ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Матназарова М.Б.
Матназарова Мехрибон Бахтияровна - докторант, Головной научно-методический центр, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена анализу повышения профессиональной компетентности как главному этапу качества образования. Педагогическим ресурсам отводится важная роль. От уровня, опыта и умения профессиональной компетентности педагогических кадров зависит эффективность системы образования. Составляющие опыта есть знания, ценности, навыки, умения, привычки. Каждая из них имеет соответствующее назначение: - знание и ценности определяют мировоззрение, формируют направленность личности, объем знаний становится эрудицией и компетентностью, навыки и умения доводятся до мастерства и профессиональной способности, а привычки становятся нормами общечеловеческой морали и поведения.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические ресурсы, педагогические кадры, система образования, эффективность, концепция образования, стандарт, содержание, образовательный процесс, профессиональная подготовка.
Современное общество признает сегодня одно преимущество - высокое качество образования, где главная роль отводится качеству педагогических ресурсов.
Государственно-общественный заказ на качество образования выставил проблемы, связанные с уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров. Только от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, его умения спланировать учебный процесс зависит в целом эффективность системы образования.
В системе высшего образования идет процесс, направленный на обеспечение качества высшего образования и конкурентоспособность выпускников на основе модернизации образовательных программ с учетом передового международного опыта, подготовки профессорско-преподавательского состава обучать студентов по новой методике и учебной литературе [1, с. 47-57].
Демократизация современного общества требует целенаправленной работы по совершенствованию обучения в следующих двух взаимосвязанных направлениях:
- путём создания различных концепций обучения;
- разработка определённых стандартов содержания и организации учебного процесса [2, с. 33-42].
Анализ исследований, касающихся деятельности преподавателей высших образовательных учреждений, позволяет отметить некоторые её особенности:
- качество профессиональной подготовки является индикатором мобильности личности в освоении и внедрении высоких технологий;
- профессиональная подготовка обеспечивает восприятие научных идей, формирования научной картины мира и современного мировоззрения, а потому играет ведущую роль в интеллектуальном, социальном и нравственном развитии специалиста как личности [3, с. 318].
Педагогические кадры высших образовательных учреждений должны обладать синтезом знаний, уметь выполнять комплекс социально-профессиональных функций и иметь высокий уровень общекультурного развития. В современных условиях
| 55 | Современные инновации № 6(28) 2018
морально-личностные качества специалиста являются ведущими в его профессиональной деятельности. Современные требования к специалистам с высшим образованием сводятся, как правило, к следующим:
- познавательные - способность усваивать знания, использовать их на практике, способность к анализу, синтезу и оценки;
- профессиональные - как интеграция общей образованности, глубоких и широких специальных навыков и умений;
- функциональная ориентация - лояльность, учёт интересов предприятия, осознание собственных обязанностей, духовный контроль;
- коммуникативные и организационно-управленческие качества - способность к руководству, умение вести переговоры, устанавливать контакты, распределять задачи, принимать решения и тому подобное;
- понимание необходимости и способность учиться постоянно;
По своему содержанию они рассматриваются как процесс преобразования усвоенного в опыт и личностные социально значимые психические свойства человека. Составляющими опыта есть знания, ценности, навыки, умения, привычки. Каждая из них имеет соответствующее назначение:
- знание и ценности определяют мировоззрение, становятся убеждениями и формируют направленность личности;
- объем знаний становится эрудицией и компетентностью;
- навыки и умения доводятся до мастерства и профессиональной способности, а привычки становятся нормами общечеловеческой морали и поведения [4, с. 165-172].
Таким образом, под профессиональной деятельностью педагогических кадров высших образовательных учреждений целесообразно понимать, деятельность педагога, направленной на организацию формирования и развития у обучаемых профессионально обусловленных качеств личности, специальных знаний, умений и навыков конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда.
Список литературы
1. Исмадияров Я.У., Бегимкулов У.Ш., Исянов /"./".Интернационализация и модернизация процессов высшего образования // Общество. Интеграция. Образование. Тезисы докладов международной конференции. Резекне (Латвия), 2016. С. 47-57.
2. Иванова О.В. О формировании критериев оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений // Тезисы докладов IX Международной конференции «Морская индустрия, транспорт и логистика в странах региона Балтийского моря: новые вызовы и ответы». Калининград, 2011. С. 33-42.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: / Л.М. Митина. М.: Академия, 2004. С. 318.
4. Гузенко И.Г., Подвигина Е.А. Особенности формирования инновационной мобильности будущего педагога в образовательном процессе вуза // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского, 2010. № 4-6. С. 165-172.
Современные инновации № 6(28) 2018 | 56 |