построению учебно-методических комплексов, их оснащению стандартизованными диагностическими материалами. Данный подход предполагает проектирование образования с определением его целей и задач, выработка индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на достижение результатов в обучении. В основу результатов подготовки будущих учителей положен перечень компетенций, установленный государственными образовательными стандартами. Все это способствует переходу к двухуровневой подготовке педагогических кадров.
Список литературы
1. Постановление Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 16 (2463). 21 апреля.
2. Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. М., 2008. № 10. С. 4-10.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА Курбонова Г.М.1, Ташметова Ш.Х.2
1Курбонова Гузал Маматкаримовна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Ташметова Шахла Хусановна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с формированием социальной активности у студентов. Использование инновационных подходов в образовании, интенсивное развитие идей и технологий способствуют обеспечению конструктивного общения в обучающей среде, где формируется у обучающихся социальная активность. Ключевые слова: социальная активность, студент, преподаватель, культура, способность, возможность, личность, образование, воспитание.
Социальная активность учащейся молодежи во все времена рассматривалась в качестве важнейшей составляющей образования в любом государстве, а особенно - в многонациональном обществе. Социальная активность определяет важную сферу жизни растущей личности, концентрирует ее представление о будущей жизни, способствует устойчивости мировоззренческих представлений. В связи с этим важнейшей задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, является формирование социальной и творческой активности у студентов. При этом важно развивать их мировоззрение, обсуждать шкалу их личностных качеств, поскольку социальная активность неразрывно связана с мировоззренческой позицией студента и с его личностными приоритетами.
В современных условиях использования инновационных подходов в образовании, интенсивного развития идей и технологий, а также в результате конструктивного общения в обучающей среде формируется социальная активность у студентов. В условиях модернизации образования обновляется содержание, происходят глубокие изменения в образовательной среде, создаются необходимые условия для обучения студента в соответствии с его потребностями. Такое реформирование образования подразумевает переход к новому мышлению, основанному на новом видении мира [1, а 1]. Поэтому главной задачей становится не простое удовлетворение интересов личности, а формирование у студентов новых потребностей и новых образовательных запросов. На изменения в развитии студентов влияет и гуманизация образования, которая является
56
ключевым элементом нового мышления. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности обучающегося. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности обучающегося, а это требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Они связаны с необходимостью развития у студентов в процессе формирования их социальной активности планетарного мышления. Для реализации сказанного нужны глубокие изменения в педагогическом сознании, в образе мышления и поведении самого педагога.
Это позволяет ввести студента в мир ценностей, что составляет базовую культуру личности, которая и определяет меру ее гуманности, духовности, гражданственности и социальной активности.
Формирование социальной активности у студенческой молодежи Узбекистана в условиях культурного разнообразия должно не только встраиваться в историко-культурное и коммуникативное пространство нашего времени, но и должно быть ориентировано на трансляцию от поколения к поколению обобщенного социокультурного опыта.
При этом формирование личности современного студента должно опираться на опыт построения отношений с учетом общечеловеческих, нравственных и коммуникативных ценностей культур. Каждый студент сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Воспитание гармонично развитой личности, включающего его нравственный, интеллектуальный, духовно-культурный потенциал соответствует логике социального и научно-технического прогресса республики.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» от 5 июля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 27 (2474). 7 июля. С. 1-3.
РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Мирзаева Ф.О.
Мирзаева Фарогат Одилжоновна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена развитию межличностных взаимоотношений у будущих учителей. Взаимодействие учителя и ученика рассматривается сегодня не только в системе «учитель-ученик», но и имеет выход в реальную жизнь, на использование психологических и творческих резервов личности при решении учебно-воспитательных проблем и выборе жизненных позиций обучающегося.
Ключевые слова: будущий учитель, студент, взаимоотношение, творчество, личность.
В современных условиях при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучаемых, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений учащихся, а на диагностику их