Научная статья на тему 'Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования'

Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STATE EDUCATIONAL STANDARDS / MULTI-LEVEL NATURAL SCIENCE PEDAGOGICAL EDUCATION / MAJOR EDUCATIONAL PROGRAMS / ONAL EDUCATIONAL SPECIALIZATIONS / MASTER'S PROGRAMS / SPECIALIZED EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕ-СКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Станкевич П. В.

Проведен анализ Государственного образовательного стандарта по направлению «Естественнонаучное образование» как базового нормативного документа, определяющего особенности специалистов в области естественнонаучного образования и затрагивающего содержательный, структурный, технологический, результативный компоненты организации учебного процесса в вузе. В условиях стандартизации основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования характеризуются целостностью и относительной устойчивостью в условиях изменяющихся социально-педагогических, психолого-педагогических, дидактико-методических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Станкевич П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENOVATION OF NATURAL SCIENCE PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM AS RESULT OF PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION STANDARDIZATION

The article analyses the State Educational Standard of training students for the degrees of Bachelor and Master of Educa-tion in Natural Science as a basic normative document that defines features of specialists in the field of natural science educa-tion and also deals with such components of educational process organization at an institution of higher education as its con-tent, structure, methods and expected results. In the context of standardization the major educational programs of training stu-dents for the degrees of Bachelor and Master of Education in Natural Science are described as integral and relatively sustaina-ble in the situation of constantly changing social, psychological, didactic and methodological factors in education.

Текст научной работы на тему «Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования»

УДК 5 (075.8) ББК 20

ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ СТАНДАРТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П.В. Станкевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена

Проведен анализ Государственного образовательного стандарта по направлению «Естественнонаучное образование» как базового нормативного документа, определяющего особенности специалистов в области естественнонаучного образования и затрагивающего содержательный, структурный, технологический, результативный компоненты организации учебного процесса в вузе. В условиях стандартизации основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования характеризуются целостностью и относительной устойчивостью в условиях изменяющихся социально-педагогических, психолого-педагогических, дидактико-методических факторов.

Ключевые слова: Государственные образовательные стандарты, многоуровневое естественнонаучное педагогическое образование, основные образовательные программы, профессионально-образовательные профили, магистерские программы, профильное образование.

RENOVATION OF NATURAL SCIENCE PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM AS RESULT OF PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION STANDARDIZATION

Stankevich P.V.

The article analyses the State Educational Standard of training students for the degrees of Bachelor and Master of Education in Natural Science as a basic normative document that defines features of specialists in the field of natural science education and also deals with such components of educational process organization at an institution of higher education as its content, structure, methods and expected results. In the context of standardization the major educational programs of training students for the degrees of Bachelor and Master of Education in Natural Science are described as integral and relatively sustainable in the situation of constantly changing social, psychological, didactic and methodological factors in education.

Keywords: State Educational Standards, multi-level natural science pedagogical education, major educational programs, professional educational specializations, master's programs, specialized education.

С целью удовлетворения социокультурных потреб- ществующем пакете документов - Государственном об:

ностей России в специалистах высокой квалификации, способных к эффективной профессиональной деятельности во всех областях науки и производства, в начале 90-х годов были разработаны Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), охватывающие основные сферы профессиональной деятельности.

Стандарт стал восприниматься как базовый нормативный документ, в котором устанавливаются правила для всестороннего и многократного использования, общие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов, направленные на достижение определённого уровня образованности.

Принятые стандарты существенно изменяют структурную и содержательную составляющую высшего профессионального образования, расширяют возможности вариативного обучения студентов за счёт национально-регионального компонента и курсов по выбору по основным образовательным программам.

Образовательные стандарты ВПО рассматриваются многоаспектно:

- как нормативная основа разработки и внедрения вузами своих основных образовательных программ;

- как признанный обществом достаточный уровень образованности специалистов высшей квалификации, гарантирующий им дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям профессиональной деятельности;

- как эталон, с помощью которого обучаемый и обучившийся могут судить об уровне своего профессионального образования;

- как гарант социальной защищенности личности от некачественных образовательных услуг.

Все эти общие позиции нашли свое отражение в су-

разовательном стандарте ВПО (ГОС первого поколения), вступившем в действие с 1 сентября 1995 года.

При разработке структуры и содержания Государственного образовательного стандарта первого поколения были выделены профессионально-образовательные профили, обеспечивающие многоаспектную, мобильную и гибкую подготовку кадров в области образования в рамках направлений педагогического образования. Данный подход сохранился и при разработке ГОС второго поколения (2000 г.) по направлениям педагогического образования, где перечень был расширен с шести до семи и стал включать следующие направления: «Естественнонаучное образование», «Физико-математическое образование», «Филологическое образование», «Социально-экономическое образование», «Технологическое образование», «Педагогика», «Художественное образование». Тем самым произошло разделение направления «Естествознание» (ГОС - 1995 г.) на два направления - «Естественнонаучное образование» и «Физико-математическое образование» (ГОС - 2000 г.).

В период модернизации общего и педагогического образования происходит изменение уровневого высшего профессионального педагогического образования, и в частности подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного педагогического образования, затрагивающее содержательный, структурный, технологический, результативный компоненты образовательной системы по следующим основным направлениям:

• оптимизация структуры и совершенствование организации подготовки специалиста в области естественнонаучного образования;

• совершенствование содержания и форм подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования;

• научное и учебно-методическое обеспечение обновления системы уровневого высшего профессионального естественнонаучного педагогического образования.

Анализ существующей системы высшего уровневого естественнонаучного педагогического образования показал наличие определенных противоречий:

- между реальной потребностью современной общеобразовательной школы в учителях естественных предметов, готовых к преподаванию в профильной школе, и специализированной подготовкой магистров естественнонаучного образования;

- между потребностью школы в разнообразных образовательных программах для школ различных направлений и содержанием основных образовательных программ современного вузовского естественнонаучного педагогического образования;

- между потребностью школы в специалистах в области естественнонаучного образования с новым мышлением (ноо-сферным, глобальным, гуманитарным) и существующим у выпускников естественно-педагогических направлений и специальностей традиционным мышлением, отражающим отдельные стороны естественнонаучной картины мира (социальные, химические, биологические);

- между вузовским и послевузовским образованием, вызывающим необходимость фундаментальной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования, и несоответствием их квалификации запросам современной высшей школы.

Результатом модернизации системы многоуровневого высшего профессионального естественнонаучного педагогического образования должна стать обновленная система подготовки специалистов в области естественнонаучного образования, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

В соответствии с основными направлениями и задачами модернизации педагогического образования специалисты в области естественнонаучного образования должны быть готовы к расширению профессионально-образовательной деятельности по таким аспектам, как:

• существенный пересмотр программ и учебных планов общеобразовательных учреждений (в сторону уменьшения обязательного для всех инвариантного компонента);

• разработка системы предложений по организации предпрофильного и профильного обучения;

• создание условий для реализации предметов, курсов и учебных модулей по выбору учащимися общеобразовательной школы;

• модульная организация учебного процесса, позволяющая гибко вводить новые элементы содержания в учебный процесс и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания школьного образования;

• повышение практической, навыкообразующей направленности учебного содержания школьных предметов (химии, биологии, географии, безопасности жизнедеятельности);

• повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся;

• разработка новых методов обучения (в числе которых активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные);

• изменение в системах оценивания (дифференциация оценивания: по видам работы, само- и взаимооценивание).

На сегодняшний день можно констатировать, что завершился важный этап стандартизации в системе высшего естественнонаучного педагогического образования России. Этот этап был сложным, но достаточно плодотворным. Практическим работникам, ученым, управленцам удалось договориться по широкому кругу проблем, связанных с обновлением системы естественнонаучного педагогического образования. Выработаны общие позиции по следующим показателям:

- функциям стандартизации;

- структуре высшего естественнонаучного педагогического образования, в которой обозначены соответствующие направления и специальности по ОКСО;

- структурированию содержания высшего естественнонаучного педагогического образования (учебные дисциплины, циклы дисциплин, практики и т.д.);

- объему аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов;

- уровням высшего образования, каждый из которых (бакалавриат и магистратура) реализуется соответствующими основными образовательными программами;

- требованиям к образовательной и профессиональной готовности студентов;

- государственной аттестации студентов (государственный экзамен по дисциплине или итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (специальности), выпускная квалификационная работа, дипломная работа, магистерская диссертация).

На современном этапе развития высшего естественнонаучного педагогического образования Государственные образовательные стандарты рассматриваются как основной элемент функционально-адаптивной системы подготовки педагогов-естественников, поскольку он определяет основу не только настоящего, но и будущего развития образования в целом и позволяет обеспечить:

- гибкость и мобильность в разработке общей стратегии нового перечня профессионально-образовательных профилей бакалавриата и программ специализированной подготовки магистров в соответствии с региональными потребностями;

- возможность варьирования в выборе образовательных маршрутов;

- благоприятные условия для развития и реализации индивидуальных способностей обучаемых;

- качественную подготовку педагогов-естественников в соответствии с запросами общества и интересами обучаемого.

Однако анализируя национальную модель подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования на базе действующих стандартов, необходимо отметить, что действующие стандарты (первого и второго поколения) не ориентированы на подготовку бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования по направлению «Естественнонаучное образование», а в большей степени нацелены на подготовку «дипломированного специалиста», то есть учителя-предметника (химии, биологии, географии, экологии, безопасности жизнедеятельности). Вся система учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования - материально-техническая база вузов, кадровый состав, структура факультетов и т. д. -традиционно ориентирована на подготовку учителя естественнонаучного профиля. Подготовка бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования по

направлению обусловливает не просто корректировку ГОС ВПО, а требует решения весьма сложных и принципиальных задач:

- определения стратегии и тактики построения основных образовательных программ и маршрутов студентов в педагогическом университете;

- нового понимания базовых дисциплин (федеральный компонент содержания ООП в соответствии с ГОС ВПО) сферы профессиональной деятельности;

- введения новых учебных дисциплин (вариативный компонент содержания ООП) на основе интегративных предметных знаний;

- разработки оценочных методик (новых критериев, диагностических средств) и процедуры для системного мониторинга хода образовательного процесса;

- создания учебно-методического сопровождения с учетом разной степени подготовленности обучаемых и способов «доставки и переработки» учебной информации [2, 3].

Анализ ГОС второго поколения (2000 г.) по направлению «Естественнонаучное образование» и опыт его реализации в РГПУ им. А.И. Герцена [1, 4], проводившийся в соответствии с программой модернизации педагогического образования в Институте естествознания, обнаружил ряд его недостатков, которые были устранены при корректировке стандартов в 2005 году.

Так, не в полной мере была отражена ориентация на подготовку бакалавров и магистров естественнонаучного образования к конкретной ступени образования (основное - предпрофильное, среднее - профильное, начальное и среднее профессиональное), к дополнительному и специальному образованию детей, к организации психолого-педагогической поддержки личности и семьи.

Кроме того, в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин была недостаточно четко выражена ориентация на развитие у студентов коммуникативных личностных качеств, правового самосознания, отношения к здоровью человека как самоценности.

Наряду с этим в цикле общепрофессиональных дисциплин была недостаточно отражена ориентация на подготовку специалистов в области естественнонаучного образования с целью использования ими информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Также в цикле общепрофессиональных дисциплин требовалось ориентировать подготовку бакалавров на построение здоровьесберагающей среды школы, модернизацию воспитания и обучения детей разных возрастов, освоение современных средств оценки достижений учащихся, психологическое консультирование родителей, работу с младшими школьниками, подростками и старшими школьниками, оказавшимися в экстремальной ситуации.

До сих пор нет четкого понимания квалификационной характеристики бакалавров и магистров на российском образовательном рынке труда, поскольку введение в ГОС ВПО достаточно размытого термина «степень» (квалификация) вызывает неопределенность в выделении базовой составляющей подготовки выпускника третьего уровня по направлению «Естественнонаучное образование».

В цикле дисциплин направления требовалось ориентировать подготовку магистров на овладение современными формами и методами обучения, информационными и компьютерными технологиями, новыми методами оценивания результатов обучения, на формирование у студен-

тов способности к исследовательской деятельности, работу в условиях реального многообразия программ и учебников, решение задач профильного обучения.

В связи с перечисленными выше недостатками ГОС второго поколения (2000 г.), изменения и дополнения коснулись его следующих параметров:

- были уточнены требования к профессиональной подготовке бакалавров в области образования с учетом модернизации уровней дошкольного образования; начального, среднего и профильного школьного естественнонаучного образования на основе компетентностного подхода в высшем профессиональном педагогическом образовании (п. 7.1 Стандарта);

- введена новая дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании» вместо дисциплины «Информационные технологии в естественнонаучном образовании» в цикле общепрофессиональных дисциплин стандарта;

- осуществлено обновление дидактических единиц дисциплин всех циклов ГОС второго поколения (2000 г.) с учетом современных проблем дошкольного, начального, среднего и профильного школьного естественнонаучного образования;

- представлены и разработаны программы подготовки по новым профессионально-образовательным профилям («Геология», «Естествознание», «Безопасность жизнедеятельности») и магистерским программам («Эколого-геологическое образование», «Современное естественнонаучное образование», «Образование в области безопасности жизнедеятельности»).

Таким образом, в условиях стандартизации высшего образования бакалаврские и магистерские программы по направлению «Естественнонаучное образование» характеризуются целостностью и относительной устойчивостью в условиях изменяющихся социально-педагогических, психолого-педагогических, дидактико-методических факторов; сопряженностью уровней высшего профессионального педагогического образования, что способствует социальной и личностной адаптации выпускников к условиям современного российского рынка труда.

Литература

1. Бордовский Г.А. Основные закономерности, принципы, и тенденции развития высшего профессионального педагогического образования. / Непрерывное педагогическое образование. - Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

2. Козырев В.А. Новые подходы к разработке государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования в свете модернизации общего и высшего профессионального образования. / Информационный бюллетень №1-2 (22-23). - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

3. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Корректировка государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования. / Информационный бюллетень №1-2 (26-27). - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

4. Соломин В.П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. / Непрерывное педагогическое образование. - Вып. XVI. Теоретические основы много-

уровневого естественнонаучного педагогического образо- им. А.И. Герцена, 2002. вания: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ

УДК 371 ББК 78.5

АНТИЦИПАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

К.Е. Романова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства Шуйского государственного педагогического университета

В статье рассматривается категория мастерства с позиций антиципаций. Педагогическое мастерство представляет собой интегральную характеристику, включающую: педагогический опыт; применение мастером инновационных технологии как личностно-ориентированных, многофункциональных нововведений, реализующих функции самоактуализации личности; индивидуальность мастера, включающую профессиональные и личные качества; самоактуализирующуюся личность выпускника как вершину творческой самореализации педагога.

Ключевые слова: мастерство, педагогический опыт, инновационные технологии, антиципация.

ANTICIPATION AND PEDAGOGICAL MASTERY

Romanova K.E.

The article deals with the category of mastery from the point of view of anticipation. Educational mastery is an integral characteristic including educational experience; master's implementation of innovative technologies as personally-directed, multifunctional innovations realizing the self-actualization functions of a person; master's individuality including professional and personal characteristics; self-actualizing personality of a graduate as the peak of teacher's creative self-actualization.

Keywords: mastery, pedagogical experience, innovative technologies, anticipation.

Профессиональное мастерство педагога как искус- вом и творчеством, что позволяет им развить творческую

е

ство в определенном виде деятельности выражается: в высоком профессионализме специалиста как ученого, практика и методиста; в овладении им классической и инновационной системой технологии передачи знаний; эффективном применении методов управления творческим процессом и сформированных профессионально-креативных способностей личности мастера, обеспечивающих успешность и оптимальный результат деятельности.

Если образно изобразить модель педагогического мастерства специалиста в виде здания, то фундаментом будет являться профессионализм и накопленный профессиональный опыт работы; стены здания будут образованы способностью применения традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник, составляющих содержание мастерства. Технологический блок дифференцируется на технологические стратегии и тактики, реализуемые в практике обучения и воспитания. Крыша - как вершина (акме) высокого уровня творческой зрелости мастера. Внутри образного здания находится уникальная творческая индивидуальность мастера, состоящая из его профессиональной индивидуальности, интеллектуальной культуры и личностной зрелости [1, с. 52].

Мастерство в образовательном искусстве преподавателя состоит в умении развивать творческую готовность к предстоящей деятельности у всех или подавляющего большинства выпускников средствами преподаваемой дисциплины за отведенное учебно-воспитательным процессом время, в условиях ограничений и предписаний, накладываемых образовательными системами на участников образовательного процесса. Только мастера в полной мере владеют профессиональным искусством, мастерст-

готовность к самостоятельной деятельности у всех учеников [2, с. 89].

Мастерство непосредственно связано с процессами антиципации (антиципация представляет собой феномен опережающего отражения, обеспечивающий возможность человеку в ответ на стимулы, действующие в настоящем, прогнозировать образ будущего результата, используя накопленный опыт прошлого, и избирать те пути саморазвития, которые ведут к достижению вершин творческой деятельности), поскольку требует прогнозирования образа результата как собственной деятельности, так и деятельности обучаемого. Процесс развития мастерства нельзя рассматривать в отрыве от оси времени.

Опираясь на идею Я.А. Пономарева [4] относительно сути процесса психического развития, можно сказать, что в «движении субъекта по оси времени» от прошлого к настоящему происходит превращение этапов деятельности в структурную организацию. И в это движение по оси времени необходимым образом включается антиципация, поскольку субъект активно действует, направляемый целью. Но цель сама является феноменом антиципации, и ее формирование требует предвидения событий, которые могут возникнуть в будущем. Текущие события и собственные действия оцениваются субъектом относительно не только прошлого и настоящего, но и будущего.

Рассматривая мастерство как временной процесс, можно представить его в виде следующей схемы:

- прошлое - накопленный педагогический опыт;

- настоящее - применение традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник; уникальная личность мастера;

- будущее - вершина творческой самореализации, выраженная в самоактуализирующейся личности обучаемого (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.