Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность педагогических кадров - индикатор качества образования'

Профессиональная компетентность педагогических кадров - индикатор качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
DEVELOPMENT / TEACHING STAFF / MORAL QUALITIES / QUALIFIED SPECIALISTS / ABILITY / DISCIPLINES / EDUCATIONAL PROCESS / REQUIREMENT / IMPROVEMENT / MECHANISMS / SELF-STUDY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СПОСОБНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕБОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ / САМООБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

В данной статье рассматривается значительное расширение числа и важности задач высшего образования, значительно возрастает роль соответствующих педагогических кадров и усиливаются требования к уровню их профессиональной компетентности. Так как целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обеспечение квалифицированными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность педагогических кадров - индикатор качества образования»

PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL -PERSONNEL INDICATOR QUALITY EDUCATION Matnazarova M.B. (Republic of Uzbekistan) Email: Matnazarova442@scientifictext.ru

Matnazarova Mekhribon Bakhtiyarovna - Doctoral Student, HEAD SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CENTER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines a significant increase in the number and importance of higher education tasks, significantly increases the role of relevant teaching staff, and reinforces the requirements for their professional competence. Since the goal of education is the all-round development of a person as an individual and the highest value of society, the development of his talents, mental and physical abilities, education of high moral qualities, the formation of citizens capable of conscious social choice, providing qualified professionals.

Keywords: development, teaching staff, moral qualities, qualified specialists, ability, disciplines, educational process, requirement, improvement, mechanisms, self-study, educational institutions.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ - ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ Матназарова М.Б. (Республика Узбекистан)

Матназарова Мехрибон Бахтияровна - докторант, Головной научно-методический центр, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается значительное расширение числа и важности задач высшего образования, значительно возрастает роль соответствующих педагогических кадров и усиливаются требования к уровню их профессиональной компетентности. Так как целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обеспечение квалифицированными специалистами. Ключевые слова: развитие, педагогические кадры, моральные качества, квалифицированные специалисты, способность, дисциплины, образовательный процесс, требование, совершенствование, механизмы, самообучение, образовательные учреждения.

УДК 37.013

В условиях быстрого и значительного расширения числа и важности задач высшего образования значительно возрастает роль соответствующих педагогических кадров, и усиливаются требования к уровню их профессиональной компетентности.

Становится понятным, что целью высшего образования является формирование определённых психических свойств, поэтому самообучение не является целью образования, а служит только его необходимым условием.

В системе высшего образования идет процесс, направленный на обеспечение качества высшего образования и конкурентоспособности выпускников на основе модернизации образовательных программ с учетом передового международного

опыта, подготовки профессорско-преподавательского состава обучать студентов по новой методике и учебной литературе [1, с. 87-89].

Более детальный анализ исследований, относящихся к этой области, позволяет систематизировать эти требования и представить их группами, направленных на развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений [2, с. 124, 3, с. 312, 4, с. 13-15].

Так, к числу основных задач большинство исследователей относят научное обоснование содержания соответствующих дисциплин, определение приоритетов, структуры и принципов отбора содержания. Кроме того, традиционное содержание высшего образования, способно обеспечить достаточно высокий уровень подготовки специалистов. Вместе с тем, происходящие изменения, развитие отраслей деятельности выдвигают новые требования к подготовке профессиональных кадров и побуждают к переосмыслению традиционного содержания, выяснения тенденций дальнейшего его развития. Следует учитывать, что все больше растёт роль научных методов исследования в практике. Высокими темпами накапливается научная информация, меняется структура многих профессий, исчезают одни и появляются другие специальности. В настоящее время практически исчерпал себя экстенсивный подход к определению содержания обучения. Увеличение количества часов на дисциплину изучаемого объёма учебных программ не могут дальше оставаться основными методами формирования содержания обучения, поскольку это приводит к увеличению сроков обучения, снижение теоретического уровня образования из-за перегрузки и тому подобное. На содержание обучения в высшем образовательном учреждении влияет также внедрение уровневой и профильной дифференциации. Поэтому соответствие содержания обучения общественно-экономическим запросам государства должно быть основой философии высшего образовательного учреждения [5, с. 75-87].

Кроме того, основным моментом научно обоснованного установления содержания современного высшего образования является определение содержания специальной подготовки специалистов. Современные требования к образованию и его значение позволяют наметить приоритеты в изучении специальных дисциплин [6, с. 48 - 51, 7, с. 393]:

1. Личностная ориентация содержания специальных дисциплин, предусматривает уровневую и профильную дифференциацию обучения, равный доступ к качественному образованию, гуманизации образования, создание реальных условий для интеллектуального, социального и нравственного развития будущего специалиста, усиление практически-деятельностной и творческой составляющих в содержании образования. В связи с этим объем и сложность содержания должны соответствовать возможностям обучаемых, перспективам их развития. Достичь этого можно путём варьирования объёма специальной информации и гибкости в определении требований к усвоению её.

2. Целостное отражение компонентов науки в содержании специальных дисциплин, учёт тенденций развития технологий (усиление функции теории в науке, интеграция и дифференциация науки), отображения специальных дисциплин как деятельности через знания, методы и способы деятельности, соответствующие логике познания, реализация в содержании образовательного, развивающего и воспитательного потенциала специальных дисциплин.

3. Ориентация на интегрированные курсы специальных дисциплин, поиск новых подходов к интеграции содержания, структурирование знаний как средства целостного понимания и познания мира.

4. Усиление практической и прикладной направленности в изучении специальных дисциплин, ориентация содержания и методов обучения на применение дисциплин в технологиях и смежных науках, в профессиональной деятельности и в быту, на выработку умений самостоятельной профессиональной деятельности.

57 ■ Еигореап Баепсе № 10 (42)

5. Применение в процессе изучения специальных дисциплин новых педагогических технологий, в частности информационных, которые удовлетворяют следующие основные требования:

- учитывают особенности учебной деятельности, её содержание и структуру, способности, интересы и склонности обучаемого;

- личностно-ориентированное обучение, когда знания, умения и навыки рассматриваются не только как самоцель, но и как средство развития познавательных и личностных качеств обучаемых, воспитывают у них способность быть субъектом своего развития, рефлексивного отношения к самому себе;

- обеспечивают целостное психолого-дидактическое проектирование учебного процесса в условиях уровневой и профильной дифференциации обучения.

Таким образом, целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обеспечение квалифицированными специалистами.

Список литературы /References

1. Исмадияров Я. У. Инновационный характер управления качеством образования // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: Сущность, обеспечение, прблемы. Казань (Россия), 2016. С. 87-89.

2. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учебное пособие. М., 2001. С. 124.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. С. 312.

4. Сорочан Т. Создать образовательное пространство профессионального развития / Т.М. Сорочан / Управление образованием, 2010. № 17 (245). С. 13-15.

5. Арташкина Т. Деятельностный подход в государственных образовательных стандартах высшего образования третьего поколения / Т.А. Арташкина // Профессиональное образование в современном мире, 2013. № 2 (9). С. 75-87.

6. Загрекова Л. Методологические основы воспитания будущего учителя // Высшее образование в России, 2001. №5. С. 48-51.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособ. по направлению и специальностям психологии / С.Д. Смирнов. 2-е изд.; перераб. и доп. М.: Академия, 2005. С. 393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.