ключевым элементом нового мышления. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности обучающегося. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности обучающегося, а это требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Они связаны с необходимостью развития у студентов в процессе формирования их социальной активности планетарного мышления. Для реализации сказанного нужны глубокие изменения в педагогическом сознании, в образе мышления и поведении самого педагога.
Это позволяет ввести студента в мир ценностей, что составляет базовую культуру личности, которая и определяет меру ее гуманности, духовности, гражданственности и социальной активности.
Формирование социальной активности у студенческой молодежи Узбекистана в условиях культурного разнообразия должно не только встраиваться в историко-культурное и коммуникативное пространство нашего времени, но и должно быть ориентировано на трансляцию от поколения к поколению обобщенного социокультурного опыта.
При этом формирование личности современного студента должно опираться на опыт построения отношений с учетом общечеловеческих, нравственных и коммуникативных ценностей культур. Каждый студент сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Воспитание гармонично развитой личности, включающего его нравственный, интеллектуальный, духовно-культурный потенциал соответствует логике социального и научно-технического прогресса республики.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» от 5 июля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 27 (2474). 7 июля. С. 1-3.
РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Мирзаева Ф.О.
Мирзаева Фарогат Одилжоновна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена развитию межличностных взаимоотношений у будущих учителей. Взаимодействие учителя и ученика рассматривается сегодня не только в системе «учитель-ученик», но и имеет выход в реальную жизнь, на использование психологических и творческих резервов личности при решении учебно-воспитательных проблем и выборе жизненных позиций обучающегося.
Ключевые слова: будущий учитель, студент, взаимоотношение, творчество, личность.
В современных условиях при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучаемых, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений учащихся, а на диагностику их
деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в усвоении и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Взаимодействие учителя и ученика рассматривается сегодня не только в системе «учитель -ученик», но и имеет выход в реальную жизнь, на использование психологических и творческих резервов личности при решении учебно-воспитательных проблем и выборе жизненных позиций обучающегося.
Данный вывод усиливает новое качество взаимоотношений «учитель - личность учащегося», где последний играет весьма значимую роль в учебном процессе, а именно роль субъекта деятельности. Личностно-ориентированное обучение и воспитание предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития ученика, уровня его подготовки по данному предмету, способностей и задатков.
Анализ образовательной практики показывает, что будущие молодые специалисты не владеют достаточным арсеналом коммуникативных умений и навыков, сложно адаптируются в условиях рыночных отношений, поскольку традиционная система образования не помогает молодым людям подготовиться к требованиям рынка труда.
Сегодня нужно воспитывать человека новой ориентации, владеющего языком эффективного социального взаимодействия. Поэтому одной из задач образования является развитие коммуникативных умений и навыков у будущих специалистов. Реализации данной задачи в формировании межличностных взаимоотношений у будущих учителей с наибольшей эффективностью способствует интерактивное обучение.
Анализ мировых тенденций развития образования, его важнейшей составляющей -профессионального обучения - свидетельствует, что главный поиск науки и практики ориентирован сегодня на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации. В изменяющемся мире (экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни) предусматривается включение студентов в широкий спектр различных видов деятельности. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает всё большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Сегодня на основе профессионального изучения индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся выделяются обобщённые характеристики стилей обучения: первый стиль - учащийся-«новатор», второй стиль -учащийся-аналитик, третий стиль - учащийся «со здравым смыслом» (учащийся-практик); четвёртый стиль - «динамичный» учащийся, учащийся-экспериментатор [1, с. 156]. Современный учитель должен владеть подходом к обучению, в котором ученик занимает центральное место, и который поощряет участие детей в их разных формах деятельности. Главное - предоставить именно обучаемым возможности активно участвовать в процессе обучения, потому что это способствует развитию у учащихся ответственности за свои действия, приобретению навыков самоконтроля и самоуважения как важных компонентов для психолого-социального благополучия обучаемых. Учебная среда, основанная на сотрудничестве и взаимном уважении, создаёт благоприятный климат так и между учителями и учащимися, формирует межгрупповые отношения, взаимопомощь между учениками и способствует значительным успехам в учёбе.
Список литературы
1. Самовыражение и самореализация обучающихся как базовые личностные качества в современных условиях: Научно-методическое пособие / Под общ. ред. Р.Х. Джураева. Т.: УзНИИПН, 2014. 160 с.