Именно в рамках этого подхода сформировалось представление о цивилизации как формообразующей системе определяющей важнейшие институты существования социума. Именно цивилизация, как высшая форма существования социума, вписанная в «ландшафт» (Гумилев) или «месторазвитие» (Трубецкой), задает параметры, темпы, направление и иные характеристики развития конкретно-локального общества.
Определенный вклад в развитие данного подхода внесли С. Хантингтон и Ф. Фукуяма. Однако, сегодня, после того как ажиотаж вокруг их трудов давно спал, вполне очевидно, высказанные ими идеи вторичны и, в целом, скорее привлекли внимание к проблеме чем внесли существенный вклад в ее развитие.
Сегодня вряд ли можно говорить о том, что поиск оптимальной дефиниции концепта «цивилизация» закончен. Отчасти это определяется сложностью самого предмета исследования, его развивающейся природой, отчасти различными подходами в его рассмотрении. Однако, исходя из поставленных задач, нам представляется, что наиболее удачное определение дано В.А. Никоновым [5] в монографии «Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего».
Автор определяет цивилизацию как «длящуюся в истории социокультурную общность наций и государств» для которой характерна общность географическая, религиозная, языковая, ценностная. Среди признаков цивилизации В.А. Никонов отдельно выделяет «устойчивые черты общественно-политической организации», «самоидентичность» и «стремление к региональной интеграции».
Список литературы
1. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А. Абрамова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
2. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас Издательство: М.: Одиссей. ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Контакты между цивилизациями в пространстве. [Электронный ресурс]. А. Дж. Тойнби «Постижение истории» Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/Toynbee/Toynbee602.htm/ (дата обращения: 20.04.2018).
5. Никонов В.А. Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего? / Вячеслав Никонов. Москва: Издательство «Э», 2015.
ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ И КВАЛИФИКАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ Жуманов Х.Т.1, Ибрагимова Г.Т.2
'Жуманов Хайитмурот Тошниёзович — преподаватель;
2Ибрагимова Гулчехра Тахировна - старший преподаватель, кафедра общественно-экономических наук, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы и актуальные задачи развития предпринимательских навыков и квалификации у студентов. Изложены методы современных педагогических технологий в русле развития экономического воспитания студентов. Ключевые слова: экономическая культура, педагогические кадры, экономические ценности, экономические знания, экономические способности, навыки экономики, педагогические концепции, экономическое мышление, гуманистические идеи, экономическое образование.
Основы концепции развития современного общества, усовершенствованные в результате проводимых в нашей Республике коренных экономических реформ, освещены на международной конференции «Воспитание интеллектуально развитого поколения - основное важное условие стабильного развития и модернизации страны», проведенная 16-17 февраля 2012 года в Ташкенте по инициативе Первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова [1, с. 1]. Внедрение сущности и содержания международной конференции в жизнь является одним из главных задач повестки дня нашего общества. Улучшение содержания образования и повышение его эффективности истекают из Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программы по подготовке
кадров». Выполнение целей и задач, предусмотренных в «Стратегиях действий по пяти приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», разработанная под руководством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева и предусматривающая обеспечение ускоренного развития нашей страны на основе глубоко продуманных среднесрочных программ в условиях современной глобализации и интеграции и комплексной конкуренции на мировом рынке (конъюнктура), является самым актуальным вопросом сегодняшнего дня [2, ^ 1]. Объявление 2018 года «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» возлагает задачи воспитания творческого, свободомыслящего человека в сфере образования, верного идеям национальной независимости, а также требует повышения его экономической подготовленности. Именно с этой точки зрения эффективность образования имеет особое значение для обучения и воспитания полноценного человека. Под повышением экономической грамотности учащихся подразумевается не только получение ими глубоких экономических знаний, но и их самообразование и обучение навыкам применения полученных знаний путем использования информационно-коммуникационных технологий и современных методов обучения. Потому что в настоящее время соблюдается принцип предоставления ученикам максимальных условий для практического применения полученных минимальных знаний, что привело к возникновению проблем, актуальных как с точки зрения педагогики, так и с точки зрения дидактической. А это в свою очередь требует творческого подхода в процессе применения педагогических достижений в новых условиях. Поиск и внедрение способов повышения экономической подготовленности студентов университета является актуальной проблемой теории и практики экономического образования. Проблема повышения экономической подготовленности студентов является многогранной деятельностью, требующей конкретных решений. На сегодняшний день спрос на образовательный контент и на методы обучения кардинально изменился, экономическая подготовка студентов многогранна, и данный вопрос не изучен в качестве педагогической проблемы с точки зрения национальной прогаммы подготовки кадров и новых государственных образовательных стандартов, в системе среднего специального и профессионального образования, в частности, в неэкономических вузах, как в одном из звеньев непрерывного образования, вопрос повышения экономической подготовленности студентов не изучался. Новое экономическое мышление требует пересмотра принципов, средств и приемов воспитательного процесса и подхода к вопросу о предпринимательстве как к обыденной и необходимой норме. Поскольку функцией воспитания в вузе является осуществление таких нормативных задач, как формирование гармонично развитого человека.
Процесс предпринимательства характеризуется не только объемом приобретенных экономических знаний, но и тем, как их можно использовать на практике. Однако результаты педагогических исследований показывают, что у студентов образовательных учреждений есть ряд проблем в развитии навыков и квалификаций предпринимательской деятельности: во-первых, методика экономического образования и воспитания, ее методы и формы на основе современных педагогических технологий в учебных заведениях не разработаны; во-вторых, процесс предпринимательства часто оценивается только по результатам педагогических наблюдений и успеваемости студенческой молодежи по экономическому направлению. На самом деле формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков предпринимательства требует долгого времени; в-третьих, система развития знаний, умений и навыков предпринимательства, глубоко продуманная или целенаправленная, может и не дать быстрых результатов. Так как его результаты зависят от объективных и субъективных причин; в-четвертых, на уровень грамотности и процесс формирования личности студентов оказывают влияние другие люди, семья, социальная среда, общество.
Следовательно, в настоящее время при определении задач по развитию у студентов умений, навыков и квалификаций предпринимательства необходимо учитывать социально-культурные факторы, оказывающие влияние на решение данного вопроса. Современное экономическое мышление предполагает полностью пересмотреть процесс организации экономического образования и воспитания, его принципов, средств и методов. Экономическое образование несколько отстает от экономического образования. Поэтому экономическое воспитание должно по-новому подходить к предпринимательству. Процесс получения экономического образования подразумевает не только получение знаний и формирование гармонично развитой личности, но и ряд социально-культурных задач.
Система экономического образования включает в себя следующее: обеспечение единства экономического и трудового воспитания, связь обучения с практикой; обогащение мировоззрение студентов экономическими знаниями и заданиями; развитие экономического образования и воспитания во внеучебных мероприятиях (беседы о сохранении материальных благ образовательного учреждения, различные конкурсы, связанные с ведением хозяйственных дел, налогообложением и
расходами). Несомненно, все это способствует активизации студентов и повышению уровня их экономической подготовленности.
Список литературы
1. Каримов И.А. Воспитание интеллектуально развитого поколения - основное важное условие стабильного развития и модернизации страны // Народное слово. Т., 2012. 18.02.2012.
2. Мирзиёев Ш.М. Будущее страны построим вместе с мужественным народом Узбекистана // Народное слово. Т., 2016. 15 декабря. С. 1-3.