Научная статья на тему 'Методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения'

Методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДОЛОГИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MEDIATECHNOLOGY / METHODOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / COMMUNICATION / ELEVATION / EFFICIENY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувандикова Гулнора Гуламовна, Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна

В статье раскрываются методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения, а также применение медиасредств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Кувандикова Г.Г.1, Юлчиева З.Н.2 Email: [email protected]

1Кувандикова Гулнора Гуламовна - старший преподаватель; 2Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения, а также применение медиасредств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления. Ключевые слова: медиатехнологии, методология, учебный процесс, коммуникации, повышение, эффективность.

METHODOLOGICAL BASES THE USE OF MEDIA TECHNOLOGIES

IN IMPROVING LEARNING

12

Kuvandikova G.G.1, Yulchiyeva Z.N.2

1Kuvandikova Gulnora Gulamovna - Senior Lecturer;

2Yulchiyeva Zulfizar Najbullayevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT CITY, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the methodological basis for the use of media technologies in improving the efficiency of learning, as well as the use of media the educational process contributes to the practical implementation of a student-centered learning model, which creates conditions for more individualization and differentiation of activity than with the traditional approach, presupposes personal activity, opens up scope for self-realization, self-improvement, self-education the development of creative thinking.

Keywords: mediatechnology, methodology, educational process, communication, elevation, efficieny.

УДК 37. - 37.8. - 378.1

Происходящие перемены в современном обществе определяют необходимость повышения эффективности обучения и реформирования системы подготовки специалиста с целью достижения ее соответствия образовательно-профессиональным потребностям личности. Актуальность данной статьи в том, что медиатехнологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, методологические основы использования медиатехнологий повышают эффективность обучения. Медиатехнологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, в нашем медиатизированном мире, которое сегодня уже никем не оспаривается [1].

Использование медиа в учебном процессе обеспечивает повышение информативной ёмкости содержания учебного занятия:

- способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

- сокращает время, позволяет усваивать больший объём знаний;

- концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий;

- позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными;

- формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы [3].

В качестве преимуществ обучения с помощью новых медиа, среди прочего можно отметить возможность самоопределения учебного процесса, освобождение его от временных и пространственных границ, оптимизацию наглядности с помощью мультимедиа, а также моделирование. С включением новых медиа в педагогические учреждения одновременно происходит и пересмотр основных учебно-психологических положений. Безусловно, иллюстрации, картинки, графики позитивно влияют на запоминание текстовой информации. И все же, здесь следует учитывать, что простое сложение различных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, тактильных) не ведет автоматически к улучшению учебных процессов. Более важным условием для понимания использования мультимедиа в процессе обучения является способность к декодированию символьных и кодовых систем.

Применение медиасредств в обучении связано со следующими значимыми их функциями:

- моделирование изучаемых процессов;

- показ рассматриваемых событий, явлений и процессов в динамике их ретроспективного и перспективного интерпретирования;

- компьютерная визуализация и отражение на большом экране недоступных непосредственному восприятию процессов и явлений;

- интерактивное управление рассматриваемыми процессами, смоделированными на экране (виртуальное участие обучаемых в анализируемом процессе или явлении);

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения (регулирование информационной насыщенностью проводимого занятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

- осуществление текущего и итогового контроля над познавательной деятельностью студентов с установлением обратной связи;

- обеспечение свободного доступа к глобальным и локальным информационным сетям;

- эмоциональность и выразительность транслируемой учебной информации;

- демонстрация изучаемых процессов и явлений достаточно большой учебной аудитории;

- усиление мотивации обучения [2].

В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:

1. Источник учебной информации. Применяемые в современном образовательном процессе мультимедиа-технологии помогают найти необходимую дидактическую информацию без особых затрат сил и времени.

2. Средство выбора дидактической информации и ее качественной обработки. Выбор информации во многом определяется медиа избирательностью, сформированным критическим мышлением у учащихся, т.е. зависит от уровня развития его медиа культуры личности.

3. Средство представления (презентации) учебного материала. Аудиовизуальные средства нового поколения отличаются высоким качеством изображения и звука, сочетанием различных каналов предъявления информации, что способствует повышению эффективности восприятия учебного материала и, соответственно, ведет к лучшему его усвоению.

4. Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи. На сегодняшний день существует множество электронных тестов, тренажеров, учебных программ, которые помогают осуществить контроль над образовательной деятельностью и оценить ее результаты.

Применение медиасредств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления.

Методологические основы использования медиатехнологий позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки. Современный урок - это интересный урок. Мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Медиатехнологии неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. Кроме того, когда занятие проходит в компьютерном классе, а ответы учащихся рассчитаны на компьютерную обработку, учитель получает возможность оперативно отслеживать «средний процент понимания» и вносить в ход урока необходимые коррективы. Более того, по окончании занятия можно отследить и оценить работу каждого школьника.

Таким образом, мультимедиа в образовательном процессе повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого. Мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Медиатехнологии неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. И поэтому учителя должны быть более активными педагогическими разработчиками в процессе обучения, принимая во внимание недостатки и недостатки мобильного образования.

Список литературы /References

1. Пчелина В.С. Австрийский опыт использования медиатехнологий в дошкольном образовании // Ярославский педагогический вестник Том II (Психолого-педагогические науки). № 3, 2010.

2. Половина Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование, 2009. № 5.

3. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе // Наука и образования сегодня, 2018. № 3 (26). С. 53-54.

4. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Технологии гуманизма общества в отношении к личности // Вестник науки и образования, 2016. № 5 (17). С. 64-67.

5. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Вести науки и образования. XIII межд. науч.-практ. конф. Москва. 23-24 февраля, 2016. С. 92-94.

6. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // European research. № 1 (24), 2017. С. 74-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.