Научная статья на тему 'О некоторых вопросах деятельности Интерпола в области противодействия хищениям культурных ценностей'

О некоторых вопросах деятельности Интерпола в области противодействия хищениям культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1073
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРПОЛ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / МУЗЕЙ / ХИЩЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ / АНТИКВАРИАТ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА / КОНТРАБАНДА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERPOL / CULTURAL PROPERTY / MUSEUM / THEFT / CROSSING CRIMES / INTERNATIONAL CONVENTION / ANTIQUES / NATIONAL CENTRAL BUREAU / SMUGGLE / WORK OF ART / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Койсин Александр Анатольевич, Тертычный Евгений Михайлович, Tertichniy Yevgeniy Mikhailovich

В статье описывается практические вопросы противодействия хищению культурных ценностей, совершаемых как на территории РФ, так и на территории других государств при их взаимодействии в рамках Интерпола

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of Interpol activity in crossing cultural property theft

Authors review practical questions of crossing cultural property theft, committed in Russian Federation and foreign countries in course of cooperation in the network of Interpol

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах деятельности Интерпола в области противодействия хищениям культурных ценностей»

Вопросы криминалистики и судебных экспертиз

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРПОЛА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

© Койсин А. А., Тертычный Е. М., 2006

А. А. Койсин - и. о. заведующего кафедрой криминалистики и судебных экспертиз Юридического института ИГУ Е. М. Тертычный — студент V курса,

Юридического института ИГУ

« В музеях России ужесточат режим проверки. Прокуратурой Санкт-Петербурга возбуждено уголовное дело по факту кражи из Эрмитажа 221 музейного экспоната. Список похищенного, стоимость которого составляет как минимум 130 млн руб., уже передан в Главный информационный центр МВД России и Интерпол, что сделает фактически невозможной продажу украденных культурных ценностей через легальные аукционы. Между тем в правоохранительных органах заявляют, что хищения совершались на протяжении последних 30 лет и это обстоятельство сильно затруднит ход следствия».

Именно этой новостью недавно пестрели заголовки известных российских газет, строя доводы, изобличая, на их взгляд, виновников подобного происшествия. В данном случае возмущение вызвал не сам факт кражи, а объект, на который данное преступление было направлено. Оно коснулось того, что является не просто ценностью в денежном эквиваленте, но чем-то большим — культурным достоянием российского народа.

Между тем из тех же самых газет можно было почерпнуть и другую информацию — расследованием данного преступления занялся Интерпол. А из этого уже следует, что преступление внутригосударственное приобрело в каком-то смысле международную окраску, стало предметом расследования компетентных органов большого количества государств.

Деятельность Интерпола — международной организации уголовной полиции по противодействию хищениям произведений искусства имеет многогодовую историю. За период деятельности организации в этой сфере достигнут неплохой результат, выработана слаженная концепция противодействия преступному миру, возвращены тысячи ценнейших экспонатов — достояний не только одного народа, но и всего мирового сообщества.

Работу в данной сфере Интерпол начал в 40-х гг. XX в., причину же активизации деятельности в этом направлении понять нетрудно. За годы второй мировой войны огромное количество произведений искусства было потеряно, возврат же их оказался задачей невыполнимой в рамках только внутригосударственного регулирования. Роль универсального международного центра по обмену информацией и взял на себя Интерпол, а точнее — Международная комиссия уголовной полиции. Уже тогда подобное мероприятие можно было оценить как несомненно позитивное явление в общественной и

политической жизни государств, но вся важность, даже необходимость этой деятельности выяснилась несколько позже.

70-е гг. XX в. ознаменовали собой не только экономический рост, улучшение жизни жителей Евразийского континента, но и увеличение количества преступлений. Особенно резкий скачок произошел в преступлениях, связанных с культурными ценностями. Вообще, если брать общемировую статистику, то с 1970 г. и по наше время отмечается ежегодный рост числа похищенных культурных ценностей.

Для примера хотелось бы привести статистику количества культурных ценностей, похищенных во Франции в разные годы1:

Год Количество похищенных культурных ценностей

1970 1260

1971 1824

1972 2712

1997 5569

1998 7800

Приведенная в таблице печальная статистика характерна не только для Франции.

Летом 1984 г. в Нью-Йорке было возбуждено уголовное дело против хранителя одного из музеев, укравшего из коллекции произведений искусства более чем на 2 млн долларов.

В Италии 80-е гг. принесли целый бум ограблений. Только за первую половину десятилетия там было зарегистрировано ограбление примерно 600 музеев и частных коллекций. В целом было похищено свыше 160 тыс. произведений искусства. Среди них два полотна Рафаэля, три — Караваджо, картины «Впечатление» и «Восходящее солнце» Клода Моне, работы Рубенса, Джорджоне, Эль Греко и др.

В ноябре 1983 г. в Будапеште было похищено 7 ценнейших полотен, серди которых картины Рафаэля «Портрет юноши» и «Мадонна Эстергази». И лишь с помощью Интерпола оказалось возможным вернуть их на родину на 81-й день после кражи2.

В 2001 г. в России из Эрмитажа было похищено полотно французского художника Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме». По данным следствия, кража была совершена из-за отсутствия смотрителя в по-

мещении, где проводился ремонт. Несмотря на то, что у правоохранительных органов даже есть фоторобот похитителя, его разыскать пока не удалось.

Однако опасность преступлений, связанных с похищением культурных ценностей, состоит не только в том, что ценнейшие экспонаты покидают традиционное место своего нахождения — во время нахождения их в руках злоумышленников экспонаты получают серьезные повреждения, так как нарушается режим их хранения, связанный с определенными показателями температуры и влажности воздуха. А иногда сами похитители намеренно повреждают, а зачастую и навсегда уничтожают прекраснейшие творения человечества. Происходит это по разным причинам — так, например, заказчиков кражи иногда интересуют фрагменты картин, а многие коллекционеры отдадут приличные деньги даже за фрагмент какого-нибудь знаменитого полотна3. Есть еще одна причина уничтожения произведений культуры — после совершения кражи, если заказчики не были подысканы заранее, возникает большая проблема с перепродажей экспонатов, поэтому экспонаты из драгоценных металлов переплавляют в обычные слитки, драгоценные камни извлекаются и продаются отдельно. Естественно, что после таких манипуляций творение человеческих рук погибает навсегда и восстановлению уже не подлежит. В декабре 1983 г. в Рио-де-Жанейро было совершено «похищение века»: пропал кубок чемпионов мира по футболу, который в 1970 г. был передан на вечное хранение бразильской футбольной федерации, после того как сборная команда этой страны в третий раз стала чемпионом мира по футболу. Несмотря на напряженную работу полицейских ведомств по всему миру, трагедию предотвратить не успели — злоумышленники переплавили кубок в слиток металла до того, как их задер-жали4.

Интерпол считает кражи произведений искусства одним из самых серьезных международных преступлений после торговли наркотиками, незаконных сделок по продаже оружия и отмывания денег. Согласно данным Интерпола, картины и скульптуры всегда составляют около 50 % от всех похищенных ценностей. Крадут их либо из частных коллекций, либо из церквей. Среди стабильных лидеров по объемам незаконно

вывезенных ценностей: Италия, Франция, Польша, Россия, Германия. Страна, откуда никогда и ничего не похищали, — Новая Зе-ландия5.

Конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности»6 1970 г. закрепила понятие культурных ценностей. Под ними понимаются «ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки». Далее Конвенция перечисляет 15 категорий для определения объекта как культурной ценности, а также закрепляет основные права и обязанности государств-членов конвенции. Еще одним из наиболее значимых актов является Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия»7 1972 г.

Выработку рекомендаций по предупреждению хищений культурных ценностей и вывоза их из страны, где они созданы или получили постоянную прописку, взяла на себя ЮНЕСКО, ей же принадлежит заслуга разработки двух вышеназванных Конвенций. Практические взаимные контакты полицейских ведомств разных стран в борьбе с кражами и незаконным вывозом за границу культурных ценностей, по их розыску за рубежом возглавил Интерпол. Вообще следует сказать о тесном сотрудничестве Интерпола, Юнеско, Международного Совета Музеев, а также таможенных органов стран-участников Интерпола. И лишь при тесной взаимосвязи всех организаций можно говорить о практической полезности выполняемых ими мероприятий. И данная связь, к счастью, установлена и дает неплохие результаты.

Так, Юнеско и Международный Совет музеев составляют списки разыскиваемых произведений искусства, ведут учет всех музеев и частных коллекций, имеющихся в мире. В Интерполе существует специальная база с информацией обо всех похищенных произведениях антиквариата и культуры. Информация из этой базы рассылается по всем национальным территориальным бюро Интерпола в странах-участницах (далее НЦБ Интерпола), а также в Юнеско и Международный Совет Музеев. Таким образом, создается информационный симбиоз

между данными международными организациями.

База данных начала формироваться в 40-х гг. XX в. и на данный момент в ней находится информация о более чем 15 тысячах предметов, похищенных в какой-либо стране и изъятых полицией. А дважды в год Генеральный Секретариат Интерпола издает бюллетень с описанием и изображением шести «наиболее известных разыскиваемых предметов искусства», похищенных в текущем году. В настоящее время самыми разыскиваемыми экспонатами считаются похищенная в Италии в 1998 г. Скрипка Страдивари, в Российской Федерации — икона неизвестного мастера, а также картина Жана Леона Жерома, «Бассейн в гареме» украденная в 2001 г.8

Кроме того, совместно с Советом Музеев Юнеско Интерпол организует пропаганду защиты культурных ценностей от уничтожения и краж. С 1957 г. по просьбе этой организации Интерпол занимается разработкой рекомендаций полицейским ведомствам о средствах и методах предупреждения и краж и способов обнаружения похищенных произведений искусства.

Интерпол ведет фотокартотеку похищенных культурных ценностей, с которой в любое время могут ознакомиться полицейские структуры благодаря развитию и совершенствованию компьютеризации общества.

Помимо информации о самих произведениях искусства Интерпол также занимается сбором информации о преступниках в данной сфере, собирает фотокартотеку, тщательно изучают их «modus operandi» (способ совершения преступления).

В качестве рекомендаций полицейским ведомствам Интерпол предлагает устанавливать контакты с антикварами, оценщиками и иными лицами, имеющими отношения к кругообороту культурных ценностей. Как показывает многолетний опыт, связь с данными субъектами в большинстве случаем является залогом к скорейшему обнаружению похищенных произведений искусства.

По данным Интерпола, только в странах Западной Европы действует более 40 групп контрабандистов, специализирующихся на вывозе культурных ценностей из России и стран Восточной Европы9. Поэтому в качестве важнейшей заслуги Интерпола в сфере защиты, охраны и превенции совершения

преступлений в указанной сфере следует признать предложение странам-участницам создать в своих полицейских структурах обособленные подразделения, специализирующееся сугубо на «культурных» преступлениях. Значимость данной рекомендации трудно переоценить, так как создание подобных структур стало значительным шагом к оптимизации, ускорению борьбы с преступными элементами, посягающими на культурное достояние наций. Подобные полицейские службы созданы и ведут активную деятельность в Англии (с 1961 г.), Франции (с 1971 г.), а также на настоящий день в большинстве стран-участниц Интерпола. В Австрии такая служба вообще создана в составе Национального Центрального Бюро Интерпола — это прогрессивный шаг и положительный опыт для других государств. В США в ноябре 2004 г. в составе ФБР была создана группа по расследованию преступлений в культурной сфере.

Как сообщает ФБР, до 90 % похищенных произведений искусства так никогда и не удается найти. По оценке ФБР и Интерпола, каждый год похищается произведений искусства на сумму 5—8 млрд долларов. Новое подразделение уже добилось успехов, вернув музею в американском штате Миссури украденные из него картины и скульптуры общей стоимостью в 2 млн дол-ларов10.

Существует подобная служба и у нас в стране. Специализированные подразделения МВД РФ по борьбе с посягательствами на культурные ценности недавно отпраздновали десятилетие с момента своего создания. По данным МВД, в 2500 музеях России хранится свыше 100 млн памятников материальной и духовной культуры. Кроме того, по словам начальника Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД РФ генерала Владимира Гордиенко, «более чем в 20 тыс. религиозных учреждений размещены ценные произведения древнерусской живописи и прикладного искусства. Материальные и художественные ценности сосредоточены также в 6 тыс. частных собраний». За последние годы сотрудниками ГУУРа предотвращена контрабанда нескольких танков, самолетов и пушек времен Великой Отечественной войны. Каждый из этих военных экспонатов оцени-

вается экспертами на сумму более $ 1 млн. По каналам Интерпола налажена система возвращения из-за границы похищенных в России культурных ценностей. В частности, только в 2001 г. уголовным розыском МВД РФ возвращено 180 икон из Германии, 100 — из США, 50 — из Италии. Кроме того, с итальянскими правоохранительными органами уже достигнута договоренность о возвращении России 718 икон. Благодаря взаимодействию с зарубежными органами национального центрального бюро Интерпола в России, в Финляндии обнаружены и сняты с аукционов и возвращены в Россию картины, похищенные из сочинского художественного музея, картина неизвестного скандинавского художника XIX века, похищенная из Дома офицеров г. Воронежа, и другие11.

Конечно, при международном сотрудничестве наша страна сталкивается со многими проблемами объективного характера, такими как нехватка экономических и технических ресурсов у органов МВД, несовершенство системы отправки запросов и получения ответов по каналам Ин-12

терпола12, но позитивные шаги по установлению наиболее благоприятного режима охраны и защиты произведений культуры уже сделаны. Сейчас, к сожалению, еще не до конца решен вопрос о похищенных из Эрмитажа 211 произведений культуры. Думается, что расследование данного преступления наглядно покажет нам способность либо неспособность нашего государства справиться с хищениями произведений искусства.

Завершая исследование данной проблемы, хотелось бы отметить, что как бы ни были всесильны полицейские службы внутри страны, Интерпола, действительно успешного противодействия преступным элементам нельзя достичь без понимания и помощи со стороны общественности. Именно рядовые граждане своим осознанным поведением могут предотвратить самые опасные преступления в любой сфере, включая и данную сферу. От нас самих зависит, сможем ли мы уберечь бесценные реликвии прошлого или наши потомки останутся «Иванами, не помнящими родства».

Но можно сказать уверенно — взаимодействие всех стран, сплочение и тесное взаимодействие их в рамках Международной Организации Уголовной Полиции (Интерпола) вот уже более полувека вносит неоценимый вклад в общее дело противодействия транснациональной преступности в различных областях, включая и противодействие хищениям произведений искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данные взяты из научных работ Самарина В. И., Родионова К. С., Бельсона Я. М.

2 Бельсон Я. М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М., 1989. С 170—171.

3 Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1990. С. 132.

4 Родионов К. С. Указ. соч. С. 135.

5 Журенков К. Искусство в розыске // Огонек. 2006. № 37 (данные взяты из Интернет-сайта журнала «Огонек»).

6 Конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991. Вып. XLV.

7 Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия» // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. С. 290.

8 Самарин В. И. Интерпол — международная организация уголовной полиции. СПб., 2004. С. 56.

9 Хоботов А. И., Горенская Е. В. Мошенники-интеллектуалы // Интерпол в России. 2000. № 6. С. 32.

10 Данные взяты из Интернет-ресурса. Режим доступа: www.newsru.com.

11 Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.russia.-hc.ru/rus/news

12 См.: Тертычный Е. Проблемы обращения и получения информации через Интерпол // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности : мат-лы науч.-практ. конф. 31 марта и 3 ноября 2005 г. Иркутск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.