Научная статья на тему 'Цифровой уголовно-правовой ресурс: содержание и перспективы'

Цифровой уголовно-правовой ресурс: содержание и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / DIGITAL CRIMINAL LAW RESOURCE / IT / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / CYBERCRIME / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пишикина Нина Ивановна

Сегодня киберпреступность угрожает всему мировому сообществу. При этом применяемых усилий по противодействию ей явно недостаточно. Данное обстоятельство обусловливает необходимость поиска новых способов воздействия на неё. Одним из них является предложенный профессором Лебедевым цифровой уголовно-правовой ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CRIMINAL LAW RESOURCE: CONTENT AND PROSPECTS

Today, cybercrime threatens the entire world community. The efforts to counter it are not enough. This circumstance forces the search for new ways to it counteraction. One of these ways is a digital criminal law resource proposed by Professor Lebedev.

Текст научной работы на тему «Цифровой уголовно-правовой ресурс: содержание и перспективы»



Н.И. Пишикина. ЦИФРОВОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС 55

УДК 343.9 ББК 67.51

Н.И. Пишикина

ЦИФРОВОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС: СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: Сегодня киберпреступность угрожает всему мировому сообществу. При этом применяемых усилий по противодействию ей явно недостаточно. Данное обстоятельство обусловливает необходимость поиска новых способов воздействия на неё. Одним из них является предложенный профессором Лебедевым цифровой уголовно-правовой ресурс.

Ключевые слова: цифровой уголовно-правовой ресурс; информационные технологии; искусственный интеллект; киберпреступность; права человека.

N.I. Pishikina

DIGITAL CRIMINAL LAW RESOURCE: CONTENT AND PROSPECTS

Summary: Today, cybercrime threatens the entire world community. The efforts to counter it are not enough. This circumstance forces the search for new ways to it counteraction. One of these ways is a digital criminal law resource proposed by Professor Lebedev.

Keywords: digital criminal law resource; IT; artificial intelligence; cybercrime; human rights.

Прошедшая 6 декабря 2019 года в Клубе беседа, на которой с основным докладом «Цифровой безопасности - цифровой уголовно-правовой ресурс» выступил С.Я. Лебедев, была крайне интересной.

Как отмечает Д.А. Шестаков, проблемное поле между: 1) уголовным правом, 2) «правом безопасности», 3) компьютерными технологиями, используемыми в преступной деятельности и 4) компьютерными технологиями, направленными на противодействие преступности, давно привлекает к себе внимание Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. Теперь, спустя годы, значение преступностиведческого осмысления данного поля наконец-то начинает пониматься широким кругом специалистов. Об этом свидетельствуют публикации и создание в России научных подразделений (кафедры вузов, секторы научных учреждений), которые нацелены на освоение вопросов безопасности [5, с. 27].

Проблемы информационных технологий и искусственного интеллекта являются актуальными не только для науки, но и для законотворчества, практической деятельности. Достаточно вспомнить, что 10 октября 2019 года Президентом России подписан Указ, ут-

вердивший Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (далее по тексту - Стратегия).

На предыдущей встрече в Клубе (28 февраля 2014 года) с докладом Семёна Яковлевича «Киберкриминология: к систематизации научного знания о технологических инновациях преступности и её предупреждения», честно сказать, многое было не понятно. Сегодня же мы применяем, например, в преподавательской деятельности многие способы сбора, изучения и передачи информации посредством информационных технологий, используем личный профиль для отображения в нём своей деятельности.

В нынешнем выступлении профессор Лебедев обозначил положительные моменты технического развития и свои опасения, связанные с таковым, - в части возможности использования информационных технологий во вред правам человека.

Отметим, в УК РФ закреплён ряд преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий (п. «д» ч. 3 ст. 110.1, ч. 2 ст. 110.2, ч. 3 ст. 137, ст. 159.6 и другие). Противодействие им осуществляет, в основном, управление «К» Службы экономической безопасности ФСБ России и Управле-

4 (55) 2019

ние «К» МВД России. Но их сил в условиях всё возрастающего вала компьютерных преступлений явно недостаточно. Применение информационных технологий в деятельности правоохранительных органов значительно бы повысило их эффективность взаимодействия, в том числе с иными государственными и негосударственными субъектами, упростило бы управление ими.

Согласно исследованиям компании Kroll, число киберпреступлений, начиная с 2012 года, непрерывно растёт. В 2017 году число тех, кто хоть раз подвергся кибератаке, достигло рекордного уровня - 86 % опрошенных компаний по всему миру. При этом кража информационных данных организаций впервые стала популярнее похищения физических активов, в том числе денежных средств (о попытках или воровстве данных сообщило около 30 % опрошенных). Более половины компаний считают, что они «подвержены или очень подвержены» краже информации. Четверо из десяти опрошенных руководителей считают, что их организации в 2017 году подвергались атаке вирусными программами. Второй по популярности вид атак с применением вредоносных программ - фишинговые атаки по электронной почте [4].

Именно поэтому, видя всё нарастающую опасность киберпреступности, профессор Лебедев призывает специалистов в сфере юриспруденции, информационных технологий объединить свои усилия для создания специального, цифрового уголовно-правового ресурса.

В моём понимании, данный ресурс - это не «цифровизация» существующего уголовного закона, а формирование такой базы, которая, во-первых, содержала бы признаки деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Во-вторых, она должна иметь «технологический инструмент» по распознаванию уголовно-наказуемых деяний (на основании выработанных признаков) в техниче-ско-информационной сфере, их блокировке, выявлению источника информации и фиксации его данных.

Для создания этой базы необходимо привлечение знатоков в области права, прежде всего уголовного, и IT-специалистов. Скорее всего, в результате вышеуказанной работы перечень компьютерных преступлений, учитывая современные реалии, значительно расширится.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Не факт, что я абсолютно верно трактую идею о цифровом уголовно-правовом ресурсе, озвученную докладчиком. Важнее в данный момент понять, есть ли необходимость в разработке такого механизма и, если да, надо действовать. Пока у меня не сложилось однозначного мнения по этому вопросу, но, как остроумно отметил профессор Лебедев в ходе дискуссии, если этого не сделаем мы, осуществят другие.

Однако на нашем пути возникает несколько препятствий. Первое - законодатель и правоприменитель, по мнению докладчика, не готовы адекватно реагировать на происходящие в мире технологические перемены [2]. Тем не менее, это не означает, что они не заинтересованы в таком ресурсе. Второе - исполнители, скорее всего, в силу «традиции» ждут указания свыше. Кроме того, законодатель и правоприменитель способны реализовывать «понятные» проекты, а сущность и механизм внедрения информационных технологий в законодательную и правоприменительную деятельность для большинства исполнителей пока не ясны.

Надо сказать, что и теоретики не совсем понимают, о чём идёт речь, поскольку многие специалисты в области уголовного права являются представителями старшего поколения и не «очень хорошо» разбираются в информационных технологиях. Для проявления их активности необходимо время, приобретение ими дополнительных знаний, получение практических навыков работы с использованием информационных технологий.

Проблемы недостаточности у людей знаний в области искусственного интеллекта и недоверия к использованию информационных технологий отражены в пункте 8 Стратегии. В нём, в частности, говорится: «Отсутствие понимания того, как искусственный интеллект достигает результатов, является одной из причин низкого уровня доверия к современным технологиям искусственного интеллекта и может стать препятствием для их развития».

Трудность привлечения к этой работе специалистов в области информационных технологий может быть связана с отсутствием мотивации у них, в том числе финансовой. Поэтому в данной ситуации целесообразнее использовать уже имеющиеся решения, в рамках которых можно реализовать идею создания цифрового уголовно-правового ресурса.

НИ Пишикина. ЦИФРОВОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС 57

Например, на сегодняшний день существует план исполнения Национальной технологической инициативы (далее по тексту - НТИ). Главным нормативным актом, регулирующим её реализацию, является Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 года «О реализации национальной технологической инициативы».

Постановлением утверждён механизм реализации НТИ, являющейся долгосрочной межведомственной программой частно-государственного партнёрства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений. Также в Постановлении определены механизм взаимодействия участников разработки «дорожных карт» и проектов НТИ, требования к содержанию документов, источники и формы поддержки реализации проектов, условия предоставления субсидии и её возврата в случае недостижения установленных целевых показателей, обязательства получения субсидий. Функциями проектного офиса НТИ наделено ОАО «Российская венчурная компания», осуществляющая управление, организационно-техническую и экспертно-аналитическую поддержку, информационное и финансовое обеспечение разработки и реализации «дорожных карт» и проектов НТИ [3].

Понятно, что для подготовки проекта и участия в предоставлении субсидии в рамках реализации НТИ необходим коллектив специалистов, который может быть создан, например, на базе высшего образовательного учреждения, либо научного сообщества, в частности, Санкт-Петербургского международного криминологического клуба.

Объективности ради, кроме положительных моментов использования информационных технологий необходимо отметить и негативные. Информационные элементы управления имеют различные формы, в том числе, слежку, цензуру, самоцензуру, распространение стратегической информации. Так, слежка может осуществляться посредством использования следующих средств и способов: видеокамер; механизмов, распознающих человека по отпечаткам пальцев, лицу, голосу; контроля в интернете.

Цензура, как известно, связана с запретом чего-либо. Она может ограничивать доступ к «нежелательной информации», а также полностью блокировать источники таковой. С ис-

пользованием информационных технологий возможности цензуры становятся всеобъемлющими.

Осознание человеком того, что за ним ведётся постоянное наблюдение, формирует самоцензуру, в том числе отказ от высказываний и действий, которые могут навредить ему или его близким. Фактически самоцензура исключает активную гражданскую позицию, без чего невозможно построение гражданского общества.

Распространение стратегической информации, в форме пропаганды или дезинформации, позволяет манипулировать общественным мнением. Чем больше государство знает о своих гражданах, тем больше у него вариантов манипулировать ими. Этот вид деятельности при расширении объёма использования информационных технологий также получит дополнительный импульс.

Криминологи давно говорят о криминоген-номвлиянииинформации.В частно сти,постав-лен вопрос о введении уголовной ответственности за управление общественным мнением, осуществляемое с причинением существенного вреда интересам общества [4, с. 57].

Учитывая специфику общественных отношений в сфере применения уголовного закона, без названных информационных элементов управления не обойтись. Тут и возникает опасность нарушения прав человека. Для минимизации возможности совершения таковых, например, в разделе 3 пункта 19 Стратегии закреплены следующие принципы развития и использования технологий искусственного интеллекта:

а) защита прав и свобод человека: обеспечение защиты гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод человека, в том числе права на труд, и предоставление гражданам возможности получать знания и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики;

б) безопасность: недопустимость использования искусственного интеллекта в целях умышленного причинения вреда гражданам и юридическим лицам, а также предупреждение и минимизация рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта.

Обеспокоено потенциальной вероятностью нарушения прав человека в результа-

4 (55) 2019

те развития цифровизации и научное сообщество. Этому вопросу была посвящена международная конференция «Новые технологии и право в защите прав человека», организованная 4 ноября 2019 года Центром правовых программ на базе РГПУ имени А.И. Герцена.

Участниками конференции стали учёные и практики из России, Великобритании, Латвии. На ней обсуждались созвучные с рассматриваемой проблемой темы:

- Правосудие по алгоритму: искусственный интеллект в работе полиции и уголовном правосудии;

- Трансформация основ уголовного судопроизводства в условиях развития цифровых технологий;

- Европейская хартия об этических принципах применения искусственного интеллекта в судебных системах;

- Влияние технологий на доступ к правосудию.

По мнению участников этого мероприятия, несмотря на активное внедрение в систему правосудия информационных технологий, в частности в Великобритании, на

данном этапе «последнее слово» пока всё же остаётся за человеком. Однако ключевое слово - «пока».

Таким образом, идея создания цифрового уголовно-правового ресурса на сегодняшний день не имеет широкой поддержки ни в научных кругах, ни у практиков. Это обусловлено различными причинами. Вместе с тем, учитывая всё увеличивающееся число киберпре-ступлений, создание данного ресурса в ближайшее время может стать необходимостью. При этом выверенная с УК РФ и текущей ситуацией в сфере киберпреступности уголовно-правовая составляющая ресурса имеет первостепенное значение. Как следствие, участие специалистов по уголовному праву, криминологов в формировании этой части крайне важно.

Данная потребность безусловно осознаётся профессором Лебедевым, который уже много лет занимается проблемами противодействия киберпреступности. Хочу поблагодарить уважаемого Семёна Яковлевича за интересный доклад в Клубе, пожелать ему удачи и успехов в достижении поставленной цели.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А.П. Информационно-идеологические меры противодействия глобально организованной преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2 (53). С. 57-59.

2. Лебедев С.Я. Цифровой безопасности - цифровой уголовно-правовой ресурс. URL: http://www. criminologyclub.ru/the-last-sessions/373-2019-12-08-11-57-27.html (дата обращения: 30.12.2019 года).

3. О реализации Национальной технологической инициативы. URL: http://government.ru/docs/22721/ (дата обращения: 13.12.2019).

4. Хвостик Е. Кибератаки вывели корпоративную преступность на новый уровень. Данные из компаний крадут чаще, чем деньги. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3527218 (дата обращения: 30.12.2019 года).

5. ШестаковД.А. Возвращаясь к безопасности ввиду «оцифровки» уголовного права (в связи с докладом С.Я. Лебедева 6 декабря 2019 года) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 4 (55). С. 26-31.

REFERENCES

1. DanilovA.P. Informatsionno-ideologicheskie mery protivodeystviya globalno organizovannoy prestupnosti. [Information and ideological measures of globally organized crime counteraction]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 2 (53), pp. 57-59.

2. LebedevS.Y. Tsifrovoy bezopasnosti - tsifrovoy ugolovno-pravovoy resurs. [Digital criminal law resource for digital security]. URL: http://www.criminologyclub.ru/the-last-sessions/373-2019-12-08-11-57-27.html (date of submission: 30.12.2019).

3. O realizatsii Natsionalnoy tekhnologicheskoy initsiativy. [On the implementation of the National Technology Initiative]. URL: http://government.ru/docs/22721/ (date of submission: 13.12.2019)

4. Khvostik E. Kiberataki vyveli korporativnuyu prestupnost na noviy uroven. Dannye iz kompaniy kradut chashche, chem dengi. [Cyberattacks brought corporate crime to a new level. Company data is stolen more often than money]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3527218 (date of submission: 30.12.2019).

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

5. Shestakov D.A. Vozvrashchayas k bezopasnosti vvidu «otsifrovki» ugolovnogo prava (v svyazi s dokladom S.Y. Lebedeva 6 dekabrya 2019 goda). [Returning to security in light of the «digitalization» of criminal law (in connection with the report of S.Y. Lebedev as of December 6, 2019)]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 4 (55), pp. 26-31.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Нина Ивановна Пишикина - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления РАНХиГС РФ (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: pishinina@ mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Nina Ivanovna Pishikina - PhD in Laws, associate professor, associate professor of the department of law of the North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]

4 (SS) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.