Научная статья на тему 'Формирование в сознании молодежи идей созидания'

Формирование в сознании молодежи идей созидания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ИННОВАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЗИДАНИЕ / ИДЕЯ / СОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашуралиев Элбек Неъматович

Формирование в сознании студенческой молодежи идей созидания стало сегодня весьма актуальным. В статье показаны факторы, влияющие на данный процесс. Раскрыта категория «созидательная деятельность» как интегрирующее понятие, включающее «творчество», «творческий потенциал личности», «общественно значимая деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование в сознании молодежи идей созидания»

ФОРМИРОВАНИЕ В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ ИДЕЙ СОЗИДАНИЯ

Ашуралиев Э.Н.

Ашуралиев Элбек Неъматович - заместитель декана по духовно-просветительской работе,

исторический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: формирование в сознании студенческой молодежи идей созидания стало сегодня весьма актуальным. В статье показаны факторы, влияющие на данный процесс. Раскрыта категория «созидательная деятельность» как интегрирующее понятие, включающее «творчество», «творческий потенциал личности», «общественно значимая деятельность».

Ключевые слова: вуз, учитель, студент, инновации, деятельность, созидание, идея, сознание, развитие, формирование.

Стремительно меняющиеся потребности региональных и глобальных рынков труда приводят к изменениям и в отношении высших учебных заведений в плане их возможности подготовить выпускников знаниями и навыками, способствующими устойчивому развитию и глобальной гражданственности. Реалии социально ориентированной рыночной экономики привели к формированию новых моральных устоев.

Так, с развитием нового общества возникают новые потребности, в которых значительное место занимает созидание. Чтобы привить молодёжи интерес к созиданию, к поиску новых идей и решений важным остается повышение уровня осведомленности студентов с новыми инновациями. Укрепление возможностей высшего образования, направленного на формирование навыков компетентности, творческого подхода, умения решать возникающие проблемы, непрерывно обучаться способствует укреплению национального потенциала и содействует реализации принципов обучения на протяжении всей жизни. Формирование созидательной деятельности молодежи рассмотрено учеными с философской, психологической и педагогической стороны. В современных условиях определены теоретические подходы к воспитанию молодежи и раскрыты его идеи. Показаны поиски педагогических направлений, форм, методов формирования потребности у студентов в идеях к созиданию в процессе обучения, во внеаудиторной деятельности и в совместной работе семьи и вуза. Созидание, по С.И. Ожегову, означает «создание чего-нибудь», «творчество», тем самым подчёркивается, что такой труд носит не просто воспроизводящий, но и творческий характер [1]. Значит, категория «созидательная деятельность» есть интегрирующее понятие, включающее такие компоненты, как «творчество», «творческий потенциал личности» и «общественно значимая деятельность».

В связи с этим возникает необходимость формирования у молодежи таких качеств личности, которые обеспечивают продуцирование новизны в деятельности и целевую направленность на созидание. Под созидательной деятельностью студентов понимается их интеллектуальный и физический труд, на творческой преобразующей основе которого лежит создание различных материальных и нематериальных ценностей и благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей.

Созидание - это специфически человеческая форма активности, направленная на познание и преобразование мира и самой личности. Одновременно созидание порождается потребностями, которые, попадая в поле его реализации, становятся мотивами, т.е. побуждением к деятельности. Духовная потребность выступает как внутреннее побуждение к деятельности, направленной на овладение формами общественного бытия и сознания. Так, обосновывается утверждение, что потребности личности являются исходными побуждениями к деятельности, в том числе и созидательной. Деятельность студента по удовлетворению своих потребностей не ограничивается овладением имеющимися ценностями, она включает в себя творческое изменение среды путем создания новых

ценностей. Формирование потребности студентов к созиданию, изучению уровней проявления формирующихся нравственных черт характера раскрывает аспекты личности, выражающие творческое отношение к учебной и практической деятельности, целеустремленность, ответственность, организованность, общительность, доброта, отзывчивость, честность, стремление к самопознанию, самореализации, самовыражению, самосовершенствованию, проявление уважения к самому себе и к другим людям.

Таким образом, формирование в сознании молодежи идей созидания рассматривается в становлении студента как важная ступень его личностного и гражданского становления.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 14.02.2018).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

12 3

Кувандикова Г.Г. , Юлчиева З.Н. , Хамрокулова Д.Ф.

1Кувандикова Гулнора Гуламовна - старший преподаватель;

2Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна - старший преподаватель;

3Хамрокулова Дилнавоз Фозиловна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается применение медиа-средств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления. Таким образом, медиа (средства массовой коммуникации) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей вообще, и в образовательном процессе в частности.

Ключевые слова: медиа, медиа-технологии, мультимедиа, учебный процесс, коммуникации.

Начало ХХ! века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования.

Актуальность данной статьи в том, что медиа-ресурсы, медиа-средства и медиа-технологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.

Термин «медиа» происходит от латинского «medium» (средство, посредник), «media» (средства, посредники) - обозначают технические средства создания, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией, и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК -средства массовой коммуникации [1].

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых технологий - разработку и использование электронных средств для работы с информацией. Новые коммуникативные медиа, какими являются глобальная компьютерная сеть Интернет, мультимедийные компьютерные системы, мобильная телефония, цифровое телевидение, спутниковое и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.