Научная статья на тему 'Социокультурная компетентность как составляющая профессиональной деятельности будущего специалиста'

Социокультурная компетентность как составляющая профессиональной деятельности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / THE SPECIALISTS' TRAINING / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / SPECIALIST / THE PROFESSIONAL SKILLS / DEMANDS / THE SYSTEM OF PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валяева Е. И.

Социокультурная компетентность предусматривает формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. Социальная компетентность это совокупность знаний, умений, навыков необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме. Компетентность проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL COMPETENCE AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A FUTURE SPECIALIST

Sociocultural competence provides the formation of the professional skills in combination with the critical thinking. Sociocultural competence is the totality of the skills which are necessary for a person, for his successful interaction with other people in the society. The competence is demonstrated in the successful professional activity of the future specialists.

Текст научной работы на тему «Социокультурная компетентность как составляющая профессиональной деятельности будущего специалиста»

В контрольной группе студенты начинают реализовывать свои индивидуальные способности и самостоятельно выбирать стилистические решения в учебной деятельности лишь к моменту окончания наблюдений. Студенты в целом осознают необходимость индивидуального стиля учебной деятельности, заинтересованы в минимизации физических и психических затрат на занятиях по физической культуре, но решают эти задачи без последовательной опоры на свою индивидуальность. Процесс адаптации студентов контрольной группы протекает медленно, они несвоевременно реагируют на изменения внутренних и внешних условий обучения, что предоп-

Библиографический список

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер, Л.И. Дорогова; пер. A.M. Боковикова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

2. Олпорт, Г. Личность: проблема науки и искусства [Текст] / Г. Олпорт. - М., 1982.

3. Физическая культура: учебник [Текст] / Под ред. И.М. Бутина, И.А. Бутиной, Т.Н. Леонтьевой, С.М. Масленникова. - М.: ВЛАДОС, 2003.

ределяет затруднения в учебном процессе. Студенты редко применяют самоконтроль индивидуального стиля на занятиях по физической культуре.

Проведённый качественно-количественный анализ результатов эксперимента показывает, что при статистическом равенстве исходных результатов к моменту окончания наблюдений экспериментальные группы имеют достоверное преимущество перед контрольными, т.е. доказано, что положительные изменения получены именно благодаря внедрению экспериментальной модели.

Статья поступила в редакцию 2.05.09

УДК 371:351.851

Е.И. Валяева, соискатель АлтГПА, г. Рубцовск

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Социокультурная компетентность предусматривает формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. Социальная компетентность это совокупность знаний, умений, навыков необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме. Компетентность проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, профессиональная деятельность, специалист, профессиональные навыки и умения, требования, подготовка специалистов, система принципов.

В современном обществе образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и способов деятельности, принятию нестандартных решений [8, с. 33].

Известно, что именно темпы развития общества и экономики во многом определяют требования к профессиональным навыкам и умениям будущих специалистов. Экономический подъем России обусловил и необходимость улучшения качества подготовки кадров.

С позиций новых приоритетов, связанных с укреплением человеческого ресурса страны, актуализируется проблема образования в целом, которую следует рассматривать в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста [8, с. 34].

Сегодня потребность в педагогических кадрах высока. В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя. Готовность специалиста заключается не только в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности, но и в овладении нормами профессионального поведения, осуществление самоанализа и коррекции собственных профессиональных действий.

Для школы необходим педагог, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог средней школы - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.

В педагогической деятельности педагог ассоциируется с активным творческим началом, он инициатор и организатор совместной деятельности, управляющий процессом общения. На каждом занятии преподаватель создает атмосферу духовного общения, учит мыслить, выражать и формулировать собственные суждения.

В настоящее время и в ближайшем будущем на рынке труда, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться превышение предложения над спросом. Известно также, что динамика спроса на квалифицированные кадры в России вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки [3, с. 72].

Структура подготовки основывается на принципах профессиональной подготовки будущих специалистов. Важным компонентом основной образовательной программы является

система принципов обучения, воспитания и развития специалистов и требования к их реализации во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса в колледжах и ВУЗах. В качестве примера мы можем привести следующую систему принципов:

Принцип природосообразности:

- организация образовательного процесса с учетом особенностей возрастного развития обучающихся;

- использование природных и социальных условий жизни человека как фактора его воспитания и обучения;

- организация образовательного процесса, исходя из реальных условий жизнедеятельности обучающихся.

Принцип гуманизма:

- воспитание личности является целью образовательной деятельности;

- гармонизация личности в процессе образовательной деятельности;

- приоритет общечеловеческих ценностей в системе моральных норм и правил;

- актуализация положительных качеств личности с целью превращения их в факторы ее саморазвития.

Принцип демократизации образовательной деятельности:

- повышение внутренней ответственности участников образовательной деятельности как условие развития самоорганизации;

- педагогически целесообразное делегирование управленческих функций, полномочий и ответственности участникам образовательной деятельности.

Принцип экологичности образовательной деятельности:

- организация образовательного процесса обеспечивает сохранение и укрепление здоровья частников;

- создание условий для здорового образа жизни участников образовательного процесса.

Принцип культуросообразности:

- субъекты образовательной деятельности должны обладать достаточным уровнем культурной компетентности;

- творчество в образовательном процессе должно носить культуросообразный характер;

- взаимоотношения в образовательном процессе должны носить культуросообразный характер, тем самым способствовать воспитанию толерантности у субъектов образовательной деятельности.

Источниками принципов могут быть культурные традиции, а также идеи, находящиеся в основе современных социальных и профессиональных тенденций, и научно-обоснованные принципы, направленные на совершенствование или модернизацию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Выпускники должны исследовать не только экономические, но и социальные, психологические, политические факторы, чтобы адоптироваться к ситуации, сложившейся в трудовой среде.

Исследования, проведенные в Институте среднего профессионального образования Российской академии образования (Г.В. Мухаметзянова, Л.А. Волович, Н.М. Таланчук, Г.И. Ибрагимов и др), показали, что изменение требований к специалистам в первую очередь определяется технологическим переоснащением производства, повышение интеллектуализации труда.

Необходимость в конкурентоспособных, мобильных специалистах диктует потребность в подготовке кадров широкого профиля, в основе которой лежит функциональный подход, что обуславливается быстрой сменой не только объектов, но и средств труда.

Корнейченко Н.В. ассоциирует конкурентоспособность специалиста с успехом, как в профессиональной, так и в личной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах.[3, с.73].

В последние годы, характеризуя индивидуальную степень соответствия требованиям профессии, исследователи все чаще используют понятие «компетентность». Она проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов, в освоении ими ее значения и специфических задач в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.

Болотов В.А. и Сериков В.В. под компетентностью понимают сочетание психических качеств, или психическое состояние, когда человек действует самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладает способностями и умением выполнять определенные функции [1]. Многие исследователи считают, что формирование профессиональной компетенции зависит от уровня профессиональных знаний, профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности, навыков самовоспитания и самообразования [8].

По нашему мнению, социокультурная компетентность является составляющей профессиональной деятельности студента, во-первых, компетентность предполагает постоянное обновление знаний и успешное применение их в конкретных условиях, а также владение новой информацией, а любая профессиональная деятельность особенно педагогическая предполагает обновление знаний в какой - то определенной области, их применение на практики. Во-вторых, компетентность -это не просто обладание знаниями, а, скорее, потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, поэтому компетентность включает в себя как содержательный (знание), так, и процессуальный (умение) компоненты. А мы знаем, что профессиональная деятельность предполагает не только знание существа проблемы, но и умение решать ее практически, т.е. владеть методом решения, и для каждого профессионала это является неотъемлемой частью его деятельности. Нужно отметить, что гибкость метода - второе важное качество компетентности для любого профессионала.

В-третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения, т.е. он должен обладать критическим мышлением. По мнению М.А. Чоша-нова, содержание понятия «компетентность» включает в себя следующие основные признаки: мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления.

Как видно из проведенного анализа, профессиональная компетентность предусматривает, прежде всего, формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления.

Ряд исследований А.К. Маркова говорят о необходимости формирования социальной компетенции специалиста, понимая под ней совокупность знаний, умений, навыков, необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме (в семье, трудовом коллективе, малой группе). Учеными разрабатываются психолого- педагогические средства и условия социального становления школьников (В.Г. Бочарова, А.В. Петровский, ГН. Филонов), рабочих и специалистов среднего звена (Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова), специалистов высшей квалификации (Митина и др). В последние годы основными парадигмами развития педагогического знания стали личностно ориентированное обучение (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якимонская) и педа-

гогика индивидуальности (О.С. Гребенюк, Ю.М, Орлов). В этих концепциях, акцентируется внимание на формировании личностных свойств и качеств человека, будущего специалиста, его личной и индивидуальной компетенции.

Согласно исследованиям С. Пан, можно выделить параметры оценки и самооценки социокультурной компетенции будущего специалиста:

Он должен знать:

- основополагающие документы: «Стратегию модернизации содержания общего образования», «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

- методологические основы личностно ориентированного, индивидуального и компетентностного подходов к обучению и механизмы их реализации;

- содержание образования по предмету на базовом и профильном уровнях;

- методику разработки и организации элективных курсов;

- методику организации проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся.

Будущий специалист должен уметь:

- проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской деятельности и социальной практики;

- использовать многообразие видов и форм деятельности учащихся (проектные, индивидуальные и групповые формы деятельности школьников; самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных; социальную практику; дифференциацию учебной среды: классно-кабинетное пространство, лаборатории т.д.);

- дополнительно к традиционным формам использовать новые виды, формы, методы и средства определения динами-

Библиографический список

ки продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающие индивидуальные особенности учащихся;

- строить логику преподавания предмета, исходя из потребностей и возможностей учащихся; диагностировать и контролировать ситуации развития коллектива и каждого школьника; прогнозировать трудности, определять их причины и пути исправления;

- применять методы и технологии обучения, формирующие практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентации;

- использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;

- обеспечить практическую ориентацию образования, формирование компетентностей учащихся (интеллектуальной, коммуникативной, познавательной, информационной, гражданско-правовой и др.);

- содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

Опросы, проведенные среди работодателей, говорят о том, что важными качествами личности при приеме на работу являются следующие: порядочность, обязательность, надежность, четкость, коммуникабельность. А именно эти качества нужны для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, независимо от рода деятельности [3, с. 74]. Подготовка современного специалиста по нашему мнению, должна ориентироваться на формирование единства его компетентностей в профессиональной, социальной и личностной сферах. Только интеграция всех этих компетентностей может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.- 2003. -№10.

2. Коканова, РА. Формирование профессиональной готовности специалиста // Высшее образование. - 2008. - №10.

3. Корнейченко, Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях рынка труда // Высшее образование. - 2008. - №10.

4. Пан, С. Подготовка педагога профильной школы // Народное образование.- 2004.- №1.

5. Салманова, Д.А. Социально-педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры // Управление образованием. - 2008. - №2.

6. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3 .

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2.

8. Якупова, А.Р Социально - педагогическая компетентность - необходимая составляющая профессиональной деятельности студента технического ВУЗа / А.Р Якупова, А.А. Матвиенко // Высшее образование. - 2008. - №10.

Статья поступила в редакцию 20.03.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.