Научная статья на тему 'Пути оптимизации государственных закупок в Республике Узбекистан'

Пути оптимизации государственных закупок в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / интересы человека / сбалансированность государственного бюджета / эффективность осуществления государственных закупок.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации государственных закупок в Республике Узбекистан»

Асадуллина Н.Р.

к.э.н., доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета

rasadullina@mail.ru

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Ключевые слова: социальная политика, интересы человека, сбалансированность государственного бюджета, эффективность осуществления государственных закупок.

С первых дней независимости в Республике Узбекистан повышение уровня жизни населения было признано одним из стратегических направлений государственной социальной политики. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан «государство выражает волю народа, служит его интересам» [1, ст. 2].

«В целях кардинального повышения качества и результативности осуществляемых в стране процессов демократизации и обеспечения прав, свобод и интересов человека, в том числе достойного уровня жизни людей, усиления роли и ответственности государственных органов за их реализацию» 2017 год был объявлен Годом диалога с народом и интересов человека [2].

Финансовой основой решения социальных задач, несомненно, выступает государственный бюджет, в функции которого входит осуществление определенных расходов. Эти расходы направлены, прежде всего, на инвестирование в различные отрасли в целях развития экономики страны, такие как повышение жизненного уровня населения, выполнение социальных задач, управление государством, обеспечение обороны. Основной формой обеспечения государственных нужд является государственный заказ на поставку (закупку) товаров, работ и услуг.

В современной экономике государственные закупки являются обязательными элементами управления государственными финансами, которые призваны выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики. Поскольку государственные закупки занимают столь значительное место в затратной части бюджета страны, то вопросы оптимизации бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок крайне актуальны. При этом целями оптимизации бюджетных расходов являются повышение эффективности (результативности) расходования средств бюджетов всех уровней, повышение управляемости финансовыми потоками, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат и сокращение расходов бюджета.

В Республике Узбекистан, также как и во многих странах мира, большое внимание уделяется совершенствованию системы государственных закупок. Одним из приоритетных направлений развития и либерализации экономики в соответствии со Стратегией действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан является «обеспечение сбалансированности Государственного бюджета на всех уровнях с сохранением социальной направленности расходов, совершенствование межбюджетных отношений, направленное на укрепление доходной части местных бюджетов» [3].

Правительством Узбекистана принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение эффективности и прозрачности процессов закупок, в частности, по направлениям наибольших затрат государственных средств.

Целью осуществляемых реформ является не только организация эффективного учета и контроля использования государственных средств, но и повышение степени договорно-правовой дисциплины как государственными заказчиками, так и поставщиками товаров (работ, услуг).

В настоящее время формируется основанная на абсолютно новых принципах организация государственных закупок. Но при этом существует ряд проблем в этой сфере, требующих безотлагательного решения. К ним следует отнести:

- непрозрачность процедур закупок и ее механизмов;

- недостаточное развитие нормативно-правовой базы;

- коррупционные риски;

- неподготовленность кадров, осуществляющих государственные закупки и обеспечивающих контроль в этой области и др.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева «О мерах по дальнейшему реформированию системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг)» основной целью проведения реформы в данной сфере является развитие внутриотраслевой и межотраслевой кооперации, оказание содействия субъектам предпринимательства в сбыте продукции собственного производства, расширение процессов локализации, обеспечение роста занятости населения и объемов промышленной продукции, которые являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики страны [4].

Реформирование системы государственных закупок требует комплексного подхода. Реформы не должны ограничиваться принятием специальных постановлений и созданием уполномоченного органа по осуществлению закупок, требуется и налаживание совместных усилий между различными государственными органами, справедливое распределение их полномочий, а также разработка процедур и механизмов управления, обеспечивающих равенство всех участников государственных закупок.

Процесс государственных закупок состоит из четырех элементов: планирование закупок, организации закупок, заключение и исполнение контрактов, контроль.

Многоэтапность и сложность процесса организации государственных закупок, постоянный рост объема закупок для государственных нужд, увеличение количества участников размещения заказа приводят к необходимости обработки большого массива информации, ведения мониторинга указанного процесса. Эффективным решением этих задач является широкое использование современных информационных технологий и создание государственной системы управления закупками для государственных нужд.

В апреле 2017 г. для регулирования отношений в области государственных закупок был принят проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках». В соответствии с ним «основной целью государственной политики в области государственных закупок является формирование благоприятной для всех субъектов государственных закупок среды» [5, ст. 11].

Оптимизация системы государственных закупок призвана снизить централизованные затраты и направить сэкономленные средства на другие не менее важные цели. Потенциал снижения затрат, открывающийся благодаря оптимизации закупок, огромен.

Хотя совершенствование системы закупок порой сопряжено с определенными трудностями, в целом использование этого рычага дается проще и занимает меньше времени, чем проведение других мероприятий по оптимизации бюджета, таких как программы, предусматривающие сокращение штатов или повышение налогов [6].

Эффект оптимизации закупок не ограничивается экономией денежных средств. Этот инструмент способен обеспечить государственным учреждениям целый ряд нематериальных преимуществ, одним из которых является прозрачность. Обладая точной информацией о том, где и в каком объеме тратятся денежные средства, а также используя простые стандартизированные процедуры управления бюджетными расходами, руководители могут принимать более рациональные решения и более эффективно разрабатывать планы на будущее. Кроме того, оптимизация закупок позволяет повысить уровень соответствия нормативно-правовым требованиям, которые, в частности, предусматривают, что все закупки учреждение должно осуществлять в рамках установленного механизма проведения тендеров.

Список литературы и источников

1. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2014.- 122 с. - http://constitution.uz/ru

2. Распоряжение Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева Об организационных мерах по разработке и реализации Государственной программы «Год диалога с народом и интересов человека». 17 декабря 2016 г., № Р-4760. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 8, ст. 119. - http://lex.uz

3. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70. - http://lex.uz

4. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева от 31.07.2017 г. № ПП-3166 31.07.2017 «О мерах по дальнейшему реформированию системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг)». - http://www.norma.uz

5. Проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках». 20.04. 2017. - https://my.gov.uz/

6. Набиев Р.А. Повышение эффективности бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок / Р.А. Набиев, Р.К. Арыкбаев // Финансы и кредит. - М., 2008. - № 25 (313).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.