Научная статья на тему 'Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка'

Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / АУДИРОВАНИЕ / РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Камила Напасовна

В статье раскрывается перечень языковых умений и навыков, который формируется у студентов, изучающих узбекский язык. Обосновывается уместность использования компьютерных технологий при их формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера применения информационных компьютерных технологий при изучении узбекского языка»

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА

Рахимова К.Н.

Рахимова Камила Напасовна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, факультет экономики и менеджмента, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается перечень языковых умений и навыков, который формируется у студентов, изучающих узбекский язык. Обосновывается уместность использования компьютерных технологий при их формировании.

Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, чтение, письмо, аудирование, разговорная речь.

Главная цель обучения узбекскому языку - это сформировать и развить коммуникативную культуру студентов, научить их владеть узбекским языком на практике, в повседневной жизни. В настоящее время многие студенты интересуются информационными технологиями и этот интерес можно использовать как инструмент для мотивации на занятиях узбекского языка. Посредством компьютера можно контролировать деятельность студентов, также это позволяет проявлять гибкость в управлении обучающим процессом, становится возможным построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей [1].

Преподаватель в свою очередь должен правильно подобрать компьютерные программы для занятий, обучающий материал и задания индивидуального характера, помочь студентам в процессе выполнения заданий, производить оценку знаний и мониторинг развития студентов. Это требует соответствующих компьютерных программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности преподавателей [2].

Предмет узбекского языка имеет свои особенности, ввиду которых применять компьютеры на занятиях можно очень активно. Освоение узбекского языка содержит определённые этапы и компоненты речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование и разговорная речь. Посредством компьютерной техники, используемой в процессе обучения языку, можно решить главные задачи лингводидактического характера, сформировать навыки и умения для развития речи. Ниже приводятся примеры, говорящие в пользу компьютеризации обучения.

1. При обучении грамматике - информационные компьютерные технологии позволяют формировать грамматические, рецептивные навыки аудирования и чтения, навыки, необходимые для грамотной письменной речи. Также облегчается контроль уровня сформированности грамматических навыков у студентов путем компьютерного тестирования. Облегчается предоставление справочно-информационной помощи посредством программ - грамматических справочников, редакторов, обнаруживающих ошибки в грамматике).

2. Во время изучения лексики - посредством применения компьютерных программ тестового и игрового характера, которые дают хорошую визуальную наглядность, легче формируются навыки, необходимые для правильного письма. Кроме того, быстро и значительно расширяется словарный запас студентов.

3. При чтении - формируются навыки, помогающие устанавливать звукобуквенные соответствия, что очень важно при обучении узбекскому языку, не являющегося для студентов родным. Быстро улучшается техника чтения, закрепляются навыки, необходимые для правильного чтения, формируются способности к самостоятельному преодолению трудностей в освоении узбекского языка, контролируется, насколько правильно и глубоко студенты поняли прочитанный текст. Студенты быстрее учатся извлекать смысловую информацию из текстов, обучаются анализировать текст различными способами.

4. В процессе аудирования с помощью лингафонных программ - формируются стойкие навыки в фонетике, контролируется, насколько правильно студенты поняли прослушанный текст.

5. Разговорная речь - здесь также формируются навыки фонетики говорения, организуется общение с виртуальным собеседником.

6. В процессе обучения переводу текстов - быстрее формируются навыки в грамматике и фонетике перевода, контролируется уровень соответствия переведённого текста нормам языка.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий на занятиях узбекского языка и во внеучебной работе студентов, дает более широкие возможности, способствующие эффективному развитию соответствующих грамматических, рецептивных навыков для аудирования, разговорной и письменной речи, которые с легкостью могут быть применены в реальной жизни.

Список литературы

1. Баракатова Д.А. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы / Достижения науки и образования. № 4 (17), 2017. С. 68-69.

2. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ибрагимова Г.Т.1, Исаева Н.Х.2

'Ибрагимова Гулчехра Тахировна - старший преподаватель;

2Исаева НаргизаХамидовна - старший преподаватель, кафедра общественно-экономических наук, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная научная статья посвящена усовершенствованию экономической культуры у обучающихся, воспитанию студентов в процессе подготовки их к профессиональной деятельности с учетом применения современных педагогических технологий. В ней определены содержательные базовые компоненты для формирования в человеке культуры и нравственности.

Ключевые слова: экономическая культура, национальная культура, педагогические кадры, экономические ценности, экономические знания, экономические способности, навыки экономики, педагогические концепции, экономическое мышление, гуманистические идеи.

Государственная научно-техническая и образовательная политика, осуществляемая в Республике Узбекистан в соответствии с программой «Комплексного развития системы высшего образования на 2017-2021 годы», направлена на сохранение и обеспечение развития научно-технического потенциала, создание оптимальных образовательных условий, формирование инновационной деятельности, концентрацию усилий в решении социально-экономических проблем в условиях глубокой трансформации экономики. Успешное решение данных актуальных проблем обеспечит эффективность создания и реализации стратегии инновационного развития в интересах дальнейшего подъема экономики страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Сегодня, очевидно, что каким бы компетентным ни был человек, и в какой бы сфере деятельности ни работал, он должен понимать значение экономической культуры. Поскольку знание экономической культуры входит в сферу социальных и экономических отношений на протяжении всей жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, создает необходимость в творческом поиске новых подходов, концептуальных путей и содержания работы по формированию навыков экономической культуры у студентов в системе современного высшего образования.

Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев выступил с Обращением к парламенту - Олий Мажлису. В своём Обращении к парламенту, он подчеркнул важность и необходимость вопроса и особо отметил, что «...мы не имеем права забывать истину о том, что интеллектуальный и культурный потенциал является бесценным богатством, и что воспитание всесторонне развитой талантливой молодежи играет решающее значение, и что развитые страны достигли высоких рубежей именно за счет решения данного вопроса» [1, с. 1].

Полноценное образование формирует в человеке его культуру и нравственность, где для реализации данной цели определены содержательные базовые компоненты:

1) Интернализацию универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.