Научная статья на тему 'Методы управления изменениями во внутренней среде крупной корпорации, обеспечивающие ее функции'

Методы управления изменениями во внутренней среде крупной корпорации, обеспечивающие ее функции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ / КАПИТАЛ / CORPORATION / TRANSFORMATIONS / INTERNAL ENVIRONMENT / RESEARCH OF MANAGEMENT OF CHANGES / METODS OF MANAGEMENT OF CHANGES / CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А.А., Солодкин В.С.

Исследование методов управления изменениями в крупной корпорации востребовано в рамках создания своевременных механизмов, с помощью которых корпорации могут оперативно реагировать на изменения, возникающие во внешней среде. Вызовы, с которыми сталкиваются современные экономические системы, изменяют взгляд на подходы к управлению хозяйственными субъектами. Корпоративные субъекты берут курс на наращивание интеллектуального капитала, интеллектуализацию производимых продуктов и оказываемых услуг, воспроизводство редких компетенций персонала. Все эти процессы инициируют преобразования институционального контура корпораций, системы стратегического и оперативного планирования, подстраивая их под «интеллектуальные» преобразования. Всю совокупность методов управления преобразований авторы объединяют в две группы методов организационные и социально-психологические, которые предлагают использовать в тесной взаимосвязи друг с другом, что позволит нивелировать недостатки каждого из методов. Авторами предложена инфраструктура управления изменениями в корпорации, а также определены ее элементы, которым заданы определенные характеристики. В статье подробно рассмотрен один из элементов инфраструктуры управления изменениями в корпорации информационная платформа управления изменениями и ее основные задачи. Реализация данных задач позволит не только нарастать конкурентные преимущества корпорации, но и создать в ней систему бесперебойной генерации интеллектуального капитала и нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for managing changes in the internal environment of a large corporation, providing its functions

The research of methods of management of changes in large corporation is demanded within creation of timely mechanisms by means of which corporations can quickly react to the changes arising in the external environment. Calls which modern economic systems face change a view of approaches to management of economic subjects. Corporate subjects head for building of the intellectual capital, intellectualization of the made products and the rendered services, reproduction of rare competences of personnel. All these processes initiate transformations of an institutional contour of corporations, the systems of strategic and operational planning, arranging them under "intellectual" transformations. Authors unite all set of methods of management of transformations in two groups of methods organizational and social and psychological which suggest to use in close interrelation with each other that will allow to level shortcomings of each of methods. Authors offered infrastructure of management of changes in corporation and also its elements to which certain characteristics are set are defined. In article one of elements of infrastructure of management of changes in corporation -the information platform of management of changes and its main objectives is in detail considered. Realization of these tasks will allow not only to accrue competitive advantages of corporation, but also to create in it the system of uninterrupted generation of the intellectual capital and innovations.

Текст научной работы на тему «Методы управления изменениями во внутренней среде крупной корпорации, обеспечивающие ее функции»

support. Proceedings of the VI International Scientific Conference. FGBOU VPO "Kuban State Agrarian University". - 2016. - p. 360364.

3. Berlin S.I. Classification of factors of effective activity of enterprises of the tourist complex in conditions of external environment turbulence / S.I. Berlin, H.Sh. Huako, A.A. Adamenko // Herald IMSIT. - 2015. - № 3 (63). - p. 25-29.

4. Berlin S.I. The method of determining the effectiveness of the enterprises of the tourist complex / S.I. Berlin, H.Sh. Huako, A.A. Adamenko // Natural-humanitarian studies. - 2015. - № 10 (4). - p. 25-33.

5. Official website of the Ministry of Resorts, Tourism and the Olympic Heritage of Krasnodar Region. - Access mode: https://min.kurortkuban.ru/ministry/

А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (adam83@mail.ru),

A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

B.С. Солодкин - соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета (solodkin@mail.ru),

V.S. Solodkin - Applicant of department of economy and management Adygei state university.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ КРУПНОЙ КОРПОРАЦИИ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЕЕ ФУНКЦИИ METHODS OF MANAGING CHANGES IN THE INTERNAL ENVIRONMENT OF A MAJOR CORPORATION

ENSURING ITS FUNCTIONS

Аннотация. Исследование методов управления изменениями в крупной корпорации востребовано в рамках создания своевременных механизмов, с помощью которых корпорации могут оперативно реагировать на изменения, возникающие во внешней среде.

Вызовы, с которыми сталкиваются современные экономические системы, изменяют взгляд на подходы к управлению хозяйственными субъектами. Корпоративные субъекты берут курс на наращивание интеллектуального капитала, интеллектуализацию производимых продуктов и оказываемых услуг, воспроизводство редких компетенций персонала. Все эти процессы инициируют преобразования институционального контура корпораций, системы стратегического и оперативного планирования, подстраивая их под «интеллектуальные» преобразования.

Всю совокупность методов управления преобразований авторы объединяют в две группы методов - организационные и социально-психологические, которые предлагают использовать в тесной взаимосвязи друг с другом, что позволит нивелировать недостатки каждого из методов.

Авторами предложена инфраструктура управления изменениями в корпорации, а также определены ее элементы, которым заданы определенные характеристики. В статье подробно рассмотрен один из элементов инфраструктуры управления изменениями в корпорации - информационная платформа управления изменениями и ее основные задачи. Реализация данных задач позволит не только нарастать конкурентные преимущества корпорации, но и создать в ней систему бесперебойной генерации интеллектуального капитала и нововведений.

Annotaion. The research of methods of management of changes in large corporation is demanded within creation of timely mechanisms by means of which corporations can quickly react to the changes arising in the external environment.

Calls which modern economic systems face change a view of approaches to management of economic subjects. Corporate subjects head for building of the intellectual capital, intellectualization of the made products and the rendered services, reproduction of rare competences of personnel. All these processes initiate transformations of an institutional contour of corporations, the systems of strategic and operational planning, arranging them under "intellectual" transformations.

Authors unite all set of methods of management of transformations in two groups of methods - organizational and social and psychological which suggest to use in close interrelation with each other that will allow to level shortcomings of each of methods.

Authors offered infrastructure of management of changes in corporation and also its elements to which certain characteristics are set are defined. In article one of elements of infrastructure of management of changes in corporation -the information platform of management of changes and its main objectives is in detail considered. Realization of these tasks will allow not only to accrue competitive advantages of corporation, but also to create in it the system of uninterrupted generation of the intellectual capital and innovations.

Ключевые слова: корпорация, преобразования, внутренняя среда, исследование управления изменениями, методы управления изменениями, капитал

Keywords: corporation, transformations, internal environment, research of management of changes, metods of management of changes, capital

Современный мир претерпевает кардинальные изменения. На наших глазах происходит трансформация экономических систем разного уровня сложности - как сложных экономических систем на уровне национальных

государств, так и малых экономических систем на уровне организаций. Трансформационные процессы опираются на изменения производительных сил общества, которые эволюционируют к шестому технологическому укладу. Изначально хозяйственная деятельность людей была направлена на производство продуктов питания, следующий этап развития производительных сил ознаменовался тем, что работник стал важным звеном производственного процесса, направленного на создание материальных благ и товаров. Далее информационно-коммуникационные технологии позволили установить тесные виртуальные связи между производительными силами и индивидуальным потреблением.

В цифровой экономике, к которой мы планомерно приближаемся, важным фактором производства и развития производительных сил становится информация. Как отмечают Клочко Е.Н. и Смоленцев В.М. в настоящее время «происходит трансформация структуры производительных сил, которая приводит к новым формам производительным сил: 1) новым факторам производства, 2) новым технологиям, 3) нано- материалам» [1].

Тогда можно говорить о том, что «научно-техническая революция обусловила качественное преобразование производительных сил и кардинально изменила материально-техническую базу производства с помощью компьютерной техники и мировой системы Интернет, которая является глобальным информационным ресурсом и отраженной формой всеобщих производительных сил, создаваемых и используемых только коллективно. Иначе говоря, в основе шестого технологического уклада заложена виртуализация всех общественных отношений, активное развитие нано- и биотехнологий, робототехники, искусственного интеллекта и пр.» [1].

Следовательно, вызовы, с которыми сталкиваются современные экономические системы, изменяют взгляд на подходы к управлению хозяйственными субъектами. Корпоративные субъекты берут курс на наращивание интеллектуального капитала, интеллектуализацию производимых продуктов и оказываемых услуг, воспроизводство редких компетенций персонала [2, 3]. Все эти процессы инициируют преобразования институционального контура корпораций, системы стратегического и оперативного планирования, подстраивая их под «интеллектуальные» преобразования.

Всю совокупность методов управления преобразований можно объединить в две группы методов - организационные и социально-психологические (рисунок 1). Считаем, что представленные на рисунке 1 методы необходимо использовать в тесной взаимосвязи друг с другом, что позволит нивелировать недостатки каждого из методов.

М етоды у п ра н л ения изменениями

Характеристика методов управления изменения ми

Оргаьиэациоььые глетов ы

Методические аспекты:

1) Реорганизация ключевых процессов б соответствии с при нитон рыночной стратегией. 2) Адаптация организационных структур н долхи о стн ых и н струки и й . 3) Из мен ен и е и ен н остных представлений (например, ориентация на процесс создания стоимости или клиентуру. -I) Внедрение современной и н фор манной ной технологии, г) Развитие персонала н новые методы оплаты труда

Сильные стороны: Возмоллостърадикального обновления С.иЗые стороны: 1) Быстрота изменении. 2) Концептуальное единство мероприятии.Значительное расширение компетенции специалистов.4) Нестабильность в фазе изменении. 5) Ограничения во времени и действиях в связи с желанием быстро улучшить результаты. б) Исключение альтернатив стратегии перемен (только-¡(сверху вниз»). 7) Низкая социальная приемлемость компетенции спей и ал и сто в

Соцналыю-пснхо-л оптч е ские методы

4

Методические аспекты:

Структурный и кадровый подход (новые формы организационных структур, изменение взглядов и моделей поведения сотрудников, квалификационные мероприятия хтя отдельных лни и групп)

Сильные стороны: социальная приемлемость в связи с естественным ходом изменений

С.и5ые стороны: 1) Учет способности к развитию членов системы. 2) Стимулирование самоуправления и само организации

3) Долгосрочная перспектив а. 4) Отсутствие (снижение) сопротивления изменениям. 5) Недостаточная скорость реакции, б] Завышенные тр еб ов ания к сопи а льн он ко мп етениии уч а стни-ков проиесса органнзанионного развития. 7) Необходимость

Рисунок 1 - Методы управления изменениями в корпоративных субъектах (обобщено авторами)

При проведении изменений, направленных на создание условий для устойчивого функционирования крупной корпорации, необходимо использовать специальную инфраструктуру, которая является необходимым компонентом, помогающим управлять сложными экономическими системами. Применительно к корпорациям отметим, что их управленческая инфраструктура является своеобразной платформой, создающей условия для принятия управленческих решений.

Попытаемся ответить на вопрос какой же должна быть инфраструктура управления изменениями в корпорации, выделив основные требования к ней (рисунок 2).

Рисунок 2 - Требования к инфраструктуре управления изменениями в корпорации

Все элементы предлагаемой инфраструктуры управления изменениями крупной корпорации должны обладать определенными характеристиками (рисунок 3).

Рисунок 3 - Характеристика элементов инфраструктуры управления изменениями крупной корпорации

Выделим один из элементов инфраструктуры управления изменениями в корпорации - информационную платформу управления изменениями и ее основные задачи (рисунок 4).

Рисунок 4 - Задачи информационной платформы управления изменениями в корпорации

В процессе функционирования информационной платформы управления изменениями в крупной корпорации должны быть задействованы разные группы заинтересованных лиц:

- группа разработчиков информационных коммуникаций;

- группа экспертов, отвечающая за 1) проведение мониторинга происходящих изменений во внутренней среде корпорации, 2) сбор, анализ и хранение данных, касающихся процесса управления изменениями, 3) разработку методологии оценки изменений в корпорации и др.;

- группа, отслеживающая результаты проводимых изменений в крупных корпорациях и отражающая их

с помощью планов-графиков выполнения показателей управленческих изменений, диаграмм Ганта и других наглядных инструментов.

Считаем, что необходимо предусмотреть определенную организационно-правовую форму информационной платформы управления изменениями в корпорации, которая бы позволила реализовывать изменения без каких-либо ограничений. Данной формой может быть некоммерческое партнерство. Выбор данной организационно-правовой формы обусловлен следующим обстоятельством:

- во-первых, возможностью выйти на условия самоокупаемости и эффективно развиваться в будущем;

- во-вторых, желанием ограничить финансовые аппетиты учредителей, которые могут вырасти вместе с развитием информационной платформы.

Таким образом, информационная платформа управления изменениями в корпорации призвана способствовать активному проведению изменений в крупных корпоративных структурах, а также межкорпоративному содействию, что позволит укрепить позиции корпоративных субъектов во внешней среде, опираясь на использование рассмотренных методов управления изменениями в исследуемых экономических субъектах.

Источники:

1. Клочко Е.Н., Смоленцев В.М. Развитие производительных сил на основе новых технологических укладов // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 156-161.

2. Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Кластеры компетенций как драйверы инновационного развития экономики региона // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2017. - № 2 (42). - С. 11.

3. Ермоленко А.А., Суанова З.С. Траектория движения экономической системы России // Вестник Северо-Осетин-ского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2013. - № 3. - С. 152-157.

4. Солодкин В.С. Функциональная задача управления изменениями в крупной корпорации / В.С. Солодкин, А.А. Адаменко // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 239-243.

5. Адаменко А.А. Определение инфраструктуры механизма управления изменениями в крупной корпорации / А.А. Адаменко, В.С. Солодкин // В сборнике: Учетно-аналитические и финансовые инструменты управления бизнес-процессами в экономике. Материалы междунар. науч. конф. молодых ученых и преподавателей вузов. Составители Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов. - 2018. - С. 277-280.

6. Адаменко А.А. Систематизация перспективных целей корпорации / А.А. Адаменко, В.С. Солодкин // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 17-19.

Sources:

1. Klochko E.N., Smolentsev V.M. Development of productive forces on the basis of new technological structures // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 3 (26). - p. 156-161.

2. Prokhorov V.V., Klochko E.N. Clusters of competencies as drivers of innovative development of the regional economy // Bulletin of the Caucasus Peoples' Friendship Institute. The theory of economics and national economy management. - 2017. - № 2 (42). - p. 11.

3. Ermolenko, A.A., Suanova, Z.S. The trajectory of the economic system of Russia // Bulletin of the North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov. - 2013. - № 3. - p. 152-157.

4. Solodkin V.S. The functional task of managing change in a large corporation / V.S. Solodkin, A.A. Adamenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 3 (26). - p. 239-243.

5. Adamenko A.A. Determining the infrastructure of a change management mechanism in a large corporation / A.A. Adamenko, V.S. Solodkin // In the collection: Accounting, analytical and financial tools for managing business processes in the economy. Materials Intern. scientific conf. young scientists and university professors. Compiled by Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. - 2018. - p. 277-280.

6. Adamenko A.A. Systematization of perspective goals of a corporation / А.А. Adamenko, V.S. Solodkin // In the collection: Economics and Management in the Conditions of Modern Russia. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. - 2018. - p. 17-19.

З.Г. Аушева - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» mbc_@mail.ru,

Z.G. Ausheva - Ph.D., Associate Professor of the Department "Management" FSBEI of HE "Ingush State University";

З.М. Бероева - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» mbc_@mail.ru,

Z.M. Beroeva - Ph.D., Associate Professor of the Department "Management" FSBEI of HE "Ingush State University";

М.Д. Цуров - к.э.н., старший преподаватель кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» mbc_@mail.ru,

M.D. Tsurov - Ph.D., Senior Lecturer of the Department of Management FSBEI of HE "Ingush State University".

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК POSSIBILITIES OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS IN A REGIONAL AIC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.