Научная статья на тему 'Качество образования и факторы, влияющие на профессиональную подготовку педагогических кадров'

Качество образования и факторы, влияющие на профессиональную подготовку педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТ / СОДЕРЖАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матназарова Мехрибон Бахтияровна

Статья посвящена анализу повышения профессиональной компетентности как главному этапу качества образования. Педагогическим ресурсам отводится важная роль. От уровня, опыта и умения профессиональной компетентности педагогических кадров зависит эффективность системы образования. Составляющие опыта есть знания, ценности, навыки, умения, привычки. Каждая из них имеет соответствующее назначение: знание и ценности определяют мировоззрение, формируют направленность личности, объем знаний становится эрудицией и компетентностью, навыки и умения доводятся до мастерства и профессиональной способности, а привычки становятся нормами общечеловеческой морали и поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образования и факторы, влияющие на профессиональную подготовку педагогических кадров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Матназарова М.Б.

Матназарова Мехрибон Бахтияровна - докторант, Головной научно-методический центр, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена анализу повышения профессиональной компетентности как главному этапу качества образования. Педагогическим ресурсам отводится важная роль. От уровня, опыта и умения профессиональной компетентности педагогических кадров зависит эффективность системы образования. Составляющие опыта есть знания, ценности, навыки, умения, привычки. Каждая из них имеет соответствующее назначение: - знание и ценности определяют мировоззрение, формируют направленность личности, объем знаний становится эрудицией и компетентностью, навыки и умения доводятся до мастерства и профессиональной способности, а привычки становятся нормами общечеловеческой морали и поведения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические ресурсы, педагогические кадры, система образования, эффективность, концепция образования, стандарт, содержание, образовательный процесс, профессиональная подготовка.

Современное общество признает сегодня одно преимущество - высокое качество образования, где главная роль отводится качеству педагогических ресурсов.

Государственно-общественный заказ на качество образования выставил проблемы, связанные с уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров. Только от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, его умения спланировать учебный процесс зависит в целом эффективность системы образования.

В системе высшего образования идет процесс, направленный на обеспечение качества высшего образования и конкурентоспособность выпускников на основе модернизации образовательных программ с учетом передового международного опыта, подготовки профессорско-преподавательского состава обучать студентов по новой методике и учебной литературе [1, с. 47-57].

Демократизация современного общества требует целенаправленной работы по совершенствованию обучения в следующих двух взаимосвязанных направлениях:

- путём создания различных концепций обучения;

- разработка определённых стандартов содержания и организации учебного процесса [2, с. 33-42].

Анализ исследований, касающихся деятельности преподавателей высших образовательных учреждений, позволяет отметить некоторые её особенности:

- качество профессиональной подготовки является индикатором мобильности личности в освоении и внедрении высоких технологий;

- профессиональная подготовка обеспечивает восприятие научных идей, формирования научной картины мира и современного мировоззрения, а потому играет ведущую роль в интеллектуальном, социальном и нравственном развитии специалиста как личности [3, с. 318].

Педагогические кадры высших образовательных учреждений должны обладать синтезом знаний, уметь выполнять комплекс социально-профессиональных функций и иметь высокий уровень общекультурного развития. В современных условиях

| 55 | Современные инновации № 6(28) 2018

морально-личностные качества специалиста являются ведущими в его профессиональной деятельности. Современные требования к специалистам с высшим образованием сводятся, как правило, к следующим:

- познавательные - способность усваивать знания, использовать их на практике, способность к анализу, синтезу и оценки;

- профессиональные - как интеграция общей образованности, глубоких и широких специальных навыков и умений;

- функциональная ориентация - лояльность, учёт интересов предприятия, осознание собственных обязанностей, духовный контроль;

- коммуникативные и организационно-управленческие качества - способность к руководству, умение вести переговоры, устанавливать контакты, распределять задачи, принимать решения и тому подобное;

- понимание необходимости и способность учиться постоянно;

По своему содержанию они рассматриваются как процесс преобразования усвоенного в опыт и личностные социально значимые психические свойства человека. Составляющими опыта есть знания, ценности, навыки, умения, привычки. Каждая из них имеет соответствующее назначение:

- знание и ценности определяют мировоззрение, становятся убеждениями и формируют направленность личности;

- объем знаний становится эрудицией и компетентностью;

- навыки и умения доводятся до мастерства и профессиональной способности, а привычки становятся нормами общечеловеческой морали и поведения [4, с. 165-172].

Таким образом, под профессиональной деятельностью педагогических кадров высших образовательных учреждений целесообразно понимать, деятельность педагога, направленной на организацию формирования и развития у обучаемых профессионально обусловленных качеств личности, специальных знаний, умений и навыков конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда.

Список литературы

1. Исмадияров Я.У., Бегимкулов У.Ш., Исянов /"./".Интернационализация и модернизация процессов высшего образования // Общество. Интеграция. Образование. Тезисы докладов международной конференции. Резекне (Латвия), 2016. С. 47-57.

2. Иванова О.В. О формировании критериев оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений // Тезисы докладов IX Международной конференции «Морская индустрия, транспорт и логистика в странах региона Балтийского моря: новые вызовы и ответы». Калининград, 2011. С. 33-42.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: / Л.М. Митина. М.: Академия, 2004. С. 318.

4. Гузенко И.Г., Подвигина Е.А. Особенности формирования инновационной мобильности будущего педагога в образовательном процессе вуза // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского, 2010. № 4-6. С. 165-172.

Современные инновации № 6(28) 2018 | 56 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.