УДК 378.145 ББК 74
Станкевич Петр Владимирович
доктор педагогических наук, профессор кафедра социальной безопасности Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург Попова Регина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт- Петербург Киселева Элеонора Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт- Петербург Stankevich Petr Vladimirovich
doctor of pedagogical sciences, professor of chair of social safety,
Russian State Pedagogical University Saint-Petersburg Popova Regina Ivanovna PhD Pedagogical Science, assistant professor of teaching methods Life Safety Russian State Pedagogical University Saint-Petersburg Kiseleva Eleonora Mihailovna PhD Pedagogical Science, assistant professor, of teaching methods Life Safety Russian State Pedagogical University Saint-Petersburg [email protected] Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности
Strategy of formation of specialized master programs in the field of health
and safety
В статье рассматривается действующая в РГПУ им. А.И. Герцена инновационная система подготовки магистров педагогического образования, которая разработана на основе индивидуально-ориентированного, модульного и компетентностного подходов. Рассматривается её реализация через встраивание вариативных практико-ориентированных образовательных модулей в специализированные магистерские программы по направлению «Педагогическое образование».
In article the innovative system of preparation of masters of pedagogical education which is developed on the basis of individual the focused, modular and competence-based approaches is considered operating in RGPU of A.I.Herzen. Its realization through embedding of the variable praktiko-focused educational modules in specialized master programs in the Pedagogical education direction is considered.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, блочномодульная образовательная программа, модульный подход, индивидуальноориентированный подход, инвариантный (базовый) и вариативный компоненты учебного содержания образовательной магистерской программы.
Key words: competence-based approach in education, a block and modular educational program, modular approach, individual the focused approach, invariant (basic) and variable components of the educational contents of the educational master program.
Специфика современной ситуации в отечественной высшей школе заключается в глубоком реформировании содержания образовательной системы. Квинтэссенцией этих трансформаций послужило выдвижение - в качестве приоритетного - личностно-ориентированного подхода в образовании, обеспечивающего возможность эффективной самореализации и профессионального функционирования человека и его интеграцию в международное образовательное пространство.
В данном контексте вполне закономерными явились становление новой философии высшего профессионального образования, перестройка его концептуальных и идеологических оснований, смена образовательной парадигмы с установкой на гуманизацию, экологизацию, демократизацию, вариативность и непрерывность образования и др.
Обучение в магистратуре в области безопасности жизнедеятельности является продолжением педагогического образования бакалавров. При поступле-
нии в магистратуру студент должен владеть определенными компетентностями (ключевыми, базовыми и специальными), позволяющими ему продолжить образование на новом уровне. В результате магистерской подготовки достигается готовность выпускников к успешной работе в профессиональной сфере, включающей педагогические, научно-исследовательские, методические, управленческие и проектные виды деятельности в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».
Действующая в РГПУ им. А.И. Герцена инновационная система подготовки магистров педагогического образования разработана на основе индивидуально-ориентированного, модульного и компетентностного подходов. Её реализация осуществлялась через встраивание вариативных практикоориентированных образовательных модулей в специализированные магистерские программы по направлению «Педагогическое образование».
Результат профессиональной подготовки магистров, получаемый в русле современных инновационных требований, в большой степени обеспечивается использованием личностно-ориентированного подхода, который позволяет осуществлять индивидуализацию обучения студентов на уровне специализированной профессионально-образовательной программы. Такой подход к профессиональной подготовке магистров в области педагогического образования возможен при нелинейной организации учебного процесса.
Реализация нелинейного образовательного процесса предусматривает проектирование образовательных программ по модулю, как относительно завершенному фрагменту обучения.
При «нелинейной» организации учебного процесса отбор содержания основной образовательной программы в системе подготовки магистров проводится с учетом того, что инвариантная часть программы составляет 25% учебного времени и состоит, как правило, из двух учебных модулей.
В связи с этим по степени обязательности и последовательности изучения теоретического содержания основной образовательной программы в системе
подготовки магистров педагогического образования можно выделить три группы учебных курсов:
• группа дисциплин (курсов) «а», изучаемых обязательно и строго последовательно во времени, формирующих базовые компетенции в области педагогического образования;
• группа дисциплин (курсов) «б», изучаемых обязательно, но не последовательно во времени, способствующие развитию профессиональных компетенций в соответствии с конкретной магистерской программой;
• группа дисциплин (курсов) «в», которые слушатель изучает по своему выбору и формирующие компетенции, которые отражают направление индивидуальных интересов и сферу профессиональной деятельности магистров.
Основной нашей исходной посылкой при определении логики конструирования специализированной магистерской программы является единство - в содержательном плане - теоретической и практической составляющих подготовки магистров. При этом теоретическая часть подразделяется на инвариантный (базовый) и вариативный компоненты учебного содержания ООП (не менее 60 кредитов).
Практическая составляющая программы состоит из следующих компонентов: научно-исследовательская и педагогическая практика (18 кредитов) и научно-исследовательская работа магистров в семестре (21 кредит), подготовка магистерской диссертации (18 кредитов) и проведения итоговой аттестации (3 кредита). Реализация специализированной профессионально-образовательной программы подготовки магистров педагогического образования ФГОС ВПО 3 поколения - составляет не менее 120 кредитов.
т о
Теоретическое содержание специализированной магистерской программы выстроено по концентрическому принципу, предполагая наличие четырех учебных модулей (каждый - не менее 15 кредитов), ориентирующих магистров
на овладение базовыми и специальными компетенциями для решения профессиональных задач.
При этом объединение учебного содержания осуществлялось не в рамках самостоятельных циклов, компонентов циклов, образовательных дисциплин и курсов, а в новой логической структуре — модуле.
Модульный подход к построению специализированной профессиональнообразовательной программы подготовки магистров придает ей черты логически завершенного и непрерывного движения взаимосвязанных между собой процессуально-деятельностных компонентов, основанных на интегративномодульной связи, где каждый обучаемый может самостоятельно выбирать содержание и порядок его усвоения, исходя из личных возможностей и потребностей.
При этом каждый модуль может состоять из одной или нескольких модульных единиц (учебных дисциплин или курсов), а каждая единица имеет свои модульные элементы (дидактические единицы учебных дисциплин или курсов).
В данном контексте модульный подход в подготовке магистров педагогического образования обеспечивает динамичность и гибкость изучения содержания, разрешает противоречие между инвариантным ядром содержания и вариативными его элементами, придает действенность, оперативность и функциональность знаниям, умениям и навыкам.
Рассмотрим структурно-содержательную модель вариативного модуля «Методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности» встроенного в специализированную магистерскую программу «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
Цель освоения вариативного модуля «Методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности» заключается в содействии становления профессиональных (специальных) компетентностей магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Содержание
учебного модуля рассчитано на всестороннюю подготовку магистров в области образования безопасности жизнедеятельности. Учебные курсы направлены на подготовку магистра в области теории и практики обучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования.
При этом мы рассматриваем возможность использования вариативного практико-ориентированного образовательного модуля «Методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности» в других специализированных магистерских программах по направлению «Педагогическое образование».
Практика подтвердила целесообразность использования модуля в магистерских программах, направленных на подготовку специалистов в области педагогического образования, владеющих специальными компетентностями в сфере безопасности жизнедеятельности, например, таких как: «Экологическая безопасность», «Профилактика социальных отклонений», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде» (таблица 1).
Таблица 1
Содержание предметной области профессионального цикла по магистерской программе «Образование в области безопасности
жизнедеятельности»
Название учебного курса/цикл ФГОС ВПО. и группа курсов Количество кредитов
1. Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе 3 кредита
2. Теоретические основы и технологии обучения в области безопасности жизнедеятельности в вузе 3 кредита
3. Современные способы обработки и презентации научной информации в области образования жизнедеятельности 2 кредита
4. Теоретические основы исследовательской деятельности в образовательной области безопасности жизнедеятельности 3 кредита
5. Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности 1 кредит
6. История и теория обучения безопасности жизнедеятельности 1 кредит
Итоговая аттестация по модулю 2 кредита
При реализации модуля «Методические основы образования в области безопасности жизнедеятельности» акцент делается на формирование следующих личностно-профессиональных компетенций у магистров:
- готовность использовать углубленные методические знания в организации образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях различных типов и уровней;
- способность к самостоятельному освоению методов педагогических исследований при решении актуальных проблем методики обучения безопасности жизнедеятельности;
- способность самостоятельно приобретать методические знания с помощью информационно-коммуникативных технологий;
- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности;
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач образования в области безопасности жизнедеятельности;
- готовность самостоятельно проектировать и реализовывать методические модели, методики и технологи обучения по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях различных типов и уровней;
- способность к систематизации и обобщению отечественного и зарубежного методического опыта в области безопасности жизнедеятельности;
- готовность организовать командную работу и сотрудничество с целью решения проблемы организации образовательного процесса и реализации опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях различных типов и уровней;
- готовность проектировать и реализовывать новое учебное содержание, технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях различных уровней;
- готовность к использованию современных информационно-
коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения образовательно-просветительских задач в области безопасности жизнедеятельности.
В процессе освоения магистрами практической части содержания модульной программы проводится научно-исследовательская работа, которая включает следующие направления деятельности:
- осуществление в семестре научно-исследовательской работы в рамках теоретического обучения;
- проведение научно-исследовательской практики на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений общего и профессионального образования;
- подготовка тезисов статьи на промежуточном этапе исследования;
- подготовка магистерской диссертации на протяжении всего срока освоения магистерской программы.
Содержание научно-исследовательской деятельности заключается в следующем:
- самостоятельное выполнение исследовательской работы под руководством высококвалифицированного научного руководителя;
- исследование выполняется в течение всего срока обучения в магистратуре;
- определение магистрами логики и структуры собственного исследования в области образования безопасности жизнедеятельности на подготовительном этапе;
- обсуждение промежуточных итогов исследования на заседаниях кафедры, круглых столах;
- защита магистерской диссертации на заключительном этапе исследования.
Важное место в подготовке магистров программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» отводится педагогической практике, которая проводится во втором семестре на базе различных типов и уровней образовательных учреждений общего или профессионального образования. В ходе практики магистранты должны составить и реализовать план образовательного процесса в условиях профильного или профессионального обучения. При этом они проводят цикл занятий и внеклассных мероприятий по безопасности жизнедеятельности, используя современные технологии и методики обучения. Студенты, проходящие практику в общеобразовательных учреждениях, разрабатывают и апробируют программы элективных курсов по профильным темам научного исследования. По итогам практики студенты оформляют отчет с анализом всех видов деятельности.
После освоения студентами теоретической и практической частей содержания модульной профессионально-образовательной программы проводится итоговая аттестация магистров педагогического образования, которая включает междисциплинарный государственный экзамен и защиту магистерской диссертации. Итоговые аттестационные испытания предназначаются для определения практической и теоретической готовности магистров педагогического образования к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО.
Таким образом, перечисленные теоретико-методические особенности в наибольшей степени определяют стратегию формирования содержания специализированных магистерских программ по направлению «Педагогическое образование» и отвечают особенностям профессиональной подготовки специалистов в области педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности с использованием инновационных технологий в социальной сфере, обеспечивающих выпускникам в современных социально-экономических условиях профессиональную мобильность.
Библиографический список
1. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена. [Текст] Методические материалы СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - с. 14.
2. Соломин В.П. Соколова И.И. Интегративные основы построения непрерывного естественнонаучного педагогического образования в многоуровневой системе [Текст] / В.П. Соломин , И.И. Соколова// Информационный бюллетень №1-2 (22-23). - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
3. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. [Текст] / П.В. Станкевич// Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
4.Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: Методические рекомендации [Текст] / Под ред. А. П. Тряпицыной.-СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2008.
Bibliography
1. Individually-focused organization of educational process in RSPU. AI Herzen. [Text] Teaching materials SPb. Univ RSPU. AI Herzen, 2007. - With. 14.
2. Solomin VP Sokolova II Integrative framework for constructing continuous natural science teacher education in a multilevel system [Text] / VP Solomin, II Sokolova / / Newsletter № 1-2 (22-23). - SPB. Univ RSPU. AI Herzen, 2002.
3. Stankevich PV Theory and practice of bachelor in the system of multi-level natural science teacher education. [Text] / PV Stankevich / / Monograph. - St. Petersburg. Univ RSPU. AI Herzen, 2006.
4.Otsenka professional competence bachelors and masters education: Guidelines [Text] / Ed. AP Tryapitsyna. - St. Petersburg. Univ RSPU Herzen, 2008.