Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка в педагогическом вузе с ориентацией на компетентностный подход'

Профессиональная подготовка в педагогическом вузе с ориентацией на компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калдыбекова Анаргул Сотбаровна, Морхова Инесса Вячеславовна

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки будущих учителей на основе компетентностного подхода в обучении. А также формированию у студентов способностей к самоорганизации в учебной деятельности, приобретению и развитию своих профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка в педагогическом вузе с ориентацией на компетентностный подход»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ВУЗЕ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

1 2 Калдыбекова А.С. , Морхова И.В.

1Калдыбекова Анаргул Сотбаровна - кандидат педагогических наук, профессор;

2Морхова Инесса Вячеславовна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена вопросам профессиональной подготовки будущих учителей на основе компетентностного подхода в обучении. А также формированию у студентов способностей к самоорганизации в учебной деятельности, приобретению и развитию своих профессиональных компетенций.

Ключевые слова: вуз, будущий учитель, студент, преподаватель, компетенция, профессионализм, педагогическая наука.

Педагогическое образование является приоритетной областью в образовательной сфере республики, где происходят в настоящее время коренные преобразования, которые направлены на повышение его качества и носят инновационный характер. На основе Постановления Президента Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года [1, с. 1] в стране созданы необходимые условия для кардинального пересмотра содержания подготовки вузовских кадров, обучения специалистов с высшим образованием в соответствии с международным уровнем. Этот документ, гармонично сочетаясь с целями Стратегии действий в 2017-2021 годах, стал началом нового этапа в развитии высшего образования нашей республики, который включает введение усовершенствованных Государственных образовательных стандартов, развитие инновационных методов организации и управления учебно-воспитательным процессом, совершенствование содержания учебных программ, изменение их целей и задач. Качество знаний выпускников, определяемое мотивацией будущих педагогов и профессорско-преподавательского состава вуза, их отношением к проблемам деятельности своей образовательной организации, уровнем согласованности профессиональных ценностей и действий во многом определяет потенциал развития современного вуза.

«Сегодня такое развитие неотделимо от преобразования ценностей образования. Уже не просто получение знаний и даже не развитие умений воспользоваться ими - ориентиры образования, а формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, жизнедеятельности, способность приобретать и развивать свои профессиональные компетенции», - считает Е.И. Артамонова [2, с. 5]. Сейчас очень важно придерживаться именно такого подхода к подготовке квалифицированных педагогических кадров. Поскольку профессионально-педагогическая подготовка к инновационной деятельности в вузе в контексте реализации компетентностного подхода в образовании является актуальной проблемой современности. Ключевым компонентом качества высшего образования выступает готовность личности к творческому решению задач во всех сферах общественной и индивидуальной жизнедеятельности. Требования к выпускнику вуза ориентированы на решение задач, обеспечивающих формирование целостной и многогранной картины мира. Они включают представления об общечеловеческих целях, ценностях человеческой жизни, о современных концепциях и перспективах развития цивилизации, системные представления об организации общества во взаимосвязи и взаимодействии всех его основных сфер между собой. Педагогические вузы ориентированы на формирование у выпускников высокого уровня профессиональных компетенций и личностных качеств, максимально полное удовлетворение запросов образовательных организаций. В педагогических вузах особое внимание уделяется компетентностному подходу к организации образовательного процесса, модульному

построению учебно-методических комплексов, их оснащению стандартизованными диагностическими материалами. Данный подход предполагает проектирование образования с определением его целей и задач, выработка индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на достижение результатов в обучении. В основу результатов подготовки будущих учителей положен перечень компетенций, установленный государственными образовательными стандартами. Все это способствует переходу к двухуровневой подготовке педагогических кадров.

Список литературы

1. Постановление Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 16 (2463). 21 апреля.

2. Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. М., 2008. № 10. С. 4-10.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА Курбонова Г.М.1, Ташметова Ш.Х.2

1Курбонова Гузал Маматкаримовна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Ташметова Шахла Хусановна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с формированием социальной активности у студентов. Использование инновационных подходов в образовании, интенсивное развитие идей и технологий способствуют обеспечению конструктивного общения в обучающей среде, где формируется у обучающихся социальная активность. Ключевые слова: социальная активность, студент, преподаватель, культура, способность, возможность, личность, образование, воспитание.

Социальная активность учащейся молодежи во все времена рассматривалась в качестве важнейшей составляющей образования в любом государстве, а особенно - в многонациональном обществе. Социальная активность определяет важную сферу жизни растущей личности, концентрирует ее представление о будущей жизни, способствует устойчивости мировоззренческих представлений. В связи с этим важнейшей задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, является формирование социальной и творческой активности у студентов. При этом важно развивать их мировоззрение, обсуждать шкалу их личностных качеств, поскольку социальная активность неразрывно связана с мировоззренческой позицией студента и с его личностными приоритетами.

В современных условиях использования инновационных подходов в образовании, интенсивного развития идей и технологий, а также в результате конструктивного общения в обучающей среде формируется социальная активность у студентов. В условиях модернизации образования обновляется содержание, происходят глубокие изменения в образовательной среде, создаются необходимые условия для обучения студента в соответствии с его потребностями. Такое реформирование образования подразумевает переход к новому мышлению, основанному на новом видении мира [1, а 1]. Поэтому главной задачей становится не простое удовлетворение интересов личности, а формирование у студентов новых потребностей и новых образовательных запросов. На изменения в развитии студентов влияет и гуманизация образования, которая является

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.