Научная статья на тему 'Специфические особенности профессиональной подготовки педагогических кадров высших образовательных учреждений'

Специфические особенности профессиональной подготовки педагогических кадров высших образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАВЫКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

В данной статье раскрыта сущность специфических особенностей профессиональной подготовки педагогических кадров высших образовательных учреждений. Обосновывается идея, что профессиональная подготовка ориентируется на новейшие технологии и их динамические изменения, обеспечивая способность адаптироваться к этим изменениям и осуществлять самостоятельную инновационную деятельность, повышать его конкурентную способность на рынке труда. Система профессиональной подготовки основывается на принципах педагогического процесса, является осмыслением закономерных связей между теоретической и практической подготовкой и отражает основные требования к её организации и построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности профессиональной подготовки педагогических кадров высших образовательных учреждений»

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Матназарова М.Б.

Матназарова Мехрибон Бахтияровна - докторант, Головной научно-методического центра, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыта сущность специфических особенностей профессиональной подготовки педагогических кадров высших образовательных учреждений. Обосновывается идея, что профессиональная подготовка ориентируется на новейшие технологии и их динамические изменения, обеспечивая способность адаптироваться к этим изменениям и осуществлять самостоятельную инновационную деятельность, повышать его конкурентную способность на рынке труда. Система профессиональной подготовки основывается на принципах педагогического процесса, является осмыслением закономерных связей между теоретической и практической подготовкой и отражает основные требования к её организации и построения.

Ключевые слова: кадры, профессиональная подготовка, навыки, учебный процесс, профессиональная компетентность, инновационная деятельность, новейшие технологии, современное образования, критический анализ, дидактические знания.

УДК 37.013

Профессиональная подготовка педагогических кадров высших образовательных учреждений имеет определённые специфические особенности. Кадры для высшего образовательного учреждения это выпускники вузов, которые остаются, как правило, на преподавательскую работу на соответствующих кафедрах. Получение навыков преподавания происходит преимущественно непосредственно в процессе работы. В связи с этим неизбежными являются некоторые ошибки, проявляющиеся в снижении общей эффективности учебного процесса.

Так, проведённый анализ исследователей показывает, что преподаватели, которые приняли участие в исследовании, испытывают трудности в практической деятельности. Типичными оказались затруднения, касающиеся следующих аспектов деятельности педагогических кадров:

- в научно-исследовательской работе - это общетеоретическая подготовка, методология современной науки и уровень её развития;

- в учебно-методической работе - специальная подготовленность, основы исследовательской работы обучаемых, обновление содержания;

- в использовании современных обучающих технологий - методы активного обучения, методы научного исследования, лекционно-семинарские обучения, технологии личностно ориентированного образования;

- в личностном плане - психологическая готовность преподавателей, уровень общей и профессиональной культуры [1, с. 494-498, 2].

Таким образом, реализация нового подхода к формированию профессиональной компетентности педагогических кадров требует решения определённых задач. Среди них важным является выяснение специфики проявления закономерностей, которые определяют общую организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы целостного процесса профессионально-педагогической деятельности преподавателей.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что новый характер общественных отношений, изменение потребностей экономики в современных специалистах различного профиля и конъюнктуры, сложившейся на рынке труда, ставят новые требования к выпускникам высших образовательных учреждений.

Профессиональная подготовка должна ориентироваться на новейшие технологии и их динамические изменения, обеспечивать способность выпускника адаптироваться к этим изменениям и осуществлять самостоятельную инновационную деятельность, повышать его конкурентную способность на рынке труда. В сферу современного образования проникает вся совокупность актуальных проблем, связанных с экологией, охраной интеллектуального, нравственного и физического здоровья человека, развитием компьютеризации и информатизации общества, международной интеграцией системы образования.

Особенно важной для современного специалиста является психологическая подготовка. Быстрое развитие различных технологий, резкий рост психического напряжения, перегрузки, стрессов требует от специалиста высокой интеллектуальной мобильности, динамичности, психической адаптации в условиях сложной трудовой деятельности, а также межличностных и деловых отношений. В таких условиях наблюдается несоответствие сегодняшнего уровня психологической готовности молодых специалистов к требованиям, предъявляемым условиями и факторами интенсификации научной и психической активности [3].

Следствием человеческой деятельности в условиях научно -технического прогресса является её интеллектуализация, что предполагает рост роли умственного труда (научные знания, образование, квалификация), техники (автоматизация, новые технологии) и творческих способностей человека в различных сферах общественной жизни. Профессиональная деятельность осуществляется с обязательным участием эмоциональной сферы личности, наполняется различными моральными чувствами. Нравственное чувство выражает ценностное отношение личности к своей деятельности, поэтому оно является особого рода осмыслением, не познавательным, а ценностным.

Знания, умения, опыт специалиста, общение на производстве и в быту определяют культуру его труда. Она тесно связана с общей культурой, отражает социальные и нравственные качества и определяет степень ответственности за последствия профессиональной деятельности.

Принятые решения в ситуации морального выбора осуществляются на основе рефлексивного отношения человека к собственной деятельности, глубокого его осмысления, критического анализа и конструктивного совершенствования. Установлено, что «индивидуальная внутренняя рефлексия основывается на процессах, содержанием которых является не только понимание другого, но и понимание того, как этот другой понимает меня» [4, с. 42-46, 5, с. 235].

Осмысленное отношение специалиста к своей деятельности тесно связано с важным качеством его личности - социальной ответственностью. Социальная ответственность является элементом профессионально-нравственной культуры и служит основой при осуществлении самоанализа деятельности. В условиях научно-технического прогресса меняется окружающая среда, ритм жизни, стиль жизни, кругозор специалиста, вносятся изменения в систему информации, уже прямо или косвенно влияет на его жизненные установки и социально-нравственную позицию [6, с. 69-73].

К специфическим признакам психо лого-педагогической подготовки преподавателей мы относим процесс интеграции. Он направляет психолого-педагогическую подготовку на необходимость создания интегрированных учебных курсов, которые обеспечивают подготовку к различным видам педагогической деятельности преподавателя. При этом развивается системное мышление специалиста, гибкость ума, способность к обобщению знаний, перенос накопленного опыта при решении ситуаций, требующих синтеза знаний, навыков и умений из разных учебных дисциплин.

В то же время процесс интеграции позволяет избежать однобокости развития образования благодаря интеграции фундаментальных и профессионально-ориентированных учебных дисциплин. Как видим, содержание психолого-

10

педагогической подготовки направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки профессионального и личностного роста преподавателя. В этих условиях возрастает роль отбора и структурирования содержания учебного материала дисциплин психо лого-педагогического цикла. Структурирование психолого-педагогических знаний заключается в том, что отдельные их элементы, в соответствии с учебными целями профессиональной подготовки, выполняют на различных этапах или исключительно развивающие функции, или образовательные. Напомним, что такое разделение знаний несколько условно, поскольку знания, которые усваиваются, выполняют и развивающую функцию.

Специфичность структурирования содержания психолого-педагогической подготовки в сторону развивающего компонента, по нашему мнению, существенно влияет на выбор методов и форм организации учебной деятельности. Сохраняется тенденция применения активных методов и приёмов обучения и использования интегрированных форм организации, различных сочетаний индивидуальной и групповой работы. Это касается, прежде всего, таких форм организации обучения как лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Такая ориентация индивидуальной работы только на образовательный компонент содержания профессиональной подготовки на самом деле не отражает направленности на личностное и профессионально-педагогическое развитие преподавателей.

Однако самостоятельная работа осуществляется благодаря внедрению в процесс профессионально-педагогической подготовки технологии управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, по совокупности различных методов и форм активного обучения способствует развитию учебно-познавательной, умственной и профессионально-практической деятельности [7, с. 146].

Кроме выявления специфичности психолого-педагогической подготовки, большое значение для её совершенствования имеет выявление и раскрытие преимуществ и отличий в существующих моделях профессиональной подготовки. По нашему мнению, это позволит, прежде всего, выяснить такой важный аспект профессионально-педагогической подготовки, как результативность, что проявляется в виде психо лого -педагогической компетентности педагогических кадров. Её сформированность позволит будущему преподавателю осуществлять интегрирование специальных, психолого-педагогических, методических и дидактических знаний в нестандартных, нетипичных ситуациях профессиональной деятельности и применять имеющийся опыт для личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования. В то же время учёт психологических особенностей преподавателей в процессе их учебной деятельности будет способствовать формированию положительного результата развития в виде психических новообразований личности, которые имеют определённый уровень сформированности.

Кроме того, необходимо отметить, что система профессиональной подготовки основывается на принципах педагогического процесса, является осмыслением закономерных связей между теоретической и практической подготовкой и отражает основные требования к её организации и построения. При этом система профессиональной подготовки характеризуется как целостная, самостоятельно развивающаяся и состоит из определённых элементов. Её цель и задачи обусловлены общественными требованиями к личности и деятельности преподавателя, средства профессиональной подготовки определяются системой видов деятельности, предусматривает вариативность методов и форм её реализации. Результат профессиональной подготовки может определяться совокупностью устойчивых критериев, дающих возможность выяснить его уровень. Соответствующие психолого-педагогические условия обеспечивают эффективность функционирования системы профессиональной подготовки.

Как известно, профессиональная подготовка специалиста имеет свои характерные особенности, что позволяет определить специфику этой подготовки по отдельным её элементам. Система современного классического высшего образования основывается на общих принципах фундаментальности, универсализации, гуманитаризации профессиональной подготовки.

Основные задачи профессиональной подготовки преподавателя являются вооружение обучаемых фундаментальными идеями современных научно -теоретических знаний в процессе изучения ими общенаучных, общепрофессиональных, специальных циклов учебных предметов, а также повышение социальной значимости престижа знаний [8, с. 318, 9, с. 43-45].

Таким образом, профессиональная подготовка преподавателей связывается с получением фундаментальных профессиональных знаний по соответствующим дисциплинам, формированием профессиональной компетентности и основывается на сочетании общих и специфических принципов.

Список литературы

1. Буранова Д.Д. Высшее образование Узбекистана в ракурсе преподавания иностранных языков: тенденции и перспективы // Молодой учёный, 2014. № 1. С. 494-498.

2. Козиева Ю.Т. Профессиональные компетенции современного учителя / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worldofteacher.com/7310-professionalnye-kompetencii-sovremennogo-uchitelya.html (дата обращения: 24.12.2018).

3. Исмадияров Я.У. Practical mechanisms for training of education managers for innovation and evaluation of their effectiveness. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Great Britain, 2017. Vol. 5. № 3.

4. Бондарчук А. Социально-психологические проблемы последипломного педагогического образования руководителей образовательных организаций / А. Бондарчук // Образование, 2010. № 2. С. 42-46.

5. Денисова О.П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.П. Денисова: РАО; МПСИ. М.: Флинта: МПСИ, 2008. С. 235.

6. Михайлова О.Б. Психологическое сопровождение развития инновационного потенциала личности в высшей школе // Вестник ВШ, 2012. № 10. С. 69-73.

7. Бекназаров А.А. Психологические особенности взаимоотношений между учителем и учащимся (на примере обучения русскому языку и литературе в узбекской школе): Дис. ... канд. психол. наук. Ташкент: «ТГПУ», 1994. С. 146.

8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: / Л.М. Митина. М.: Академия, 2004. С. 318.

9. Мамедова Д.Н. Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и воспитание, 2016. №3. С. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.