Научная статья на тему 'Модернизация содержания профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в системе высшего образования республики Узбекистан'

Модернизация содержания профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в системе высшего образования республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING CONTENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анаркулова Гулноза Мирзахматовна, Рузиматова Гульбахор Адилжановна

Статья посвящена проблеме современного подхода к подготовке и повышению квалификации кадров в высших учебных заведениях Республики Узбекистан. Раскрыта суть модернизации содержания курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в системе высшего образования. В статье описываются условия социально-ориентированной экономики современной политики и стратегии государства в развитии национальной системы образования. А также приводятся компоненты, действующие на развитие системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анаркулова Гулноза Мирзахматовна, Рузиматова Гульбахор Адилжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация содержания профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в системе высшего образования республики Узбекистан»

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 1 2 Анаркулова Г.М. , Рузиматова Г.А.

1Анаркулова Гулноза Мирзахматовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра методики профессионального образования, Ташкентский педагогический университет им. Низами; 2Рузиматова Гульбахор Адилжановна - преподаватель,

Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена проблеме современного подхода к подготовке и повышению квалификации кадров в высших учебных заведениях Республики Узбекистан. Раскрыта суть модернизации содержания курсов повышения квалификации и переподготовки кадров в системе высшего образования. В статье описываются условия социально-ориентированной экономики современной политики и стратегии государства в развитии национальной системы образования. А также приводятся компоненты, действующие на развитие системы высшего образования. Ключевые слова: модернизация образования, содержание обучения, личность, развития системы образования.

MODERNIZATION OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL

TRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PERSONNEL

IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN 12 Anarkulova G-М. , Ruzimatova G-А.

1Anarkulova Gulnoza Mirzahmatovna - Doctor ofphilosophy, Docent, Head of the Department, DEPARTMENT METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION, PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI;

2Ruzimatova Gulbahor Adiljanovna - Teacher, TASHKENT INSTITUTE DESIGN, CONSTRUCTION AND OPERATION OF HIGHWAYS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the problem of the modern approach to training and advanced training of personnel in higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan. The essence of the modernization of the contents of the courses of advanced training and retraining of personnel in the system of higher education is disclosed. The article describes the conditions of a socially-oriented economy of modern policy and strategy of the state in the development of the national education system. As well as the compendium for the development of the higher education system is given. Keywords: modernization of education, teaching content, personality, development of the education system.

УДК: 3 77.(575.1)

В новых социально-экономических условиях развитие экономики республики Узбекистан образование получает высокий статус, поскольку именно оно будет оказывать содействие переходу к информационному обществу и формированию приоритетов развития государства. Высокообразованная молодежь - главный

стратегический резерв социально-экономических реформ в Узбекистане, без которого невозможно дальнейшее развитие общества.

Стремясь приобрести статус развитого государства, Узбекистан поддерживает развитие всей своей многоступенчатой системы образования, рост интеллектуального потенциала общества: по прогнозам ЮНЕСКО уровень национального благополучия, отвечающего мировым стандартам, достигнут лишь те страны, трудоспособное население которых на 40-60% будут составлять лица с высшим образованием.

Вектор современной политики и стратегии государства в развитии национальной системы образования направлен на ее дальнейшую адаптацию к условиям социально-ориентированной экономики, трансформации и интеграции в мировое сообщество.

В начале 2017 года президентом республики Ш.М. Мирзиёевым утверждена программа Стратегии действий по пяти приоритетным направления развития Республики Узбекистана в 2017-2021 годах, в котором в четвёртом секторе особое внимание удалено развитию сферы образования, культуры, науки, литературы, исскуства и спорта. На основе этой программы было принято Постановление Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования», в котором отмечено следующее:

- установление каждым высшим образовательным учреждением страны тесных перспективных партнерских отношений с ведущими профильными зарубежными научно-образовательными учреждениями, широкое внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных программ и учебно-методических материалов, основанных на международных образовательных стандартах,

- дальнейшее совершенствование образовательного процесса, учебных планов и программ высшего образования на основе широкого использования новейших педагогических технологий и методов обучения, качественное обновление и внедрение современных форм организации научно-образовательного процесса магистратуры [1].

Образование является могущественным фактором развития духовной культуры узбекского народа, воспроизводства продуктивных сил общества. Эта гуманитарная сфера направлена на обеспечение фундаментальной научной, общекультурной, профессионально-практической подготовки личности, формирование интеллектуального потенциала нации и всестороннее развитие личности как высочайшей ценности общества.

В этой связи государственные приоритеты развития образования Узбекистана рассматриваются в первую очередь с позиций его роли и места в обеспечении жизнедеятельности общества, непосредственной взаимосвязи со сферой труда. С этой целью ведется конкретные действия по:

^ созданию условий для определения образовательных проблем развития страны и ее регионов в контексте политического видения и принятия решений на государственном уровне;

^ разрешению с привлечением сферы образования проблем, возникающих на рынке труда;

^ приданию системе образования большей гибкости и более широких возможностей для получения гражданами профессиональной подготовки.

Соответственно, для обеспечения в Узбекистане образования высшего качества и вхождения в мировое образовательное сообщество необходимо разрешение как минимум двух стратегических задач:

^ направленности педагогической науки на разработку и реализацию стратегии развития образования, перспектив реформирования и развития национальной образовательной системы;

^ разработки и внедрения в учебный процесс передовых инновационных и информационных технологий.

В реформировании образования в Узбекистане в значительной мере учитывается объективное влияние общих для современной цивилизации тенденций развития.

Первая тенденция - усиление процесса глобализации экономики, взаимосвязи и взаимозависимости государств мира. Эта тенденция обусловлена развитием науки, технологий, производства, что приводит к формированию общего мирового экономичного пространства и планетарного информационного поля и интенсивному обмену результатами материальной и духовной деятельности.

Вторая тенденция обусловлена формированием положительных условий для индивидуального развития личности, ее самореализации в мире.

Подходы и практические действия реформирования и развития образования в Узбекистане базируются на концепции построения независимого демократического государства, которое основано на государственных приоритетах:

■ доступ к образовательной и профессиональной подготовке всех, кто имеет необходимые способности, мотивацию и адекватную подготовку;

■ использование образования и профессиональной подготовки для защиты социальных интересов общества и стратификации его членов по ролям и статусам;

■ уменьшение монопольных прав государства в образовательной сфере за счет создания на равноправной основе негосударственных учебно-воспитательных, профессиональных учебных заведений, формирование многовариантной инвестиционной политики в области образования.

Кроме этого для подготовки конкурентоспособных кадров в системе высшего образование особое значение имеет внедрение современных образовательных технологии в процесс обучение. Надо отметить что в настоящее время ВУЗы оборудованы всеми современными средствами обучения, такие как: электронные доски, мультимедийные оборудования, тренажёры, лаборатории оборудованные электронными стендами, муляжами, электронными учебными пособиями и т.д.

Следует отметить в данных условиях требуется модернизация содержание профессиональной подготовки образовательных программ, совершенствования содержания учебно-нормативной документации. Основными требованиями составления учебных программ отвечающих следующим дидактическим принципам: связь с современной наукой и межпредметная связь; соответствие общепринятым мировым стандартам образования; обеспечение непрерывности общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования; обеспечение большей самостоятельности обучающихся в получении знаний; скординированность теоретических и практических занятий; использование дидактического материала и современных средств обучения.

Наряду с обновлением содержания обучения особое значение придается педагогическому потенциалу в образовательных учреждений [3].

В республике создана гибкая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в ВУЗах. Содержание повышения квалификации и переподготовка педагогических кадров ВУЗов коренным образом преобразовался и проводится в региональных центрах ПК в течение 2 месяцев в объеме 288 часов. Учебный процесс проходит по программе модульного обучение, который состоит из 6 модулей. При обучении слушатели оцениваются после каждого модуля по определённым критериям до 2,5 балла, в итоге должны набрать до 15 баллов за аудиторные занятия. Кроме этого оценивается научно-педагогический деятельность за последний 3 года каждого слушателя, в котором можно набрать до 10 баллов. Педагогическая практика проходит в соответствующих по специальности кафедрах в объеме 30 часов по окончании слушатели могут оцениваться до 5 баллов. По окончании слушатели допускаются к тестам, при решении которого могут набрать до 50 баллов. По завершении курса повышения квалификации слушатели защищают выпускные квалификационные работы перед специальной комиссией, созданной при центре ПК. К защите допускаются только те слушатели, которые набрали минимум 44 балла, если слушатель в течение обучения не набрал этих баллов то к защите не допускается, где по защите должны набрать минимум 12 баллов.

Таким образом, слушатели которые благополучно защитили выпускные квалификационные работы получат сертификат аттестации, который даёт право продолжить свою деятельность, если слушатель не получил сертификат ему даётся шанс в течении года заново пройти курс повышения квалификации за свой счёт дистанционно. Если даже после этого слушатель не смог получит сертификат то расторгается соглашение по продолжению дальнейшую педагогическую деятельность в ВУЗах республики в течение до 5 лет.

Современные требования в системе высшего образования республики определяют качество подготовки кадров, конкурентоспособность выпускников ВУЗов, а также компетентного подхода к отбору профессорско- преподавательских кадров в высших учебных заведениях.

Опыт развитие системы высшего образование в республике показывает, что механизм взаимодействия рынка труда и высшего образования должен составлять свою карту развития опираясь на следующие компоненты:

- анализ и прогнозирование развития рынков труда, как на местном, так и на региональном уровне;

- создание единой информационной базы (электронная биржа, органы печати и информации) о состоянии рынка труда, востребуемых и перспективных специальностях, возможности получения профессионального переподготовки кадров;

- постоянное изучение и прогнозирование развитие техники и технологии на уровне мировой экономики;

- создание системы социального партнёрства между организациями, предприятиями и зарубежными учебными заведениями развитых стран по целевой подготовке и переподготовке кадров.

Таким образом, развитие страны всецело зависит от системы подготовки кадров. Личности, как потребителю образовательных услуг государство должно гарантировать качественное образование и квалифицированную профессиональную подготовку. Личность, как производитель образовательных услуг получив соответствующий уровень образования и квалификации будет передавать знания и опыт в процессе своей деятельности в сфере материального производства, науки, культуры и услуг.

Список литературы /References

1. Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Т.: Узбекистан, 2017. 103 с.

2. Анаркулова Г.М. Педагогическое управление и педмастерство. Научный журнал «Молодой учёный» № 9 (89). Май., 2015. С. 1021-1023.

3. Анаркулова Г.М. Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода. Научный журнал «Молодой учёный». № 13 (93). Июль., 2015. 590-592. Pages 93-96.

3. Шарипов Ш.С. Personality model of modern taecher. Eastern european Scientific Journal - Germany, 2017. Ausgabe 3-2017, ISSN 2199-7977 DOI 10. P. 93-96.

4. Авазбоев А.И. Укув жараёнини ташкил этиш технологияси. Кдзактану. № 4, 2017. С. 19-23.

5. Исмадияров Я.У. Practical mechanisms for training of education managers for innovation and evaluation of their effectiveness. European journal of Reflection in Education Sciences UK, 2017. Vol. 5. № 3. ISSN 2056-5852 P. 52-59.

6. Исмадияров Я.У. Content and Formation Key Competencies of Quality Assurance Managers. Eastern European Scientific Journal Düsseldorf - Germany, 2017. ISSN 2199-7977 DOI 10.12851/EESJ2017032017 AURIS. P. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.