УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ
Е.А. Ботарева, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11275
Аннотация. В статье рассматривается совершенствование уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок и заказов. В настоящее время совершенствование механизма противодействия коррупционным проявлениям в сфере государственных закупок остается одной их важных задач развития законодательства.
Ключевые слова: контрактная система, коррупция, государственный контракт, закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под контрактной системой в сфере закупов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [1]. Данная система признается одним из важных инструментов, предназначение которого направлено на целевое, эффективное и результативное расходования бюджетных средств.
По итогам I - III кварталов заключено около 2,53 млн контрактов (в I - III кварталах 2017 г. - 2,49 млн), что на 1,6% выше показателя 2017 г. Общий объем заключенных контрактов составил 4,7 трлн рублей (в I - III кварталах 2017 г. - 4,02 трлн рублей), что на 17% выше аналогичного показателя 2017 г. [2].
В отчетном периоде ФАС России рассмотрено 10404 обращения о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам рассмотрения указанных обращений в реестр недобросовестных поставщиков в I - III
кварталах 2018 г. ФАС России включены сведения о 5206 недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) [2].
Социальные последствия развития коррупции внутри государственных институтов серьезные. При расхищении бюджетных средств, предназначенных на развитие общества, обостряется бюджетный кризис, а тем самым снижается способность власти бороться с текущими социальными проблемами [3, с. 154].
Уголовная ответственность является наиболее эффективным сдерживающим механизмом по нецелевому расходованию государственных бюджетных и внебюджетных средств по сравнению с другими видами ответственности. Стоит отметить, что большая часть преступлений в данной сфере носит коррупционный характер и имеет связь с преступными деяниями должностных лиц органов власти и руководителей государственных учреждений, в полномочия которых входит организация проведения аукционов и контроль исполнения условий заключаемых государственных контрактов [4, с. 45].
Президент РФ В.В. Путин выступил с инициативой ужесточить уголовное наказание в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В Государственную думу был внесен законопроект, в котором были предложения внести изменения в ч. 2
ст. 46, ст. 304 УК РФ, а также внести в УК РФ новые составы преступления ст. 200.4200.5. Данные изменения были внесены Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ.
Возникает вопрос: зачем же стоило вводить новые составы преступлений, если ранее все преступные деяния при осуществлении государственных закупок для участников квалифицировались по статьям УК РФ о мошенничестве (ст. 159), присвоение и растрата (ст. 160), причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием (ст. 165), ограничение конкуренции (ст. 178), злоупотребление полномочиями (ст. 201), коммерческий подкуп (ст. 204), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), мелкое взяточничество (ст. 291.2), а для должностных лиц - злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), мелкое взяточничество (ст. 291.2), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293). Проблема заключалась в том, что большое количество нарушений в рассматриваемой сфере раннее не могли рассматриваться как уголовно-наказуемое злоупотребление служебным положением, так как эти действия совершают представители заказчика, которые должностными лицами не являются. Раннее, подобные нарушения не образовывали состава преступления и влекли лишь административную ответственность [5, с. 50].
Новые положения Общей части УК РФ в ст. 46 предусматривают назначение штрафа в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет за преступления, которые были совершены в системе государственных закупок и заказов [6]. В случае подкупа лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд размер штрафа исчисляется исходя из величины, кратной сумме подкупа и может быть установлен в размере до сто-
кратной суммы подкупа [6]. При этом законодатель установил пределы штрафа: он не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.
Субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ являются работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере системе государственных заказов. При этом законодатель отмечает, что данные лица не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. В части 1 ст. 200.4 УК РФ предусмотрены различные виды наказаний за данное деяние, самое строгое наказание - это лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Квалифицирующими признаками данного состава преступления является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 200.4 УК РФ, группой лиц по предварительному сговору или причинение особо крупного ущерба. В данном случае законодатель определил максимальное наказание в виде лишении свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ являются как лица подкупающие, так и подкупаемые. Наиболее строгая санкция за данное деяние является лишение свободы до трех лет со штрафом в размере десятикратной суммы подкупа или без такового.
Квалифицирующими признаками признаются, если данное деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере. Здесь законодатель предусмотрел лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без
такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до двух лет или без такового. Особо квалифицирующим признаком является совершение данного деяния в особо крупном размере.
В примечании к данной статье регламентируется крупный размер подкупа, сумма которой превышает ста пятидесяти тысяч рублей, особо крупным размером считается сумма, превышающая один миллион рублей.
Законодатель предусмотрел не менее суровые наказания для подкупаемых лиц (ч. 4, 5, 6 ст. 200.5 УК РФ).
Необходимо также отметить, что законодатель выделил основания, по которым лицо, совершившее подкуп представителей заказчика освобождается от уголовной ответственности. К таким основаниям относятся:
1) активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, если в отношении его имело место вымо-
2) если это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело [6].
Федеральным законом № 99-ФЗ также законодатель вносит дополнения в ст. 304 УК РФ, где устанавливается ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа. Максимальным наказанием за провокацию взятки или коммерческого подкупа является лишение свободы на срок до пяти лет.
Таким образом, существовавший ранее пробел в законодательстве, касающийся уголовной ответственности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд устранен, тем самым установлен эффективный механизм противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок. Теперь совершенному деянию будет сопутствовать соразмерное соответствующее наказание, к уголовной ответственности будут привлечены не только должностные лица, а также лица, которые таковыми не являются.
гательство подкупа;
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с07.01.2019) / Электронный справочник Кон-сультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I - III кварталов 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124945
3. Дмитриев Д.Д., Паулов П.А. Коррупция как угроза развитию общества // Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции «Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации». - Пенза: Изд-во МЦНС «Наука и Провещение», 2018. С. 153-155.
4. Лапин В.О. Актуальные проблемы выявления и расследования преступлений в сфере закупов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 2. - С. 44-50.
5. Говорухин Ю.П. Ужесточение ответственности за нарушения в сфере госзакупок // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: «Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований». 2018. С. 49-55.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Электронный справочник КонсультантПлюс. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR CRIMES MADE IN THE SPHERE OF STATE
AND MUNICIPAL ORDERS
E.A. Botareva, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. The article discusses the improvement of criminal responsibility for crimes committed in the field of state and municipal procurement and orders. At present, the improvement of the mechanism for countering corruption in public procurement remains one of the important tasks of the development of legislation.
Keywords: contract system, corruption, state contract, procurement for state and municipal needs.