И.А. Бабалыкова - доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
I.A. Babalykova - associate professor of the department of theory accounting, cand. econ. sci., Kuban State Agrarian University;
А.С. Матвеев - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
A.S. Matveev - student of economic faculty, Kuban State Agrarian University;
Д.П. Позоян - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
D.P. Pozoyan - student of economic faculty,Kuban State Agrarian University.
ХОЛДИНГИ: ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ HOLDING: FEATURES OF REGULATORY REGULATION IN MODERN RUSSIA
Аннотация. Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения. Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинг. В связи с несовершенством действующего законодательства последнее время не теряет своей актуальности проблема правового регулирования холдингов в России. Предметом исследования является нормативно-правовая основа создания и функционирования холдингов в современной России. Целью написания статьи является исследование особенностей правового регулирования холдингов в России, обоснование проблем и направлений совершенствования нормативно - правовых основ холдингов в России. В процессе исследования использованы сравнительный и логико-структурный анализы, системный подход, субъектно-объектный и диалектический методы. В результате исследования авторами определены основные особенности и содержание, обоснованы проблемы и направления решения проблем нормативно-правового регулирования холдингов в России.
Annotation. The current stage of Russia's economic development is characterized by active integration of business; various fiction entrepreneurial associations. The most common form of business associations in the modern Russian economy is a holding. Due to the imperfection of the current legislation, the problem of legal regulation of holdings in Russia has not lost its relevance recently. The subject of the study is the regulatory framework for the creation and operation of holdings in modern Russia. The purpose of writing this article is to study the peculiarities of the legal regulation of holdings in Russia, the justification of the problems and directions for improving the regulatory and legal framework of holdings in Russia. In the process of research, comparative and logical-structural analyzes, a systematic approach, a subject-objective and dialectical methods were used. As a result of the study, the authors identified the main features and content, substantiated the problems and directions for resolving the problems of the regulatory framework of holdings in Russia.
Ключевые слова: холдинг, холдинговая компания, агрохолдинг, группа компаний, субхолдинг, дочернее общество, группа лиц, экономический контроль.
Keywords: holding, holding company, agroholding, group of companies, subholding, subsidiary, group of persons, economic control.
Холдинги представляют собой объединения хозяйствующих субъектов с целью увеличения дохода, получения дополнительных конкурентных преимуществ. Формирование производственно-хозяйственных объединений со сложной структурой и концентрация капитала являются общей тенденцией в экономике зарубежных стран и России.
Образование системы организаций, связанных отношениями экономической зависимости и контроля, вызывает необходимость признания проработки данной проблемы, как на теоретическом, так и на законодательном уровнях [10].
История холдингов связана с концентрацией капиталов в 19 веке и добровольным объединением капиталов с различными целями: производственная кооперация, раздел рынков сбыта, аккумулирование средств для дальнейшего инвестирования, обход системы антимонопольных ограничений (США, Закон Шермана, 1890 г.), привлечение капитала, оптимизация налогообложения и другие [17].
В России также наблюдались процессы развития предпринимательских объединений в дореволюционный период. Предпринимательские объединения возникали как в результате принудительных поглощений, создания «систем участий», так и вследствие договорных форм. После революции и гражданской войны стали создаваться тресты и синдикаты. В 1926 году была реорганизована система управления промышленностью и базе синдикатов стали создавать промышленные объединения по отраслям промышленности, которые являлись хозрасчетными организациями и сочетали функции планирования с оперативным управлением производством.
В настоящее время в России процессы интеграции хозяйствующих субъектов имеют широкомасштабный характер. В этих условиях объективно существует необходимость действия эффективных механизмов правового регулирования процессов формирования и функционирования объединений хозяйствующих субъектов, самым распространенным из которых являются холдинги.
Холдинги востребованы с целью построения стабильного и эффективного бизнеса с крупными оборотами, что сложно осуществить в рамках отдельного юридического лица.
Так, в условиях становления рыночной экономики в России появились такие образования как агрохол-динги. Под агрохолдингом общепризнанно понимается интегрированная структура, в которой организации связаны единой технологической цепочкой, а головная компания руководит дочерними предприятиями по производству, транспортировке, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, агрохолдинг, как правило, включает агропредприятия, животноводческие комплексы, обеспеченные собственной кормовой базой, элеваторы в районах производства и переработки зерна, логистическую инфраструктуру для обеспечения эффективного производственного процесса и бесперебойной поставки продукции потребителю в оптимальные сроки.
Собственники бизнеса становится выгоден такой формат, при котором отдельные направления деятельности реализуется разными юридическими лицами, которые выполняют конкретную функциональную роль в холдинге в целом.
Использование холдинговых структур дает ряд преимуществ собственникам:
- возможность организации внутригруппового финансирования;
- эффективное управление рисками;
- устойчивость и эффективность бизнеса;
- возможность налогового планирования и др. [16].
Действующее законодательство не в полной мере отвечает настоящим экономическим потребностям и нуждается в совершенствовании в отдельных моментах регулирования холдингов в России. Актуальна проблема формирования современного правового механизма деятельности интегрированных структур для обеспечения эффективного слияние промышленного, строительного, транспортного, торгового, финансового и научно-технического капиталов. Благодаря холдингам возникает возможность эффективного управления огромными финансовыми, производственными и иными ресурсами, получения дополнительной экономической выгоды в результате совместной деятельности и достижения синергетического эффекта.
Об отсутствии однозначного механизма регулирования холдингов в России свидетельствует использование понятий «группа компаний», «холдинг», отсутствие единообразного определения понятия «холдинг». Содержание понятия «холдинг» раскрывается в отдельных правовых актах для целей этих актов. Регулирование деятельности холдингов в России осуществляется не системно и при этом подвержено регулярным изменениям. Так, в последние годы меняется правовое регулирование деятельности групп компаний: появляются новые требования в налоговом законодательстве.
При этом фактически отсутствует законодательство, регулирующее деятельность холдингов, взаимодействие с дочерними предприятиями, взаимодействие холдингов друг с другом и с органами государственного контроля (надзора). Отсутствие данного законодательства является причиной роста количества корпоративных конфликтов.
Термин «холдинговая компания» впервые появился в российском законодательстве в Законе РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Согласно данному Закону Государственный комитет по управлению государственным имуществом и комитеты по управлению имуществом субъектов РФ содействуют созданию холдинговых компаний (п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона).
Согласно п. 1.1 Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392, холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий [6]. Таким образом, для целей данного нормативного акта под холдингом понимают объединение юридических лиц, включающее холдинговую компанию -держателя контрольных пакетов акций других предприятий.
В Гражданском кодексе РФ отсутствует понятие «холдинг», в связи с чем, холдинг не является отдельной организационно-правовой формой юридического лица.
Фактически холдингом называется форма объединения коммерческих организаций, основанная на экономическом контроле одного участника над другими [10].
В настоящее время согласно ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что «холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (участники банковского холдинга)...» [3]. По смыслу данного закона о банках холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, связанных отношениями контроля или значительного влияния. При этом не имеют правового значения организационно-правовые формы деятельности участников холдинга, доля участия не всегда предполагает наличие контрольного пакета (п. п. 3, 5 МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия», введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) [7].
Таким образом, если одно юридическое лицо приобретает контрольный пакет акций других юридических лиц, то данное предприятие является холдингом. Контрольный пакет акций предполагает любую форму участия в капитале предприятия, обеспечивающую безусловное право принятия или отклонения решений на общем собрании участников (пайщиков, акционеров) и органов управления. Дочерними являются предприятия,
входящие в состав активов холдинговой компании.
Рассмотрим основные особенности холдинга как корпоративного объединения:
- холдинговая компания, являясь центром интегрированной системы, формирует волю совокупности формально независимых юридических лиц;
- реализуется экономический контроль одного участника над другими;
- наблюдается организационное единство, при котором корпоративное управление реализуется посредством органов юридических лиц в составе объединения;
- участники холдинга осуществляют согласованную политику и занимают единую позицию в отрасли;
- формирование холдинга не требует его регистрации;
- холдинг является объединением юридических лиц и при этом является субъектом отдельных правоотношений, в том числе в сфере защиты конкуренции и в налоговой сфере.
По системе участия различают виды холдингов:
- основной холдинг - предполагает отношение по типу «основное общество - дочерние компании».
- субхолдинг - многоуровневое холдинговое объединение, где дочерние общества являются материнскими обществами, имея уже свои дочерние общества, которые в свою очередь являются «внучатыми» по отношению к основному обществу холдинга.
Таким образом, холдинг является объединением юридических лиц и сам юридическим лицом не является, представляя собой определенный способ коммерческого объединения.
Рассмотрим правовые последствия образования холдинга:
1. В корпоративном законодательстве:
- дочерность - ответственность основного по долгам дочернего («снятие корпоративной вуали»);
- аффилированность - одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, раскрытие информации.
2. В налоговом законодательстве:
- взаимозависимость - контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием и возможность доначисления налогов исходя из рыночной цены сделки между взаимозависимыми лицами;
- взаимозависимость - контроль налоговых органов за наличием деловой цели сделок, совершаемых между взаимозависимыми лицами.
3. В законодательстве о защите конкуренции:
- группа лиц - рассматривается как единый субъект рынка, что влечет за собой определенные особенности, устанавливаемые законодательством для группы лиц.
Признание взаимозависимыми лицами приводит к контролю налоговыми органами цен сделок, совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признанию участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), в результате чего осуществляется исчисление и уплата налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагается обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ) [2].
Кроме того, в случае признания группы компаний взаимосвязанными лицами согласно таможенному законодательству, при проверке таможенной стоимости подлежат дополнительному анализу обстоятельства сопутствующие продаже оценка влияния взаимосвязи лиц на цену (п. 4 ст. 39 ТК ЕАЭС) [1].
Таким образом, объединение компаний в группу приводит к ряду правовых последствий, предусмотренных антимонопольным, налоговым и таможенным законодательством.
Если рассматривать состав холдинга, то он, как правило, включает несколько юридических лиц - материнское общество и подконтрольные дочерние общества.
Хозяйственное общество признается дочерним в том случае, если основное хозяйственное товарищество или общество с преобладающим участием в его уставном капитале или согласно заключенному между ними договору либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые данным обществом (ст. 67.3 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[4], ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»^]). То есть, речь идет об экономическом контроле.
Основаниями экономического контроля являются: преобладающее участие одного общества в уставном капитале другого; косвенный контроль (через третьих лиц); наличие договора; возможность «иным образом определять решения», в том числе: определять персональный состав органов управления через аффилированных лиц; предоставлять участникам (акционерам) права по корпоративному договору и другие обстоятельства (ст. 67.3 ГК РФ), в том числе фактический контроль.
Основанием для создания холдинга могут быть различные гражданско-правовые договоры. Например, договор о совместной деятельности, договор доверительного управления имуществом, залог имущества, франчайзинг. Но наиболее распространён способ заключения договора доверительного управления акциями, при котором осуществляется передача права голосовать доверительному управляющему.
Для квалификации холдинговых отношений между юридическими лицами необходим стабильный и системный характер данных взаимоотношений.
И.С. Шиткина различает правовые и организационные способы управления дочерними обществами (рисунок 1) [18].
Законодательно определены следующие определенные формы осуществления контроля и управления: - рассмотрение и утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества на годовом общем собрании акционеров (участников) общества (пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
Рисунок 1 - Способы управления дочерними обществами
- избрание участников ревизионной комиссии (ревизора) общества на общем собрании для проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества (ст. 85 Закона «Об акционерных обществах» и ст. 47 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
- утверждение на общем собрании профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками, для проведения аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности общества (ст. 86 Закона «Об акционерных обществах», пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Рассмотрим основные проблемы, возникающие в результате существующих недостатков действующего законодательства в области правового регулирования холдингов в России.
1. Непроработанность норм, регулирующих взаимоотношения головного и дочернего хозяйственного общества и аффилированных лиц. Открыта проблема доступного судам правового инструментария для выявления конечного бенефициара при необходимости привлечения к ответственности. Рекомендуется введение в корпоративное право и законодательство более универсальной категории взаимоотношений: «контролирующее -подконтрольное лицо», определить критерии и границы контроля и ответственности контролирующего лица, расширить формальные юридические критерии для определения связей в отношениях зависимости.
2. Низкая степень контроля акционеров и советов директоров головной компании холдинга за сделками, совершаемыми на уровне подконтрольных компаний. Рекомендуется наделить безусловным законодательным правом акционеров головных компаний внутри холдинговых структур на доступ к документам и информации дочерних и прочих зависимых компаний, подконтрольных холдинговой компании.
3. Ответственность холдинговой компании за убытки на уровне подконтрольной компании. Например, по делу Кировского завода миноритарные акционеры взыскали с генерального директора убытки, причиненные в результате совершения им от имени общества ряда сделок. Но также есть случаи, когда суды отказали в подобном иске, посчитав, что сделка с имуществом головной компании на уровне дочернего общества не несет себе отрицательного имущественного эффекта для группы компаний в целом и акционеров головной компании в частности. Рекомендуется определить минимальный срок для разделения событий принятия решения головной компании и наступления негативных имущественных последствий для дочернего общества в целях признания причинной связи, определить критерии прогнозируемости убытков для правонарушителя - головной компании.
Проблемы функционирования холдингов, вызванные отсутствием законодательного регулирования их деятельности, можно продолжать. Решение рассмотренных проблем позволит повысить уровень защиты инвесторов и других участников холдинговых структур.
Источники:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.08.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об акционерных обществах»
5. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
6. Указ Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества»)
7. Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н (с изм. от 11.07.2016) «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации»
8. Адаменко А.А. Систематизация перспективных целей корпорации / А.А. Адаменко, В.С. Солодкин // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. -2018. - С. 17-19.
9. Ардашев П., Кордюкова Н. Правовое регулирование групп компаний и холдинговых структур // ЭЖ-Юрист. 2016. № 16. С. 13.
10. Бабалыкова И.А. Развитие интегрированных структур в АПК Краснодарского края // И.А. Бабалыкова, Т. Богданович. - Вестник Академии знаний. - 2017. № 4(23). - С. 28-34.
11. Бабалыкова И.А. Формирование отраслевых союзов и ассоциаций в АПК Краснодарского края // И.А. Бабалыкова. - Научный вестник Южного института менеджмента, 2013. - № 2. - С. 39-44.
12. Бабалыкова И.А. Экономико-правовые аспекты функционирования холдинговых компаний // И.А. Бабалыкова.
- Краснодар. - 2017. - 189 с.
13. Осипенко О.В. Актуальные проблемы системного применения инструментов корпоративного управления и акционерного права. - М.: Статут, 2018. - 448 с.
14. Полякова В.Э. Группа компаний: понятие, особенности правового положения // СПС КонсультантПлюс, 2019.
15. Солодкин В.С. Функциональная задача управления изменениями в крупной корпорации / В.С. Солодкин, А.А. Адаменко // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 239-243.
16. Степанов Д.И. Проблемные вопросы корпоративного законодательства о группах компаний и холдингах // Закон.
2016. - № 5. - С. 67-86.
17. Шиткина И.С. Корпоративное право в таблицах и схемах. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2017. 584
с.
18. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: науч.-практ. издание. - М., 2008. Sources:
1. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union)
2. Tax Code of the Russian Federation (Part One) of 31.07.1998 No. 146-FZ (as amended on 12/27/2018)
3. Federal Law of 02.12.1990 No. 395-1 (as amended on 08/03/2018) "On banks and banking activities" (as amended and added, entered into force on 01/01/2019)
4. Federal Law of 26.12.1995 No. 208-FZ (as amended on 12/27/2018) "On Joint-Stock Companies"
5. Federal Law of 08.02.1998 No. 14-ФЗ (as amended on 04.23.2018) "On Societies with Limited Liability"
6. Presidential Decree of November 16, 1992 No. 1392 (as amended on March 26, 2003, as amended of June 30, 2012) "On Measures for Implementing the Industrial Policy in the Privatization of State-Owned Enterprises" (together with the "Provisional Regulations on Holding Companies Created by when transforming state enterprises into joint stock companies ")
7. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 28, 2015 No. 217n (as amended on 07/11/2016) "On the introduction of International Financial Reporting Standards and Clarifications of International Financial Reporting Standards into effect in the territory of the Russian Federation and on the recognition of certain orders provisions of orders) of the Ministry of Finance of the Russian Federation "
8. Adamenko A.A. Systematization of perspective goals of a corporation / А.А. Adamenko, V.S. Solodkin // In the collection: Economics and Management in the Conditions of Modern Russia. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. - 2018.
- p. 17-19.
9. Ardashev P., Kordyukova N. Legal regulation of groups of companies and holding structures // EZh-Yurist. 2016. No. 16.
P. 13.
10. Babalykova I.A. The development of integrated structures in the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory // ТА. Babalykova, T. Bogdanovich. - Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. № 4 (23). - pp. 28-34.
11. Babalykova I.A. Formation of industry unions and associations in the agro-industrial complex of the Krasnoyarsk Territory // ТА. Babalykova. - Scientific Herald of the Southern Institute of Management, 2013. - № 2. - P. 39-44.
12. Babalykova I.A. Economic and legal aspects of the functioning of holding companies // ТА. Babalykova. - Krasnodar. -
2017. - 189 p.
13. Osipenko O.V. Actual problems of systemic application of tools of corporate governance and joint-stock law. - M .: Statute, 2018. - 448 p.
14. Polyakova V.E. Group of companies: the concept, features of the legal status // ATP Consultant Plus, 2019.
15. Solodkin V.S. The functional task of managing changes in a large corporation / V.S. Solodkin, A.A. Adamenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 3 (26). - p. 239-243.
16. Stepanov D.I. Problem issues of corporate law on groups of companies and holdings // Law. 2016. - № 5. - p. 67-86.
17. Shitkina I.S. Corporate law in tables and diagrams. 3rd ed., Pererab. and add. M .: Yustitsinform, 2017. 584 p.
18. Shitkina I.S. Holdings: legal regulation and corporate governance: scientific-practical. edition. - M., 2008.
Е.И. Бабенко - преподаватель кафедры физическая культура, Южный федеральный университет, ([email protected]),
E. I. Babenko - teacher of the Department of physical culture;
М.А. Старлычанова - старший преподаватель кафедры физическое воспитание Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ ([email protected]),
M.A. Starlychanova - high teacher of the Department physical education South-russian institute of management the Russian presidental academa of national economy and public administration.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN SPORT INDUSTRY
Аннотация. Спортивная индустрия, являющаяся сложной социально-экономической системой, включающей организации различных форм собственности и целевых векторов, требует поддержания собственного развития как на государственном уровне, так и с помощью инвестиционной составляющей бизнес-сообществ. В условиях разрешения масштабных стратегических задач национального характера представляется перспективным использование потенциала ГЧП в спортивной индустрии как общественно-значимого сектора, обеспечивающего воспроизводство человеческого капитала и поддержание его трудоспособности на должном уровне. Неоднозначная интерпретация контекста ГЧП в отношении спортивной индустрии требует научного уточнения и рассмотрения перспектив его использования, что определило цель и задачи данного исследования. В статье мы последовательно рассматриваем сущность и значение спортивной индустрии с позиции управленческого контекста, выявляя проблематику развития данного института. Далее, нами исследована практика использования ГЧП при реализации социально-значимых проектов спортивной направленности и определены перспективные тренды его использования.
Annotation. The sports industry, which is a complex socio-economic system that includes the organization of various forms of ownership and target vectors, requires the maintenance of its own development both at the state level and with the help of the investment component of the business community. In terms of resolving large-scale strategic tasks of a national nature, it seems promising to use the potential of public-private partnership in the sports industry as a socially significant sector that ensures the reproduction of human capital and the maintenance of its working capacity at the appropriate level. Ambiguous interpretation of the public-private partnership context in relation to the sports industry requires scientific clarification and consideration of the prospects of its use, which determined the purpose and objectives of this study. In the article we consistently consider the essence and importance of the sports industry from the position of the management context, identifying the problems of development of this institution. Further, we investigated the practice of using PPP in the implementation of socially significant projects of sports orientation and identified promising trends in its use.
Ключевые слова: спортивная индустрия; государственно-частное партнерство; развитие спортивной
индустрии
Key words: sports industry; public-private partnership; development of sports industry
Спортивная индустрия в настоящее время представляет собой социально-экономическую систему. Именно она может выступать провайдером социально-экономического развития общества, обеспечивающего его устойчивость и перспективность реализации процессов, происходящих в нем. Являясь частью культуры современного человека, она включает в себя не только развлекательную среду, но и является элементом поддержания здоровья поколения. Следовательно, поддержания на должном уровне качества трудовых ресурсов, их воспроизводства. Коммерциализация данного сектора не всегда представляется возможной, да и не должна быть таковой. Вместе с тем её развитие, как и развитие любой другой системы экономического характера, требует существенных капиталовложений. Не в последнюю очередь со стороны государства. Государство же, являясь провайдером и драйвером развития общества и институтом, отвечающим за развитие множества сфер трансформации общества, не всегда способно к финансированию данного сектора на самостоятельной основе. В этой связи одним из важнейших и перспективных инструментов развития спортивной индустрии может выступать институт государственно-частного партнерства, зарекомендовавший себя в иных сферах социально-экономического развития общества.
Вышесказанное определило постановку цели данной статьи: проанализировать сущностное и содержательно-практическое наполнение спортивной индустрии как объекта управления и определить перспективы его развития в контексте применения инструментария государственно-частного партнерства как способа развития указанной объектной области.