Научная статья на тему 'Международный розыск по линии Интерпола: значение и пути совершенствования'

Международный розыск по линии Интерпола: значение и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2906
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПОЛ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мулюкова Маргарита Вячеславовна,

В данной статье рассматривается правовое значение Международной организации уголовной полиции «Интерпол», охарактеризована её роль в политическом взаимодействии государств. Определена нормативная база, регулирующая организацию деятельности Международной организации уголовной полиции, особенности её международно-правового статуса. Анализируются принципы, на которых основывается функционирование Интерпола, а также нормативная основа его взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации. Даётся характеристика информационным инструментам Международной организации уголовной полиции, оцениваются их возможности в борьбе с преступностью. Приводится оценка деятельности Интерпола со стороны должностных лиц правоохранительных органов, а также средств массовой информации. Определяются существующие проблемы организации деятельности Интерпола и их причины, предлагаются пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мулюкова Маргарита Вячеславовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный розыск по линии Интерпола: значение и пути совершенствования»

Международный розыск по линии Интерпола: значение и пути совершенствования International search by Interpol: the value and ways to improve

Мулюкова Маргарита Вячеславовна

Студент 4-ого курса НИУ ЮУрГУ г. Челябинск e-mail: margosha_174_174@mail.ru

Mulyukova Margarita Vyacheslavovna

Student 4 term NRU SUSU Chelyabinsk

e-mail: margosha_174_174@mail.ru

Научный руководитель Зуев Сергей Васильевич

Доктор юридических наук НИУ ЮУрГУ г. Челябинск e-mail: zuevsv@susu.ru

Scientific adviser Zuev Sergey Vasilyevich

Doctor of Law NRU SUSU Chelyabinsk e-mail: zuevsv@susu.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается правовое значение Международной организации уголовной полиции «Интерпол», охарактеризована её роль в политическом взаимодействии государств. Определена нормативная база, регулирующая организацию деятельности Международной организации уголовной полиции, особенности её международно-правового статуса. Анализируются принципы, на которых основывается функционирование Интерпола, а также нормативная основа его взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации. Даётся характеристика информационным инструментам Международной организации уголовной полиции, оцениваются их возможности в борьбе с преступностью. Приводится оценка деятельности Интерпола со стороны должностных лиц правоохранительных органов, а также средств массовой информации. Определяются существующие проблемы организации деятельности Интерпола и их причины, предлагаются пути решения этих проблем.

Annotation.

This article discusses the legal significance of the International Criminal Police Organization "Interpol", describes its role in the political interaction of states. The regulatory framework governing the organization of the activities of the International Criminal Police Organization and the specifics of its international legal status have been determined. The principles on which the functioning of Interpol is based, as well as the normative basis for its interaction with the law enforcement agencies of the Russian Federation, are analyzed. The characteristics of the information tools of the International Criminal Police Organization are given, their capabilities in the fight against crime are assessed. An assessment of the activities of Interpol by law enforcement officials, as well as the media, is given. The existing problems of the organization of Interpol's activities and their causes are identified, and ways for solving these problems are suggested.

Ключевые слова: интерпол, Международная Организация уголовной полиции, международный розыск, оперативно-розыскная деятельность, борьба с преступностью.

Key words: interpol, the International Criminal Police Organization, international search, operatively-search activity, the fight against crime.

Процесс глобализации сегодня охватывает все сферы функционирования общества, поэтому всё более отчётливо перед человечеством проявляется следующая проблема: преступность не знает границ.

Интеграционные процессы между госудасртвами сопровождаются разрастанием преступных сетей в мировых масштабах. Особенно острым в нынешних реалиях становится вопрос международной организованной преступности, терроризма, наркоторговли, торговли людьми и других преступлений против мира и человечества. Поэтому развитие международного сотрудничества в сфере противодействия преступности в 21 веке трансформируется из декларируемой цели каждого государства в необходимое условие существования всего человечества.

Международный розыск является одним из главных направлений международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью [1, с.163]. Сегодня трудно переоценить значение международного розыска как правового инструмента: так, правовед Гасымов Н.Г. отмечает, что удачно завершившийся розыск дает возможность справедливо наказать виновного, довести до конца признаваемый сейчас уголовной юстицией всех стран принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление [2]. Легальное определение международного розыска в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Наиболее исчерпывающим представляется доктринальное определение, предложенное И.В. Путовой: международный розыск - комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий компетентных органов государства -инициатора розыска и зарубежных стран, направленных на обнаружение, арест и выдачу (экстрадицию) разыскиваемых преступников [3, с.47]. На нынешний день единственной в своём роде международной организацией, принимающей практическое участие в международном розыске, является Интерпол [4].

Интерпол - структура, становление и развитие которой продолжается уже второе столетие. В 1923 году в Вене была образована Международная комиссия уголовной полиции для координации усилий отдельных стран в борьбе с общеуголовной преступностью, переименованная в 1956 году в Международную организацию уголовной полиции (далее по тексту - МОУП) — «Интерпол» [5]. В этом же году был принят ныне действующий Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола (далее по тексту - Устав). Статья 2 Устава провозглашает две цели МОУП:

1. Обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека. При этом статья 32 Устава закрепляет, что государство самостоятельно определяет орган, который будут выступать в качестве Национального центрального бюро (далее по тексту - НЦБ) Интерпола - посредника между правоохранительными органами стран и МОУП.

2. Создание и развитие учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней. Если на национальном уровне такими органами выступают НЦБ, то МОУП, в свою очередь, организует работу их координатора - Генерального секретариата (ст.26 Устава) [6].

Успешная реализация названных целей требует не только их единодушного признания государствами, но и конкретных шагов на национальном уровне - законодательных и организационных. Так, в Уставе закреплён принцип деятельности Интерпола, получивший в доктрине название «принцип сотрудничества по делам общеуголовных преступлений» [7, с.55]. Так, МОУП запрещено осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст.3 Устава). Этот принцип был имплементирован в совместный приказ Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы РФ от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола». Ст. 117 данного приказа указывает на то, что объявление в Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый

характер не осуществляется. Вице-президент МОУП Александр Прокопчук отмечает исключительное значение международного розыска по линии Интерпола: по его словам, борьба с преступностью осталась практически единственной областью, где не замешана политика [8].

Насчёт «нейтральности» МОУП по отношению к политическим разногласиям между странами периодически возникают споры. Так, генпрокурор РФ Юрий Чайка 5 июля 2018 года заявил, что процедура принятия Интерполом решений об отказе в розыске обвиняемых непрозрачна, поскольку по линии МОУП было отказано в розыске лиц, совершивших в России тяжкие и особо тяжкие преступления. Одним из красноречивых примеров, который Чайка использовал в обоснование своей позиции, служит дело британского финансиста Уильяма Браудера, заочно осуждённого в России два раза: на девять лет в 2013 году по делу о финансовых махинациях и уклонении от уплаты налогов; на девять лет в 2017 году по делу об уклонении от налогов. Инвестор был объявлен в международный розыск, но Интерпол несколько раз отклонял запросы России на арест Браудера, считая, что они «имеют преимущественно политический характер» [9].

При этом инструмента по обжалованию решений Интерпола не существует. Комиссия по контролю файлов Интерпола (далее - Комиссия), которая играет роль «апелляции», проводит сессии всего несколько раз в год. Кроме того, процесс рассмотрения жалобы на решения МОУП Комиссией не ограничен никакими сроками. Фактически, государство может вообще не получить ответа МОУП на свою жалобу и будет вынуждено согласиться с фактом: лицо, совершившее преступление, по линии Интерпола объявлено в розыск не будет. В связи с этим страна лишена права привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, что нарушает важнейший принцип уголовного преследования в международном праве - неотвратимость наказания за совершение преступления [10].

Говоря о практической стороне организации международного розыска по линии Интерпола, обратимся к Стратегической рамочной программе 2017-2020 Интерпола. В ней провозглашается основная цель МОУП в борьбе с преступностью: служить всемирным информационным центром для сотрудничества правоохранительных органов. При этом сама МОУП служит координатором информационных баз данных НЦБ по всему миру, предоставляя правоохранительным органам государств сведения о лицах, объявленных в международный розыск [11]. Государства самостоятельно определяют круг задач, поставленных перед НЦБ, но их реализация должна осуществляться в рамках стратегии по борьбе с преступностью, разрабатываемой МОУП. Например, в приказе МВД РФ от 31 марта 2012 г. № 305 «Об утверждении положения о Национальном Центральном Бюро Интерпола МВД РФ» (раздел II. «Основные задачи Бюро») к числу основных задач НЦБ Интерпола в РФ отнесено обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях. Правоохранительные органы Российской Федерации и других государств взаимодействуют при помощи двух информационных инструментов МОУП: глобальной телекоммуникационной системы связи Ай-24/7 (Г-24/7) и информационной системы Ай-Линк ^-Ь^).

Система связи Ь24/7 является базой данных о лицах, объявленных в международный розыск, похищенных и утерянных проездных документах, украденных автомашинах, В ней так же хранятся отпечатки пальцев, профили ДНК, данные об украденных административных документах и украденных произведениях искусства [12]. Однако безграничные возможности международного розыска, обеспечиваемые указанной системой, оказываются бесполезны в ряде государств. Рональд Ноубл, Генеральный секретарь Интерпола (с 2000 по 2014 год), отмечает, что развивающиеся страны не имеют средств для обеспечения функционирования Ь24/7 и 1^шк. Ноубл на сессии Интерпола в 2004 году предложил пересмотреть каналы и цели финансирования деятельности МОУП с целью оказания помощи странам третьего мира в создании условий для полноценного функционирования в них НЦБ Интерпола, но пока это направление не получило развития [13].

Другой проблемой, затрагивающей организационные вопросы международного розыска по линии Интерпола, является отсутствие инструмента по контролю за реализацией его цели - ареста и экстрадиции. Сегодня обмен информацией, организуемый в рамках Интерпола по каналам системы I-Link, основан на системе уведомлений. Так, синее уведомление - связано с розыском свидетелей, жёлтое - пропавших без вести лиц или, например, оранжевое - с необходимостью сообщить человеку, что для его жизни существует угроза. Самое распространённое из них - красное уведомление, означающее просьбу арестовать и экстрадировать человека, которому предъявлены обвинения в стране, приславшей запрос. Однако МОУП не имеет возможности реально повлиять на то, что лицо будет экстрадировано. Например, Лоррейн Дэвис, гражданка Великобритании, живёт с красным уведомлением напротив ее имени уже больше 20 лет. Канада, по чьему запросу уведомление было опубликовано, не требует ее экстрадиции, а настаивает, что Дэвис должна сама приехать в страну, чтобы предстать перед судом, оплатив все расходы на поездку [14].

Таким образом, сегодня Интерпол выходит на первый план в области координации действий государств по сотрудничеству в сфере международного розыска. На организацию возложено обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции всех стран с целью налаживания между ними эффективного обмена оперативной информацией. Цель работы МОУП - организация беспрерывной кооперации правоохранительных органов государств в целях розыска лиц, представляющих оперативный интерес, а также лиц, пропавших без вести, свидетелей по уголовному делу. Тем не менее, всё ещё существуют вопросы, решение которых позволит усовершенствовать работу МОУП. Во-первых, назрела необходимость создания полноценного механизма по обжалованию решений, принимаемых МОУП. Представляется, что статус созданной с этой целью Комиссии по контролю файлов Интерпола, ныне не функционирующей на постоянной основе и не ограниченной сроками пересмотра решений МОУП, должен быть пересмотрен. Организация её работы как непрерывно действующей структуры и установление конкретных временных рамок по рассмотрению жалоб Комиссией поспособствовала бы снижению количества ошибок в системах МОУП и созданию реальной возможности у государств контролировать правомерность и прозрачность процесса принятия решений МОУП. Во-вторых, успешно функционирующие в развитых странах телекоммуникационные сети (I-24/7 и I-Link) - главный инструмент обмена данными о разыскиваемых - до сих пор не может найти применения в развивающихся странах, которым не хватает материальных средств для подключения к информационным системам Интерпола. Представляется необходимым рассмотрение вопроса о предоставлении материально-технического обеспечения систем МОУП странам третьего эшелона (например, в рамках международных конференций, договоров либо создание отдельной структуры в рамках МОУП). В-третьих, зачастую конечная цель деятельности Интерпола не может найти реализации - арест и выдача разыскиваемых лиц становится невозможной. Представляется, что наделение МОУП полномочиями по контролю за взаимодействием государств в сфере международного розыска могло бы поспособствовать повышению эффективности Интерпола в борьбе с преступностью.

Список используемой литературы:

1. Горяйнов К.К., Овчинский B.C., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 832 с.

2. Роль и место международного розыска в сотрудничестве государств в борьбе с преступностью // ЮрКлуб URL: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/1003/2.html (дата обращения: 31.10.2018).

3. Илларионова В.П., Путова И.В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. Учебное пособие. - М.: Кн. мир, 1999. - 94 с.

4. Группа Национального центрального бюро Интерпола МВД РФ по РД // Министерство Внутренних дел по Республике Дагестан URL: Шр8://05.мвд.рфМосишеп1/1379859 (дата обращения: 31.10.2018).

5. International Criminal Police Organisation - INTERPOL // History URL: http://www.interpol.int/About-INTERPOL/History (дата обращения: 31.10.2018).

6. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола // АО «Кодекс» URL: http://docs.cntd.ru/document/1901939 (дата обращения: 31.10.2018).

7. Беляева Л.И. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел. - М.: Академия Управления МВД России, 2003. - 246 с.

8. От Интерпола не сбежишь // ФГБУ «Редакция «Российской газеты» URL: https://rg.ru/2014/09/26/prokopchuk.html (дата обращения: 31.10.2018).

9. Генпрокурор Чайка снова посетовал на отказы Интерпола в розыске обвиняемых Россией // Рамблер Новости URL: https://news.rambler.ru/other/40263037-genprokuror-chayka-snova-posetoval-na-otkazy-interpola-v-rozyske-obvinyaemyh-rossiey/?updated (дата обращения: 31.10.2018).

10. Международный пакт о гражданских и политических правах // Организация Объединёных Наций URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 31.10.2018).11.

https://www.interpol.int/About-INTERPOL/Priorities/Strategic-Framework2

12. Data exchange // International Criminal Police Organisation - INTERPOL URL: https://www.interpol.int/INTERPOL-expertise/Data-exchange/I-24-7 (дата обращения: 31.10.2018).

13. Неизвестный Интерпол // lenta.ru URL: https://lenta.ru/articles/2004/10/11/interpol/ (дата обращения: 31.10.2018).

14. Почему не всегда нужно верить новостям о международном розыске // ООО «ПРАВОдник» URL: https://lenta.ru/articles/2004/10/11/interpol/ (дата обращения: 31.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.