Научная статья на тему 'Вопросы взаимодействия информационных систем МВД России и Интерпола'

Вопросы взаимодействия информационных систем МВД России и Интерпола Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2292
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРПОЛ / INTERPOL / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / ВЕБ-ФОРМА / ВЕБ-СЕРВИС / WEB SERVICE / WEB-FORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов М.В.

Международная организация уголовной полиции Интерпол уделяет большое значение информационно-техническому обеспечению международного полицейского сотрудничества и с этой целью использует современные технологии взаимодействия информационно-вычислительных систем. В статье раскрывается опыт НЦБ Интерпола МВД России по организации доступа органов внутренних дел к информационным системам Интерпола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of Interaction of Information Systems of Ministry for Internal Affairs of Russia and Interpol

The International Criminal Police Organization Interpol pays much attention to information and technical support of international police cooperation and for this purpose uses modern technologies of interaction of information systems. The article describes experience of the National Central Bureau of Interpol in Moscow in organization of access to Interpol information systems.

Текст научной работы на тему «Вопросы взаимодействия информационных систем МВД России и Интерпола»

о

u

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

112

М.В. СМИРнОВ,

1 « адъюнкт кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел

(Академия управления МВД России)

M.V. SMIRNoV,

Adjunct2, Department of Information Technologies for Command of Internal Affairs Agencies

(Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351.74:061.1

Вопросы взаимодействия информационных систем МВд россии и интерпола

technologies of interaction of information systems of ministry for internal affairs of russia and interpol

Международная организация уголовной полиции - Интерпол уделяет большое значение информационно-техническому обеспечению международного полицейского сотрудничества и с этой целью использует современные технологии взаимодействия информационно-вычислительных систем. В статье раскрывается опыт НЦБ Интерпола МВД России по организации доступа органов внутренних дел к информационным системам Интерпола.

The International Criminal Police Organization -Interpol pays much attention to information and technical support of international police cooperation and for this purpose uses modern technologies of interaction of information systems. The article describes experience of the National Central Bureau of Interpol in Moscow in organization of access to Interpol information systems.

Интерпол, информационная форма, веб-сервис.

система, веб-

Interpol, service.

information system, web-form, web

Сотрудничество российской полиции с правоохранительными органами зарубежных государств с целью противодействия преступлениям транснационального характера является одним из актуальных направлений деятельности системы МВД России, имеющим не только практическую, но и теоретическую значимость.

Для повышения эффективности такого сотрудничества требуется осуществлять оперативный сбор, передачу, обработку, представление и анализ информации, что может быть достигнуто за счет применения современных информационных технологий, организации взаимодействия информационных систем как на национальном, так и международном уровнях. Важной задачей, вытекающей из необходимости осуществления такого взаимодействия, является разработка и апробация единых подходов к анализу данных,

содержащихся в разнородных информационных ресурсах [4]. Данная проблема, несомненно, требует своего тщательного изучения.

В основе современных технологий взаимодействия информационных систем Международной организации уголовной полиции — Интерпола (далее — Интерпол, Организация) и его стран-членов лежат традиции этой Организации, которая в 2014 г. отметила 100-летний юбилей международного полицейского сотрудничества. Более ста лет назад, в апреле 1914 г., делегаты 24 стран съехались на Первый международный полицейский конгресс, чтобы заложить основы будущего взаимодействия в области борьбы с преступностью. На сегодняшний день Интерпол — вторая по численности после ООН международная организация, объединяющая 190 государств.

1 Ранее - заместитель начальника отдела НЦБ Интерпола МВД России.

2 Early - Deputy Chief, Section, National Bureau of Interpol, Ministry for Internal Affairs of Russia.

Важным преимуществом членства в Интерполе является возможность пользоваться каналами служебной системы связи и доступом к банкам данных. Основная роль в этом отводится двум инструментам — глобальной телекоммуникационной системе связи Ай-24/7 (I-24/7) и информационной системе Ай-Линк (I-Link).

Глобальная телекоммуникационная система связи Интерпола I-24/7 построена по принципу виртуальной частной сети. С ее помощью организована защищенная связь между абонентами, установлен единый порядок доступа к информационным ресурсам, осуществляется передача и регистрация запросов, поручений и сообщений в электронном виде, а также предоставляется доступ к банкам данных Организации.

Информационная система Интерпола I-Link введена в эксплуатацию в 2009 г. и до сегодняшнего дня постоянно модернизировалась Генеральным секретариатом Интерпола при участии международной рабочей группы экспертов.

Основная задача системы Интерпола I-Link, как следует из названия (от английского «link» — «соединять»), — объединение функциональности разнородных электронных служб и подсистем Организации. При этом большое значение уделяется совершенствованию механизмов удаленного доступа. В этой связи усилия разработчиков сосредоточились на двух современных технологиях — веб-формах и веб-сервисах.

Прежде чем описывать реализацию указанных технологий в целях международного полицейского сотрудничества, необходимо сказать о подходе Интерпола к формированию и ведению банков данных.

Банки данных Интерпола пополняются сведениями по инициативе стран — членов Организации. Интерпол организует хранение данных и обеспечивает к ним доступ, при этом определено, что сами данные принадлежат странам-членам, и только они обладают правом направлять данные на постановку, изменять и удалять их. В этой связи вводится понятие владельца или источника информации. Генеральный секретариат Интерпола, как управляющий орган, берет на себя административные функции по обеспечению надлежащего качества данных и соблюдению политики доступа в соответствии с требованиями, содержащимися в основных нормативных актах Организации — Уставе Интерпола [5] и Правилах Интерпола по обработке данных [6]. Таким образом, каждой единице информации в банках данных Интерпола сопоставляется свой источник.

В ст. 6 Правил Интерпола по обработке данных содержится такое определение: «Источник — любое национальное центральное бюро, осуществляющее обработку данных в инфор-

мационной системе Интерпола и несущее всю полноту ответственности за эти данные, а также любая международная организация или частная организация, предоставляющая данные для обработки в информационной системе Интерпола и несущая всю полноту ответственности за эти данные» [6].

Положения официальных документов Организации определяют порядок обработки и хранения информации в банках данных и, следовательно, отражаются на разработке и внедрении веб-форм и веб-сервисов. Первые веб-формы системы 1^тк введены в эксплуатацию в 2010 г. и успешно используются сейчас.

Веб-формы в общем виде являются вебстраницами с функцией ввода данных. Веб-формы Интерпола предоставляют участникам международного полицейского сотрудничества возможности поиска и пополнения банков данных этой организации. С самого начала функционирования веб-форм с их помощью осуществлялся поиск по банкам данных похищенных и утраченных паспортов и похищенных автомо-тотранспортных средств. Наибольшее значение веб-формы приобрели после создания на их основе механизма поиска и пополнения сведений в банке данных лиц, что сопровождается изданием соответствующего специального уведомления Интерпола «с цветным углом».

В настоящее время используются следующие виды специальных уведомлений Интерпола:

— с «красным углом» — в отношении лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола по обвинению в совершении преступления с целью ареста и выдачи (экстрадиции или депортации);

— с «синим углом» — с целью установления местонахождения, идентификации или получения сведений о лице в рамках уголовного расследования;

— с «зеленым углом» — в отношении лидеров и активных членов организованных преступных формирований, а также лиц, представляющих возможную угрозу общественной безопасности;

— с «желтым углом» — с целью установления местонахождения лица, пропавшего без вести, или для идентификации лица, не способного сообщить сведения о себе;

— с «черным углом» — с целью идентификации трупов;

— с «оранжевым углом» — с целью предупреждения о событии, лице, предмете, способе совершения преступления, представляющих непосредственную угрозу общественной безопасности и способных нанести существенный вред собственности или гражданам;

— с «пурпурным углом» — с целью предупреждения о способах и методах совершения преступлений;

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

113

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

114

— специальные совместные уведомления Интерпола и Совета Безопасности ООН — издаются в отношении лиц и организаций, являющихся фигурантами резолюций Совета Безопасности.

В соответствии со ст. 32 Устава Интерпола [4] организация выполнения задач международного полицейского сотрудничества в странах-членах возлагается на национальные центральные бюро (НЦБ).

Интенсивное использование правоохранительными органами нашей страны информационных ресурсов Интерпола началось в 2003 г., когда НЦБ Интерпола МВД России подключилось к глобальной телекоммуникационной системе Интерпола 1-24/7.

Сегодня российское бюро Интерпола не только использует системы 1-24/7 и 1^тк в служебной деятельности, но и принимает участие в формировании облика и функциональности веб-форм, направляя в Генеральный секретариат Интерпола технические замечания и предложения, выработанные на основе их практического использования.

Тесному взаимодействию НЦБ Интерпола МВД России с Генеральным секретариатом Интерпола в решении вопросов использования веб-форм способствовало включение российских представителей в состав ряда рабочих групп Интерпола, а именно — в консультативную группу Интерпола по использованию информационных технологий в правоохранительной деятельности, рабочую группу по разработке системы 1^тк и рабочую группу по вопросам издания специальных уведомлений.

Преимуществом веб-форм является относительная простота их внедрения. Для их использования достаточно абонентского пункта системы Интерпола 1-24/7 и соответствующих прав доступа.

Вместе с тем у технологии веб-форм имеются и недостатки, основной из которых кроется в отсутствии механизма синхронизации направляемых в Интерпол данных с данными национальных информационно-вычислительных систем, что приводит к весьма трудоемкой задаче отслеживания текущего состояния объектов учета и внесения всех необходимых изменений.

Альтернативой веб-формам является технология веб-сервисов, в общем виде представляющая собой набор информационных стандартов и протоколов, используемых с целью обмена данными между приложениями.

Первые веб-сервисы Интерпола введены в эксплуатацию в 2010 г. и с тех пор постоянно совершенствуются. Основное их назначение заключается в возможности использования национальных информационно-вычислительных систем в целях организации удаленного доступа к учетам Интерпола.

Первым примером успешного применения такой технологии в нашей стране стал ввод в

2012 г. в эксплуатацию автоматизированной системы оперативного информирования органов внутренних дел Российской Федерации о похищенных автомототранспортных средствах, состоящих на учете в Генеральном секретариате Интерпола (АИС «Интерпол-Автопоиск») [1]. Это позволило территориальным органам внутренних дел (пользователям федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы ГИБДД и интегрированного банка данных ФКУ «ГИАЦ МВД России») получить удаленный доступ к учетам Интерпола, что значительно повысило оперативность выявления автомототранспорта, похищенного за рубежом.

Другим примером реализации использования веб-сервисов стал ввод в эксплуатацию в

2013 г. интегрированной распределенной автоматизированной системы НЦБ Интерпола МВД России «Ресурс-2» [2], которая обеспечивает:

— эффективное взаимодействие НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений;

— пополнение банков данных Генерального секретариата Интерпола за счет информации, поступающей из территориальных подразделений НЦБ Интерпола;

— повышение оперативности информационного обмена с Генеральным секретариатом Интерпола и национальными центральными бюро государств — членов Организации. Сегодня веб-сервисы Интерпола используются не только в России, но и в других странах — членах Организации, имеющих развернутую национальную аппаратно-программную инфраструктуру.

Использование правоохранительными органами Российской Федерации информационных ресурсов Интерпола запланировано в рамках реализации государственной программы Российской Федерации по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности [3]. В этой связи дальнейшая интеграция с ресурсами Интерпола согласуется с планами МВД России по развитию интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России. В ее составе до конца 2015 г. планируется ввод в эксплуатацию новых сервисов обеспечения оперативно-служебной деятельности НЦБ Интерпола, областью применения которых является автоматизация удаленного доступа к банкам данных Интерпола для российских правоохранительных органов.

Ежегодно территориальными органами внутренних дел с использованием систем «Ре-сурс-2» и АИС «Интерпол-Автопоиск» направ-

ляется более 20 млн запросов к банкам данных Интерпола на проверку объектов учета — авто-мототранспорта, похищенных и утраченных паспортов, лиц. По мере расширения числа пользователей ресурсами Интерпола в рамках развития ИСОД количество запросов может возрастать.

Использование информационными системами МВД России веб-сервисов Интерпола предоставляет органам внутренних дел возможность обращения к большим массивам разнородных данных с целью анализа информации. Этот вопрос рассматривался в научно-исследовательской работе (НИР) «Перспективные вопросы информационно-аналитического обеспечения взаимодействия автоматизированной системы «Ресурс-2» НЦБ Интерпола МВД России с информационно-вычислительными системами МВД России в рамках создания прикладной программной платформы ведомственных общесистемных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России», выполненной Академией управления МВД России в 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные различных информационных систем МВД России и Интерпола по своей природе разнородны, т. е. имеют разную структуру, хранятся в базах данных различного формата. Взаимодействие информационных систем на уровне веб-сервисов позволяет преодолеть разнородность данных, а также осуществить их связывание и автоматизированную обработку в целях информационного анализа. В указанной НИР

Список литературы

1. О вводе в эксплуатацию автоматизированной системы оперативного информирования органов внутренних дел Российской Федерации о похищенных автомототранспортных средствах, состоящих на учете в Генеральном секретариате Интерпола: приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1301 // СТРАС «Юрист».

2. О вводе в эксплуатацию интегрированной распределенной автоматизированной системы НЦБ Интерпола МВД России: приказ МВД России от 28 мая 2013 г. № 295 // СТРАС «Юрист».

3. Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 го-

исследованы результаты взаимодействия информационных сервисов АИС «Ресурс-2», ПТК «Розыск-Магистраль» и системы 1^тк в части организации автоматизированных проверок по банку данных Интерпола похищенных и утраченных паспортов. Предложенная в НИР схема взаимодействия опробована на практике в режиме опытной эксплуатации в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

В настоящее время Интерполом разработаны веб-сервисы доступа к наиболее востребованным международным банкам данных — лиц, похищенного автотранспорта, похищенных и утраченных паспортов. В ближайшем будущем перечень веб-сервисов Интерпола может быть расширен, что неоднократно отмечалось на заседаниях рабочей группы по разработке системы 1^тк. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются банки данных Интерпола похищенных культурных ценностей и оружия.

Учитывая сказанное, сегодня наиболее перспективным, по нашему мнению, направлением работы по обеспечению информационного взаимодействия российских и зарубежных правоохранительных органов по линии Интерпола является дальнейшая модернизация и развитие программно-аппаратных комплексов и систем НЦБ Интерпола МВД России в рамках работ по созданию прикладной программной платформы ведомственных общесистемных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.

дов»: приказ МВД России от 21 февраля 2014 г. № 100 // СТРАС «Юрист».

4. Торошко И.В., Пузырев С.А. Экономико-математическое моделирование процессов преступной деятельности // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. № 4.1 (14).

5. INTERPOL Constitution. URL: http://www. interpol.int/Media/Files/Legal-material/ Reference-Documents/Constitution (дата обращения: 02.05.2015).

6. INTERPOL'S Rules on the Processing of Data (RPD). URL: http://www.interpol.int/Media/ Files/Legal-material/Reference-Documents/ INTERP0L%E2%80%99s-Rules-on-the-Processing-of-Data (дата обращения: 02.05.2015).

Тел.: 8 (499) 745-82-57

О u О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.