ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Мирзаева Ф. О.
Мирзаева Фарохат Одилжоновна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в модернизации высшего образования объективным требованием к обучению является реализация воспитывающего обучения, во время которого учитель в решении образовательных проблем сознательно ставит цели и осуществляет нравственное воспитание, социально-активное, профессиональное, что дополняет саморазвитие личности студента. Структурными компонентами готовности будущего преподавателя университета к реализации воспитывающего обучения в качестве личного качества являются профессиональные знания и профессиональное мастерство.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель, вуз, студент, преподаватель, культура, межличностные отношения.
В условиях модернизации высшего профессионального образования объективным требованием к педагогической деятельности становится реализация воспитывающего обучения, в ходе которого преподаватель, решая образовательные задачи, сознательно ставит и реализует цели воспитания нравственной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности студента. Структурными компонентами готовности будущего преподавателя вуза к реализации воспитывающего обучения как личностного качества являются профессиональные знания, профессиональные умения и ценностное отношение. Компоненты профессиональных знаний и умений - это объем знаний и умений по теории и методике реализации воспитывающего обучения в вузе; компонент ценностного отношения - чувство долга и ответственности будущего преподавателя за воспитание студенческой молодежи [1, с. 133]. Весь ход нашей истории, эволюции цивилизации и экономики подтверждает необходимость опережающего развития образования. Сегодня для достижения этих целей объективным фактором становится необходимость поиска новых педагогических технологий, способствующих зарождению и развитию новых типов взаимоотношений между преподавателем и студентами, как следствие, требуется пересмотр традиционной дидактической системы, переоценка подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений. Отметим, межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эти взаимосвязи опосредствуются содержанием, целями и организацией совместной деятельности.
Под культурой межличностных отношений мы понимаем уважительное отношение к человеку в процессе межличностного взаимодействия в соответствии с общечеловеческими гуманистическими ценностями. Развитая культура межличностных отношений выступает регулятивом поведения учителя в образовательном процессе и является одним из важных компонентов социально -нравственного развития личности. Культура межличностных отношений необходима для адаптации педагога в обществе, она позиционирует учителя как наивысшую
| 59 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 2(16) 2017
ценность в процессе межличностных отношений. Степень овладения учителем культурой межличностных отношений характеризует его как развитую в социально -нравственном плане личность и служит критерием развитости в нем человеческого начала. Успешность будущего педагога требует определенных педагогических усилий по организации жизнедеятельности педагогического коллектива, поддержанию целевой направленности, координации групповой активности. Поскольку основным механизмом формирования личности является коллектив сверстников, то вполне закономерно, что студенческий коллектив, в котором молодой человек проводит значительный промежуток своей жизни, воспитывает его и дает определенный «багаж» в жизнь. Каким бы самостоятельным ни был человек, каким бы зрелым мышлением он ни обладал на момент поступления в вуз, жизнь в коллективе заставляет его прийти к определенным выводам, принять важные для себя решения, сделать решающий выбор. Системообразующим стержнем профессиональной подготовки будущих преподавателей выступает психолого-педагогический и методический блок дисциплин и вузовская подготовка будущего преподавателя этого направления нам видится основанной на фундаменте компетентностного подхода.
Список литературы
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1984.
ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ Гаврилова Н. А.
Гаврилова Наталья Александровна - старший преподаватель,
кафедра истории и теории государства и права, Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургский государственный университет, г. Бузулук
Аннотация: в статье обоснована необходимость разработки эффективной системы становления гражданской позиции современных студентов. Дан обзор исследований по проблеме формирования гражданской позиции в современной психолого-педагогической литературе. Показаны возможности и преимущества университетского образования в процессе гражданского воспитания молодежи. Ключевые слова: гражданская позиция студентов университета, университетское образование, гражданские качества.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы воспитания молодежи, переориентация на обеспечение социализации личности, активной гражданской позиции, патриотического сознания [2]. Сегодня важно осознать и разработать пути и средства, способствующие развитию человека, способного жить в гражданском обществе. На наш взгляд, одним из важнейших качеств, характеризующих полноценного, достойного члена гражданского общества -это наличие гражданской позиции. Проблема становления и развития гражданской позиции в последнее время активно исследуется в научно-педагогической литературе. Параметры и пути развития гражданской позиции представлены в работах А. М. Андресюка (формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы), Т. Н. Балобановой (формирование
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 2(16) 2017 | 60 |