СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА
Рахимова К.Н.
Рахимова Камила Напасовна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, факультет экономики и менеджмента, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается перечень языковых умений и навыков, который формируется у студентов, изучающих узбекский язык. Обосновывается уместность использования компьютерных технологий при их формировании.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, чтение, письмо, аудирование, разговорная речь.
Главная цель обучения узбекскому языку - это сформировать и развить коммуникативную культуру студентов, научить их владеть узбекским языком на практике, в повседневной жизни. В настоящее время многие студенты интересуются информационными технологиями и этот интерес можно использовать как инструмент для мотивации на занятиях узбекского языка. Посредством компьютера можно контролировать деятельность студентов, также это позволяет проявлять гибкость в управлении обучающим процессом, становится возможным построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей [1].
Преподаватель в свою очередь должен правильно подобрать компьютерные программы для занятий, обучающий материал и задания индивидуального характера, помочь студентам в процессе выполнения заданий, производить оценку знаний и мониторинг развития студентов. Это требует соответствующих компьютерных программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности преподавателей [2].
Предмет узбекского языка имеет свои особенности, ввиду которых применять компьютеры на занятиях можно очень активно. Освоение узбекского языка содержит определённые этапы и компоненты речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование и разговорная речь. Посредством компьютерной техники, используемой в процессе обучения языку, можно решить главные задачи лингводидактического характера, сформировать навыки и умения для развития речи. Ниже приводятся примеры, говорящие в пользу компьютеризации обучения.
1. При обучении грамматике - информационные компьютерные технологии позволяют формировать грамматические, рецептивные навыки аудирования и чтения, навыки, необходимые для грамотной письменной речи. Также облегчается контроль уровня сформированности грамматических навыков у студентов путем компьютерного тестирования. Облегчается предоставление справочно-информационной помощи посредством программ - грамматических справочников, редакторов, обнаруживающих ошибки в грамматике).
2. Во время изучения лексики - посредством применения компьютерных программ тестового и игрового характера, которые дают хорошую визуальную наглядность, легче формируются навыки, необходимые для правильного письма. Кроме того, быстро и значительно расширяется словарный запас студентов.
3. При чтении - формируются навыки, помогающие устанавливать звукобуквенные соответствия, что очень важно при обучении узбекскому языку, не являющегося для студентов родным. Быстро улучшается техника чтения, закрепляются навыки, необходимые для правильного чтения, формируются способности к самостоятельному преодолению трудностей в освоении узбекского языка, контролируется, насколько правильно и глубоко студенты поняли прочитанный текст. Студенты быстрее учатся извлекать смысловую информацию из текстов, обучаются анализировать текст различными способами.
4. В процессе аудирования с помощью лингафонных программ - формируются стойкие навыки в фонетике, контролируется, насколько правильно студенты поняли прослушанный текст.
5. Разговорная речь - здесь также формируются навыки фонетики говорения, организуется общение с виртуальным собеседником.
6. В процессе обучения переводу текстов - быстрее формируются навыки в грамматике и фонетике перевода, контролируется уровень соответствия переведённого текста нормам языка.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий на занятиях узбекского языка и во внеучебной работе студентов, дает более широкие возможности, способствующие эффективному развитию соответствующих грамматических, рецептивных навыков для аудирования, разговорной и письменной речи, которые с легкостью могут быть применены в реальной жизни.
Список литературы
1. Баракатова Д.А. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы / Достижения науки и образования. № 4 (17), 2017. С. 68-69.
2. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Ибрагимова Г.Т.1, Исаева Н.Х.2
'Ибрагимова Гулчехра Тахировна - старший преподаватель;
2Исаева НаргизаХамидовна - старший преподаватель, кафедра общественно-экономических наук, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная научная статья посвящена усовершенствованию экономической культуры у обучающихся, воспитанию студентов в процессе подготовки их к профессиональной деятельности с учетом применения современных педагогических технологий. В ней определены содержательные базовые компоненты для формирования в человеке культуры и нравственности.
Ключевые слова: экономическая культура, национальная культура, педагогические кадры, экономические ценности, экономические знания, экономические способности, навыки экономики, педагогические концепции, экономическое мышление, гуманистические идеи.
Государственная научно-техническая и образовательная политика, осуществляемая в Республике Узбекистан в соответствии с программой «Комплексного развития системы высшего образования на 2017-2021 годы», направлена на сохранение и обеспечение развития научно-технического потенциала, создание оптимальных образовательных условий, формирование инновационной деятельности, концентрацию усилий в решении социально-экономических проблем в условиях глубокой трансформации экономики. Успешное решение данных актуальных проблем обеспечит эффективность создания и реализации стратегии инновационного развития в интересах дальнейшего подъема экономики страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Сегодня, очевидно, что каким бы компетентным ни был человек, и в какой бы сфере деятельности ни работал, он должен понимать значение экономической культуры. Поскольку знание экономической культуры входит в сферу социальных и экономических отношений на протяжении всей жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, создает необходимость в творческом поиске новых подходов, концептуальных путей и содержания работы по формированию навыков экономической культуры у студентов в системе современного высшего образования.
Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев выступил с Обращением к парламенту - Олий Мажлису. В своём Обращении к парламенту, он подчеркнул важность и необходимость вопроса и особо отметил, что «...мы не имеем права забывать истину о том, что интеллектуальный и культурный потенциал является бесценным богатством, и что воспитание всесторонне развитой талантливой молодежи играет решающее значение, и что развитые страны достигли высоких рубежей именно за счет решения данного вопроса» [1, с. 1].
Полноценное образование формирует в человеке его культуру и нравственность, где для реализации данной цели определены содержательные базовые компоненты:
1) Интернализацию универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность.