Законодательство об осуществлении закупок малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Поляков Роман Леонидович
аспирант, Московский городской университет управления Правительства Москвы, Bender_de_radriges@mail.ru
В данной работе исследуется проблема современного состояния и перспектив развития нормативного обеспечения института государственных закупок. В частности, показано, что в настоящее время является недостаточно определенным в действующем законодательстве вопрос закупок у единственного поставщика небольшого объема, которые составляют значительную долю всех государственных закупок. Показано, что кроме необходимости обеспечения проблемы транспарентности государственных закупок, существует потребность обеспечения их экономичности. Небольшая стоимость товара при этом может быть несопоставима с затратами на документарное и процессуальное обеспечение процесса его закупки. На основании опыта проведения закупок для обеспечения нужд заказчиков Москвы показано, что существующая система фактические не позволяет приобретать редкие товары и необходимые лекарства. Поэтому в работе предлагается внести в изменения в соответствующее законодательство. В частности, увеличить объем закупок у единственного поставщика и осуществлять такие закупки посредством информационных систем. Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, закупки малого объема, конкуренция в сфере государственных и муниципальных закупок, развитие малого и среднего бизнеса.
Государственные и муниципальные закупки играют значительную роль в современной экономике. Законодательное регулирование данных процессов необходимо для формирования конкуренции и стабильного экономического развития любого государства. Без системы государственных и муниципальных закупок невозможно представить функционирование национальной экономики.
Основными законами, регулирующими государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, являются Федеральные законы:
-от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
-от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
-от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». При этом размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Рассмотрим проблемные вопросы при осуществлении закупок малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Все государственные и муниципальные заказчики время от времени вынуждены осуществлять закупки на небольшие суммы. Часто их объем настолько мал, что проведение конкурентных процедур нерационально. Например, проведение аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку душевой кабины стоимостью 16 000 руб. Очевидно, что трудозатраты заказчика на составление документации (расчет начальной (максимальной) цены контракта, составление документации к аукциону в электронной форме, включая техническое задание и пр.) и публикацию извещения о закупки в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) экономически нецелесообразны. Кроме того, дан-
5
-о
-С
гп
о т;
>
У
т; А
X 2
о сч со
О!
ная закупка скорее всего будет несостоявшейся, так как потенциальные участники закупки (исполнители, поставщики или подрядчики) вряд ли примут участие в таком аукционе, так как им также необходимо произвести ряд трудозатратных действий - составить и разместить заявку на участие в аукционе в электронной форме, внести обеспечение заявки на участие, участвовать в аукционе в электронной форме на определенной электронной торговой площадке в назначенное заказчиком время, внести обеспечение контракта, согласовать и заключить контракт с заказчиком. Также, бывают случаи, когда заказчики вынуждены проводить такие закупки, если не состоялись торги на более крупные суммы, а товары (работы или услуги) необходимы для обеспечения деятельности заказчика. Поэтому законодательство позволяет проводить «закупки малого объема» у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Процедура закупки малого объема может осуществляться, если цена контракта не превышает сто или четыреста тысяч рублей. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в пунктах 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Таблица 1
Анализ изменения стоимости условного товара (работы или услуги) с 01.01.2006 г. по 01.01.2019 г.
Стоимость това-
Год Уровень инфляции Дата ра условного товара (работы или услуги), руб.
2018 4,27 01.01.2019 г. 278 737,81
2017 2,52 01.01.2018 г. 267 323,12
2016 5,38 01.01.2017 г. 260 752,16
2015 12,91 01.01.2016 г. 247 439,89
2014 11,36 01.01.2015 г. 219 147,90
2013 6,45 01.01.2014 г. 196 792,30
2012 6,58 01.01.2013 г. 184 868,29
2011 6,1 01.01.2012 г. 173 454,95
2010 8,78 01.01.2011 г. 163 482,52
2009 8,8 01.01.2010 г. 150 287,30
2008 13,28 01.01.2009 г. 138 131,71
2007 11,87 01.01.2008 г. 121 938,30
2006 9 01.01.2007 г. 109 000,00
- - 01.01.2006 г. 100 000,00
N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом согласно официальным уровням инфляции, стоимость товаров работ и услуг с 01.01.2006 г. по 01.01.2019 г. [6] увеличилась в 2,8 раза (табл. 1).
Кроме того, ряд заказчиков вынуждены приобретать импортные товары, так как, несмотря на активное «импортозамещение» в последние годы, далеко не вся продукция, особенно из высокотехнологичных сфер - компьютерное, медицинское, лабораторное и другие виды оборудования, программное обеспечение, многочисленные расходные материалы медицинского назначения и пр., производится на территории Российской Федерации. Учитывая, что курсы доллара и евро к рублю увеличились с 2006 г. более чем в 2,3 раза [7], такие заказчики явно ущемлены в отсутствии индексации предельной цены контракта по закупкам малого объема, так как даже если определенные товары (работы или услуги) не всегда подвержены влиянию инфляции и не сильно изменились в цене, то импортные товары, безусловно, подорожали из-за курсовой разницы валют (табл. 2).
Таблица 2
Анализ изменения стоимости условного товара с 10.01.2006 г. по 28.12.2018 г.
Дата доллар США Стоимость товара условного товара при текущем курсе, руб.** евро Стоимость товара условного товара при текущем курсе, руб.**
средневзвешенный курс* средневзвешенный курс*
(руб./долл.) (руб./евро)
28.12.2018 69,3107 243 372,20 79,3815 230 875,61
29.12.2017 57,6101 202 287,63 68,8951 200 376,64
30.12.2016 60,9193 213 907,29 64,0972 186 422,28
30.12.2015 72,7534 255 460,63 79,5585 231 390,40
30.12.2014 56,5828 198 680,45 69,5471 202 272,94
30.12.2013 32,6816 114 755,63 44,9368 130 695,58
28.12.2012 30,3189 106 459,43 40,1146 116 670,54
30.12.2011 32,1715 112 964,50 41,6292 121 075,65
30.12.2010 30,4987 107 090,76 40,3601 117 384,56
30.12.2009 30,2 106 041,93 43,3451 126 066,23
30.12.2008 29,3634 103 104,36 41,4307 120 498,33
28.12.2007 24,533 86 143,27 35,9776 104 638,37
28.12.2006 26,3713 92 598,13 34,6366 100 738,16
10.01.2006 28,4793 100 000,00 34,3828 100 000,00
*с расчетами «сегодня» **без учёта инфляции
Максимальная сумма закупки по данному пункту установлена с 01.01.2006 года, со времён утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005
Далее рассмотрим закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с вышеуказанным пунктом заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение,
цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
Таким образом, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет купить декорации для театрального представления или специфический корм для животных в зоопарке в рамках одного договора с единственным поставщиком на сумму четыреста тысяч рублей, а любое медицинское учреждение может в рамках одного договора купить лекарства только на сто тысяч рублей. В ходе исследования выявлено, что законодательство устанавливает приоритет в закупках для цирков, зоопарков или архивов нежели чем, например, для лечебных учреждений или учреждений жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, контролирующие органы и главные распорядители бюджетных средств, в случае если заказчик, заключит несколько договоров до ста тысяч рублей на поставку одноименных товаров, могут вменить неэффективное расходование бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, например, если больница заключит несколько договор до ста тысяч рублей на поставку лекарств.
Далее рассмотрим закупки малого объема в городе Москве. В соответствии с Приказом Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 25 сентября 2014 г. N 70-01-149/14 «Об утверждении Регламента ведения Портала поставщиков и признании утратившим силу приказа Департамента города Москвы по конкурентной политике от 25 февраля 2013 г. N 70-01-32/13», а также с Постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2018 г. N 1292-ПП «Об автоматизированной информационной системе «Портал поставщиков» заказчики города Москвы осуществляют закупки малого объема посредством автоматизированной информационной системы «Портал поставщиков» (далее - АИС «Портал поставщиков») -https://zakupki.mos.ru.
Данная система позволяет заключать договоры в электронной форме, то есть договора по закупкам малого объема подписываются электронно-цифровыми подписями, а не на бумаге, как в большинстве других субъектов, также как и контракты по результатам электронных конкурентных процедур. Кроме того, поставщики (подрядчики, исполнители) имеют возможность размещать публичные оферты с определенными товарами (ра-
ботами или услугами) на определенный срок. Это позволяет абсолютно любому государственному заказчику города Москвы заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), разместившем оферту по фиксированной цене. Например, любой поставщик, зарегистрированный в АИС «Портал поставщиков», может разместить публичную оферту на упаковку условного лекарственного препарата стоимостью 100 рублей, и любой государственный заказчик города Москвы может по согласованию с ним, увидев оферту, заключить договор в пределах своего лимита (сто или четыреста тысяч рублей). Регистрация на портале с получением электронно-цифровой подписи занимает не более двух дней.
АИС «Портал поставщиков» имеет следующие положительные стороны для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства, так как закупки малого объема наиболее актуальны именно для этой группы субъектов государственных и муниципальных закупок:
- дистанционное заключение договоров;
- заключение договоров с заказчиками города Москвы вне зависимости от региона регистрации или фактического нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- возможность предложить свой товар (работу или услугу) всем государственным заказчикам города Москвы одновременно.
С 2018 года в АИС «Портал поставщиков», в рамках пилотного проекта, договоры по закупкам малого объема, не заключаются напрямую с определенным поставщиком, а заказчики создают котировочные сессии (мини-аукционы). Данный пилотный проект охватывает закупки всех товаров (за исключением лекарственных препаратов), а также часть простых работ и услуг (санитарное содержание помещений и территорий, содержание зеленых насаждений, стирка белья и пр.). Например, любой государственный заказчик города Москвы на основе выставленной оферты может опубликовать котировочную сессию (мини-аукцион) на поставку 1000 шариковых ручек по 10 рублей, и любой поставщик (подрядчик, исполнитель), зарегистрированный в АИС «Портал поставщиков» может принять участие и снизить цену до уровня, по которой он сможет поставить товар. Длится такая котировочная сессия (мини-аукцион) 24 часа без взимания какой-либо платы (даже возвратной) для участия. Приглашение к участию в котировочной сессии (мини-аукционе) формируется и направляется автоматически всем поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имеющим оферты по видам продукции, указанным в спецификации котировочной сессии (мини-аукционе) и отображается при авторизации в АИС «Портал поставщиков».
По состоянию на 11.03.2019 г. АИС «Портал поставщиков» имеет следующие показатели:
- 139,9 тысячи поставщиков;
- более 8 000 государственных заказчиков города Москвы;
5
-о
-С
гп
о т;
>
У
т; А
- 1,9 миллиона заключенных договоров;
- средний процент снижения по котировочным сессиям (мини-аукционам) - 12,5 %.
Таким образом, закупки малого объема в городе Москве, помимо удобства заключения их в электронной форме, позволяют экономить бюджетные и внебюджетные средства, а также развивают конкуренцию.
Минусом данного проекта можно обозначить лишь то, что на данный момент государственные заказчики города Москвы могут создать котировочные сессии (мини-аукционы) на основе выставленных оферт поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А последние в свою очередь неохотно создают оферты на товары (работы или услуги), по которым государственные заказчики города Москвы обязаны проводить котировочные сессии (мини-аукционы), вместо заключения прямого договора. Например, если какому-либо государственному заказчику города Москвы необходимо купить душевую кабину определенного размера и её нет в АИС «Портал поставщиков», он вынужден обращаться к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) других душевых кабин. Они могут отказаться выставлять такую оферту, так как не обязаны и не хотят терять время на котировочную сессию (мини-аукцион) в которой нет гарантии на их победу. Тогда государственные заказчики города Москвы, как правило, обращаются к «знакомым» поставщикам (подрядчикам, исполнителям) с просьбой выставить конкретную оферту, но те, как правило, завышают цену за непрофильный товар (работу или услугу), и государственные заказчики города Москвы вынуждены обзванивать других поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с просьбой принять участие в котировочной сессии (мини-аукционе), чтобы не заключить договор по завышенной цене. Таким образом, необходимо предоставить возможность государственным заказчикам города Москвы самостоятельно создавать котировочные сессии (мини-аукционы).
Если не учитывать вышеуказанный минус и надеяться на его исправление, то можно сказать, что АИС «Портал поставщиков», действительно, создал прозрачную и удобную среду для государственных и муниципальных закупок малого объема.
В ходе исследования было установлено, что в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо внести следующие изменения:
1. Увеличить сумму закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» со ста тысяч руб-]Н лей до четырёхсот тысяч рублей. <2 Данное изменение будет иметь следующие по-
да ложительные эффекты:
о - медицинские организации и другие заказчики,
не включенные в пункт 5 части 1 статьи 93 Феде-2 рального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О кон-
трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», получат равные возможности осуществления оперативных способов закупки для осуществления своих функций;
- в случае необходимости заключения договора до четырёхсот тысяч рублей на одноименные товары (работы и услуги), заказчикам и поставщикам (подрядчикам, исполнителям) не придется заключать 4 договора, подготавливать и оплачивать 4 комплекта первичной документации (товарные накладные, счета, счета-фактуры и пр.).
2. Обязать всех государственных и муниципальных заказчиков РФ проводить котировочные сессии (мини-аукционы) посредством АИС «Портал поставщиков» или аналогичной системы. Кроме того, логично было бы исключить данные закупки из предельных лимитов по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как данные закупки скорее относятся к конкурентным процедурам, нежели к закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данные изменения будет иметь следующие положительные эффекты:
- субъекты малого и среднего предпринимательства получат дополнительную поддержку за счёт получения возможности участвовать в большем количестве закупок малого объёма;
- государственные и муниципальные заказчики смогут более оперативно найти поставщика (подрядчика, исполнителя), поставляющего необходимый товар (работу или услугу);
- позволят экономить бюджетные и внебюджетные средства при осуществлении закупок малого объема.
Литература
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: сПс «Гарант».
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: СПС «Гарант».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «Гарант».
4. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2018 г. N 1292-ПП «Об автоматизированной информационной системе «Портал поставщиков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС « Гарант».
5. Приказ Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 25 сентября 2014 г. N 70-01149/14 «Об утверждении Регламента ведения Портала поставщиков и признании утратившим силу приказа Департамента города Москвы по конкурентной политике от 25 февраля 2013 г. N 70-01-
32/13» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «Гарант».
6. «Уровень инфляции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.аэрх
7. Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/hd_base/micex_doc/
8. АИС «Портал поставщиков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakupki.mos.ru/
Legislation in the field of small amount public procurement with executive supplier (contractor, executor) to ensure state and municipal government demand Polyakov R.L.
Moscow Metropolitan Governance University In article was issued a problem of the contemporary and prospects condition of development of regulatory provision for the public procurement institution. In particular, it is shown currently that small amount public procurement with executive supplier is compile a significant share of all public procurement and insufficiently define in the current legislation. it is shown that in addition to the clause to ensure the transparency of public procurement, there is exist a clause to ensure their efficiency. At the same time, the low cost of goods may not be comparable with the costs of documentary and procedural provision of the procurement process. Based on the experience of procurement of Moscow's customers demand, it is shown that the contemporary procurement system does not actually allow the purchase of rare goods and vital medicines. Therefore, the work is proposed to amend the relevant legislation. In particular, author propose a preposition to increase the volume of purchases with an executive supplier and to realize such type of purchases through information systems. Keywords: state and municipal government purchases, small amount purchases, competition in state and municipal procurement, small and middle businesses development
References
1. Federal Law of 05.04.2013 No. 44-03 «On the contract system in
the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» [Electronic resource]. - Access mode: RLS «Garant».
2. Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ «On the procurement
of goods, works, services by certain types of legal entities» [Electronic resource]. - Access mode: RLS «Garant».
3. Federal Law dated December 29, 2012 No. 275-03 «On the
State Defense Order» [Electronic resource]. - Access mode: RLS «Garant».
4. Decree of the Government of Moscow of October 24, 2018 N
1292-PP «On the automated information system» Supplier Portal «[Electronic resource]. - Access mode: RLS «Garant».
5. Order of the Moscow Department for Competition Policy dated
September 25, 2014 N 70-01-149 / 14 «On approval of the Regulations for the Suppliers Portal and recognition of the order of the Moscow City Department for Competition Policy dated February 25, 2013 N 70 -01-32 / 13 «[Electronic resource]. -Access mode: RLS «Garant».
6. «Inflation rate» [Electronic resource]. - Access mode: inflation
level.rf / inf_table.aspx
7. Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. -
Access mode: https://www.cbr.ru/hd_base/micex_doc/
8. Suppliers portal of Moscow [Electronic resource]. - Access mode:
https://zakupki.mos.ru/
5 "Ö
-C
m
о т;
>
У
т; А