ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
mode: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decla-rations/intlaw_principles.shtml].
8. The final act of the conference on security and cooperation in Europe (signed at Helsinki on 1 August 1975) // Consultant plus. Electronic resource. Access mode: [http:// ppt.ru/newstext.phtml?id=29521].
9. Fedulov V.I. the International legal framework for
the settlement of investment disputes // Vestnik MGOU, 2011. No. 2, p. 81.
10. Fedulov V.I. To the question about the effectiveness of international and European law in modern conditions // proceedings of scientific-practical conference of the teachers of the law faculty of the Moscow state open University, dedicated to the 85th anniversary of MGOU, 2015. P. 152.
УДК 34 ББК 67
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ИВАН ИВАНОВИЧ КОТЛЯРОВ,
профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 - международное право; европейское право;
ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ПУЗЫРЕВА, доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 - международное право; европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены роль и значение Международной организации уголовной полиции (Интерпола) в международном сотрудничестве по борьбе с общеуголовной преступностью в контексте его правовой, технической и организационной эволюции.
Ключевые слова: Международная комиссия уголовной полиции, Международная организация уголовной полиции, Интерпол, Национальное центральное бюро Интерпола, уведомления, операции Интерпола.
Annotation. The article studies the role and importance of International criminal police organization (Interpol) in international cooperation to combat common crime in the context of its legal, technical and organizational evolution.
Keywords: international criminal police Commission international criminal police organization, Interpol, National Central Bureau of Interpol notices, the operations of Interpol.
В 2016 г. исполняется 60 лет Уставу Международной организации уголовной полиции - международному договору, заложившему основы современного универсального международного полицейского сотрудничества1. Предпосылками создания данной организации принято считать прошедший в 1914 г. в Монако Первый международный конгресс криминальной полиции, по итогам которого представители из 24 государств2 приняли решение о необходимости отказаться от дипло-
матических каналов в международном сотрудничестве полиции и устанавливать прямые контакты между полицейскими ведомствами различных государств посредством учреждения специальной комиссии3. Первая мировая война прервала реализацию согласованных мер и II Международный конгресс уголовной полиции удалось созвать лишь в 1923 г., по итогам которого была создана постоянно действующая организация - Международная комиссия уголовной полиции (далее МКУП)
(The International Criminal Police Commission, 1923)4. Деятельность Комиссии была приостановлена в период Второй мировой войны. И лишь в 1946 г. в Брюсселе состоялся очередной Конгресс криминальной полиции, в ходе которого был пересмотрен учредительный акт 1923 г., приняты временные положения о целях и задачах деятельности Комиссии.
В 1956 г. в Вене на юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи МКУП был принят новый Устав Организации, в котором в ст. 1 закреплялось новое название - Международная организация уголовной полиции (МОУП) - Интерпол5.
На сегодняшний день членами Интерпола являются 190 государств6, включая Российскую Федерацию как правопреемницу СССР, который, в свою очередь, присоединился к этой организации в 1990 г. Штаб-квартира Интерпола располагается в Лионе и во Франции.
Согласно Уставу Интерпола, данная международная организация была создана в целях обеспечения широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства государств и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также создания и развития учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней (ст. 2)7. В то же время, организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3 Устава Интерпола).
К основным функциям Интерпола отнесены следующие:
• предоставление оперативной информации и доступа полицейским органам к базам данных;
• предоставление защищенного канала связи для обмена полицейской информацией государствами-членами Интерпола и Генеральным секретариатом;
• оперативная поддержка полицейских ведомств;
• обучение и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов государств-членов, в том числе посредством проведения специальных се-минаров-тренингов8.
Структура Интерпола, согласно ее Уставу с изменениями по состоянию на 2008 г.9, включает Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Институт советников и Национальное центральное бюро (НЦБ), Комиссию по контролю за архивами (ст. 5 Устава Интерпола).
Генеральная Ассамблея Интерпола является высшим органом Организации и состоит из делегатов, назначаемых ее членами. Данный орган работает в сессионном порядке. Сессии проводятся ежегодно в составе делегаций, направляемых государствами-членами Интерпола. Каждая делегация при голосовании имеет один голос. В полномочия Генеральной Ассамблеи входят: определение основных направлений и принципов сотрудничества полицейских органов государств в рамках Интерпола и задач в деятельности Организации; принятие новых членов; рассмотрение,
утверждение плана работы и бюджета на предстоящий год; избрание должностных лиц организации и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорга-низационным, процедурным вопросам являются обязательными к исполнению; резолюции, адресованные полицейским органам, носят рекомендательный характер (ст.ст. 6-14 Устава Интерпола)10.
Исполнительный комитет - выборный орган Интерпола - заседает в период между сессиями Генеральной Ассамблеи и осуществляет контроль за выполнением решений Генеральной Ассамблеи; контролирует деятельность Генерального секретаря; готовит повестку дня сессии Генеральной Ассамблеи; осуществляет все полномочия, которыми наделяет его Ассамблея (ст. 22 Устава Интерпола).
В состав Исполкома входят Президент, три вице-президента и девять делегатов. Все они избираются с соблюдением принципа справедливого географического представительства (ст. 15 Устава Интерпола), т.е. каждый вице-президент представляет в Исполнительном комитете разные континенты - Азию, Америку, Африку и Европу. В 2014 г. в результате проведенной при непосредственном участии НЦБ Интерпола избирательной кампании начальник НЦБ Интерпола МВД России А.В. Прокопчук был избран в состав Исполнительного комитета Организации от Европы11.
Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря, избираемого Генеральной Ассамблеей на пять лет, административного и технического персонала. Данное структурное звено Интерпола действует в качестве специализированного информационного центра, обеспечивающего также эффективное административное управление Организацией. Он ведет сбор и обработку всех материалов о разыскиваемых лицах, о состоянии, методах и средствах борьбы с преступностью (ст.ст. 25-27 Устава Интерпола).
Советники в структуре Интерпола осуществляют консультативные функции, научную разработку отдельных вопросов; избираются из числа ученых, практиков, зарекомендовавших себя в определенной области знаний и работы и пользующиеся в ней всемирным авторитетом (ст.ст. 34-35 Устава Интерпола).
Комиссия по контролю за архивами Интерпола является независимым контрольным органом, действующим в соответствии с официальными правилами и документами и имеет три основные функции:
• мониторинг применения данных организации правил защиты персональных данных, обрабатываемых Интерполом;
• подготовка рекомендаций для организации относительно каких-либо операций или проектов, касающихся обработки персональных данных;
• обработка запросов на доступ к файлам (ст. 36 Устава Интерпола).
С целью обеспечения постоянной связи полицейских служб государств-членов Организации каждое государство определяет специальный орган - Национальное цен-
тральное бюро, которое одновременно входит в структуру Интерпола и систему национальных органов внутренних дел (ст.ст. 31-32 Устава Интерпола). НЦБ является уникальным органом, аналогов которому нет в структуре иных международных организаций. На внутригосударственном уровне НЦБ поддерживает сотрудничество с судебными органами, прокуратурой, пограничной, таможенной службами, на международном - взаимодействует с НЦБ иных государств, Генеральным секретариатом Интерпола. Запросы Генерального секретариата, НЦБ отдельных государств поступают напрямую к руководителю НЦБ соответствующего государства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. №2 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» установлено, что в России таким органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России12. На основании Указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о НЦБ Интерпола», которое определило место и статус Бюро в системе МВД России, регламентировало создание территориальных подразделений НЦБ Интерпола и ряд других важных вопросов. В 2011 г. в ходе реформирования системы органов внутренних дел России данное постановление было признано утратившим силу. Обновленное Положение об НЦБ Интерпола было утверждено приказом МВД России от 31 марта 2012 г. № 305, действующим по сей день13.
Главными задачами НЦБ Интерпола являются: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью.
Одним из главных рабочих инструментов Интерпола в рамках международного полицейского сотрудничества является его картотека. На сегодняшний день в Генеральном секретариате Интерпола функционируют следующие базы данных, формируемые на основе информации, предоставляемой государствами-членами, а также полученной из открытых источников:
• база данных по лицам, причастным к террористической деятельности;
• база данных по разыскиваемым преступникам;
• база данных отпечатков пальцев лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений, а также отпечатков неизвестных лиц, изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений;
• база данных профилей ДНК преступников, потерпевших, жертв стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений;
• база данных похищенных/утерянных проездных документов;
• база данных, изображающая детей, подвергшихся сексуальному насилию;
• база данных огнестрельного оружия, изъятого национальными правоохранительными органами;
• база данных похищенных произведений искусства;
•база данных похищенных автомототранспортных средств14.
Быстрый и оперативный обмен информацией между всеми государствами-членами Интерпола и его Секретариатом осуществляется на основе созданной международной полицейской телекоммуникационной системы I-24/7 (Interpol, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами государствм-членов Организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, похищенным и утраченным документам. При этом информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надёжно защищёнными15.
Интерпол устанавливает отношения и сотрудничает с другими межправительственными или неправительственными организациями. Условия таких отношений утверждаются Генеральной Ассамблеей (ст. 41 Устава Интерпола). К настоящему времени Интерпол имеет ряд соглашений о правовой, информационной, технической и иных видах помощи с Организацией Объединенных Наций, Европейским Союзом, Содружеством Независимых Государств, Советом Европы, Африканским Союзом и др.16
Современные тенденции развития международного полицейского сотрудничества определили структурные преобразования Интерпола. В 2010 г. Генеральным секретариатом Интерпола была выдвинута идея о создании Международного центра Интерпола по инновациям в Сингапуре (далее Центр), обусловленная несколькими причинами, основная из которых - необходимость консолидации усилий правоохранительных органов разных государств в целях более эффективного противодействия киберпреступности, представляющей серьезную угрозу международной безопасности. Также Интерпол исходил из потребности расширения своего присутствия в азиатском регионе, где до открытия Центра Организация была представлена только офисом связи в Бангкоке.
Генеральная Ассамблея Интерпола на 79-й сессии (8-11 ноября 2010 г, г. Доха, Катар) поддержала идею о создании Центра, приняв соответствующую резолюцию N° AG-2010-RES-08. В целях закрепления ранее достигнутых договоренностей в ходе Генассамблеи было заключено соответствующее соглашение между Правительством Сингапура и Генеральным секретариатом Интерпола17. В апреле 2015 г. состоялась торжественная церемония открытия Центра, участие в которой приня-
ла российская межведомственная делегация под руководством статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубова.
Деятельность нового подразделения Интерпола сконцентрирована на следующих направлениях: борьба с киберпреступностью и коррупцией в спорте, проведение исследований в области компьютерной безопасности и разработка новых средств борьбы с преступностью, подготовка полицейских кадров.
В соответствии с указаниями Администрации Президента Российской Федерации МВД России осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению российского участия в функционировании нового подразделения Интерпола.
Реализация ключевых функций Интерпола осуществляется посредством разработанной системы уведомлений (Notices), выпуском которых занимается Генеральный Секретариат Интерпола по запросу заинтересованных государств-участников Организации18. Генеральный секретариат Организации уполномочен выпускать следующие типы уведомлений, правый верхний угол которых маркируется цветом: красным (Red Notice); синим (Blue Notice); зеленым (Green Notice); желтым (Yellow Notice); черным (Black Notice); оранжевым (Orange Notice); пурпурным (Purple Notice)19.
Кроме данных семи типов уведомлений, с 2005 г. Интерпол, совместно с Советом Безопасности ООН, издает специальное уведомление (INTERPOL - United Nations Security Council Special Notice), предусматривающее принятие международным сообществом мер по противодействию террористической угрозе со стороны «Аль-Каиды», движения «Талибан», ИГИЛ (ДАИШ) и связанных с ними лиц, групп, предприятий и организаций.
При активном участии российской стороны выработана концепция нового уведомления Интерпола с «серебряным углом». Оно учреждено резолюцией № 1 AG-2015-RES-01 84-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (ноябрь 2015 г., Руанда) и предназначено для установления, идентификации, получения информации, скрытого и продолжительного мониторинга, а также ареста/«замораживания» доходов, полученных преступным путем20. В связи с тем, что розыск, конфискация и возврат преступных активов являются одним из безусловных приоритетов для международного правоохранительного сообщества, предполагается, что новая инициатива Интерпола будет способствовать эффективному противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, борьбе с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и др.
В рамках Интерпола с целями достижения главных целей его создания - обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства государств-участников по противодействию общеуголовной преступности, осуществляется ряд совместных полицейских проектов и операций.
Проект «Миллениум» («Millennium») был инициирован Генеральным секретариатом Интерпола в 1996 г. в целях сбора, обобщения и обмена информацией о лидерах и активных членах организованных преступных формирований, действующих на территории бывшего СССР, государств Восточной Европы и Центрально-Азиатского региона21. С 2006 г. основной целью данного проекта заявлена борьба с трансевразийской организованной преступностью. В рамках данного проекта Генеральным секретариатом по запросам правоохранительных органов государств-членов Интерпола издаются специальные уведомления с зеленым углом в отношении лидеров и активных участников организованных преступных формирований (не имеющих процессуального статуса обвиняемого или подозреваемого) в целях пресечения возможного совершения ими уголовно-наказуемых деяний за рубежом, обеспечения контроля за их передвижением, выявления их связей и получения иной оперативной информации для документирования преступной деятельности.
В 2004 г. в соответсвии с резолюцией 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Генеральным секретариатом Интерпола был инициирован проект «Калкан» («Kalkan»), направленный на сбор, анализ и обмен информацией в отношении террористических организаций Центрально-Азиатского региона, координацию действий правоохранительных органов и обеспечение соответствующей поддержки контртеррористических мероприятий в Центральной Азии и приграничных регионах22.
При поддержке Международной Комиссии по борьбе с фальсифицированными медицинскими препаратами (IMPACT), Всемирной Таможенной Организацией (WCO), Постоянного форума по международной преступности в области фармацевтики (PFIPPC), представителей фармацевтической промышленности и электронных платежных систем Интерпол с 2008 г. ежегодно проводит международную операцию «Пан-гея» («Pangea») по борьбе с распространением фальсифицированных лекарственных препаратов с использованием сети Интернет23.
В июне 2015 г. был проведен восьмой этап данной операции, в рамках которого: изъято 20,7 млн поддельных лекарственных средств для лечения кровяного давления, рака, пищевые добавки, диетические продукты общей стоимостью 81 млн долларов; возбуждено 429 уголовных дел и проведены аресты 156 фигурантов; введены запреты на размещение рекламы в отношении 550 незаконных фармацевтических препаратов; закрыты две компании, уличенные в продаже потенциально смертоносных и запрещенных препаратов24.
Кроме рассмотренных проектов, под эгидой Интерпола реализуются международные операции по противодействию преступности в сфере высоких технологий, незаконного оборота оружия, наркотических средств и психотропных веществ, экологии, похищении детей и др.
Важным аспектом деятельности НЦБ Интерпола МВД России является обеспечение участия россий-
ских компетентных органов в международных проектах и операциях, направленных на борьбу с транснациональной преступностью. В первую очередь, это профильные международные операции, которые ежегодно инициирует и проводит Генеральный секретариат: «Калкан», «Миллениум», «Карго нэт», «Инфрарэд», «Пангея» и др.
Таким образом, современный Интерпол является, безусловно, ведущей международной организацией по борьбе с общеуголовной преступностью, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать межгосударственное полицейское сотрудничество.
1 Constitution of the INTERPOL // INTERPOL. URL: http:// www.interpol.int/About-INTERPOL/Legal-materials/The-Constitution (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
2 На конгрессе приняли участие 188 делегатов из 24 государств: Монако, Франция, Португалия, Бельгия, Дания, Германия, Россия, Италия, Швейцария, Сербия, Соединенные Штаты Америки, Персия (Иран), Египет, Турция, Куба, Сальвадор и др. Понимая значимость события, Россия разделила с княжеством Монако финансовые затраты на организацию форума, и фактически с первых дней создания Интерпола выступила его спонсором.
3 См. подробнее: Дорога длиною в век. 100 лет международному полицейскому сотрудничеству. М.: НЦБ Интерпола, 2014. С. 14.
4 Интерпол: вчера, сегодня, завтра / Родионов К.С. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1990. С. 25.
5 Пузырева Ю.В., Шалягин Д.Д. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учеб. пособие // М.: МосУ МВД России, 2014. С. 68-69.
6 Численность государств представлена по состоянию на июль 2016 г. См. подробнее: About INTERPOL // Официальный сайт Международной организации уголовной полиции. URL: http://www.interpol.int/About-INTERPOL/Overview (дата обращения: 25 июля 2016 г.)
7 Constitution of the INTERPOL // INTERPOL. URL: http:// www.interpol.int/About-INTERPOL/Legal-materials/The-Constitution (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
8 About Interpol // INTERPOL. URL: http://www.interpol.int/ About-INTERPOL/Overview (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
9 В 2008 г. Генеральная Ассамблея Интерпола проголосовала за поправки в Устав Интерпола с целью интеграции Комиссии в свою внутреннюю правовую структуру, тем самым гарантируя ее самостоятельность в качестве официального органа Организации.
10 Constitution of the INTERPOL // INTERPOL. URL: http://www.interpol.int/About-INTERPOL/Legal-materials/The-Constitution (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
11 INTERPOL's Executive Committee for 2015-2016 // INTERPOL. Structure and governance.URL:http://www.interpol.int/ About-INTERPOL/Structure-and-governance/Executive-Committee (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
12 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/mvd/structure1/Uprav-lenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
13 Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международное право и его роль в деятельности органов внутренних дел // Вестник академии экономической безопасности. 2015. № 7. С. 52-61.
14 Дорога длиною в век. 100 лет международному полицейскому сотрудничеству. Указ. сочинение. С. 45-46.
15 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/ interpol (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
16 Пузырева Ю.В. Актуальные вопросы взаимодейсвтия Интерпола с международными организациями // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 14-2. С. 138-139.
17 AG-2010-RES-01 - Draft Co-operation Agreement between the International Criminal Police Organization - INTERPOL and Crime Stoppers International // 79th INTERPOL General Assembly - Doha, Qatar, 8-11 November 2010. INTERPOL. URL:http://www.interpol.int/About-INTERPOL/Structure-and-gov-ernance/General-Assembly-Resolutions/Resolutions-2010-to-pre-sent/2010-AGN79 (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
18 Уведомления издаются на официальных языках Организации (французском, английском, испанском и арабском) и размещаются на защищенном вебсайте Интерпола, которым пользуются уполномоченные правоохранительные органы государств-членов. Отдельные типы уведомлений, например, с красным, желтым, оранжевым и пурпурным углами, с согласия государства, которого они непосредственно касаются, могут быть размещены на открытом официальном сайте. Следует отметить, что по собственной инициативе Генеральный секретариат может направлять уведомления с зеленым углом и оранжевым углом. См.: Types of Notice // Официальный сайт Международной организации уголовной полиции. URL: http:// www.interpol.int/INTERPOL-expertise/Notices (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
19 Пузырева Ю.В. Современная система уведомлений Интерпола как эффективная основа международного сотрудничества в борьбе с преступностью//Алтайский юридический вестник. 2014. № 5. С. 53-57.
20 AG-2015-RES-01 - Pilot project concerning a new category of notice specifically devoted to the tracing and recovery of assets ("Silver Notice") // 84TH INTERPOL GENERAL ASSEMBLY KIGALI, RWANDA, 2-5 NOVEMBER 2015. INTERPOL. URL:http:// www.interpol.int/About-INTERPOL/Structure-and-governance/ General-Assembly-Resolutions/Resolutions-2010-to-present (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
21 Project Millennium // Interpol. URL: http://www.interpol.int/ Crime-areas/Organized-crime/Project-Millennium (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
22 Project Kalkan (Central Asia). Counter-Terrorism Fusion Centre (CTF) // Interpol. URL: http://www.interpol.int/Crime-areas/ Terrorism/Counter-Terrorism-Fusion-Centre (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
23 Operation Pangea // Interpol. URL: http: http://www.interpol. int/Crime-areas/Pharmaceutical-crime/Operations/Operation-Pan-gea (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
24 INTERPOL-coordinated operation strikes at organized crime with seizure of 20 million illicit medicines // Interpol. URL: http:// www.interpol.int/News-and-media/News/2015/N2015-08. (дата обращения: 25 июля 2016 г.).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ