации таких объектов, а также их возвращения частным и государственным собственникам.

Внимание Интерпола к рассматриваемой проблеме восходит к 40-м гг. XX в.: в период Второй Мировой войны, когда потери и размеры ущерба во всех сферах жизнедеятельности с трудом поддавались учету, было утрачено множество произведений искусства, возвращение которых в масштабах отдельных государств и силами только внутригосударственных механизмов, оказалось задачей невыполнимой. Именно тогда универсальным центром по обмену оперативной информацией выступила Международная комиссия уголовной полиции1, работа которой была высоко оценена всеми государствами-участниками, вовлеченными в операции по розыску и возвращению незаконно похищенных культурных ценностей [9, с. 135-136].

Потребность в международном правоохранительном сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей вновь появилась в 70-е гг. XX в., когда произошел не только экономический рост жизни населения во многих европейских государствах, но и наметилась тенденция увеличения количества преступлений, в том числе, связанных с культурными ценностями [3, с. 66]2.

До настоящего времени эта проблема не потеряла своей актуальности. Как справедливо отмечено на официальном сайте Интерпола, торговля культурными ценностями является малорискованным, высокодоходным нелегальным организованным бизнесом, носящим транснациональный характер3. Последний аспект вызывает особые опасения по причине существования в наши дни специализированных компаний, нередко трансграничного характера, легитимно оказывающих услуги по вывозу культурных

ценностей, получению разрешения на вывоз таких объектов, упаковку предметов антиквариата, страхованием доставки культурных ценностей до места назначения и др. [2, с. 169-170]. В совокупности указанные обстоятельства определяют «популярность» ряда преступлений, объектом посягательства которых являются культурные ценности, обеспечивая ежегодный нелегальный объем незаконного оборота таких предметов на сумму от 3,4 до 6,3 млрд долл. США ежегодно4.

За годы своего существования Интерпол выработал слаженную концепцию противодействия преступности в сфере незаконного оборота культурных ценностей и других связанных с ним преступлений: благодаря эффективному взаимодействию Генерального секретариата с национальными центральными бюро государств-участников, а также другими международными организациями найдены и возвращены тысячи ценнейших культурных объектов — достояния мирового сообщества. Как отмечено в

1 В 1923 г. на II Международном конгрессе уголовной полиции была создана постоянно действующая организация — Международная комиссия уголовной полиции. В 1924 г. Комиссия приняла резолюцию, определившую направления ее деятельности: создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности; организация международного розыска преступников и др. Деятельность Комиссии была приостановлена в период Второй мировой войны. В 1946 г. в Брюсселе состоялся очередной Конгресс криминальной полиции, в ходе которого был пересмотрен учредительный акт 1923 г., приняты временные положения о целях и задачах деятельности Комиссии. В 1956 г. Комиссия криминальной полиции была переименована в Международную организацию уголовной полиции, был принят Устав организации, в ст. 1 которого содержалось новое название — Интерпол.

2 Летом 1984 г. в Нью-Йорке было возбуждено уголовное дело против хранителя одного из музеев, укравшего из коллекции произведений искусства более чем на 2 млн долл. В Италии 80-е гг. принесли целый бум ограблений. Только за первую половину десятилетия там было зарегистрировано ограбление примерно 600 музеев и частных коллекций. В целом было похищено свыше 160 тыс. произведений искусства. Среди них два полотна Рафаэля, три — Караваджо, картины «Впечатление» и «Восходящее солнце» Клода Моне, работы Рубенса, Джорджоне, Эль Греко и др. В ноябре 1983 г. в Будапеште было похищено семь ценнейших полотен, серди которых картины Рафаэля «Портрет юноши» и «Мадонна Эстергази». И лишь с помощью Интерпола оказалось возможным вернуть их на родину на 81-й день после кражи.

3 Cultural heritage crime. Interpol // URL://https://www.interpol.mt/-Crimes/Cultural-heritage-crime

4 UNESCO meetings on illicit trafficking in cultural properties // URL://http://www.unesco.org/new/en/unesco_meetings_on_ilH-cit_trafficking_in_cultural_propertie

одном из докладов Интерпола, представленном в 2019 г. на заседании Международных экспертов по незаконной торговле культурными ценностями в Германии, за прошлый год во всем мире было совершено более чем 8500 преступлений, связанных с культурными ценностями, похищено около 91 тыс. предметов культуры, при этом почти 223 тыс. предметов найдены и конфискованы правоохранительными органами государств-участников Интерпола5.

Механизмы сотрудничества государств по каналам Интерпола достаточно просты, но при этом уникальны и эффективны. Одним из главных рабочих инструментов, обеспечивающих универсальное международное полицейское сотрудничество, является база данных организации, насчитывающая в наши дни 18 тематических картотек, одна из которых посвящена украденным произведениям искусства (Stolen Works of Art Database) [9, с. 140]. Эта система уникальна и является единственным в мире информационным ресурсом, содержащим оперативные сведения достоверного и полного характера в отношении пропавших культурных ценностей. В соответствии со строгими правилами обработки данных в картотеку может быть включена только информация, поступающая в Генеральный секретариат Интерпола от компетентных органов государств (национальные центральные бюро Интерпола в государствах-членах) и международных организаций (ЮНЕСКО, Международный совет музеев и др.). В базу данных украденных произведений искусства заносятся только полностью идентифицируемые объекты.

Этот ресурс Интерпола на практике помогает полиции и таможенным органам во всем мире оперативно идентифицировать незаконно приобретенные культурные ценности на пограничных пунктах, онлайновых аукционах или в коллекциях, а также способствует ускоренному обмену информацией и укрепляет сотрудничество между правоохранительными органами разных стран.

Картотека является одним из важнейших средств борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей, доступ к которой имеется у всех государств-членов Интерпола. База данных была введена в эксплуатацию в начале 2000-х г. и в настоящее время содержится подробное описание и фотографии более чем 50 тыс. предметов — произведений искусства6.

Интерпол призывает к повсеместному сотрудничеству и активному обмену информацией не только национальные правоохранительные органы, различные правительственные организации, но и владельцев и коллекционеров различных предметов искусства. База данных Интерпола по украденным произведениям искусства признана Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций наиболее эффективным инструментом ведения борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей, обеспечивающим электронную передачу информации в целях сдерживания преступлений против культурного наследия и достояния7.

Примечательно, что рассматриваемый информационный ресурс Интерпола по украденным произведениям искусства является открытым: любой желающий может подать заявку по установленной форме на сайте Интерпола и стать авторизованным пользователем данной картотеки, проверить в режиме реального времени статус культурного объекта и определить, есть ли культурная ценность среди зарегистрированных украденных предметов. Лица, осуществляющие куплю-продажу предметов искусства и древности, а также сотрудники музеев и другие специалисты могут обращаться к базам данных Интерпола, прежде чем заключать сделки с любыми культурными ценностями; полиция и таможенные органы могут использовать базы данных для идентификации незаконно приобретенных предметов культуры, когда они, например, переправляются через границу с фальшивыми документами, выставляются на аукцион в сети Интернет или появляются в коллекции. Эта база данных может также использоваться для подкрепления собранных доказательств законного или незаконного происхождения культурных ценностей. Так, например, картотека Интерпола выступает одним из международных регистров, упомянутых в Конвенции

5 Protecting cultural heritage through interagency cooperation. September 2019. Interpol // URL://https://www.interpol.int/News-and-Events/News/2019/Protecting-cultural-heritage-through-in-teragency-cooperation

6 Stolen Works of Art Database. Interpol // URL://https://-www.interpol.int/Crimes/Cultural-heritage-crime/Stolen-Works-of-Art-Database

7 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/73/L.54 от 10 декабря 2018 г. «Возвращение или реституция культурных ценностей странам их происхождения» // URL://https://un-docs.org/pdf?symbol=ru/A/73/L.54

УНИДРУА 1995 г. о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях, при изложении концепции должной осмотрительности8.

Важно подчеркнуть, что эффективная целенаправленная деятельность Интерпола по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей предполагает тесное сотрудничество с различными международными организациями, среди которых Европол, Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей, Международный Совет музеев, Международный институт унификации частного права, Всемирная таможенная организация, ЮНЕСКО, Управление ООН по наркотикам и преступности и многие другие. На базе такого широкого сотрудничества Интерпол постоянно организует и проводит встречи представителей различных государств и международных организаций, выступая форумом для организации комплексного международного межведомственного взаимодействия, задачами которого являются разработка эффективных стратегий предупреждения, совершенствование обмена информацией и укрепление национальных нормативно-правовых основ и международного сотрудничества между государствами-членами Интерпола в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей9.

При поддержке своих международных партнеров и по инициативе правоохранительных органов государств-членов Интерпол организует проведение широкомасштабных правоохранительных операций, являющихся одним из основных комплексных средств борьбы с преступностью [9, с. 146]. В мае 2020 г. завершилось одно из масштабных оперативных мероприятий — Athena II, проводимое под эгидой Всемирной таможенной организации и Интерпола, параллельно с региональной полицейской операцией Европола — Pandora IV. Результаты проведенной операции впечатляют: было обнаружено более 19 тыс. украденных артефактов и других произведений искусства (монеты разных эпох, керамика, картины, историческое оружие и др.), возбуждено 300 уголовных дел в отношении незаконного оборота культурных ценностей, археологических раскопок и произведений искусства, похищенных из пострадавших от войны стран, а также украденных из музеев и археологических памятников; в рамках возбужденных уголовных дел был арестован 101 человек10.

Количество арестов и найденных предметов культурного наследия отражают масштаб и подчеркивают глобальный характер незаконной торговли культурными артефактами, где каждая страна с богатым наследием является потенциальной мишенью для трансграничных преступных групп. Более того, если просчитать колоссальные суммы вовлеченных финансовых средств и незаконность проведенных транзакций, то появится представление о масштабах возможностей для отмывания денег и мошенничества, а также финансирования сетей организованной преступности. В этой связи Интерпол в своей деятельности акцентирует внимание на организации правоохранительного сотрудничества по борьбе с преступлениями в сфере культурного наследия в рамках общей концепции противодействия транснациональной организованной преступности.

Последний аспект особенно ярко выражается в такой деятельности Интерпола, как анализ и выявление тенденций в подходах преступных группировок к осуществлению различных посягательств на объекты культурного наследия. Во многих странах нет полицейских подразделений, специализирующихся на культурных ценностях, поэтому такая информация представляется весьма актуальной.

Одной из тенденций последних лет, выявленных Интерполом в своей работе, является активное использование интернет-пространства для осуществления незаконных операций с объектами культурного значения. Интерпол, ЮНЕСКО и Международный совет музеев однозначно признали, что не-

8 Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г. является международным договором по вопросу о защите культурных ценностей. Конвенция регламентирует, что, если культурная собственность была украдена, она должна быть возвращена (гл. II, ст. 3.1). Имущество будет компенсировано только, если владелец сможет доказать должную осмотрительность в момент покупки (гл. II, ст. 4.1). Критерии для надлежащей проверки указаны в ст. 4.4. Конвенции. Для того, чтобы оценить законность происхождения объекта потенциальные покупатели культурных ценностей могут использовать международные и национальные базы данных, предназначенные для защиты культурных ценностей. В частности, такой базой данных выступает база Интерпола по украденным произведениям искусства.

9 Protecting cultural heritage through interagency cooperation // URL://https://www.interpol.int/News-and-Events/News/2019/Pro-tecting-cultural-heritage-through-interagency-cooperation

10 101 arrested and 19,000 stolen artefacts recovered in international crackdown on art trafficking // URL://https://www.interpol.int/News-and-Events/News/2020/101 -arrested-and-19-000-stolen-artefacts-re-covered-in-international-crackdown-on-art-trafficking

законная торговля объектами культурной значимости через Интернет является серьезной и обостряющейся проблемой как для стран происхождения, так и для стран назначения11.

Непрерывное и стремительное развитие электронной торговли культурными ценностями сделало рынок предметов культуры и древности еще менее прозрачным, поскольку продажа предметов культуры через Интернет обеспечивает удобный механизм предложения активов сомнительного происхождения на международном рынке. Для правоохранительных органов практически невозможно осуществлять мониторинг такого обширного виртуального рынка без какого-либо сотрудничества с частными операторами. Как представляется, с учетом этих практических проблем государства могут рассмотреть вопрос создания механизмов, с помощью которых частные лица и компании могли бы сообщать о подозрительных сделках компетентным органам государств, что будет способствовать контролю за данным сектором.

В дополнение к другим усилиям по официальному мониторингу сети Интернет, государства могут создать механизмы, которые побуждали бы поставщиков интернет-услуг, организаторов онлайновых аукционов, представителей общественности и других соответствующих лиц направлять сообщения о подозрительных предложениях предметов культуры, которые могут иметь большую ценность и которые ранее не выставлялись на продажу, или иностранных предметов культуры, о которых известно, что они происходят из регионов с высоким уровнем противоправной деятельности в отношении культурных ценностей. Кроме того, государства могут рассмотреть вопрос о заключении специальных двусторонних соглашений с поставщиками интернет-услуг и организаторами онлайновых аукционов об ограничении, мониторинге и/или создании систем оповещения в случае подозрительных операций [8, с. 17-19].

Таким образом, государствам рекомендуется принять меры, соответствующие их внутренней правовой системе, для контроля за незаконным оборотом культурных ценностей в сети Интернет и обеспечением их удержания или изъятия, если существуют веские основания для сомнений относительно законности их происхождения, а также реституцию и возвращение их законным владельцам. В этом направлении вполне рационально задей-

ствовать ресурсы Интерпола, включающие не только картотеку, но и систему уведомлений12.

Одной из насущных проблем, отмеченных Интерполом, является и то, что в настоящее время рынок переполнен поддельными произведениями искусства и артефактами. Мошенники умело используют фальсификацию в целях введения в научный оборот предметов низкого художественного качества, не представляющих культурной ценности, в попытке изменить художественный контекст и обеспечить высокий уровень цен на фальшивые произведения искусств [2, с. 173]. Масштабные объемы фальсифицированных товаров, в особенности предметы массовой культуры, весьма искусно выдаются за оригинальные, буквально заполняя рынки, музеи, галереи, частные коллекции.

Отдельной криминальной угрозой выступает фальсификация документов экспертизы предметов искусств. Как представляется, рассматриваемые проблемы требуют комплексного подхода к решению, включая проведение специальных видов экспертиз и совместных полицейских операций по каналам Интерпола.

Другим актуальным направлением, отмечаемым Интерполом как тенденция развития преступности в сфере культурного наследия, являются незаконные археологические раскопки и изъятие палеонтологических останков. Отмечается, что значительная доля в общем объеме незаконной торговли культурными ценностями приходится на разграбление археологических памятников. Совершение этих преступлений предполагает не только разрушение памятников, но и влечет безвозвратную утрату информации и материалов о культурных ценностях. Ценность археологических находок не ограничивается их экономической стоимостью; разграбление таких объектов является особенно опасным преступлением, поскольку полные знания о предмете утрачиваются навсегда. Люди, занимающиеся процессом реституции архео-

11 Basic Actions concerning Cultural Objects being offered for Sale over the Internet // URL://http://www.unesco.org/new/file-admin/Multimedia/Hq/Clt/pdf/basic-actions-cultural-objects-for-sale_en.pdf

12 В частности, речь идет об издании Генеральным секретариатом Интерпола уведомления с пурпурным углом с целью предупреждения государств-членов Организации о незаконных средствах и способах совершения преступлений, представляющих международный оперативный интерес. Они могут быть использованы для преступлений, связанных с культурным наследием.

логических предметов, ставших объектом незаконных раскопок, в полной мере осознают, что реституция является основным фактором пресечения торговли. Даже в случае возвращения предмета он остается поврежденным. По этой причине государствам важно помнить, что особое значение имеет в первую очередь пресечение разграбления и разрушения археологических памятников. Для достижения данной цели государственным органам необходимо организовывать контроль за археологическими раскопками, обеспечивать сохранение in situ (на месте) определенных культурных ценностей и охранять специально выделенные территории, предназначенные для проведения в будущем археологических раскопок (ст. 5 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.) [1].

Предупреждение хищения и выявление предложений на незаконном рынке предметов культуры, которые пока не внесены в реестр или даже не обнаружены, является одной из самых трудных задач. Трудно также получить надежную оценку масштабов незаконного рынка. Вместе с тем, Интерпол отмечает настоятельную необходимость своевременного внесения в базу данных украденных культурных ценностей объектов, ставших таковыми в результате очевидных разграблений археологических памятников.

С сожалением отметим, что в период развития пандемии Интерпол и ЮНЕСКО выявили резкое увеличение числа незаконных раскопок с последующей онлайн-торговлей такими разграбленными культурными ценностями13. Тревожные тенденции определили необходимость проведения 26 июня 2020 г. под эгидой ЮНЕСКО онлайн-совещания для изучения воздействия КОВИД-19 на незаконный оборот и определения комплекса неотложных мер для усиления борьбы с продажей культурных ценностей на сайтах и в Интернете. Эксперты подтвердили ужасные последствия пандемии, которая отрицательно сказалась на наблюдении за археологическими памятниками и музеями. Решения, предлагаемые для улучшения ситуации, включали использование новых технологий для мониторинга разграбленных товаров в социальных сетях, более активное вовлечение местных сообществ в защиту археологических памятников и введение санкций в отношении продавцов и

покупателей, которые не проводят соответствующие проверки, гарантирующие законное происхождение культурных объектов. Участники дискуссии подчеркнули, что ограничения, наложенные пандемией, выявили слабые стороны отдельных государств и продемонстрировали трудности применения мер безопасности для борьбы с незаконными раскопками с начала кризиса здравоохранения14.

По итогам совещания в качестве оперативной рекомендации было выработано предложение по созданию на уровне государственных органов власти специализированных полицейских подразделения для мониторинга интернет-платформ и обеспечения активного сотрудничества в пресечении незаконной торговли культурными ценностями в онлайн сфере.

Пожалуй, самой сложной тенденцией последних десятилетий является значительного увеличения ущерба, причиняемого культурному наследию, ввиду широкого распространения локальных вооруженных конфликтов [5, с. 134-137]. Обстановка военных действий благоприятствует совершению преступных посягательств в отношении культурных ценностей [6, с. 73-74].

Особую опасность для культурного наследия представляют террористические группировки, контролирующие определенные территории государств и проводящие военные компании. Как справедливо отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова, угроза со стороны «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и других террористических групп культурному наследию в таких странах, как Ирак и Сирийская Арабская Республика, представляет собой новое явление, опасность которого отличается от ущерба, причиняемого культурным ценностям в ходе вооруженных конфликтов15. Это связано с тем, что террористы используют уничтожение культурного наследия как тактику ведения войны для устрашения

13 Illegal excavations and online trade of cultural property looted in the midst of COVID-19 // URL://https://en.unesco.org/news/il-legal-excavations-and-online-trade-cultural-property-looted-midst-covid-19

14 Там же.

15 Террористические акты, в том числе в отношении культурного наследия, включают недавно совершенные нападения ИГИЛ на ассирийские г. Нимруд и Хорсабад, парфянский г. Хатра, музей в Мосуле и многие шиитские и суннитские святыни в Ираке, а также уничтожение нескольких храмов и важных памятников в Пальмире и других местах в Сирийской Арабской Республике.

населения, финансирования террористической деятельности и распространения ненависти. Террористические акты связаны не только с уничтожением культурного наследия, но и с незаконным оборотом культурных ценностей в целях финансирования других террористических операций [7, с. 134-151]. Ответственность за противодействие террористическим преступным деяниям лежит на международном сообществе, включая правительства, международные и региональные организации, музеи, рынки предметов искусства, археологов, средства массовой информации и на всех остальных, кто заинтересован в сохранении этого наследия для человечества [8, с. 35].

В исследуемом контексте следует подчеркнуть первостепенную роль ООН, которой оказывают повсеместную поддержку многочисленные международные межправительственные организации, включая Интерпол [4].

В первую очередь следует отметить мораторий, введенный резолюцией Совета Безопасности ООН S/RES/2199 (20/15) от 12 декабря 2015 г., на торговлю культурными ценностями Ирака и Сирии и другими предметами, имеющими археологическое, историческое, культурное, ценное научное и религиозное значение, которые были незаконно изъяты из Ирака после 6 августа 1990 г. и из Сирии после 15 марта 2011 г., в том числе путем запрещения трансграничной торговли такими предметами, что создаст возможность для безопасного возвращения культурных ценностей в конечном счете народам Ирака и Сирии. Содействие в реализации данного направления возложено на ЮНЕСКО, Интерпол и другие международные организации16.

Вторым важным шагом взаимодействия ООН в лице Совета Безопасности ООН и Интерпола по совместному противодействию преступлениям против культурных ценностей как угрозе международной безопасности явилось принятие 24 марта 2017 г. первой в истории резолюции Совет Безопасности ООН о защите культурного наследия S/RES/2347 (2017), официально признавшей, что охрана культурного наследия является одним из главных аспектов безопасности. Этот факт в очередной раз подтверждает особую значимость и необходимость пресечения незаконной торговли объектами культурной собственности. В резолюции сделан акцент на связь между этими преступлениями и финансированием терроризма. Совет Безопасности призывает государства-члены к ис-

пользованию и содействию в развитии такого уникального инструмента Интерпола, как базы данных похищенных произведений искусства и подчеркивает особую роль организации в содействии пресечению контрабанды культурных ценностей, незаконно похищенных и вывезенных в условиях вооруженных конфликтов, а также в противодействии этой деятельности17.

Завершая изучение вопроса о признании со стороны ООН значимой роли Интерпола в деле защиты и охраны культурного наследия, отметим принятую 24 декабря 2018 г. резолюцию Генеральной Ассамблеи A/RES/73/130 «Возвращение или реституция культурных ценностей странам их происхождения». В решении главного органа ООН закреплена необходимость для всех государств-членов создавать — там, где их еще нет, — при содействии Интерпола, по их просьбе, специализированные подразделения полиции, занимающиеся исключительно вопросами охраны культурного наследия, для расследования дел, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей, и располагающие национальной базой данных по похищенным произведениям искусства, непосредственно связанной с соответствующей базой данных Интерпола18.

Проведенное исследование позволяет констатировать факт, что транснациональный характер преступлений, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей, обеспечивает активное развитие международного правоохранительного сотрудничества в данной сфере с определением ведущей роли Международной организации уголовной полиции. Интерпол обладает уникальными информационными и оперативными ресурсами в сфере международной координации противодействия транснациональной преступности, затрагивающей культурное наследие. Перспективными направлениями деятельности данной организации являются: расширение базы данных о похищенных произведениях искусства посредством вовлечения новых государств и иных партнеров, предоставляющих оперативную информацию; проведение

16 Резолюция Совета Безопасности ООН от 12 декабря 2015 г. SyR.ES/2199(20/15) // URL://https://undocs.org/ru/S/RES/2199(2015)

17 Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 24 марта 2017 г. 8ЖЕ8/2347 (2017) // URL://-https://www.unodc.org/documents/organizedcrime/mandates_on_t гай! cking_in_cultural_prop erty/resoluti on_2347/№707908_R .р df

18 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 24 декабря 2018 г. АЖЕ8/73/130 «Возвращение или реституция культурных ценностей странам их происхождения» // URL://https://undocs.org/ru/A/RES/73/130

крупных правоохранительных операций по борьбе с преступлениями, связанными с культурными ценностями; участие в формировании и дальнейшем обучении специализированных полицейских подразделений, отвечающих за формирование оперативных банков данных о похищенных произведениях искусства, а также ведение дел об объектах культурного наследия; дальнейшее взаимодействие с Организацией Объединенных Наций, ЮНЕСКО и рядом иных правительственных организаций в деле борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей в целях обеспечения международной безопасности и правопорядка.

Литература

1. Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. // URL://http://portal.unesco.org/en.

2. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазова В.Е., Хазов Е.Н. Противодействие хищениям предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, культурную, религиозную и художественную ценность // Вестник Московского университета МВД России. 2019. С. 169-175.

3. КойсинА.А., ТертычныйЕ.М.О некоторых вопросах деятельности Интерпола в области противодействия хищениям культурных ценностей // Сибирский юридический вестник. 2006. № 3 (30). С. 65-69.

4. Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международное право: Учебник / Под ред. Г.С. Стародубцева. М.: Инфра-М, 2014.

5. Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М., 2015.

6. Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международно-правовое регулирование защиты гражданских объектов в период вооруженных конфликтов: Моногр. М.: Граница, 2018.

7. Орешина М. К вопросу о противодействии незаконному обороту культурных ценностей // Международная жизнь. 2018. № 12. С. 134-151.

8. Практическое пособие для оказания помощи в осуществлении международных руководящих принципов принятия мер в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в отношении

незаконного оборота культурных ценностей и других связанных с ним преступлений. Вена: Управление ООН по наркотикам и преступности, 2016.

9. Пузырева Ю.В., Шалягин Д.Д. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учеб. пособие. М., 2018.

References

1. Konventsii o merakh, napravlennykh na za-preshcheniye i preduprezhdeniye nezakonnogo vvoza, vyvoza i peredachi prava sobstvennosti na kul'turnyye tsennosti 1970 g. // URL://http://portal.unesco.org/en.

2. BogdanovA.V., Il'inskiy1.1., Khazova V.E., Kha-zov E.N. Protivodeystviye khishcheniyam predmetov ili dokumentov, imeyushchikh osobuyu istoricheskuyu, na-uchnuyu, kul'turnuyu, religioznuyu i khudozhestvennuyu tsennost' // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. S. 169-175.

3. Koysin A.A., Tertychnyy E.M. O nekotorykh vo-prosakh deyatel'nosti Interpola v oblasti protivodey-stviya khishcheniyam kul'turnykh tsennostey // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. 2006. № 3 (30). S. 65-69.

4. Kotlyarov 1.1., Puzyreva Yu.V. Mezhdunarod-noye pravo: Uchebnik / Pod red. G.S. Starodubtseva. M.: Infra-M, 2014.

5. Mezhdunarodnoye gumanitarnoye pravo: Uchebnik / Pod red. N.D. Eriashvili. M., 2015.

6. Kotlyarov 1.1., Puzyreva Yu.V. Mezhdunarodno-pravovoye regulirovaniye zashchity grazhdanskikh oby-ektov v period vooruzhennykh konfliktov: Monogr. M.: Granitsa, 2018.

7. Oreshina M. K voprosu o protivodeystvii neza-konnomu oborotu kul'turnykh tsennostey // Mezhdu-narodnaya zhizn'. 2018. № 12. S. 134-151.

8. Prakticheskoye posobiye dlya okazaniya po-moshchi v osushchestvlenii mezhdunarodnykh rukovo-dyashchikh printsipov prinyatiya mer v oblasti predu-prezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudiya v ot-noshenii nezakonnogo oborota kul'turnykh tsennostey i drugikh svyazannykh s nim prestupleniy. Vena: Upravle-niye OON po narkotikam i prestupnosti, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Puzyreva Yu.V., Shalyagin D.D. Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo v bor'be s prestupnost'yu: Ucheb. posobiye. M., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.