СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РФ И США В.П. Тукмаков, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n439
Аннотация. Данная статья повествует о том, как реализуется одна из основных целей государственных закупок - стимулирование экономики государства. Рассматривается развитие систем государственных закупок в Российской Федерации и опыт Соединенных Штатов Америки. Сравниваются механизмы государственных закупок в Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Показывается, за счет чего в Российской Федерации происходит обеспечение государственных и муниципальных закупок. Так же говорится о том, какими нормативными актами регулируется сфера закупок в данных странах. Также, описываются элементы контрактной системы США, которые стоит позаимствовать Российской Федерации для повышения эффективности системы государственных закупок.
Ключевые слова: государство, закупки, экономика государства, поставщик, механизм.
Государство - это большой механизм. Для его работы без сбоев нужна хорошо отработанная система обеспечения нужд государства, которая позволит ему полноценно функционировать. Данная система должна минимизировать риски при осуществлении необходимых закупок, а также позволить наиболее эффективно реализо-вывать бюджетные средства.
Система государственных закупок одной из своих основных целей имеет стимулирование экономики государства. Это происходит за счет того, что приоритет при проведении закупочных процедур отдается национальным поставщикам.
Система государственных закупок в России еще находится на пути развития и совершенствования, значительно больший опыт в данной сфере имеют Соединенные Штаты Америки. Там национальная система государственных закупок действует с 1921 года.
Государственный заказ в России направлен на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Обеспечение нужд на каждом уровне происходит за счёт федерального, регионального или местного бюджета. В Российской Федерации система в сфере государственных закупок регулируется Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также нормативными актами министерства экономического развития Российской Федерации. Указанные акты полностью регулируют отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, содержат перечень процедур, которые проводятся при осуществлении закупок, закрепляют описание каждой процедуры. Законодательство в этой области достаточно императивно и находится под строгим контролем Антимонопольного органа и Судебной системы.
В США существует два основных акта, регулирующих деятельность в сфере закупок - это Правила закупок для федеральных нужд и Правила закупок для нужд обороны, которые являются дополнением к основным правилам. Данные акты построены несколько по иному принципу, чем в России. Правила помимо общих положений о проведении закупок и их исполнения содержат типовые государственные контракты, которые детально регламентированы. После того как поставщик становится победителем конкурсной процедуры государственный контракт заклю-
чается именно в той форме, которая регламентирована в правилах. В России государственные контракты не имеют строгой регламентации после проведения процедуры готовится проект контракта, который подлежит согласованию.
Стоит отметить, что в США все закупки, осуществляемые для обеспечения государственных нужд, разделены на два вида:
1. Для выполнения государственных программ
2. Закупки имущества и материалов необходимых для функционирования государственного аппарата.
От того какой вид закупки осуществляется, зависит кто будет ее проводить. Размещение закупок для выполнения государственных программ проводит конкретное министерство, которое отвечает за реализацию программы [4].
Достоинство такой системы закупок несомненно заключается в том, что за счет большого объема, затраты становятся заметно меньше, чем при осуществлении закупок каждым конкретным государственным органом. Когда создана одна организация проще и намного качественней осуществляется процесс планирования. А стадия планирования при осуществлении закупок имеет достаточно большое значение и влияет на эффективность расходования бюджетных средств.
В России деятельность по обеспечению государственных и муниципальных нужд выстроена таким образом, что каждый государственный орган или бюджетная организация самостоятельно размещает закупочные процедуры для удовлетворения своих нужд, то есть система децентрализована. В каждом органе создается контрактная служба, которая отвечает за его обеспечение необходимыми ресурсами. Каждый орган имеет свой план закупок, который ежегодно утверждается и согласовывается вышестоящим органом и в соответствии с этим планом размещает свои заявки для осуществления закупочных процедур. Такая система, конечно, имеет свой эффект, однако система организации закупок в США помогает более эффективно расходовать бюджетные средства.
Как в России, так и в США законодательно установление требование о том, что все процедуры в области государственных закупок должны быть открытыми. Данное правило предусмотрено для противодействия коррупции при расходовании бюджетных средств. Важно отметить, что планированию государственного заказа в США отведена достаточно большая роль. Создан специальный орган - Офис государственного заказа, который осуществляет координацию всей системы закупок. Важнейшей его функцией является выработка политики в области планирования, размещения и исполнения государственного заказа.
В России процесс планирования довольно хаотичен, как уже отмечалось, каждый орган самостоятельно осуществляет планирования государственных закупок для осуществления своих функций и обеспечения своего аппарата.
Еще одной отличительной чертой проведения мероприятий по обеспечению государственных и муниципальных нужд является характеристика участников закупок. В соответствии с законодательством Российской Федерации к участию в конкурсе на обеспечение государственных и муниципальных нужд допускаются любые юридические, физические лица, в том числе индивидуальный предприниматели, которые способны осуществить исполнение государственного заказа в соответствии с размещенным техническим заданием. В то время как в США участник конкурсной процедуры должен быть зарегистрирован в качестве поставщика для государственных нужд.
В России для снижения рисков заключения контрактов с ненадежными поставщиками создан Реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии со ст. 104 Федерального закона №44 в него включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
После проведения сравнительно-правового анализа системы государственных закупок США и России можно сделать ряд выводов. Контрактная система США является более развитой в силу срока своего существования. За долгий период становления система претерпела множество изменений и имеет более четкую регламентацию. Для повышения эффективности системы государственных закупок в Российской Федерации стоит позаимствовать некоторые элементы контрактной Системы США, а именно:
- Централизовать систему закупок для обеспечения государственных и муници-
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017) / СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 28.12.2016) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"/СПС «КонсультантПлюс».
3. Белякова Е.А. Опыт регулирования системы государственных закупок в США / Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - №2. -С. 20-25.
4. Вовченко Н.Г., Епифанова Т.В., Гурин О.В. Особенности формирования федеральной контрактной системы США: организационно-институциональный аспект / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: экономика, экология. - 2015. - № 2. -С. 105-115.
COMPARISON OF THE STATE PURCHASING SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA V.P. Tukmakov, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. This article describes how one of the main objectives of public procurement is being implemented - stimulating the state's economy. The development of public procurement systems in the Russian Federation and the experience of the United States of America are considered. The mechanisms of government procurement in the Russian Federation and the United States of America are compared. It is shown, due to which state and municipal procurement is secured in the Russian Federation. It also says about what regulatory acts regulate the scope of procurement in these countries. It also describes the elements of the US contractual system, which should be borrowed by the Russian Federation to improve the efficiency of the public procurement system.
Keywords: state, procurement, state economy, supplier, mechanism.
пальных нужд. Создать или назначить органы, которые будут отвечать за проведение закупок. Создать единый механизм государственных закупок.
- Создать библиотеку регламентированных контрактов, это значительно упростит заключение контрактов в данной сфере, а также сэкономит время на согласование условий в каждом конкретном случае.
- Придавать большее значение планированию государственных закупок для повышения эффективности траты бюджетных средств.