УДК 372.881.1
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА
© 2015
И.Н. Одарич, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования профессиональной компетентности бакалавра, степени его профессионального мастерства, развития и постижения профессии, обучения необходимым знаниям для реализации карьерного роста. Проводится обзор научно-педагогической литературы о понятии профессиональной компетентности бакалавра как степени профессионального мастерства, включающую потреб-ностную, мотивационную, операционную и техническую сферу индивида для обеспечения соответствующей образовательной подготовки, способствующей владению необходимыми знаниями для реализации своей карьеры. В статье выделяются основные направления профессиональной подготовки в системе высшего образования, где в условиях быстрого изменения технологий и производств все более приоритетной становится тенденция к интеграции знаний и доминирующие дисциплины специально-технического цикла все более опираются на основы различных технических и технологических дисциплин, включающих в себя знания, умения и навыки, вследствие чего интеграционный процесс приобретает комплексный характер. Основная цель осуществления моделирования формирования профессиональной компетентности является то, что последняя имеет сложную структуру и содержание, которое обусловленное умениями и структурной деятельностью, необходимой для осуществления всех этапов профессиональной деятельности и выдвижением в совокупности со многими компонентами, основными из которых являются конструктивные, организаторские, проектировочные, коммуникативные. Рассматриваются особенности профессиональной компетентности, включающие в себя мотивационные, содержательные и ценностные компоненты. Основное внимание при проектирование модели системы формирования профессиональной компетентности уделяется процессу овладению будущим специалистом необходимых профессиональных знаний и опыта, а так же умению быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в современных технологиях и производствах.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компоненты профессиональной компетентности, интеграция знаний, адаптивность, моделирование профессиональной подготовки.
В настоящее время главным результатом деятельности вуза является качественная подготовка специалистов. При этом под качеством образования понимают свойства и характеристики процесса образования, придающие и обуславливающие предполагаемые способности, потребности в учении, знании и навыки отдельных людей, объединения, страны.
Особенность содержания высшего образования заключается в его комплексности. В высшем образовании тенденция к интеграции знаний является, доминирующей, дисциплины специально-технического цикла опираются на основы различных технических и технологических дисциплин, включают в себя знания, умения и навыки, имеющие комплексный характер.
На сегодняшний день И.А. Зимняя говорит об образовании, как о самом человеке, прошедшем обучающий курс в установленной системе образования, о его опыте в совокупности со сформированными качествами, комплексом ЗУН, позволяющем реально оказывать действия на основании своего знания в разных ситуациях [1].
Создание системного и интегрированного подхода к профессиональной компетентности, согласно точки зрения Д.М. Гришина, А.К. Марковой, Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыкина и др. [2,3,4], есть единство системы связанных компонентов и проявлением качества человека, которое охватывает и отражает всю сферу профессиональной деятельности.
При рассмотрении структуры профессиональной компетентности бакалавра как степени профессионального мастерства, его развития и постижения профессии, оценивая свой профессиональный рост с помощью критериев, умений и навыков, потребностной, мотиваци-онной, операционной и технической сферы индивида и обучения необходимыми знаниями для реализации своей карьеры. По мнению вышеуказанных авторов [24], профессиональная компетентность, ее структура и содержание обуславливаются умениями и структурой деятельности, необходимой для осуществления этапов профессиональной деятельности и выдвижением в совокупности с такими компонентами, как конструктивные, организаторские, проектировочные, коммуникативные в профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью можно понимать интеграль-
ные качества личности, которые опираются и отражают структуру эмоциональной, интеллектуально - волевой, практической и действенной сферах деятельности; включающей в себя мотивационные, содержательные и ценностные компоненты. На наш взгляд, проблема подготовки бакалавра для производства, определена изменениями в области экономики, культуры и общества России. Современный этап развития российского образования взаимосвязан с наукой, движущей силой которой, являются экономические показатели роста, конкурентоспособность и эффективность работы в профессиональной деятельности. Природу компетентности, как предмета обучения, результатом которого является развитие личности, ее карьерного и технологического роста связанного с самоорганизацией и конкретизацией деятельностного и личностного опыта, рассматривали в своих трудах В.А. Болотов, В.В. Сериков [5].
Проблема качественной подготовки бакалавра позволяет реализовать компетентностный подход с новой точки зрения. Основной критерий, с помощью которого можно оценить качество подготовки бакалавра, его профессиональную компетентность называется интегральной характеристикой бакалавра и определяется, как способ решения профессиональных задач и проблем, возникающих в существующих на данный момент профессиональных ситуациях с применением опыта, ценностей, знаний, навыков и умений, полученных в течение всей жизни.
Формирование профессиональной компетентности бакалавра, как показывает анализ исследований [2-5], опирается на фундаментальную базу профессиональной подготовки компонента, обуславливающегося разделением качественных профессиональных и гносеологических знаний, ценностно-смысловых отношений и деятельностных умений. Формируемая в деятельности компетентность выявляется в нераздельности с человеческими ценностями, при условиях ценностного взаимоотношения к индивиду его деятельности, заинтересованности в достижения профессионального результата. Анализируя профессиональную деятельность инженера в продолжительном временном параметре, мы определили необходимость совершенствования самой деятельности, это связанно с изменениями условий функциониро-
вания производства. Такая необходимость, реализуется специалистом в следующих направлениях: самостоятельное профессиональное самосовершенствование; внедрение нововведений в производственный цикл или его модернизация.
H.Ф. Талызина рассматривает профессиональную компетентность, как интегральную характеристику личности специалиста, которая отражает степень овладения знаниями, умениями и навыками в технической области профессиональной деятельности, а так же личностные качества, которые отражают умения человека жить, работать и общаться с окружающим миром [6]. А.М. Новиков, R. ВатеЬ [7, 8] говорят, что современный этап развития образования, его особенность определяют главную роль умственной деятельности и перехода к когнитивному обществу. Такая методика обучения ориентирована на развитие познавательных способностей личности.
Под профессиональной компетентностью понимается представление интегральной системы личностно-профессиональных компонентов, которые содержат актуальные и потенциальные виды [9-14]. Таким образом, потенциальные качества личности приобретают черты актуального проявления, которые необходимо создавать в определенных условиях, обеспечивающих актуализацию потенциальной возможности личности [15-19].
При рассмотрении профессиональной компетентности бакалавра наибольшее внимание уделяется двум основным составляющим:
I. Профессиональные знания и опыт или познавательная активность - (содержит в себя обученность по дисциплинам общеобразовательного и профессионального блоков, а так же подготовку в получении новых знаний, опыта).
2. Адаптивность - (согласно Ю.Г. Татур сформи-рованность адаптивного поведения студента является фундаментальной задачей любого образовательного учреждения и возможно только при условии, если человек умеет воспринимать необходимую информацию и принимать на её основе адекватные решения) [20]. При этом Ю.Г. Татур в своей работе отмечает, что качественным показателем адаптивности в модели используют «гибкость» мышления и «поленезависимость» восприятия информации [20].
Личностная, индивидуальная траектория обучения основываться на особенностях мышления студента, его когнитивном стиле. Для того чтобы развить профессиональную компетентность будущего специалиста, как качества личности, связанной с его индивидуальностью и требующей дифференциации в обучении необходимо смоделировать процесс подготовки бакалавра. Соответственно, при моделировании организации учебного процесса необходимо учитывать условия успешности личностно - ориентированного обучения (рисунок 1), направленного на обеспечение формирования профессиональной характеристики будущего специалиста (рисунок 2), учитывающей минимальный (рисунок 3) и медиальный (рисунок 4) уровень компетенции будущего специалиста. Особенность когнитивных стилей, их детерминированность и познавательный интерес, являются залогом в обеспечении формирования полной компетенции будущего специалиста (рисунок 5).
Таким образом, моделирование системы формирования профессиональной компетентности бакалавров обеспечивает овладение будущим специалистом всеми необходимыми профессиональными знаниями и опытом, а так же быстро адаптироваться к изменяющимся условиям развивающегося социума [21, 22, 23, 24, 25].
В модели системы формирования профессиональной компетентности бакалавров целью когнитивно-стилевой дифференциации является обучение, которое способствует повышению уровня обученности таким образом, чтобы учет когнитивного стиля повлиял на развитие адаптивного поведения и готовности бакалавров к получению профессиональных знаний, умений и навыков.
Рисунок 1 - Условия успешности личностно ориентированного обучения
Рисунок 2 - Профессиональная характеристика будущего специалиста
минимальным уровень
компетенции будущего специалиста
уровень обученности,
готовность к приобретению новых знаний
готовность к приобретению новых знаний
Рисунок 3 - Уровень минимальной компетенции будущего специалиста
медиальныи уровень компетенции будущего специалиста
уровень обученное™,
готовность к приобретению новых знаний
Рисунок 4 - Уровень медиальной компетенции будущего специалиста
Рисунок 5 - Уровень полной компетенции будущего специалиста
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
2. Гришанова Н. А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании : методология и практика : Десятый симпозиум, (г. Москва, 4-5 апреля 2002 г.). Кн. 6. Общие проблемы развития образования: структура, качество, тенденции / под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 24.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. -Москва : Знание, 1996. - 200 с.
4. Алексеева, Л.П. Шаблыкина, Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994. 137 с.
5. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С.8-14.
6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. М.:ACADEMIA, 2003. 288 с.
7. Новиков, А.М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 154 с.
8. Bamelt, R. (1994) The Limits of Competence. Knowledge, higher education and society, Buckingham: Open University Press. 205 pages.
9. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника современного вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 233-235.
10. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
11. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.
12. Равен Д. Компетентность, образование, профессиональное развитие, психология и социокибернетика // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 170-204.
13. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Са-
марский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
14. Ярыгин О.Н., Кондурар М.В. Диагностика сфор-мированности компетентности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 90-93.
15. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.
16. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.
17. Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19-22.
18. Хугаева Ф.В., Бекоева М.И. Профессионально-педагогическая компетентность как условие подготовки студентов к реализации поликультурного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 216-219.
19. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
20. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 34-39.
21. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Актуальные проблемы профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 26-29.
22. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
23. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
24. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Требования к компетенциям магистров в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 34-35.
25. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей качество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 44-47.
FEATURES SIMULATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR
© 2015
I.N. Odarych, postgraduate
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. This article is devoted to the issues of formation of professional competence of bachelor degree of professional skill development, and comprehension of the profession, to acquire the necessary training to implement career development. A review of scientific and educational literature on the concept of professional competence as a bachelor degree of professional skill, including need, motivational, operational and technical scope of the individual to provide adequate educational training, promoting ownership of the necessary knowledge for the realization of his career. The paper highlighted the main directions of training in higher education, where the rapid changes in technology and production increasingly becomes a priority trend toward the integration of knowledge and the dominant disciplines of the specialty technical cycle increasingly rely on the basis of various technical and technological disciplines, including knowledge and skills, so that the integration process becomes complex. The main purpose of the modeling of formation of professional competence is that the latter has a complex structure and content, which caused structural skills and activities necessary for the implementation of all phases of professional work and by extension, in conjunction with many components, the main ones are structural, organizational, design, communication. Features of professional competence, including motivational, informative and valuable components. The focus of the design model of formation of professional competence on the process of mastering the future specialists the necessary professional knowledge and experience, as well as the ability to adapt quickly to changing conditions in modern technology and production.
Keywords: professional competence, components of professional competence, integration of knowledge, adaptability, simulation training.