Научная статья на тему 'Виды и способы разрешения рисков возникающих в сфере государственных закупок'

Виды и способы разрешения рисков возникающих в сфере государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / управление / риск / потери / бюджет / снижение рисков. / government procurement / management / risk / loss / budget / risk reduction.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. С. Дровнина

Государственные закупки – потенциально значимый механизм государственной и социальной политики. В статье рассматриваются основные виды рисков связанных с государственными закупками. Обосновывается значимость системы управления закупками, рассматривается необходимость открытости и прозрачности конкурсных процедур. Возможность современных технологий, благодаря которым можно добиться автоматизации процедуры государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES AND METHODS OF RESOLVING RISKS ARISING IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT

Government procurement is a potentially significant mechanism of state and social policy. The article discusses the main types of risks associated with government procurement. The importance of the procurement management system is justified, the need for openness and transparency of tender procedures is considered. The possibility of modern technology, through which you can achieve automation of public procurement procedures.

Текст научной работы на тему «Виды и способы разрешения рисков возникающих в сфере государственных закупок»

ВИДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ РИСКОВ ВОЗНИКАЮЩИХ В СФЕРЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

О.С. Дровнина, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10877

Аннотация. Государственные закупки - потенциально значимый механизм государственной и социальной политики. В статье рассматриваются основные виды рисков связанных с государственными закупками. Обосновывается значимость системы управления закупками, рассматривается необходимость открытости и прозрачности конкурсных процедур. Возможность современных технологий, благодаря которым можно добиться автоматизации процедуры государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, управление, риск, потери, бюджет, снижение рисков.

Важнейшим направлением государственной деятельности является управление государственными закупками. Примерно 10-20% валового внутреннего продукта составляет закупка продукции для обеспечения нужд государства, это активно повышает потребление и приводит к возрастанию валового национального продукта. Также стоит отметить важность системы государственных закупок, потому что она является основополагающей рыночной экономики [1].

Наше государство нуждается в эффективной, точной и прозрачной сфере государственных закупок и достаточно большое количество бюджетных средств тратит, чтобы поспособствовать решению этой проблемы. Проанализировав многие работы, которые направлены на изучение проблемы организации государственных закупок, можно сказать, что большинство вопросов остаются, не изучены [2].

Практически любая деятельность финансово - хозяйственной сферы характеризуется определенными рисками, то и институт государственных закупок не остается в стороне. Изучая работу Р.К. Арыкбаева, чтобы систематизировать виды рисков, нам необходимо их определенным образом сгруппировать, автор разделяет их следующим образом:

1) Риски со стороны государственного заказчика;

2) Риски со стороны поставщика;

3) Риски, присущие государственным заказчикам и исполнителем заказов [3].

Давайте охарактеризуем риски со стороны государственного заказчика, главными рисками можно назвать:

а) Риск заключить договор с участником, который неплатежеспособен;

б) Участник может отказаться заключить контракт;

в) Возможно ненадлежащее исполнение условий договора;

г) Может быть завышена первоначальная цена;

д) Риск непредвиденных расходов.

Как можно предотвратить вышеперечисленные риски? Для ответа на данный вопрос можно обратиться к авторам Э.Д. Газгиреев и Р.А. Набиеев предлагающих следующие способы: на начальном этапе разумно будет изучить потенциальных контрагентов, важно очертить круг главных фирм-контрагентов и фирм-конкурентов по выпускаемой продукции. В определенных случаях необходимо проводить анализ связей с банками [4]. Главное вовремя отследить информацию, она может содержаться в экономических газетах, журналах, каталогах. Существует также реестр недобросовестных поставщиков, размещенный на сайте уполномоченного органа, просматривать его тоже немаловажно. Бывает, что могут возник-

нуть разногласия по условиям договора, в данном случае целесообразно воспользоваться залогом под конкурсное предложение, он будет обеспечивать гарантию выплаты суммы [5].

Важным вопросом является рациональное размещение бюджетных средств, и формирование начальной цены государственно контракта имеет большое значение. Необходимо, чтобы начальная цена государственного контракта отражала желание приобрести товар, а также она должна обеспечивать конкуренцию при размещении заказа [6]. Для того, чтобы данный риск не возник нужно проводить мониторинг цен на начальном этапе формирования заказа. На практике можно заметить, что создание ежемесячного аналитического материала в виде экспресс-анализов по динамике цен, в конечном итоге сказывается благополучно.

Рассмотрим еще несколько видов рисков, риск ухудшения рыночной конъюнктуры, то когда условия контракта становятся невыгодными для исполнителя. Лучшим способом понижения данного

сти, хеджирования [8]. Также, стоит отметить про существование такого риска, как риск нанесения ущерба третьими лицами. Он может выражаться в загрязнении окружающей среды, причинение морального и материального вреда. Данный риск можно минимизировать с помощью повышения прозрачности, открытости конкурсных процедур. К этому результату можно придти с помощью автоматизации на основе современных информационных технологий. Для электронного конкурса, заявки и остальные документы, составляются в электронной форме и размещаются в сети интернет. Сервер на официальном сайте госзакупок тщательно проверяет все поступившие заявки и документы, в случае не соответствия отправляет сообщение и объясняет причину отклонения заявки [7].

Таким образом, приведенные в статье виды рисков и примеры разрешения данной проблемы частично раскрывают их возникновение. Это способствует рассмотреть различные варианты способов минимизации потерь при осуществлении государственных закупок.

риска, является страхование ответственно-

Библиографический список

1. Гаджиев Г.А. Экономическая эффективность, правовая этика и доверие к государству // Журнал российского права. - 2015. - №1. - С. 10-21.

2. Маркелов К.Б Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки // Юрист. - 2015. - №5. - С. 27-33.

3. Арыкбаев Р.К. Управление рисками при бюджетных закупках // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - № 1 (18). - С. 214-220.

4. Арыкбаев Р.К., Газгалиев Э.Д., Набиев Р.А. Государственные заказы в системе регулирования предпринимательства: Монография / под ред. Р.А. Набиева. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - 294 с.

5. Игонина Н.А. Противодействие сговорам на рынке закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд // Законность. - 2014. - №8. - С. 3-8.

6. Липкина Т.В. Цена контракта и риски роста затрат // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2016. - № 18. - С. 4-5.

7. Салина Л. Актуальные вопросы применения Закона о размещении заказов // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 11.

8. Паулов П.А. Реестр государственных контрактов как фактор повышения эффективности государственных закупок // Бюллетень науки и практики. - 2018. - №12. - С. 4-5.

TYPES AND METHODS OF RESOLVING RISKS ARISING IN THE FIELD OF

PUBLIC PROCUREMENT

O.S. Drovnina, student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. Government procurement is a potentially significant mechanism of state and social policy. The article discusses the main types of risks associated with government procurement. The importance of the procurement management system is justified, the need for openness and transparency of tender procedures is considered. The possibility of modern technology, through which you can achieve automation of public procurement procedures.

Keywords: government procurement, management, risk, loss, budget, risk reduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.