Научная статья на тему 'О некоторых задачах совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений'

О некоторых задачах совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ЗНАНИЕ / КОМПОНЕНТ / СТРУКТУРА / НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / TRAINING OF SPECIALISTS / CONTENT OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION / DISCIPLINE / SYSTEMATIZATION / KNOWLEDGE / COMPONENT / STRUCTURE / SKILLS / TEACHING STAFF / COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONALITY / TRAINING MODEL / MECHANISMS / TEACHING ENVIRONMENT / QUALITY OF EDUCATION / TEACHING SKILL / PROFESSIONAL ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

Данная статья раскрывает задачи совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений, направленные преимущественно на развитие и совершенствование именно профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений: выяснение сущности, структуры и основных закономерностей учебно-воспитательного процесса высшего образовательного учреждения; выявление факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс высшего образовательного учреждения, выяснение специфических особенностей этих видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых задачах совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений»

О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Матназарова М.Б. Email: Matnazarova17133@scientifictext.ru

Матназарова Мехрибон Бахтияровна - докторант, Головной научно-методический центр, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья раскрывает задачи совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений, направленные преимущественно на развитие и совершенствование именно профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений: выяснение сущности, структуры и основных закономерностей учебно-воспитательного процесса высшего образовательного учреждения; выявление факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс высшего образовательного учреждения, выяснение специфических особенностей этих видов деятельности.

Ключевые слова: подготовка специалистов, содержание обучения, высшее образование, дисциплина, систематизация, знание, компонент, структура, навыки, педагогические кадры, компетентность, образовательный процесс, личность, модель обучения, механизмы, педагогическая среда, качество образования, навыки, умения, педагогическое мастерство, профессиональная способность.

ABOUT SOME PROBLEMS OF IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL PERSONNEL OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Matnazarova M.B.

Matnazarova Mekhribon Bakhtiyarovna - Doctoral Student, HEAD SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CENTER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the tasks of improving the professional competence of pedagogical staff of higher educational institutions, aimed primarily at the development and improvement of the professional competence of pedagogical staff of higher educational institutions: clarification of the essence, structure and basic laws of the educational process of a higher educational institution; identifying factors affecting the educational process of a higher educational institution, finding out the specific features of these types of activities. Keywords: training of specialists, content of education, higher education, discipline, systematization, knowledge, component, structure, skills, teaching staff, competence, educational process, personality, training model, mechanisms, teaching environment, quality of education, skills, skills, teaching skill, professional ability.

УДК 37.013

Основным моментом научно обоснованного установления содержания современного высшего образования является определение содержания специальной подготовки специалистов. Современные требования к образованию и его значение позволяют наметить приоритеты в изучении специальных дисциплин [1, с. 48 - 51, 2, с. 393].

Принимая во внимание общие принципы определения содержания обучения, организации и планирования его, а также указанные выше приоритеты, можно

наметить также следующие основные принципы отбора содержания специальных дисциплин [3, с. 3-5, 4, с. 421].

Таким образом, можно утверждать, что содержание дисциплин в системе высшего образования разрабатывается на следующих принципах:

- систематизация и обобщение знаний, закрепление и развитие умений и навыков, полученных при изучении родственных курсов;

- повышение теоретической значимости учебного материала;

- расширение внутренних логических связей курса;

- подготовка инструментария для изучения смежных дисциплин с обеспечением преемственности;

- формирование представлений о строении дисциплины и о её прикладном значении на основе исследования моделей реальных процессов с учётом эксперимента с использованием информационных технологий;

- прикладная направленность курса;

- увеличение веса задач, решение которых предполагает наличие специальных средств анализа данных и ориентации не только на формально-логические утверждения, но и на оперативные (алгоритмы, схемы рассуждений и т.д.).

Ко второй группе основных задач, направленных на развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров, относим научное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Научное обеспечение предусматривает проведение исследований, актуальных в области соответствующей дисциплины. Это могут быть, в частности, исследования по следующим направлениям:

- выяснение факторов, влияющих на формирование содержания соответствующей дисциплины;

- выяснение соотношения познавательных и ценностных компонентов в содержании;

- разработка, совершенствование методики мониторинга образования;

- выяснение основных тенденций его развития;

- создание научно-обоснованных нормативов диагностики (готовности к обучению, специальных способностей, отклонений в обучении и т.д.).

К третьей группе задач относим те из них, которые направлены преимущественно на развитие и совершенствование именно профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений:

- выяснение сущности, структуры и основных закономерностей учебно -воспитательного процесса высшего образовательного учреждения;

- выявление и учёт в практической деятельности действующих закономерностей педагогического процесса высшего образовательного учреждения;

- выявление факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс высшего образовательного учреждения;

- выяснение мотивов обучения;

- измерение результатов учебно-воспитательного процесса;

- выделение основных видов деятельности обучаемых;

- выяснение специфических особенностей этих видов деятельности.

Понятно, что основными являются виды деятельности обучаемого, которые формируют у него профессиональные и личностные качества будущего специалиста. Поскольку развитие личности детерминирован средой, деятельностью и общением, то к основным видам деятельности обучаемых мы относим учебную и коммуникативную деятельность. Первая является познавательной и обеспечивает овладения научных понятий и теорий, развитие внутренней потребности в знании, мотивационной сферы. При этом, коммуникативная деятельность является решающим звеном в становлении личности специалиста, она формирует различные виды социальных отношений и нравственного поведения.

К четвертой группе относятся задачи, направленные на развитие и совершенствование навыков управления учебно-воспитательным процессом высшего образовательного учреждения.

Управление педагогическим процессом предусматривает:

- целевые педагогические установки, связанные с интересами, потребностями и стремлениями участников учебно-воспитательного процесса;

- различные внешние воздействия с целью трансформации их во внутреннюю позицию будущего специалиста через приобретённый им собственный опыт, мотивы, потребности, особенности воли, эмоций и т.д.;

- прогрессивный контроль собственной и учебной деятельности обучаемых;

- диагностику и коррекцию учебно-воспитательного процесса и др.

Стиль педагогического руководства преподавателей, уровень их профессиональной компетентности в значительной степени влияет на степень развития активности и самостоятельности обучаемых [5, с. 23, 6, с. 16-23, 7, с. 5-6].

Таким образом, развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений в современных условиях предполагает решение следующих основных задач:

- накопление, систематизация и расширение новых профессиональных знаний и мастерства;

- знание основных социальных, экономических и экологических проблем общества и путей их решения;

- сочетание учебной работы с научными поисками;

- достижение качественно нового уровня преподавания соответствующих дисциплин;

- обеспечение интеллектуальной, психологической и моральной готовности будущих специалистов к работе в новых, современных условиях;

- овладение новыми технологиями обучения, применение технических средств и новых информационных технологий;

- формирование компьютерной грамотности будущих специалистов.

В условиях компьютеризации обучения меняется содержание учебной деятельности и функции преподавателя. Применение компьютерного программного обеспечения значительно повышает эффективность осуществления планирования содержания учебной деятельности. Знание возможностей и применение программного обеспечения наполняет новым содержанием организацию учебной работы, самостоятельной работы обучаемых, проведение текущего контроля и регулирования, осуществление межпредметных связей.

Применение компьютерных сетей позволяет объединить родственные дисциплины, обеспечить обмен учебно-методическими разработками на достаточно высоком уровне, поднять на качественно новую ступень обучение, что будет способствовать эффективности научно-педагогической деятельности педагога в целом [8, с. 119].

Приоритетными задачами совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений в процессе реализации указанных проблем становятся:

- определение социально-мотивационных факторов, ценностей;

- методологическое фокусирование содержания образования на личность, на обеспечение активной познавательной позиции субъекта обучения, оптимизации роли преподавателя;

- организация образовательного процесса на основе новых технологий обучения и максимального учёта опыта взаимодействия обучаемого с окружающим миром;

- направленность обучения на полную реализацию способностей, интеллектуального, духовного и творческого потенциала обучаемого;

- выработка устойчивых механизмов самообучения, самовоспитания и саморазвития.

Решение задач становления и развития высшего образования в современных социально-экономических условиях вызывает необходимость разработки и теоретического обоснования требований по психо лого-педагогическому обеспечению надлежащего уровня функционирования всех её звеньев. Выбор лучших педагогических технологий организации учебного процесса в высших образовательных учреждениях, направленных на эффективную профессионально -творческую подготовку специалиста в значительной степени определяется уровнем профессионально-педагогической культуры педагогических кадров учебного заведения. Именно поэтому повышение профессиональной компетентности педагогических кадров выступает как психолого-педагогическая проблема.

Список литературы /References

1. Загрекова Л. Методологические основы воспитания будущего учителя // Высшее образование в России, 2001. № 5. С. 48-51.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособ. по направлению и специальностям психологии / С.Д. Смирнов. 2-е изд.; перераб. и доп. М.: Академия, 2005. С. 393.

3. Исмадияров Я. У. Современные требования к менеджеру образования // Педагогик таълим. Тошкент, 2006. № 2. С. 3-5.

4. Джуринский П.Б. Теоретические и методические основы подготовки преподавателей: монография / Петр Борисович Джуринский. Одесса: Лерадрук, 2012. С. 421.

5. Пятибратова С.И. Совершенствование профессионализма учителя в процессе постдипломного образования: акмеологический подход: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2002. С. 23.

6. Ващенко Л.Н. Методологические основы разработки стандартов для формирования должностного функциональной (профессиональной) компетентности руководящих кадров образования / Л.Н. Ващенко, В.И. Маслов // Образование, 2011. № 1. С. 16-23.

7. Мельник В.К. Повышение квалификации руководителя учебного заведения как инноватора образовательного процесса / Валентина Константиновна Мельник // Директор шк., 2002. Мар. (№ 9). С. 5-6.

8. Соломина Г.М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие для преподавателей проф. школы. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф. пед. ун-та, 1996. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.