Научная статья на тему 'Государственный заказ как инструмент регулирования предпринимательской деятельности'

Государственный заказ как инструмент регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2274
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ENTREPRENEUR ACTIVITY / THE STATE ORDER / STATE ECONOMIC MANAGEMENT / STATE OF CHARGE / STATE PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арыкбаев Равиль Каримович, Газгиреев Эльбек Джамалайлаевич, Набиев Рамазан Абдулмуминович

В статье раскрывается роль государственных заказов как инструмента макроэкономического регулирования, эффективного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Авторы утверждают, что государственный заказ это важный фактор экономического роста, повышения предпринимательской активности, структурных преобразований в экономиках развитых, развивающихся и постсоветских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state order as an instrument for entrepreneur's activities management

The article focuses on the state order role as an instrument of macroeconomic management, as effective state influence on economic subject and market for the purpose to provide for normal conditions function of market mechanism. The authors confirm that the state order is a very significant factor of economic growth, entrepreneur's activity increase, structural reorganization in economic development, developing and post-Soviet countries.

Текст научной работы на тему «Государственный заказ как инструмент регулирования предпринимательской деятельности»

© Р.К. Арыкбаев, Э.Д. Газгиреев, Р.А. Набиев, 2008

УДК 658.71 ББК 65.41+65.29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.К. Арыкбаев, Э.Д. Газгиреев, Р.А. Набиев

В статье раскрывается роль государственных заказов как инструмента макроэкономического регулирования, эффективного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Авторы утверждают, что государственный заказ - это важный фактор экономического роста, повышения предпринимательской активности, структурных преобразований в экономиках развитых, развивающихся и постсоветских стран.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственный заказ, государственное хозяйствование, государственные расходы, государственные закупки.

Одним из действенных и эффективных рычагов государственного воздействия на предпринимательский сектор является система государственных заказов, посредством которой осуществляются производство, закупка и поставка продукции и услуг (работ) для государственных нужд. Являясь гибким инструментом бюджетноналоговой политики, государственные заказы стали важным фактором экономического роста, повышения предпринимательской активности, средством регулирования структурных изменений в экономике развитых и развивающихся стран.

Существует несколько общих для многих стран принципов организации закупок для государственных нужд. Практически во всех документах, регулирующих государственные закупки в странах мира, отмечается, что основное отличие государственных закупок от закупок, проводимых коммерческим сектором и частными лицами, -осуществление на деньги налогоплательщиков. В отличие от частного сектора, который действует в своих интересах, в случае

государственных закупок, осуществляемых на средства налогоплательщиков, государственные служащие приобретают и используют товары и услуги для пользы налогоплательщиков. Такая ситуация создает почву для неэффективности и злоупотреблений. Это означает, что к организации процесса закупок должны предъявляться особые требования. Соответственно большинство используемых в разных странах механизмов закупок явно или неявно направлено на решение этой проблемы.

Далее, практически во всех странах декларируется, что механизм государственных закупок должен быть основан на двух базовых принципах: экономии и справедливости. Важность этих принципов для процесса государственных закупок и механизма их осуществления должна быть осознана всеми государственными заказчиками, конечными получателями соответствующих благ (налогоплательщиками), а также сообществом поставщиков и подрядчиков.

На практике всеми уровнями власти используются достаточно похожие механизмы, соответствующие лучшей практике, хотя в ряде стран наблюдается разделение регулирования и рекомендаций по уровням бюджетной системы, что связано с особенностями разделения полномочий

между уровнями власти. Например, вопросы привлечения зарубежных поставщиков товаров, работ и услуг обычно регулируются на федеральном уровне, тогда как региональные и местные государственные заказчики имеют большие возможности для маневра при осуществлении внутренних закупок. Однако есть и исключения -страны, где все закупки для государственных нужд регулируются одинаково для всех уровней власти (например, в Польше, где закупки на всех уровнях власти регулируются одним законом).

Используемый механизм выбора поставщика в процессе закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд является фундаментальным фактором, определяющим эффективность всего процесса закупок. Действенный механизм отбора позволяет сэкономить значительные средства, а также достичь других положительных эффектов.

Торги в полной мере дают возможность на деле реализовать основное условие свободного рынка - добросовестную конкуренцию [1; 3]. Конкуренция, в свою очередь, позволяет государственному или муниципальному заказчику сделать объективный выбор, способствуя экономии бюджетных средств и устранению коррупции. Недаром важнейшим принципом проведения торгов является открытость. Это один из случаев, когда перенимается действительно лучший мировой опыт и возрождаются отечественные дореволюционные традиции проведения конкурсов.

Проблема рационального взаимодействия государства и рыночной системы относится к наиболее сложным и неоднозначным экономическим проблемам, актуальность и значение которых не снижается на протяжении всей истории развития предпринимательства. Рыночный механизм содержит в себе ряд изъянов, обусловленных самой природой рыночных отношений. В их числе монополизм, нежелание частных предпринимательских структур создавать общественные блага, усиление информационной асимметрии, которые порождают неэффективную аллокацию ресурсов и социальные конфликты, предупреждать и устранять ко-

торые призвано государство. Ключевым инструментом государственного регулирования рынков в условиях трансформирующейся экономики на фоне недостаточно высоких темпов роста по-прежнему остаются государственные заказы.

Внедрение идеологии предпринимательства в практику государственного хозяйствования соответствует современной тенденции коммерциализации государства, которая в условиях формирования глобального экономического и информационного пространства проявляется как вполне устойчивая с очевидными перспективами развития.

Новый динамизм экономической деятельности государства выражается в усилении процесса и усложнении форм государственного влияния на экономику. Эта закономерность, по мнению многих экономистов, становится универсальной для всех стран, а объясняющие ее теории исходят из «презумпции расширения государственных функций, роли государства в экономике и обществе» [4, с. 8].

Объективным показателем участия государства в экономической жизни является доля государственных расходов в ВВП. Даже в такой рыночной стране, как США, масштабы государственного сектора в экономике с учетом трансфертов весьма велики [6].

Реальные и прогнозные данные относительного показателя государственных расходов ряда стран мира представлены в таблице 1.

Структура и динамика основных показателей государственных расходов в России на рубеже третьего тысячелетия отражены в таблице 2. Данные таблицы 2 дают общее представление о величине текущих расходов федерального бюджета России в абсолютных значениях по основным направлениям ассигнований бюджетных средств.

Одним из главных направлений расходов средств федерального бюджета является национальная оборона (в среднем 14,5 % расходов бюджета). В структуре оборонных расходов более 30 % выделяемых ассигнований идет на закупки вооружения и военной техники, проведение НИОКР и ка-

Таблица 1

Доля государственных расходов в ВВП, % *

Страна 1985 г. 1995 г. 2005 г. 2015 г.

США 18,1 16,0 14,6 13,5

Япония 10,0 10,0 10,0 10,2

Г ермания 20,2 20,0 20,3 20,5

Франция 16,0 14,4 22,1 23,8

Великобритания 21,3 21,0 20,9 20,9

Китай 10,4 13,2 14,4 14,8

* Источник: [2, с. 137].

Таблица 2

Показатели государственных расходов федерального бюджета РФ в 2001-2002 гг., млрд руб.

Статьи государственного бюджета 2001 г. 2002 г 2002 г. с учетом инфляции Рост/сокращение в 2002 г.

Оборона 214,7 282,6 235 21,0

Промышленность, энергетика и строительство 44,6 52,0 43,3 1,3

Г осударственное управление 40.7 56,4 47,0 6,3

Сельское хозяйство 20,8 17,5 14,6 -6,2

Фундаментальные исследования и научнотехнический прогресс 22,1 28,2 23,5 1,4

Образование 48,8 78,1 65,1 16,3

Здравоохранение 18,7 25,5 21,3 2,6

Весь бюджет 1 193,0 1 611,4 1 342,0 149,0

* Составлено авторами по: [7, р. 254; 8, р. 99].

питальное строительство. Указанные направления деятельности реализуются через систему государственных заказов, то есть посредством рыночного взаимодействия государственных заказчиков и поставщиков, исполнителей, подрядчиков.

Сторонники монетаризма и минимизации государственного вмешательства в экономику подвергают критике государственные расходы как средство регулирования рынков, аргументируя свою позицию относительно низкой по сравнению с частнопредпринимательским сектором результативностью этих расходов, в том числе и осуществляемых посредством государственных закупок общественных товаров.

Однако, как свидетельствует практический опыт развитых стран, грамотное осуществление государственных расходов позволяет с наименьшими потерями преодолевать кризисные и застойные явления в экономике, сглаживать амплитуды экономических циклов.

На низкую эффективность стратегии минимизации экономической роли государства указывают данные таблицы 3. В ней представлены оценки некоторых обобщающих результатов начального этапа рыночных реформ в странах СНГ, отражающие связь между уровнем либерализации экономики и изменением ВВП.

Как следует из таблицы, наименее пострадавшими с точки зрения среднего ВВП

Таблица 3

Оценка некоторых результатов начального этапа рыночных реформ в странах СНГ *

№ п/п Страна Среднее значение ВВП за 1992-2000 гг. к 1991 г. Теневой ВВП в 1991 г. к совокупному ВВП Государственные расходы в 1994 г. в % к официальному ВВП Кумулятивный индекс либерализации, 1994 г.

1 Узбекистан 88,3 7,8 38,5 1,1

2 Беларусь 78,8 16,6 50,1 1,1

3 Казахстан 75,8 19,7 29,6 1,3

4 Россия 68,3 23,5 45,1 1,9

5 Украина 56,6 25,6 50,6 0,8

6 Азербайджан 53,0 22,7 36,0 1,0

7 Молдова 50,5 27,1 42,6 1,6

8 Грузия 43,2 36,0 24,2 1,3

* Составлено авторами по: [7, р. 254; 8, р. 99].

являются Узбекистан и Беларусь. Кумулятивный индекс либерализации, приведенный за 1994 г., отражает долю свободных цен, степень либерализации внешней торговли и развитие частного сектора как сумму годовых индексов либерализации начиная с 1989 года.

Кумулятивный индекс характеризует среднюю скорость либерализации за три начальных года реформ. Доля теневого сектора отражает способность государства подавлять теневую деятельность. Россия, подвергшаяся наиболее радикальному реформированию, оказалась в середине списка за счет относительно высоких государственных расходов и умеренной начальной активности перераспределительных коалиций.

Воздействуя на экономику, государственные заказы помимо прямого стимулирующего эффекта оказывают особый «вторичный» - кумулятивный эффект. Его сущность состоит в том, что в процессе осуществления программ государственного хозяйствования в их орбиту «втягивается» и привлекается в порядке кооперации капитал частного сектора.

Значение государственных заказов как инструмента макроэкономического регулирования и весьма привлекательного сегмента предпринимательской деятельности неуклонно возрастает. С 1993 г. функционирует единый европейский рынок госзака-

зов как часть общего экономического пространства стран ЕС. Статистика свидетельствует, что объем закупок госсектора, включая инвестиции и текущие закупки, равняется примерно 15-20 % ВВП ЕС (с учетом военных расходов и заказов государственных предприятий). В наукоемких отраслях (аэрокосмическая промышленность, информатика, электроника) на долю госзакупок приходится до 40-50 % общих объемов производства, а в строительстве -25 % [5, с. 126].

В современных условиях в ЕС уже общепризнано, что открытие государственных рынков выигрышно в средне- и долгосрочном плане как для покупателей, так и для продавцов. Создание единого рынка госзаказов означает либерализацию национальных рынков стран-участниц, равные конкурентные условия для всех заинтересованных предприятий ЕС в получении подрядов. Для этого необходимо выполнение двух главных условий: свободы доступа на рынки госзаказов и открытости процедур заключения контрактов.

Экономически эффективное использование выделяемых государственному заказчику бюджетных средств достигается путем оптимизации экономических выборов при планировании и размещении госзаказа, правильной организацией контроля его выполнения.

На российском и других национальных рынках независимо друг от друга действуют множество агентов государства (госза-казчиков), в роли которых выступают специализированные органы или отдельные представители министерств и ведомств, государственные предприятия, учреждения, наделенные правом заключения государственных контрактов. Это означает, что отдельный государственный заказчик может рассматриваться как субъект микроанализа, который, подобно обычному покупателю, стремится максимизировать полезность закупаемой им продукции при наличии финансовых ограничений. Для достижения общественных целей, ради которых такой экономический субъект участвует в рыночных обменах, ему необходимо знать способы рационального рыночного поведения, включая маркетинговые методы, чтобы использовать их с учетом законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу деятельности государственного заказчика. Использование государственными агентами рыночных механизмов является наиболее перспективным, но пока малоисследованным способом повышения эффективности функционирования государства, особенно в части государственных закупок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов, К. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы / К. Кузнецов. - СПб. : Питер, 2005. - 368 с.

2. Малышев, В. «Пятерка» и Китай: Сопоставительный прогноз экономического развития на период до 20І5 г. / В. Малышев, Л. Рахлина // Вопросы экономики. - І998. - № ІІ. - С. І37-І5І.

3. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд / под ред. В. И. Смирнова и Н. В. Нестеро-вича. - М. : ГУ - ВШЭ, 2002. - 332 с.

4. Супян, В. Б. Роль государства в американской экономике: теория и практика / В. Б. Супян // США - Канада: экономика, политика, культура. -2002.- № І. - С. 3-І8.

5. Улыбышева, Е. Либерализация рынков государственных заказов в ЕС / Е. Улыбышева // Мировая экономика и международные отношения. -І995. - № І2. - С. І26-І32.

6. Федорович, В. А. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизм регулирования / В. А. Федорович, А. П. Патрон, В. П. За-варухин. - М. : Наука, 2002. - 926 с.

7. Economic Survey of Europe. - N. Y. ; Geneva : United Nations, 200І. - № 2. - 27І р.

8. World Economic Outlook. Financial Crises : Causes and Indicators : a Survey by the Staff of the International Monetary Fund. - І998. - May. - Mode of access : http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/ weo0598/index.htm.

THE STATE ORDER AS AN INSTRUMENT FOR ENTREPRENEUR’S ACTIVITIES MANAGEMENT

R.K. Arickbaev, E.D. Gazgireev, R.A. Nabiev

The article focuses on the state order role as an instrument of macroeconomic management, as effective state influence on economic subject and market for the purpose to provide for normal conditions function of market mechanism. The authors confirm that the state order is a very significant factor of economic growth, entrepreneur’s activity increase, structural reorganization in economic development, developing and post-Soviet countries.

Key words: entrepreneur activity, the state order, state economic management, state of charge, state purchases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.