В контрольной группе студенты начинают реализовывать свои индивидуальные способности и самостоятельно выбирать стилистические решения в учебной деятельности лишь к моменту окончания наблюдений. Студенты в целом осознают необходимость индивидуального стиля учебной деятельности, заинтересованы в минимизации физических и психических затрат на занятиях по физической культуре, но решают эти задачи без последовательной опоры на свою индивидуальность. Процесс адаптации студентов контрольной группы протекает медленно, они несвоевременно реагируют на изменения внутренних и внешних условий обучения, что предоп-
Библиографический список
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер, Л.И. Дорогова; пер. A.M. Боковикова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
2. Олпорт, Г. Личность: проблема науки и искусства [Текст] / Г. Олпорт. - М., 1982.
3. Физическая культура: учебник [Текст] / Под ред. И.М. Бутина, И.А. Бутиной, Т.Н. Леонтьевой, С.М. Масленникова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
ределяет затруднения в учебном процессе. Студенты редко применяют самоконтроль индивидуального стиля на занятиях по физической культуре.
Проведённый качественно-количественный анализ результатов эксперимента показывает, что при статистическом равенстве исходных результатов к моменту окончания наблюдений экспериментальные группы имеют достоверное преимущество перед контрольными, т.е. доказано, что положительные изменения получены именно благодаря внедрению экспериментальной модели.
Статья поступила в редакцию 2.05.09
УДК 371:351.851
Е.И. Валяева, соискатель АлтГПА, г. Рубцовск
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Социокультурная компетентность предусматривает формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. Социальная компетентность это совокупность знаний, умений, навыков необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме. Компетентность проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, профессиональная деятельность, специалист, профессиональные навыки и умения, требования, подготовка специалистов, система принципов.
В современном обществе образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и способов деятельности, принятию нестандартных решений [8, с. 33].
Известно, что именно темпы развития общества и экономики во многом определяют требования к профессиональным навыкам и умениям будущих специалистов. Экономический подъем России обусловил и необходимость улучшения качества подготовки кадров.
С позиций новых приоритетов, связанных с укреплением человеческого ресурса страны, актуализируется проблема образования в целом, которую следует рассматривать в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста [8, с. 34].
Сегодня потребность в педагогических кадрах высока. В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя. Готовность специалиста заключается не только в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности, но и в овладении нормами профессионального поведения, осуществление самоанализа и коррекции собственных профессиональных действий.
Для школы необходим педагог, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог средней школы - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
В педагогической деятельности педагог ассоциируется с активным творческим началом, он инициатор и организатор совместной деятельности, управляющий процессом общения. На каждом занятии преподаватель создает атмосферу духовного общения, учит мыслить, выражать и формулировать собственные суждения.
В настоящее время и в ближайшем будущем на рынке труда, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться превышение предложения над спросом. Известно также, что динамика спроса на квалифицированные кадры в России вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки [3, с. 72].
Структура подготовки основывается на принципах профессиональной подготовки будущих специалистов. Важным компонентом основной образовательной программы является
система принципов обучения, воспитания и развития специалистов и требования к их реализации во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса в колледжах и ВУЗах. В качестве примера мы можем привести следующую систему принципов:
Принцип природосообразности:
- организация образовательного процесса с учетом особенностей возрастного развития обучающихся;
- использование природных и социальных условий жизни человека как фактора его воспитания и обучения;
- организация образовательного процесса, исходя из реальных условий жизнедеятельности обучающихся.
Принцип гуманизма:
- воспитание личности является целью образовательной деятельности;
- гармонизация личности в процессе образовательной деятельности;
- приоритет общечеловеческих ценностей в системе моральных норм и правил;
- актуализация положительных качеств личности с целью превращения их в факторы ее саморазвития.
Принцип демократизации образовательной деятельности:
- повышение внутренней ответственности участников образовательной деятельности как условие развития самоорганизации;
- педагогически целесообразное делегирование управленческих функций, полномочий и ответственности участникам образовательной деятельности.
Принцип экологичности образовательной деятельности:
- организация образовательного процесса обеспечивает сохранение и укрепление здоровья частников;
- создание условий для здорового образа жизни участников образовательного процесса.
Принцип культуросообразности:
- субъекты образовательной деятельности должны обладать достаточным уровнем культурной компетентности;
- творчество в образовательном процессе должно носить культуросообразный характер;
- взаимоотношения в образовательном процессе должны носить культуросообразный характер, тем самым способствовать воспитанию толерантности у субъектов образовательной деятельности.
Источниками принципов могут быть культурные традиции, а также идеи, находящиеся в основе современных социальных и профессиональных тенденций, и научно-обоснованные принципы, направленные на совершенствование или модернизацию образовательного процесса в образовательном учреждении.
Выпускники должны исследовать не только экономические, но и социальные, психологические, политические факторы, чтобы адоптироваться к ситуации, сложившейся в трудовой среде.
Исследования, проведенные в Институте среднего профессионального образования Российской академии образования (Г.В. Мухаметзянова, Л.А. Волович, Н.М. Таланчук, Г.И. Ибрагимов и др), показали, что изменение требований к специалистам в первую очередь определяется технологическим переоснащением производства, повышение интеллектуализации труда.
Необходимость в конкурентоспособных, мобильных специалистах диктует потребность в подготовке кадров широкого профиля, в основе которой лежит функциональный подход, что обуславливается быстрой сменой не только объектов, но и средств труда.
Корнейченко Н.В. ассоциирует конкурентоспособность специалиста с успехом, как в профессиональной, так и в личной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах.[3, с.73].
В последние годы, характеризуя индивидуальную степень соответствия требованиям профессии, исследователи все чаще используют понятие «компетентность». Она проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов, в освоении ими ее значения и специфических задач в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.
Болотов В.А. и Сериков В.В. под компетентностью понимают сочетание психических качеств, или психическое состояние, когда человек действует самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладает способностями и умением выполнять определенные функции [1]. Многие исследователи считают, что формирование профессиональной компетенции зависит от уровня профессиональных знаний, профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности, навыков самовоспитания и самообразования [8].
По нашему мнению, социокультурная компетентность является составляющей профессиональной деятельности студента, во-первых, компетентность предполагает постоянное обновление знаний и успешное применение их в конкретных условиях, а также владение новой информацией, а любая профессиональная деятельность особенно педагогическая предполагает обновление знаний в какой - то определенной области, их применение на практики. Во-вторых, компетентность -это не просто обладание знаниями, а, скорее, потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, поэтому компетентность включает в себя как содержательный (знание), так, и процессуальный (умение) компоненты. А мы знаем, что профессиональная деятельность предполагает не только знание существа проблемы, но и умение решать ее практически, т.е. владеть методом решения, и для каждого профессионала это является неотъемлемой частью его деятельности. Нужно отметить, что гибкость метода - второе важное качество компетентности для любого профессионала.
В-третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения, т.е. он должен обладать критическим мышлением. По мнению М.А. Чоша-нова, содержание понятия «компетентность» включает в себя следующие основные признаки: мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления.
Как видно из проведенного анализа, профессиональная компетентность предусматривает, прежде всего, формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления.
Ряд исследований А.К. Маркова говорят о необходимости формирования социальной компетенции специалиста, понимая под ней совокупность знаний, умений, навыков, необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме (в семье, трудовом коллективе, малой группе). Учеными разрабатываются психолого- педагогические средства и условия социального становления школьников (В.Г. Бочарова, А.В. Петровский, ГН. Филонов), рабочих и специалистов среднего звена (Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова), специалистов высшей квалификации (Митина и др). В последние годы основными парадигмами развития педагогического знания стали личностно ориентированное обучение (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якимонская) и педа-
гогика индивидуальности (О.С. Гребенюк, Ю.М, Орлов). В этих концепциях, акцентируется внимание на формировании личностных свойств и качеств человека, будущего специалиста, его личной и индивидуальной компетенции.
Согласно исследованиям С. Пан, можно выделить параметры оценки и самооценки социокультурной компетенции будущего специалиста:
Он должен знать:
- основополагающие документы: «Стратегию модернизации содержания общего образования», «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- методологические основы личностно ориентированного, индивидуального и компетентностного подходов к обучению и механизмы их реализации;
- содержание образования по предмету на базовом и профильном уровнях;
- методику разработки и организации элективных курсов;
- методику организации проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся.
Будущий специалист должен уметь:
- проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской деятельности и социальной практики;
- использовать многообразие видов и форм деятельности учащихся (проектные, индивидуальные и групповые формы деятельности школьников; самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных; социальную практику; дифференциацию учебной среды: классно-кабинетное пространство, лаборатории т.д.);
- дополнительно к традиционным формам использовать новые виды, формы, методы и средства определения динами-
Библиографический список
ки продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающие индивидуальные особенности учащихся;
- строить логику преподавания предмета, исходя из потребностей и возможностей учащихся; диагностировать и контролировать ситуации развития коллектива и каждого школьника; прогнозировать трудности, определять их причины и пути исправления;
- применять методы и технологии обучения, формирующие практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентации;
- использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;
- обеспечить практическую ориентацию образования, формирование компетентностей учащихся (интеллектуальной, коммуникативной, познавательной, информационной, гражданско-правовой и др.);
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Опросы, проведенные среди работодателей, говорят о том, что важными качествами личности при приеме на работу являются следующие: порядочность, обязательность, надежность, четкость, коммуникабельность. А именно эти качества нужны для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, независимо от рода деятельности [3, с. 74]. Подготовка современного специалиста по нашему мнению, должна ориентироваться на формирование единства его компетентностей в профессиональной, социальной и личностной сферах. Только интеграция всех этих компетентностей может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
1. Болотов, В.А. Компетентностная модель от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.- 2003. -№10.
2. Коканова, РА. Формирование профессиональной готовности специалиста // Высшее образование. - 2008. - №10.
3. Корнейченко, Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях рынка труда // Высшее образование. - 2008. - №10.
4. Пан, С. Подготовка педагога профильной школы // Народное образование.- 2004.- №1.
5. Салманова, Д.А. Социально-педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры // Управление образованием. - 2008. - №2.
6. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3 .
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2.
8. Якупова, А.Р Социально - педагогическая компетентность - необходимая составляющая профессиональной деятельности студента технического ВУЗа / А.Р Якупова, А.А. Матвиенко // Высшее образование. - 2008. - №10.
Статья поступила в редакцию 20.03.09