Научная статья на тему 'Сравнительный анализ организации государственных закупок в Российской Федерации и США'

Сравнительный анализ организации государственных закупок в Российской Федерации и США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1292
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный и муниципальный заказ / контрактная система / государственные закупки. / state and municipal order / contract system / government procurement.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В С. Стародубова

В данной статье рассматриваются особенности организации государственных закупок в России и США. В частности, исследованы особенности законодательного регулирования, определён круг субъектов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, приведен сравнительный анализ контрактной системы данных стран. Сделаны соответствующие выводы, касающиеся способов повышения эффективности государственных закупок в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC PURCHASES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA

This article discusses the features of the organization of public procurement in Russia and the United States. In particular, the features of legislative regulation are investigated, the range of subjects involved in state and municipal procurement is determined, a comparative analysis of the contractual system of these countries is given. Relevant conclusions have been made regarding ways to increase the efficiency of public procurement in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ организации государственных закупок в Российской Федерации и США»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США

В.С. Стародубова, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10997

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации государственных закупок в России и США. В частности, исследованы особенности законодательного регулирования, определён круг субъектов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, приведен сравнительный анализ контрактной системы данных стран. Сделаны соответствующие выводы, касающиеся способов повышения эффективности государственных закупок в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный и муниципальный заказ, контрактная система, государственные закупки.

Система государственных закупок является важной составляющей системы национального товарооборота продукции, а так же одним из регуляторов конкуренции на рынке. Уровень организации управления государственными заказами и закупками отображает степень развития рыночных отношений и общее состояние экономики, именно поэтому одной из главный целей в сфере государственных закупок -это стимулирование экономики государства. Система государственных закупок в Российской Федерации (далее по тексту РФ) находится на пути развития, значительно больший опыт в этой сфере имеют Соединенные Штаты Америки (далее по тексту США). В данной статье мы проведем сравнительный анализ системы государственных закупок этих стран.

В России система государственных закупок регулируется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ [1] и Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3 [2]. Данные нормативные правовые акты всесторонне регулируют отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, закрепляют правовое положение процедур, проводимых при осуществлении государ-

ственных закупок и заказов. Обеспечение государственных и муниципальных нужд происходит за счет федерального, регионального или местного бюджета.

Осуществление деятельности за счет государственных и муниципальных нужд происходит таким образом, что каждый государственный орган или бюджетная организация автономно размещает закупочные процедуры. У каждого органа имеется свой план закупок, который ежегодно утверждается и согласовывается вышестоящим органом и на основе этого плана формирует заявки для осуществления закупочных процедур. Контроль за соблюдением законодательства в данной области как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС

РФ) [3].

Стоит отметить, что к участию в конкурсе на обеспечение государственных и муниципальных нужд допускаются все юридические и физические лица, способные осуществлять исполнение государственного заказа в соответствии с техническим заказом. В частности, для снижения рисков заключения контактов с недобросовестными исполнителями существует Реестр недобросовестных поставщиков. Согласно ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается инфор-

мация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а так же о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа от исполнения контракта и в связи с существенным нарушением ими условий контрактов [4].

Система государственных закупок и заказов в Соединенных Штатах Америки действует с 1921 г., что значительно превышает опыт России в данной области. Деятельность в сфере государственных и муниципальных закупок в США регламентируется следующими нормативными актами: Правила закупок для федеральных нужд и Правила закупок для нужд обороны, являющиеся дополнением к основным правилам. Данные документы помимо общих положений о проведении закупок и заказов, содержат типовые государственные контракты, которые детально регламентированы. После того, как поставщик становится лидером конкурсной программы, государственный контракт заключается только в той форме, что установлена в правилах.

Важно отметить, что в США существует всего 2 вида государственных закупок: государственные закупки для выполнения государственных программ и закупки имущества и материалов, необходимых для функционирования государственного аппарата. В зависимости от вида закупки устанавливается министерство, которое будет ее проводить.

Для обеспечения функционирования государственного аппарата существует Администрация общих услуг. Именно в этот орган все министерства и ведомства передают заявления в потребности тех или иных материалах в соответствии с графиком планирования, утверждаемым ежегодно. Администрация общих услуг проводит

Библиографический список

1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 28.11.2018) // СПС «Консультант Плюс».

оптовые закупки достаточно крупными партиями, чтобы обеспечить все государственные министерства и ведомства, а так же отвечает за хранение материалов и их дальнейшее распределение. Стоит отметить, что в США существует специальный орган - Офис государственного заказа, который координирует всю систему закупок, осуществляет выработку политики в области планирования, размещения и исполнения государственного заказа.

Немаловажным является то, что принимать участие в конкурсе на обеспечение государственных и муниципальных нужд может только участник, зарегистрированный в качестве поставщика для государственных нужд.

Как в России, так и в США законодательно установлен принцип открытости процедур в области государственных и муниципальных заказов. Данное правило является фактором противодействия коррупции при расходовании бюджетных средств. Вся информация размещается на едином портале. Здесь можно отследить все размещенные процедуры для осуществления закупок, а так же подать заявку на участие в конкурсе. Наряду с этим также ведется реестр всех заключенных контрактов [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что контрактная система США является более развитой в силу продолжительного становления. Достоинство этой системы заключается в том, что за счет большого объема закупок, затраты значительно меньше, чем при осуществлении закупок отдельным государственным органом. Мы полагаем, что для эффективности системы государственных закупок и заказов нужно централизовать данную систему, создать единый механизм контрактной системы.

3. Паулов П.А., Понамаренко С.С. Актуальные проблемы государственного регулирования в сфере закупок // Современные научные исследования и разработки. - 2017. -№8 (16). - С. 427-428.

4. Паулов П.А., Сотникова В. А. Опыт управления закупками США // Бюллетень науки и практики. - 2018. - №11 (4). - С. 401-404.

5. Семенова Ф. З., Борлакова М. Б., Боташева Л. С. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Фундаментальные исследования. - 2016. - №6-2. - С. 465-469.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC PURCHASES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA

V.S. Starodubova, student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the features of the organization of public procurement in Russia and the United States. In particular, the features of legislative regulation are investigated, the range of subjects involved in state and municipal procurement is determined, a comparative analysis of the contractual system of these countries is given. Relevant conclusions have been made regarding ways to increase the efficiency of public procurement in the Russian Federation. Keywords: state and municipal order, contract system, government procurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.