РОЛЬ МОУП-ИНТЕРПОЛ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ,
СВЯЗАННЫМИ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВОМ НА КУЛЬТУРНЫЕ
ЦЕННОСТИ
Ткачук Полина Александровна
аспирант Одесского Национального университета имени И.И. Мечникова,
Республика Украина, г. Одесса E-mail: Polina [email protected]
ROLE OF ICPO INTERPOL AT STRUGGLING WITH CRIMES CONNECTED WITH OFFENSES AGAINST CULTURAL VALUABLES
Polina Tkachuk
post graduate student of Odessa I.I. Mechnikov National University, Respublic of
Ukraine Odessa
АНОТАЦИЯ
В статье проводится анализ вопросов борьбы с преступлениями, посягающими на культурные ценности как преступлений транснационального характера, роли МОУП-Интерпол в борьбе с данными видами преступлений. Рассмотрены основные задачи и направления деятельности МОУП-Интерпол в вопросах борьбы с преступлениями, посягающими на культурные ценности и предметы антиквариата.
ABSTRACT
In the article there is conducted the question analysis of struggle against crimes entrenching on cultural valuables as crimes of transnational character and the role of ICPO Interpol at struggling with the stated types of crimes. Main objectives and directions of ICPO Interpol have been examined in the questions of struggling with crimes entrenching on cultural valuables and antiques.
Ключевые слова: культурные ценности; преступные посягательства; транснациональное преступление; МОУП-Интерпол
Keywords: cultural valuables; criminal offense; transnational crime; ICPO Interpol.
Увеличивающийся интерес многих богатых людей к предметам живописи, скульптуры, редких антикварных вещей, а также непреодолимое их желание украсить свои дома картинами известных художников или антикварными раритетами; изменение моральных качеств и деградация самого отношения к произведениям искусства, предметов антиквариата, исторических реликвий, способствует возникновению таких транснациональных преступлений как посягательства на культурные ценности и предметы антиквариата.
Также, Родионов К.С. к одним из причин такого вида преступлений относит и конъюнктуру, которая сложилась на легальном рынке произведений искусства ещё в начале 60-х годов. Спрос на предметы искусства удовлетворялся не только за счёт легального рынка, но и путём поставки на него значительного количества, украденных произведений искусства [3, с. 160].
Полиции разных стран отмечают увеличение количества краж культурных ценностей и антиквариата, а самое главное, что большая часть таких преступлений остаётся не раскрытой.
Среди преступлений, которые имеют транснациональный элемент, преступления связанные с посягательством на культурные ценности и предметы антиквариата по своей масштабности вышли на второе место после торговли наркотиками. Общая стоимость украденных культурных ценностей, по данным Международного совета музеев, составляла в 1980 г. несколько млрд. долларов. На данный момент эта стоимость только увеличивается. Некоторые авторы отмечают, что данные преступления стали на уровень серьёзности с такими преступлениями как торговля людьми.
С увеличением количества таких преступлений возникла необходимость в установлении и поддержке постоянного международного сотрудничества, как между государствами, так и полицейскими органами этих государств.
Сотрудничество относительно практических взаимных контактов полиций разных стран по поводу этого вида преступлений, а именно борьбы с посягательствами на культурные ценности, а также относительно их поиска за
границей возглавила Международная организация уголовной полиции — Интерпол (далее — МОУП-Интерпол).
Относительно борьбы с преступлениями связанными с посягательствами на культурные ценности и предметы антиквариата МОУП-Интерпол сотрудничает с ЮНЕСКО, Международным советом музеев, а также с таможенными службами разных стран.
Частью работы МОУП-Интерпол, в сфере борьбы с преступлениями, посягающими на культурные ценности и предметы антиквариата, является участие в тематических конференциях и семинарах, которые проводятся вышеуказанными организациями.
Совместно с ЮНЕСКО МОУП-Интерпол призывает государства, которые являются её членами-участниками, добиваться установления в музеях сигнальных охранных систем, усиления охраны музеев, церквей, государственных и частных коллекций. В качестве эффективных мер борьбы с этими преступлениями МОУП-Интерпол предлагает странам-участницам провести полный учёт и создать соответствующие каталоги всех художественных и исторических ценностей независимо от места их хранения — будь то государственные коллекции, церкви или частные коллекции. Такая работа проведена рядом стран, среди которых Италия, Франция, Индия и другие. Предусматривается, что в случае, если все произведения искусства, которые составляют художественное достояние, будут учтены, занесены в единый каталог и сфотографированы, это сократит количество преступлений благодаря невозможности продать их в стране и тем более вывезти их за границу.
Одновременно, МОУП-Интерпол призывает все страны сделать более жёсткими условия купли-продажи произведений искусства, вести предусмотренные Конвенцией 1970 г. «О мерах направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза, передачи права собственности на культурные ценности» сертификаты на приобретённые предметы или
предметы, которые пребывают в процессе продажи [2]. Это сделает более рискованным нелегальный сбыт или приобретение таких предметов.
МОУП-Интерпол также ведёт работу по изучению «личности преступника» для подготовки полной картотеки, которая позволяет идентифицировать преступника по способам совершения им преступления. С этой целью МОУП-Интерпол проводит регистрацию преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности и предметы антиквариата, классификацию по способам их совершения, а также учёт преступников, которые принимают участие в их совершении с уточнением роли каждого из них.
МОУП-Интерпол является первым звеном, которое начинает международный поиск самих произведений искусства, для чего издаёт специальный бюллетень, в котором содержится перечень украденных произведений искусства, их фотографии с чётким описанием.
До недавнего времени доступ к данной базе был закрытым для общего обозрения, однако недавно МОУП-Интерпол открыла доступ к полицейской базе данных украденных произведений искусства, и теперь каждый человек может ознакомиться с фотографиями украденных произведений (более 34 тыс.).
Информация этой картотеки содержалась на специальном DVD МОУП-Интерпола «украденные предметы искусства», который высылался только по специальному запросу правоохранительных органов стран-участниц этой Организации. И теперь для того, чтобы получить информацию к этой базе, заинтересованным организациям и коллекционерам достаточно заполнить специальную анкету. Данная анкета размещена на официальном сайте МОУП-Интерпол. Отправить её по электронной почте в штаб-квартиру международной полиции может любая организация либо физическое лицо. После соответствующей проверки каждый получает персональный пароль и после этого информацию можно получать в режиме он-лайн [4].
МОУП-Интерпол также рекомендует полиции стран-участниц организации негласно систематично вести надзор за лицами, которые
занимаются торговлей произведений искусства, завести картотеки на них и постоянно пополнять её новыми сведениями о совершении ими операций торговли культурными ценностями или антиквариата.
Однако, невзирая на такую плодотворную работу МОУП-Интерпол и самую широкую картотеку произведений искусства и антиквариата, процент раскрытия такого вида преступления невелик — всего 5 %, что обусловлено в первую очередь, непрофессионализмом самих правоохранительных органов, в частности в процессе оформления розыскных циркуляров [1, с. 256].
Вины МОУП-Интерпол в этом нет, поскольку его участие в делах этой категории сводится к составлению и получению с НЦБ той или иной страны информации о краже культурных ценностей или предметов антиквариата соответствующих поисковых циркуляров и направление их во все страны, что сотрудники Генерального Секретариата и делают. Всё остальное, то есть проведение розыскных мероприятий относительно украденных ценностей -обязанность полицейских органов стран-участниц.
Таким образом, если и существуют жалобы правоохранительных органов относительно нечёткой и неполной информации, которая подаётся МОУП-Интерполом, то они являются необоснованными, поскольку существует достаточно чёткая и прозрачная процедура (формула) информирования МОУП-Интерпола о совершённой краже произведений искусства. Данная процедура дублируется и нормативно-правовыми актами стран-участниц Организации. Форма циркуляра позволяет органам полиции, где эта форма заполняется, указать достаточное количество подробностей и признаков похищенной картины, иконы или иной культурной ценности.
Список литературы:
1. Бреслер Ф. Интерпол/Пер. с англ. М.: «Центрполиграф», 1996. — 361 с.
2. Про заходи спрямоваш на заборону i попередження незаконного ввезення,
вивезення та передачi права власност на культурш цшностг Конвенщя
ЮНЕСКО вщ 14 листоп. 1970 р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995 186
3. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения 1990. — 192 с.
4. Официальный сайт МОУП-Интерпол [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.interpol.int