ценностей. Формирование потребности студентов к созиданию, изучению уровней проявления формирующихся нравственных черт характера раскрывает аспекты личности, выражающие творческое отношение к учебной и практической деятельности, целеустремленность, ответственность, организованность, общительность, доброта, отзывчивость, честность, стремление к самопознанию, самореализации, самовыражению, самосовершенствованию, проявление уважения к самому себе и к другим людям.
Таким образом, формирование в сознании молодежи идей созидания рассматривается в становлении студента как важная ступень его личностного и гражданского становления.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 14.02.2018).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
12 3
Кувандикова Г.Г. , Юлчиева З.Н. , Хамрокулова Д.Ф.
1Кувандикова Гулнора Гуламовна - старший преподаватель;
2Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна - старший преподаватель;
3Хамрокулова Дилнавоз Фозиловна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается применение медиа-средств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления. Таким образом, медиа (средства массовой коммуникации) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей вообще, и в образовательном процессе в частности.
Ключевые слова: медиа, медиа-технологии, мультимедиа, учебный процесс, коммуникации.
Начало ХХ! века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования.
Актуальность данной статьи в том, что медиа-ресурсы, медиа-средства и медиа-технологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.
Термин «медиа» происходит от латинского «medium» (средство, посредник), «media» (средства, посредники) - обозначают технические средства создания, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией, и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК -средства массовой коммуникации [1].
Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых технологий - разработку и использование электронных средств для работы с информацией. Новые коммуникативные медиа, какими являются глобальная компьютерная сеть Интернет, мультимедийные компьютерные системы, мобильная телефония, цифровое телевидение, спутниковое и
кабельное телевидение и др., обусловили радикальные сдвиги во всех сегментах социального взаимодействия.
Таким образом, медиа (средства массовой коммуникации) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей вообще, и в образовательном процессе в частности.
Медиа-технологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиа-образования, в нашем медиатизированном мире, которое сегодня уже никем не оспаривается [2].
Современный «Психолого-педагогический словарь» определяет медиа-образование как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиа образования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».
Использование медиа в учебном процессе обеспечивает повышение информативной ёмкости содержания учебного занятия:
- способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- сокращает время, позволяет усваивать больший объём знаний;
- концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий;
- позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными;
- формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.
Этот образовательный и воспитательный потенциал медиа реализуется уже сегодня в многообразных продуктах учебного назначения: учебные, научные, научно-популярные, справочные и художественные электронные издания и ресурсы.
Новые медиа могут быть использованы также как помощник в учении, если соответствующее программирование обеспечивает обогащение уровня знаний или учебного материала. Благодаря разнообразным возможностям таких программ, предлагающим мультимедийно-обогащаемое знание, расширяются и традиционные возможности использования медиа для наглядного представления того или иного объекта.
Особая форма применения новых медиа представляет возможность их использования для коммуникации. Это происходит посредством соединения компьютеров на месте или по всему миру, чаще всего в форме так называемых электронных писем (е-mails), либо в форме видеоконференций (videoconferencing), посредством которых можно не только говорить друг с другом, преодолевая любые границы и расстояния, но и также видеть друг друга.
Помимо этого к коммуникации относят возможность получать информацию через Интернет, также как и самим предоставлять информацию в пользование другим, таким образом, в Интернете учащиеся могут быть как потребителями, так и производителями информации одновременно.
Применение медиа-средств в обучении связано со следующими значимыми их функциями:
- моделирование изучаемых процессов;
- показ рассматриваемых событий, явлений и процессов в динамике их ретроспективного и перспективного интерпретирования;
- компьютерная визуализация и отражение на большом экране недоступных непосредственному восприятию процессов и явлений;
- интерактивное управление рассматриваемыми процессами, смоделированными на экране (виртуальное участие обучаемых в анализируемом процессе или явлении);
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения (регулирование информационной насыщенностью проводимого занятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);
- осуществление текущего и итогового контроля над познавательной деятельностью студентов с установлением обратной связи;
- обеспечение свободного доступа к глобальным и локальным информационным сетям;
- эмоциональность и выразительность транслируемой учебной информации;
- демонстрация изучаемых процессов и явлений достаточно большой учебной аудитории;
- усиление мотивации обучения;
- знаний [3].
Одной из ключевых задач в образовании является обеспечение повышения качества преподавания. Качество образования в школе - важнейший показатель ее успеха в образовательной среде. Одной из возможных форм обеспечения улучшения качества преподавания может стать внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому использование медиа-средств и медиа-технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Таким образом, мультимедиа-технологии позволяют инициировать и стимулировать внутреннюю активность учеников даже в условиях применения объяснительно -иллюстративного метода.
Список литературы
1. Пчелина В.С. Австрийский опыт использования медиатехнологий в дошкольном образовании // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). № 3, 2010.
2. Половина Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование, 2009. № 5.
3. Егорова Ю.Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы Третьей Всероссийской научно -практической конференции. Йошкар-Ола, 1995. С. 101-103.
4. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Технологии гуманизма общества в отношении к личности // Вестник науки и образования, 2016. № 5 (17). С. 64-67.
5. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Вести науки и образования. XIII межд. науч.-практ. конф. Москва, 23-24 февраля 2016. С. 92-94.
6. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // European research. № 1 (24), 2017. С. 74-76.