Научная статья на тему 'Общепедагогические принципы и их отражения в процессе развития профессиональной компетенции педагогических кадров в высших учебных учреждениях'

Общепедагогические принципы и их отражения в процессе развития профессиональной компетенции педагогических кадров в высших учебных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / СОЗНАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / COMPETENCE / DEVELOPMENT OF EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL TASKS / CONSCIOUSNESS / ACTIVITY / PROFESSIONAL DUTY / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

В данной статье автор останавливается на общепедагогических принципах отражающие процесс развития профессиональной компетенции педагогических кадров в высших учебных учреждениях. При реализации принципа доступности и индивидуализации в статье, учтена готовность к подготовке, выполнение той или иной задачи и определена степень доступности задач. Готовность к выполнению задач зависит от уровня знаний и интеллектуального развития педагога его разносторонней подготовки, профессионального мастерства, высокого уровня духовной культуры, широкой эрудиции, а также от субъективной установки и выражается в целенаправленном и волевом поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общепедагогические принципы и их отражения в процессе развития профессиональной компетенции педагогических кадров в высших учебных учреждениях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Матназарова М.Б. Email: Matnazarova653@scientifictext.ru

Матназарова Мехрибон Бахтияровна - докторант, Головной научно-методический центр, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье автор останавливается на общепедагогических принципах отражающие процесс развития профессиональной компетенции педагогических кадров в высших учебных учреждениях. При реализации принципа доступности и индивидуализации в статье, учтена готовность к подготовке, выполнение той или иной задачи и определена степень доступности задач. Готовность к выполнению задач зависит от уровня знаний и интеллектуального развития педагога его разносторонней подготовки, профессионального мастерства, высокого уровня духовной культуры, широкой эрудиции, а также от субъективной установки и выражается в целенаправленном и волевом поведении. Ключевые слова: педагогическая деятельность, компетенция, развитие образования, образовательные учреждения, воспитательные задачи, сознание, активность, профессиональный долг, ответственность.

GENERAL EDUCATIONAL PRINCIPLES AND THEIR REFLECTIONS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Matnazarova M.B.

Matnazarova Mekhribon Bakhtiyarovna - Doctoral student, HEAD SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CENTER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN,

Abstract: in this article, the author dwells on general pedagogical principles reflecting the process of developing the professional competence of pedagogical personnel in higher educational institutions. When implementing the principle of accessibility and individualization, the article took into account the readiness for preparation, the execution of a particular task and determined the degree of accessibility of tasks. Willingness to perform tasks depends on the level of knowledge and intellectual development of the teacher of his versatile training, professional skills, a high level of spiritual culture, broad erudition, as well as a subjective attitude and is expressed in purposeful and volitional behavior. Keywords: pedagogical activity, competence, development of education, educational institutions, educational tasks, consciousness, activity, professional duty, responsibility.

УДК 37.013

После определения подходов различных исследователей к категории деятельности, обратимся непосредственно к особенностям именно профессиональной деятельности, в частности, педагогических кадров высших образовательных учреждений. Справедливо, по нашему мнению, учёные определяют педагогическую

работу как одну из самых сложных. Она требует от того, кто её выбрал, разносторонней подготовки, профессионального мастерства, высокого уровня духовной культуры, широкой эрудиции [1, с. 4].

Следует подчеркнуть, что педагогической деятельностью, воспитанием занимается почти все взрослое население практически любого общества. Поэтому исследователи справедливо выделяют непрофессиональные и профессиональные виды педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования и осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Занимаясь педагогической деятельностью педагог, должен знать, как действовать по обучению, воспитанию, развитию личности обучаемого в соответствии с педагогическими требованиями. Он несёт ответственность за качественное выполнение своего профессионального долга [2, с. 26].

В системе подготовки имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения. Так, по мнению ряда исследователей, основными принципами которыми должен руководствоваться педагог высших образовательных учреждений, решая образовательные и воспитательные задачи, являются принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности и прочности. Педагогика называет эти принципы дидактическими, подчеркивая тем самым их прямую связь с обучением [3, с. 480]. Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что эти принципы касаются и развития профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений.

Конкретизируя вышеизложенное можно выделить следующие принципы:

- принцип гуманизации процесса развития профессиональной компетентности педагогических кадров предусматривает реализацию концепции, основу которой составляет идея построения методической системы на принципах гуманизма с целью создания благоприятных условий для полноценного развития личности, дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания на основе активизации творческого саморазвития педагога. Доминантными путями реализации этого принципа являются формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса, формирование у преподавателей эмоционально-ценностного опыта понимания человека, создание материально-технических условий для нормального функционирования педагогического процесса;

- принцип сознательности и активности. Назначение принципа сознательности и активности заключается в том, чтобы сформировать, развить, активизировать у педагога глубоко осмысленное отношение устойчивый интерес и потребности в профессиональной деятельности, а также побудить их к оптимальной активности. Сознание это способность педагога правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознания является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознание воспитывает характер и в значительной степени способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. Активность это степень включения педагога в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного овладения знаниями, умениями и навыками. Согласно теории деятельности активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность с помощью таких категорий, как знания, мотивация, потребности, интересы и цели;

- принцип наглядности. Принцип наглядности обязывает строить процесс подготовки с широким использованием и привлечением органов чувств педагога в процессе познания. Практическая наглядность в процессе обучения осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная;

- принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации означает требование оптимального соответствия задач, средств и

методов подготовки. При реализации принципа доступности и индивидуализации должна быть учтена готовность к подготовке, выполнение той или иной задачи и определена степень доступности задач. Готовность к выполнению задач зависит от уровня знаний и интеллектуального развития, а также от их субъективной установки и выражается в целенаправленном и волевом поведении;

- принцип непрерывности развития профессиональной компетентности педагогических кадров требует такой организации, когда педагоги постоянно задействованы в мероприятиях направленных на развитие структурных составляющих профессиональной компетенции через специально организованные формы и в самообразовательной деятельности. Данный принцип должен быть в центре внимания кафедры, факультета, высшего образовательного учреждения;

- принцип систематичности и последовательности позволяет направить усилия на овладение достижениями науки и культуры, оказывает системный характер подготовки.

В рамках настоящего исследования нами выделяются три основных методических направления развития профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений, которые составляют организационную основу подготовленной модели:

- привлечение педагогов к повышению квалификации в действующей системе последипломного образования. Например, повышение квалификации педагогических кадров на базе научно-методического центра организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования;

- повышение квалификации педагогических кадров в системе методической деятельности высших образовательных учреждений. К основным формам такой работы целесообразно отнести ежегодные научно-практические конференции по различным актуальным проблемам подготовки кадров; научно-методические семинары; собрание преподавателей различного уровня (заседания ученых советов, совещания, инструкционно-методические совещания в деканатах факультетов, заседание кафедр, индивидуальные и групповые консультации с заведующими кафедр и преподавателями), на которых подробно анализируют уровень подготовки будущих специалистов, состояние учебно-воспитательной работы на факультетах, утверждают планы повышения квалификации педагогических кадров и пр., проведение конкурсов по номинациям: лучшая кафедра высшего образовательного учреждения, лучший преподаватель и пр., систематическое проведение и обсуждение открытых показательных занятий, взаимопосещение занятий;

- индивидуальная самообразовательная работа педагогических кадров высших образовательных учреждений. Развитие профессиональной компетентности педагогов в самообразовательной деятельности предусматривает следующие функции:

- расширение базового профессионального образования;

- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;

- критическое осмысление педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности;

- самопознание, самооценка и самосовершенствование.

Кроме того, полагается целесообразным раскрыть, в рамках данного компонента, основные формы, методы и средства развития. Так к основным формам отнесены лекции, практические и семинарские занятия, индивидуальная и самостоятельная работа, стажировка и др. К основным методам относятся проведение круглых столов, решение ситуационных задач, дискуссии, поиск информации в сети Интернет, подготовка мультимедийных презентаций, обмен передовым опытом и др. К средствам отнесены учебно-методические материалы, тестовые задания, мультимедийные средства подготовки, материально-техническое оснащение.

Список литературы /References

1. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностная модель современного педагога / Д.А. Иванов // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования, 2011. № 3. С. 4.

2. Родыгина И. Структура педагогической деятельности / И. Родыгина // Наука, 2012. № 3 (9). С. 26.

3. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2003. С. 480.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ХИМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ Ермакова Л.А. Email: Ermakova653@scientifictext.ru

Ермакова Лидия Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, г. Орел

Аннотация: статья посвящена вопросу изучения дисциплины «Химия» на пропедевтическом этапе. В основе методики преподавания названной дисциплины лежит интегративный подход к обучению. Использование художественных приемов при изучении дисциплины «Химия» вызывает интерес школьников к этому предмету и способствует развитию химического мышления. Автор акцентирует внимание на необходимости проведения практических работ с веществами и соблюдения правил техники безопасности. Большое значение автор отводит вопросу оформления практических работ посредством «прорисовывания» химических объектов и реакций. В статье обобщен опыт преподавания дисциплины «Химия» на пропедевтическом этапе. Ключевые слова: интегративный подход к обучению, художественное восприятие, методика преподавания, пропедевтический этап, химическое мышление.

FORMATION OF ARTISTIC PERCEPTION OF CHEMICAL OBJECTS ON THE BASIS OF THE INTEGRATIVE APPROACH TO TEACHING AS A MEANS OF REVIVAL OF THE INTEREST OF SCHOOLCHILDREN TO THE DISCIPLIN "CHEMISTRY" AT THE PROPEDIQUE STAGE Ermakova LA.

Yermakova Lidiya Alekseevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF NATURAL SCIENCES AND HUMANITIES, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OREL STATE AGRARIAN UNIVERSITY NAMED AFTER N. V. PARAKHIN, OREL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.