Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетенций работника в условиях инновационной экономики'

Развитие профессиональных компетенций работника в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетенций работника в условиях инновационной экономики»

НАУКОВ1 ПОВ1ДОМЛЕННЯ

УДК 331.101:330.341.1 doi: 10.12958/1817-3772-2019-2(56)-224-228

Н. Р. Асадуллина,

кандидат экономических наук, e-mail: rasadullina@mail.ru,

Ташкентский Филиал «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова», Республика Узбекистан

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Фундаментальные изменения экономики развивающейся по инновационному пути, где превалируют, сферы науки, инновационного предпринимательства и образовательных услуг, приводят к смене парадигм управления, экономическая эффективность которых будет определяться, в первую очередь, использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и навыков, технологий и методов управления.

На основании Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах четвертым приоритетным направлением является развитие социальной сферы, в том числе сферы образования и науки [1].

В Послании Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева Олий Мажлису сказано, что «..последовательная работа направлена на достижение одной цели - Узбекистан должен стать конкурентоспособным на мировой арене в области науки, интеллектуального потенциала, современных кадров, высоких технологий» [2].

Государственная политика Узбекистана в области образования направлена на создание инновационно-образовательной системы, которая должна достичь должного уровня для обеспечения новой формации граждан страны в подготовке конкурентоспособных специалистов.

Сегодня на мировой образовательной арене есть консенсус в том, что экономика страны должна развиваться в первую очередь за счет инновационных, высокотехнологических, наукоёмких отраслей. Ключевое значение для этого пути развития имеют квалифицированные специалисты в области науки и высокотехнологических отраслей [4].

Образование в Узбекистане стоит перед необходимостью создания новой модели соответствующей запросам современного гражданского общества. Человек ценится и получает уважение в обществе благодаря знаниям, умениям, навыкам своей профессии. С этой точки зрения необходимо отметить, что в нашей стране развитие образования, поддержка граждан в становлении востребованными специалистами, создание условий для реализации их потенциала являются приоритетными направлениями государственной политики.

Основной целью государственной образовательной политики является обеспечение готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающим требованиям информационного общества и инновационной экономики [5].

На сегодняшний день необходимы изменения принципов и подходов для отдельных работников в социально-трудовых отношениях, необходимо разработать механизм, для вовлечения к участию в инновационных процессах. Тем более, что происходящие трансформационные процессы выявили несоответствие специализации и профессионального уровня работников требованиям технологических процессов, так как в инновационной экономике необходимы профессиональные навыки и компетенции работников, которые являются ценностным ресурсом для повышения эффективности производства.

Система профессионального образования не успевает за изменениями инновационных процессов, и реагировать на запросы рынка труда. Однако, с одной стороны, это связано с трудностями изменения траектории для формирования профессиональных компетенций работника в кратчайшие сроки в соответствии с требованиями инновационного производства, с другой -с отсутствием механизма взаимосвязи и согласовании интересов инновационной и образовательных систем. Исследование образовательных проблем, как правило ограничивается уровнями предприятия и организации персонала, а отдельный работник не рассматривается как элемент управления, хотя в основе формирования инновационного процесса находится конкретный работник, его способности, знания, умения и инновационная активность.

Сложившиеся противоречия между необходимостью повышения эффективности деятельности инновационной системы, идут замедленными темпами, а также реструктуризация образовательной системы не соответствуют уровню профессиональных компетенций работников и это обосновывает актуализацию разработки научно-методического инструментария по управлению и формированию профессиональных компетенций работника с учетом согласования интересов образовательных си-

стем. Важным звеном в системе формирования профессиональных компетенций являются средние специальные, профессиональные и высшие образовательные учреждения (табл. 1).

Как видно из табл. 1 в республике на начало 2016/2017 учебного года действовало 70 учебных за-

ведений в том числе, 7 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений в них обучалось 268 тыс. студентов, кроме того высшими образовательными учреждениями было выпущено 64 тыс. специалистов.

Статистика по средним специальным, профессиональным и высшим образовательным учреждениям (на начало учебного года) [7]

Таблица 1

2011 / 2012 2014 / 2015 2015 / 2016 2016 / 2017

Число средних специальных, профессиональных образовательных учреждений 1540 1557 1567 1566

в них учащихся, тыс. человек 1711,9 1559,3 1498,6 1459,4

в том числе обучаются на дневных отделениях 1699,2 1559,3 1498,6 1459,4

Численность принятых в средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, тыс. человек 573,9 505,3 485,9 481,5

Выпущено специалистов средними специальными, профессиональными образовательными учреждениями, тыс. человек 518,8 534,5 518,2 513,4

Число высших образовательных учреждений - всего 65 68 69 70

в том числе филиалы зарубежных высших образовательных учреждений 6 7 7 7

в них студентов, тыс. человек 253,0 261,3 264,3 268,3

Принято студентов в высшие образовательные учреждения, тыс. человек 63,9 64,1 63,0 61,2

Выпущено специалистов высшими образовательными учреждениями, тыс. человек 86,3 67,6 66,3 64,1

Осуществляется также значительная работа по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования. В частности, принята Программа комплексного развития системы высшего образования в 2017-2021 годах. За счет вновь организованных институтов и филиалов вузов количество высших образовательных учреждений достигло 81, филиалов в регионах - 15, филиалов зарубежных университетов - 7 [2].

Кроме того, следует отметить договоренности о создании в городе Алмалыке филиала Московского института стали и сплавов, а в Ташкенте - филиала Вебстерского университета США. Исходя из потребностей реального сектора экономики, в некоторых высших учебных заведениях открыты заочные и вечерние отделения. Были приняты меры по совершенствованию системы и укреплению материально-технической базы. В системе Академии наук

Инновационная деятельность

Узбекистана восстановлена деятельность ряда научно-исследовательских институтов и центров. После многолетнего перерыва проведены выборы в Академию наук. В настоящее время большое число талантливых ученых, имеющих научные школы, авторитет в стране и за рубежом удостоены высокого звания академика.

Под принципами формирования профессиональные компетенций работника следует понимать фундаментальные правила, соответствующие критерии, устанавливающие соотношений явлений и лежащие в основе процесса создание компетенций работника. Конечным результатом процесса использования профессиональных компетенций является особый инновационный продукт, создающийся при наличии особых ресурсов организации в процессе инновационной деятельности предприятий и организаций (табл. 2)

Таблица2

предприятий и организаций [8]

2012 г. 2015 г. 2016 г.

Число предприятий и организаций внедрявших инновации:

технологические 164 894 893

маркетинговые 9 14 20

организационные 14 27 20

Количество внедрённых инноваций:

технологические 624 1737 1816

маркетинговые 17 36 51

организационные 58 46 39

Объем произведенной инновационной продукции (товаров, работ и услуг), млрд сум 3635,9 8023,6 10688,2

Затраты на инновации, млрд сум 311,9 5528,3 2571,4

Из табл. 2 виден значительный рост числа предприятий в 2015-2016 годах, внедрявших инновации, особенно технологические. В процессе инновационной деятельности предприятия могут привлекать ресурсы из образовательной системы, а также эффективно использовать компетенции работника и их инновационный потенциал.

Однако необходимо отметить, что в системе профессиональной подготовки действует ряд законов, связанных с потребностями общества в квалифицированных кадрах. Согласно этим законам в условиях инновационной экономики требуется обеспечение равного для всех его членов доступа к профессиональному образованию.

Таблица 3

Характеристика образовательного и инновационного потенциала работников [9]_

Основная Образовательный потенциал Инновационный потенциал

Характеристика цели развития потенциала Традиционный рост занятости Развитие уникальных способностей применительно к инновационной работе

Вид профессиональных компетенций Даются базовые профессиональные компетенции Специфические профессиональные компетенции, зависящие от вида профессиональной инновационной деятельности. Так же может быть сформирован, как некоторый стартовый базовый и по заказу в сфере образования

Степень изменения Консервативный Мобильный

Информационная база Госстандарт, предыдущий опыт, текущая экономическая ситуация. Дается как обобщенный универсальный по группам специальностей Новые технологии, новые идеи и потребности, опыт инновационных организаций. Связи с выполнением функциональных обязанностей и с инновационной деятельностью

Вектор развития Однонаправленный жесткий Многовариантный, экспериментальный. Гибкий

Среда формирования Стабильная среда, простая система профессионального образования Нестабильная среда, сложная система инновационного производственного процесса

Тип развития Традиционный. Зависимый от внешних влияний. Растущий Самообучающийся. Саморазвивающийся

Таким образом, формирование профессиональных компетенций работников происходит в инновационно-образовательной системе, состоящей из образовательных и инновационных подсистем, то его уровень может быть определен через «инновационно-образовательный потенциал» и соответственно, подходы можно условно разделить на две части: относящиеся непосредственно к системе профессиональной подготовки и отражающие тенденции развития систем управления персоналом организации.

Особенностью формирования профессиональных компетенций работников для инновационной экономики является необходимость достижения высоких темпов накопления инновационного потенциала по причине высоких темпов инновационного и технического обновления.

Базовыми принципами формирования профессиональных компетенций является, несомненно, не-226

Современные тенденции систем управления персоналом и экономических отношений в целом регулируются основным экономическим законом, закономерностями пропорционального развития и законами воспроизводства рабочей силы [5]. Комплекс принципов управления инвестициями в человеческий капитал предприятия направлен на повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал.

Отличительные особенности образовательного и инновационного потенциала в выполнении работником профессиональных компетенций представлены в табл. 3.

прерывность и системность, поскольку инновационные характеристики нельзя поддерживать разовыми мерами мероприятиями. Актуален принцип цикличности, сущность которого является в том, что процесс формирования имеет круговой характер (начинается оценкой стартового уровня и возвращается к оценке на уровне, достигнутом в результате подготовки). Принципами формирования профессиональных компетенций работника в единой инновационно-образовательной системе является баланс интересов работника и организации, наличие возможностей и желания работника, адресность и индивидуальность наряду с многовариантностью подготовки [10]. Таким образом предложенные принципы позволят своевременно и целенаправленно проводить инновационные преобразования в рамках создания современной системы профессиональных

компетенций работников для инновационной экономики.

Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым 29 ноября 2017 года подписан Указ «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» [3]. В соответствии с этим документом в Узбекистане образованы Министерство инновационного развития Республики Узбекистан и Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей, определены основные направления инновационного развития страны. Узбекистан должен создать систему стратегического планирования, позволяющую формировать будущие модели инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны. Также необходимо внедрять инновационные формы государственного управления, которые обеспечат оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов государственного управления.

Основной стратегической целью государственной политики в области профессионального образования является повышения доступности качественного образования соответствующего требованиям инновационного развития экономики, связи с этим необходимо:

- создавать современную инфраструктуру развития науки и инновационной деятельности, способную обеспечить необходимые условия для устойчивого роста социально-экономического потенциала территорий, а также повышения уровня жизни и благосостояния населения;

- привлекать инвестиции в сферу разработки и внедрения инновационных идей и технологий;

- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей современные системы профессиональных компетенций работников для инновационной экономики и их развитие;

- создавать эффективные механизмы продвижения и внедрения перспективных отечественных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая организацию научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и других структур;

- разработать проекты законов «Об инновационной деятельности» и «О науке», определяющих, в том числе, принципы государственного регулирования и формы поддержки научной и инновационной деятельности, а также расширение возможностей использования инновационных идей, разработок и технологий.

В условиях нынешней острой конкуренции важное значение имеют дальнейшее развитие инновационных технологий и науки, широкое привлечение к научной деятельности одаренной молодежи,

создание для них необходимых условий для реализации их творческого и интеллектуального потенциала. Инновационная модель развития Узбекистана должна стать локомотивом экономического роста, фактором обеспечения стабильности и благосостояния населения страны.

В современных условиях формируется принципиально новый тип работника. Для него характерны следующие качества: высокий образовательный уровень, гибкость, широта профессиональной эрудиции, готовность к восприятию новых технологий, идей. Помимо названных качеств, сегодня важное значение приобретают личные качества, инновационный потенциал. Инновационный потенциал работника - это способность воспринимать, использовать и порождать новые идеи, подходы и решения, практики в процессе трудовой деятельности в ситуации неопределенности, приводящие к получению экономического и социального эффекта.

Таким образом развитие профессиональных компетенций работника в условиях инновационной экономики является особый инновационный продукт, создающийся при наличии особых ресурсов организации в процессе инновационной деятельности.

Литература

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан №УП-4947 "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан" от 7 февраля 2017 года. URL: http: //lex.uz/ pages/getpage.aspx?lact_id=3107042. 2. Послание Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева Олий Мажлису. URL: https://www.uzdaily.uz/articles-id-35503.htm. 3. Указ Президента Узбекистана от 29 ноября 2017г. «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан». URL: https://www.uzdaily.uz/articles-id-35172.htm. 4. Гришин В.И. Тендем науки о образования - источник экономического роста. ХХХ Международные Плехановские чтения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва: ФГБОУ ВО им. Г.В. Плеханова, 2017. С.3.

5. Абдурахманов К.Х. Модернизация образовательной политики-основное звено в подготовке профессиональных кадров // ХХХ Международные Плехановские чтения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Моска: ФГБОУ ВО им. Г.В. Плеханова, 2017. С.6.

6. Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К. Человеческое развитие: учебник. Ташкент: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2014. 7. Образование. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. URL: https ://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/sotsialnaya-sfera/obrazovanie. 8. Инновации. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. URL: https ://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/sotsialnaya-sfera/innovatsii. 9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 2015.

H. P. Acagyrnma

References

1. Strategiya deystviy po pyati prioritetnym napravleniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 20172021 godakh. Prilozheniye 1 k Ukazu Prezidenta Respubliki Uzbekistan №UP-4947 "O Strategii deystviy po dal'neyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan" ot 7 fevralya 2017 goda [Strategy of action in five priority areas of the development of the Republic of Uzbekistan in 20172021. Appendix 1 to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. UP-4947 "On the Strategy for the Further Development of the Republic of Uzbekistan" dated February 7, 2017]. Retrieved from http://lex.uz/ pages/getpage.aspx?lact_id=3107042 [in Russian].

2. Poslanye Prezydent Respublyky Uzbekystan Sh.M. Myrzyeeva Olyi Mazhlysu [Message President of the Republic of Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyev Oliy Majlis]. Retrieved from https://www.uzdaily.uz/articles-id-35503.htm [in Russian].

3. Ukaz Prezidenta Uzbekistana ot 29 noyabrya 2017g. «Ob obrazovanii Ministerstva innovatsionnogo razvitiya Respubliki Uzbekistan» [Decree of the President of Uzbekistan of November 29, 2017. "On the formation of the Ministry of innovative development of the Republic of Uzbekistan"]. Retrieved from https://www.uz-daily.uz/articles-id-35172.htm [in Russian].

4. Grishin V.I. (2017). Tendem nauki o obrazovaniya - istochnik ekonomicheskogo rosta [The tendency of education science is a source of economic growth.]. ХХХMezhdunarodnyye Plekhanovskiye chteniya -XXX International Plekhanov Readings: Proceedings of

the International Scientific and Practical Conference. Moscow, FSBEI HE named. G.V. Plekhanova [in Russian].

5. Abdurakhmanov K.Kh. (2017). Modernizatsiya obrazovatel'noy politiki-osnovnoye zveno v podgotovke professional'nykh kadrov [The modernization of educational policy is the main link in the training of professional personnel]. ХХХ Mezhdunarodnyye Plekhanovskiye chteniya - XXX International Plekhanov Readings: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Moscow, FSBEI HE named. G.V. Plekhanova [in Russian].

6. Abdurakhmanov K.Kh., Zokirova N.K. (2014). Chelovecheskoye razvitiye [Human Development]. Tashkent, FSBEI HE "REU named after G.V. Plekhanova" [in Russian].

7. Obrazovaniye. Gosudarstvennyy komitet Respubliki Uzbekistan po statistike [Education. State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics]. (n.d.). stat.uz. Retrieved from https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/ sotsialnaya-sfera/obrazovanie [in Russian].

8. Innovatsii. Gosudarstvennyy komitet Respubliki Uzbekistan po statistike [Innovation. State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics]. (n.d.). stat.uz. Retrieved from https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/ sotsialnaya-sfera/innovatsii [in Russian].

9. Bespal'ko V.P. (2015). Pedagogika i progressiv-nyye tekhnologii obucheniya [Pedagogy and advanced learning technologies] Moscow [in Russian].

Orarra HagiMmna go pegaK^i' 21.01.2019

npHHHHTO go gpyKy 19.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.