УДК 343.9 ББК 67.51
Н.А. Крайнова
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Аннотация: Проблема цифровой безопасности не является сугубо внутригосударственной. Решать её предстоит сообща - всему мировому сообществу. Без активного взаимодействия государств и международных организаций невозможно эффективно противодействовать киберпреступлениям. Оцифровка уголовного закона не нужна. Он должен регулировать реальные (не виртуальные) отношения между людьми, защищать жизненные ценности. Цифровизация же процессов предупреждения преступлений желательна (с обязательным учётом положений формирующегося «права безопасности»).
Ключевые слова: цифровизация; уголовное право; «право безопасности»; международная цифровая безопасность; противодействие преступности.
N.A. Krainova
«INTERNATIONAL DIGITAL SECURITY»: MYTH OR REALITY?
Summary: The problem of digital security is not only a domestic issue. It has to be solved jointly by the global community. Without the active cooperation of states and international organizations, it is impossible to effectively counter cybercrime. Digitalization of the criminal law is not needed. The criminal law must regulate real (not virtual) relationships between people and protect life values. Digitalization of crime prevention processes is desirable (taking into account the provisions of the emerging «security law»).
Keywords: digitalization; criminal law; «security law»; international digital security; crime counteraction.
Цифровое управление общественными отношениями стремительно набирает обороты, охватывая практически все сферы человеческой жизнедеятельности, заменяя собой классические инструменты регулирования. Как следствие, наше общество трансформируется, что приводит не только к положительным результатам, но и порождает определённые вызовы и угрозы.
В складывающейся ситуации обеспечение информационной безопасности граждан, общества, государства становится достаточно актуальным направлением. Ещё в июле 2018 года, выступая на Первом Международном конгрессе по кибербезопасности, Президент РФ В.В. Путин отметил, что вопросы безопасности информационного пространства требуют особого внимания, так как число угроз в этой сфере растёт [10].
По данным Министра внутренних дел РФ В.А. Колокольцева, количество киберпресту-плений в России в 2018 г. увеличилось на 92 %, а за последние годы - в 16 раз [9]. За период с января по октябрь 2019 года в нашей стране зарегистрировано 240,2 тыс. преступлений,
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (на 69,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года). В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 8,4 % (в январе - октябре 2018 г.) до 14,0 % [5].
Наибольшее число киберпреступлений выявлено органами внутренних дел (98,4 %), около половины данных деяний (48,7%) относится к категориям тяжких и особо тяжких (117,0 тыс.) преступлений, более половины (52,6 %) совершается с использованием сети «Интернет» (126,3 тыс.), более трети (38,5 %) - средств мобильной связи (92,4 тыс.). Путём кражи или мошенничества совершено 79,0 % преступлений (189,8 тыс.), 8,6 % (20,7 тыс.) -с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств [5].
Эксперты полагают, что в 2020 году число киберпреступлений будет только расти. При этом становится всё труднее им противодействовать, в том числе в силу постоянного совершенствования вредоносных программ, используемых злоумышленниками.
Н.А. Крайнова. «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
43
Крупные компании для повышения эффективности своей деятельности стараются её оцифровывать. Тем самым они делают себя более уязвимыми перед киберпреступниками. С расширением возможностей машинного обучения и искусственного интеллекта кри-миногенность информационно-телекоммуникационной сферы увеличивается. С каждым днём становится всё больше различных вредоносных программ, чат-ботов, помогающих мошенникам совершать кибератаки. Кроме того, развивается криптография - способ кражи личных данных граждан, конфиденциальной информации со взломанных электронных ресурсов [1].
Таким образом, решение проблем цифровой безопасности средствами правового регулирования является крайне актуальной задачей. В этой связи исследование возможностей уголовного, уголовно-процессуального права и криминологии в обеспечении цифровой безопасности, ставшее предметом доклада С.Я. Лебедева [6], представляется весьма своевременным.
Как отмечает Семён Яковлевич, в чём я с ним полностью согласна, «до сих пор наше традиционное материальное право, обозначающее, что есть правонарушение и преступление, и вместе с ним процессуальное право, регламентирующее правовые механизмы воздействия на правонарушителей (преступников), демонстрируют себя в так называемом «аналоговом режиме»» [6, с. 21]. Представляется, что данная ситуация объяснима именно «традиционностью» материального права, его функциональным предназначением - регулирование общественных отношений в системе «человек-человек».
Возникшие и сформировавшиеся много столетий назад традиционные правовые нормы, институты предназначены для регулирования отношений, существующих в настоящем (реальном) мире, субъектами которых выступают люди. Распространение действия традиционных норм на отношения, возникающие и развивающиеся в цифровом пространстве (нереальном, виртуальном мире), возможно, будут давать сбой, работать не так или вовсе не работать. В этой связи становится объяснимой подмеченная многими специалистами, в том числе и профессором Лебедевым, ситуация, характеризующаяся «явной неготовностью нашего законодателя
и, главное, правоприменителя адекватно реагировать на происходящие в мире технологические перемены» [6, с. 19].
Учитывая вышеизложенное, до начала масштабного реформирования уголовного законодательства под цифровые реалии нам необходимо ответить на вопрос: «А следует ли это делать вообще?».
В рамках реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был принят пакет изменений в Гражданский кодекс РФ, вступивших в силу с 01.10.2019 г., которые уже оцениваются специалистами как декларативные, нуждающиеся в дополнениях [8]. Отметим, данные законодательные новеллы приняты со значительным опозданием, отражают уже сложившиеся отношения, никакого существенного результата, по мнению ряда специалистов, не дали. В гражданско-правовом регулировании, в отличие от уголовного, действует принцип аналогии, и такие запоздалые и неполные изменения и дополнения ГК РФ будут работать, тем более, что практика уже идёт по этому пути. Однако для уголовно-правового регулирования подобная ситуация губительна.
Говоря о процессах цифровизации сферы уголовно-правовых отношений, необходимо разделять область правового регулирования и применяемые для такового инструменты. Нельзя забывать, что слепое, бездумное следование тенденциям правового регулирования в других отраслях права, прежде всего, цивилистических, может привести к весьма трагичным последствиям для уголовного законодательства, в то время как обдуманное использование цифрового инструментария станет весьма полезным.
Цифровизация деятельности органов прокуратуры, судебной системы, подразделений МВД РФ, Следственного комитета РФ, направленная на совершенствование документооборота, весьма полезна. Использование ими в своей работе современных технических средств и новинок 1Т-прома заслуживает одобрения. Ожидаемое создание в структуре МВД подразделений, которые будут специализироваться на противодействии преступлениям в 1Т-сфере [7], вызывает у меня оптимизм, свидетельствует о готовности государства противостоять киберугрозам. Предупреждение преступлений - важное на-
4 (55) 2019
правление государственной деятельности, где внедрение цифровых технологических решений оправдано.
Подчеркну, противодействие преступности может и должно осуществляться с использованием цифровых технологий, так называемых инструментов Legal tech, но рассматривать их следует только как инструменты. При этом нельзя допускать вмешательства формирующегося в настоящее время «права безопасности» в сферу уголовного законодательства.
Считаю справедливым мнение У. Зибера, полагающего, что «право безопасности» требует самоопределения, так как оно не может вместиться в классические правовые отрасли: уголовное, полицейское, военное законодательство [4, с. 36]. Развитие в геометрической прогрессии цифровых технологий, их внедрение во все сферы жизни человека неизбежно. Использовать данные технологии необходимо, но делать это нужно «подконтрольно»: в рамках отдельной отрасли права - права безопасности.
Использование цифровых инструментов таит в себе угрозу. Как отметил Д.А. Шеста-ков, «прикасаясь к проблеме «безопасности», в связи с надвигающимся «цифровым» управлением обществом - в том числе управлением посредством «кибернизации» уголовного права, - нельзя ограничиваться восприятием лишь положительной стороны законодательства безопасности. Долг преступностиведа видеть также отрицательную, в частности, криминогенную сторону этой нормативной отрасли, связанную с ограничением прав человека, нельзя проходить мимо некоторых даже преступных её правил» [12, с. 28].
Любое технологическое решение, позволяющее ограничить возможность человека в выборе варианта действий, с неизбежностью порождает вопросы: «Как быть с соблюдением прав человека?», «Не даём ли мы при таком подходе возможность манипулировать признанными ценностями тем лицам, которые активно используют искусственный интеллект?». Предполагаемый выход из данной ситуации - отказ от наделения IT-систем функциями по управлению обществом, сохранение этих полномочий за государством. Эта проблема нуждается в дальнейшем осмыслении (при обязательном учёте развития цифровых технологий).
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Процессам цифровизации, прежде всего, экономических отношений, сопутствует децентрализация управления. Например, использование криптовалют, как средства платежа, означает признание государством оборота неких «квазиденег», выпуск в обращение которых им не контролируется. Их особенность - они не имеют единого центра эмиссии. Криптовалюта (самая известная из них - биткойн) - это программный код, не регулируемый ни одним банковским надзорным органом в мире и не имеющий эмиссионного центра. Создают код или добывают условный ограниченный ресурс сами пользователи за счёт вычислительной мощности компьютера [11].
В настоящее время наше государство идёт по пути признания криптовалют в качестве «иного имущества». Власти понимают необходимость осуществления государственного контроля за майнингом, но правовых решений для этого пока не предложено. Также остаётся открытым вопрос уголовно-правовой охраны отношений, связанных с выпуском криптовалют.
Повсеместное и бесконтрольное распространение, использование цифровых технологий представляет угрозу для государства. В связи с этим, заслуживает поддержки идея национализации производства всего ^-оборудования и ГГ-технологий [12, с. 31]. Возможно, таковая поможет России избавиться от всеобъемлющего нарушения тайны общения. Напомню, о нём нам поведал Э. Сноуден, ставший на своей Родине - в США - для большей части населения героем [3, с. 21].
Отмечу, проблема цифровой безопасности не является сугубо внутригосударственной. Решать её предстоит сообща - всему мировому сообществу. Настоящий этап развития финансово-информационных технологий характеризуется нашей зависимостью от них. Без активного взаимодействия государств и международных организаций невозможно эффективно противодействовать киберпре-ступлениям. Нам необходима многоуровневая институциональная система кибербезопас-ности, включающая в себя:
- выработку стратегии, обеспечивающей кибербезопасность на национальном и международном уровнях;
- унификацию соответствующих положений в законодательстве государств, сотрудни-
НА. Крайнова. «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
45
чающих в сфере противодействия киберпре-ступности;
- заключение межгосударственных соглашений, предусматривающих меры противодействия компьютерной преступности;
- наращивание взаимодействия национальных спецслужб и координация их действий;
- совершенствование российского законодательства, учитывающее новые технические угрозы;
- формирование современной материально-технической и кадровой базы для противодействия киберпреступности;
- повышение технической и финансовой грамотности населения;
- координацию деятельности всех участников противодействия киберпреступности, начиная от правоохранительных органов и заканчивая исследовательскими и академическими структурами [2, с. 85-86].
Завершая свои размышления на тему международной цифровой безопасности, скажу следующее. Я против оцифровки уголовного закона. Он должен регулировать реальные (не виртуальные) отношения между людьми, защищать жизненные ценности. В то же время поддерживаю идею цифровизации процессов предупреждения преступлений (с обязательным учётом положений формирующегося «права безопасности»).
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексина П. Кибератаки в 2019 году: что угрожает компаниям и пользователям. URL: https://psm7. com/security/kiberprestupnost-v-2019-godu.html (дата обращения: 01.12.2019).
2. Головинов О.Н., Погорелое А.В. Киберпреступность в современной экономике: состояние и тенденции развития // Вопросы инновационной экономики. 2016. № 1. Т. 6. С 73-88.
3. Данилов А.П. Криминология: Россия и мир. Санкт-Петербург, ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2018. 332 с.
4. Зибер У. Границы уголовного права. Основные положения и призывы новой исследовательской уголовно-правовой программы Института зарубежного и международного уголовного права им. М. Планка // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. № 1 (16). С. 15-78.
5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - октябрь 2019 года. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19007735 (дата обращения: 01.12.2019).
6. Лебедев С.Я. Цифровой безопасности - цифровой уголовно-правовой ресурс // Криминология, вчера, сегодня, завтра. 2019. № 4 (55). С. 17-25.
7. МВД создаст новые подразделения по борьбе с преступностью в сфере IT. URL: https://pravo.ru/ news/215771/ (дата обращения: 01.12.2019).
8. О реализации концепции цифровых прав. URL: https://zakon.ru/blog/2019/09/27/o_realizacii_ koncepcii_cifrovyh_prav (дата обращения: 01.12.2019).
9. Петров И. Число киберпреступлений в России увеличилось в 16 раз. URL: https://rg.ru/2019/03/25/ kolokolcev-chislo-kiberprestuplenij-v-rossii-uvelichilos-v-16-raz.html (дата обращения: 01.12.2019).
10. Пленарное заседание Международного конгресса по кибербезопасности. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/57957 (дата обращения: 01.12.2019).
11. Тихончук Д., Кантышев П. Государство возьмёт под контроль эмиссию и обращение криптова-лют. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/10/11/737423-gosudarstvo (дата обращения: 01.12.2019).
12. Шестаков Д.А. Возвращаясь к безопасности ввиду «оцифровки» уголовного права (в связи с докладом С.Я. Лебедева 6 декабря 2019 года) // Криминология, вчера, сегодня, завтра. 2019. № 4 (55). С. 26-31.
REFERENCES
1. Aleksina P. Kiberataki v 2019 godu: chto ugrozhaet kompaniyam i polzovatelyam. [Cyber attacks in 2019: what threatens companies and users]. URL: https://psm7.com/security/kiberprestupnost-v-2019-godu.html (date of submission: 01.12.2019).
2. Golovinov O.N., Pogorelov A.V. Kiberprestupnost v sovremennoy ekonomike: sostoyanie i tendentsii razvitiya. [Cybercrime in the modern economy: state and development trends]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki - Issues of Innovative Economics. 2016, no. 1, vol. 6, pp. 73-88.
3. Danilov A.P. Kriminologiya: Rossiya i Mir. [Criminology: Russia and the World]. St.P.: ZAO «Poligraficheskoe predpriyatie № 3». 2018, 332 p.
4 (55) 2019
4. Sieber U. Granitsy ugolovnogo prava. Osnovnye polozheniya i prizyvy novoy issledovatelskoy ugolovno-pravovoy programmy Instituta zarubezhnogo i mezhdunarodnogo ugolovnogo prava im M. Planka. [Limits of criminal law. Major notions and challenges of new research program in criminal law in Max Planck Institute for Foreign and International Criminal Law]. Perevod s nemetskogo D.A. Shestakova. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2009, no. 1 (16), pp. 15-78.
5. Kratkaya kharakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii za yanvar - oktyabr 2019 goda. [Brief characteristics of the state of crime in the Russian Federation for January - October 2019]. URL: https:// xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19007735 (date of submission: 01.12.2019).
6. LebedevS.Y. Tsifrovoy bezopasnosti - tsifrovoy ugolovno-pravovoy resurs. [Digital criminal law resource for digital security]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 4 (55), pp. 17-25.
7. MVD sozdast novye podrazdeleniya po borbe s prestupnostyu v sfere IT. [The Ministry of Internal Affairs will create new units to counteract crime in the field of IT]. URL: https://pravo.ru/news/215771/ (date of submission: 01.12.2019).
8. O realizatsii kontseptsii tsifrovykh prav. [On the implementation of the concept of digital rights]. URL: https://zakon.ru/blog/2019/09/27/o_realizacii_koncepcii_cifrovyh_prav (date of submission: 01.12.2019).
9. Petrov I. Chislo kiberprestupleniy v Rossii uvelichilos v 16 raz. [The number of cybercrimes in Russia has increased 16 times]. URL: https://rg.ru/2019/03/25/kolokolcev-chislo-kiberprestuplenij-v-rossii-uvelichilos-v-16-raz.html (date of submission: 01.12.2019).
10. Plenarnoe zasedanie Mezhdunarodnogo kongressa po kiberbezopasnosti. [Plenary meeting of the International Cybersecurity Congress]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57957 (date of submission: 01.12.2019).
11. Tikhonchuk D., Kantyshev P. Gosudarstvo vozmet pod control emissiyu i obrashchenie kriptovalyut. [The state will take control of the emission and circulation of cryptocurrencies]. URL: https://www.vedomosti.ru/ technology/articles/2017/10/11/737423-gosudarstvo (date of submission: 01.12.2019).
12. ShestakovD.A. Vozvrashchayas k bezopasnosti vvidu «otsifrovki» ugolovnogo prava (v svyazi s dokladom S.Y Lebedeva 6 dekabrya 2019 goda). [Returning to security in light of the «digitalization» of criminal law (in connection with the report of S.Y. Lebedev as of December 6, 2019)]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 4 (55), pp. 26-31.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Надежда Александровна Крайнова - кандидат юридических наук, доцент, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Nadezhda Aleksandrovna Krainova - PhD in Laws, associate professor, member of the St. Petersburg International Criminology Club, dean of the faculty of law of St. Petersburg State Economic University (St. Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА