Асадуллина Н.Р.
к.э.н., доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета
rasadullina@mail.ru
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ
ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: инновационное развитие, конкурентоспособность, профессиональные компетенции.
Фундаментальные изменения экономики, развивающейся по инновационному пути, где превалируют сферы науки, инновационного предпринимательства и образовательных услуг, приводят к смене парадигм управления, экономическая эффективность которых будет определяться, в первую очередь, использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и навыков, технологий и методов управления.
В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах четвертым приоритетным направлением является развитие социальной сферы, в том числе сферы образования и науки [1].
В Послании Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева Олий Мажлису отмечается, что «последовательная работа направлена на достижение одной цели - Узбекистан должен стать конкурентоспособным на мировой арене в области науки, интеллектуального потенциала, современных кадров, высоких технологий» [2].
Государственная политика Узбекистана в области образования направлена на создание инновационно-образовательной системы, которая должна достичь должного уровня в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Сегодня на мировой образовательной арене существует консенсус в отношении того, что экономика страны должна развиваться в первую очередь за счет инновационных, высокотехнологических, наукоёмких отраслей. Ключевое значение для этого пути развития имеют квалифицированные специалисты в области науки и высокотехнологических отраслей [4].
Образование в Узбекистане стоит перед необходимостью создания новой модели, соответствующей запросам современного гражданского общества. Человек ценится и получает уважение в обществе благодаря знаниям, умениям, профессиональным навыкам. С этой точки зрения необходимо отметить, что в нашей стране развитие образования, поддержка граждан в становлении востребованными специалистами, создание условий для реализации их потенциала являются приоритетными направлениями государственной политики.
Основной целью государственной образовательной политики является обеспечение готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающим требованиям информационного общества и инновационной экономики [5].
В настоящее время необходимы изменения принципов и подходов для отдельных работников в социально-трудовых отношениях, необходимо разработать механизм для вовлечения к участию в инновационных процессах. Тем более что происходящие трансформационные процессы выявили несоответствие специализации и профессионального уровня работников требованиям технологических процессов, так как в инновационной экономике необходимы профессиональные навыки и компетенции работников, которые являются ценностным ресурсом для повышения эффективности производства.
Система профессионального образования не успевает адаптироваться к изменениям в инновационном развитии и реагировать на запросы рынка труда. С одной стороны это связано с трудностями изменения траектории формирования профессиональных компетенций работника в кратчайшие сроки в соответствии с требованиями инновационного производства, с другой - с отсутствием механизма взаимосвязи и согласовании интересов инновационной и образовательных систем. Исследования образовательных проблем, как правило, ограничиваются уровнями предприятия и организации персонала, а отдельный работник не рассматривается как элемент управления, хотя в основе формирования инновационного процесса находится конкретный работник, его способности, знания, умения и инновационная активность.
Важным звеном в системе формирования профессиональных компетенций являются средние специальные, профессиональные и высшие образовательные учреждения (табл. 1).
Статистика по средним специальным, профессиональным и высшим образовательным учреждениям
(на начало учебного года) [7]
2011/2012 2014 /2015 2015 / 2016 2016 /2017
Число средних специальных, профессиональных образовательных учреждений 1540 1557 1567 1566
в них учащихся, тыс. человек 1711,9 1559,3 1498,6 1459,4
в том числе обучаются на дневных отделениях 1699,2 1559,3 1498,6 1459,4
Численность принятых в средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, тыс. человек 573,9 505,3 485,9 481,5
Выпущено специалистов средними специальными, профессиональными образовательными учреждениями, тыс. человек 518,8 534,5 518,2 513,4
Число высших образовательных учреждений - всего 65 68 69 70
в том числе филиалы зарубежных высших образовательных учреждений 6 7 7 7
в них студентов, тыс. человек 253,0 261,3 264,3 268,3
Принято студентов в высшие образовательные учреждения, тыс. человек 63,9 64,1 63,0 61,2
Выпущено специалистов высшими образовательными учреждениями, тыс. человек 86,3 67,6 66,3 64,1
Как видно из табл. 1, в нашей республике на начало 2016/2017 учебного года действовало 70 учебных заведений в том числе, 7 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений в них обучалось 268 тысяч студентов, кроме того высшими образовательными учреждениями было выпущено 64 тысяч специалистов.
Осуществляется также значительная работа по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования. В частности, принята Программа комплексного развития системы высшего образования в 2017-2021 годах. За счет вновь организованных институтов и филиалов вузов количество высших образовательных учреждений достигло 81, филиалов в регионах - 15, филиалов зарубежных университетов - 7 [2].
Кроме того, следует отметить договоренности о создании в городе Алмалыке филиала Московского института стали и сплавов, а в Ташкенте - филиала Вебстерского университета США. Исходя из потребностей реального сектора экономики, в некоторых высших учебных заведениях открыты заочные и вечерние отделения. Были приняты меры по совершенствованию системы и укреплению материально-технической базы. В системе Академии наук Узбекистана восстановлены деятельность ряда научно-исследовательских институтов и центров. После многолетнего перерыва проведены выборы в Академию наук. В настоящее время большое число талантливых ученых, имеющих научные школы, авторитет в стране и за рубежом удостоены высокого звания академика.
Под принципами формирования профессиональных компетенций работника следует понимать фундаментальные правила, соответствующие критерии, устанавливающие соотношений явлений и лежащие в основе процесса создание компетенций работника. Конечным результатом процесса использования профессиональных компетенций является особый инновационный продукт, создающийся при наличии особых ресурсов организации в процессе инновационной деятельности предприятий и организаций (табл. 2).
Таблица 2
Инновационная деятельность предприятий и организаций [8]
2012 г. 2015 г. 2016 г.
Число предприятий и организаций внедрявших инновации:
технологические 164 894 893
маркетинговые 9 14 20
организационные 14 27 20
Количество внедрённых инноваций:
технологические 624 1737 1816
маркетинговые 17 36 51
организационные 58 46 39
Объем произведенной инновационной продукции (товаров, работ и услуг), млрд. сум 3635,9 8023,6 10688,2
Затраты на инновации, млрд. сум 311,9 5528,3 2571,4
Из табл. 2 виден значительный рост числа предприятий в 2015-2016 годах, внедрявших инновации, особенно технологические. В процессе инновационной деятельности предприятия могут привлекать ресурсы из образовательной системы, а также эффективно использовать компетенции работника и их инновационный потенциал.
Отличительные особенности образовательного и инновационного потенциала в выполнении работником профессиональных компетенций представлены в табл. 3.
Характеристика образовательного и инновационного потенциала работников [9]
Основная Образовательный потенциал Инновационный потенциал
Характеристика цели развития потенциала Традиционный рост занятости Развитие уникальных способностей применительно к инновационной работе
Вид профессиональных компетенций Даются базовые профессиональные компетенции Специфические профессиональные компетенции, зависящие от вида профессиональной инновационной деятельности. Так же может быть сформирован как некоторый стартовый базовый и по заказу в сфере образования
Степень изменения Консервативный Мобильный
Информационная база Госстандарт, предыдущий опыт, текущая экономическая ситуация. Дается как обобщенный универсальный по группам специальностей Новые технологии, новые идеи и потребности, опыт инновационных организаций. Связи с выполнением функциональных обязанностей и с инновационной деятельностью
Вектор развития Однонаправленный жесткий Многовариантный, экспериментальный. Гибкий
Среда формирования Стабильная среда, простая система профессионального образования Нестабильная среда, сложная система инновационного производственного процесса
Тип развития Традиционный Зависимый от внешних влияний Растущий Самообучающийся Саморазвивающийся
Особенностью формирования профессиональных компетенций работников для инновационной экономики является необходимость достижения высоких темпов накопления инновационного потенциала в связи с высокими темпами инновационного и технического обновления.
Базовыми принципами формирования профессиональных компетенций является, несомненно, непрерывность и системность, поскольку инновационные характеристики нельзя поддерживать разовыми мероприятиями. Актуален принцип цикличности, сущность которого является в том, что процесс формирования имеет круговой характер (начинается оценкой стартового уровня и возвращается к оценке на уровне, достигнутом в результате подготовки). Принципами формирования профессиональных компетенций работника в единой инновационно-образовательной системе является баланс интересов работника и организации, наличие возможностей и желания работника, адресность и индивидуальность наряду с многовариантностью подготовки [10]. Эти принципы позволяют своевременно и целенаправленно проводить инновационные преобразования в рамках создания современной системы профессиональных компетенций работников для инновационной экономики.
Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым 29 ноября 2017 г. подписан Указ «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» [3]. В соответствии с этим документом в Узбекистане образованы Министерство инновационного развития Республики Узбекистан и Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей, определены основные направления инновационного развития Узбекистана. Узбекистан должен создать систему стратегического планирования, позволяющую формировать будущие модели инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны. Также необходимо внедрять инновационные формы государственного управления, которые обеспечат оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов государственного управления.
Основной стратегической целью государственной политики в области профессионального образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, в связи с этим необходимо:
- создавать современную инфраструктуру развития науки и инновационной деятельности, способную обеспечить необходимые условия для устойчивого роста социально-экономического потенциала территорий, а также повышения уровня жизни и благосостояния населения;
- привлекать инвестиции в сферу разработки и внедрения инновационных идей и технологий;
- совершенствовать нормативно-правовую базу, ориентированную на формирование системы профессиональных компетенций работников в сфере инновационной экономики и их развитие;
- создавать эффективные механизмы продвижения и внедрения перспективных отечественных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая организацию научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и других структур;
- разработать проекты законов «Об инновационной деятельности» и «О науке», определяющих, в том числе, принципы государственного регулирования и формы поддержки научной и инновационной деятельности, а также расширение возможностей использования инновационных идей, разработок и технологий.
В условиях нынешней острой конкуренции важное значение имеет дальнейшее развитие инновационных технологий и науки, широкое привлечение к научной деятельности одаренной молодежи, создание для них необходимых условий для реализации их творческого и интеллектуального потенциала. Инновационная модель развития Узбекистана должна стать локомотивом экономического роста, фактором обеспечения стабильности и благосостояния населения страны.
В современных условиях формируется принципиально новый тип работника. Для него характерны следующие качества: высокий образовательный уровень, гибкость, широта профессиональной эрудиции, готовность к воспри-
ятию новых технологий, идей. Помимо названных качеств, сегодня особое значение приобретают личные качества, инновационный потенциал. Инновационный потенциал работника - это способность воспринимать, использовать и порождать новые идеи, подходы и решения в процессе трудовой деятельности в ситуации неопределенности, приводящие к получению экономического и социального эффекта.
Список литературы
1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года. - http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=3107042
2. Послание Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева Олий Мажлису. - https://www.uzdaily.uz/articles-id-35503.htm
3. Указ Президента Узбекистана от 29 ноября 2017 г. «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан». - https://www.uzdaily.uz/articles-id-35172.htm
4. Гришин В.И. Тандем науки и образования - источник экономического роста // ХХХ Международные Плехановские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 3.
5. Абдурахманов К.Х. Модернизация образовательной политики - основное звено в подготовке профессиональных кадров // ХХХ Международные Плехановские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 6.
6. Абдурахманов К.Х. Человеческое развитие: Учебник / К.Х. Абдурахманов, Н.К. Зокирова. - Т.: РЭУ им .Г.В.Плеханова, 2014.
7. https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/sotsialnaya-sfera/obrazovanie
8. https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/sotsialnaya-sfera/innovatsii
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2015.